Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения в начальных классах
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 07.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Значение литературоведческих понятий в начальной школе 6
Глава 2. Основные литературоведческие понятия, изучаемые в начальной школе 8
Глава 3. Методика формирования литературоведческих понятий 11
Глава 4. Трудности и пути их преодоления 13
Заключение 16
Список использованных источников 18
Просмотр анимационных фильмов по мотивам литературных произведений, создание мультимедийных презентаций, использование интерактивных обучающих программ и онлайн-ресурсов способно заинтересовать современных детей.[9, С.215]10. Важно также обеспечить дифференцированный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка. Для одних учеников может потребоваться больше времени и практики, для других – более сложные задания и углубленное изучение материала.Таким образом, преодоление трудностей в формировании литературоведческих понятий у младших школьников требует комплексного подхода, включающего использование разнообразных методов, создание мотивирующей среды, привлечение семьи и современных технологий. Только при соблюдении этих условий учитель сможет эффективно развивать читательские компетенции своих учеников и прививать любовь к литературе.ЗаключениеФормирование литературоведческих понятий у младших школьников на уроках литературного чтения имеет большое значение для развития их читательской грамотности, литературного вкуса и аналитических способностей. Вот некоторые ключевые моменты, которые стоит учитывать:1. Постепенное и последовательное введение понятий. Начинать следует с базовых понятий (жанр, тема, идея, герой и т.д.), а затем переходить к более сложным (композиция, художественные средства, литературные приемы и т.д.).2. Использование наглядных примеров и практических заданий. Абстрактные понятия будут лучше усваиваться, если их объяснять на конкретных примерах из прочитанных произведений и давать задания на их применение.3. Связь с жизненным опытом детей. Чтобы понятия лучше запоминались, их следует соотносить с реальными жизненными ситуациями и эмоциями, знакомыми детям.4. Систематическое повторение и закрепление. Регулярное возвращение к уже изученным понятиям, их актуализация на новом материале обеспечат их прочное усвоение.5. Создание проблемных ситуаций и использование игровых форм. Это повысит интерес детей, вовлеченность в процесс и мотивацию к усвоению новых знаний.6. Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей. В работе следует опираться на уровень развития каждого ребенка и его личный опыт.Таким образом, грамотное и продуманное формирование литературоведческих понятий позволит не только расширить кругозор младших школьников, но и сформирует базу для дальнейшего развития их читательской культуры и аналитического мышления.Основные выводы по теме "Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения в начальных классах":1. Формирование литературоведческих понятий является важной задачей в начальной школе, так как закладывает основы литературного развития и читательской грамотности младших школьников.2. Усвоение понятий должно происходить постепенно, в определенной последовательности - от простых к более сложным, с учетом возрастных особенностей и уровня развития детей.3. Эффективность формирования литературоведческих понятий обеспечивается использованием наглядных примеров из художественных произведений, практических заданий, игровых форм и проблемных ситуаций.4. Связь изучаемых понятий с жизненным опытом учащихся, их эмоциями и переживаниями способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.5. Важно систематически повторять и закреплять изученные понятия на новом литературном материале для их прочного усвоения.6. Индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его способностей и личного читательского опыта, является залогом успешного овладения литературоведческими знаниями.7. Грамотное формирование литературоведческих понятий развивает аналитическое мышление, читательские навыки и литературный вкус младших школьников, создавая прочную базу для дальнейшего литературного образования.Список использованных источниковБарская, Е.А. Изучение прозы И.С. Шмелёва в школе с учетом специфики автобиографического повествования / Е.А. Барская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 9. — С. 103-106. — ISSN 1815-9044. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290350 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Гончарова, И.И. Формирование личностных универсальных действий младших школьников на уроках литературного чтения / И.И. Гончарова, О.А. Деханова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2018. — № 24. — С. 77-79. — ISSN 2305-1256. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309660 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536146 (дата обращения: 08.05.2024).Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00330-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537198 (дата обращения: 08.05.2024).Курганская, А.В. Подготовка студентов к литературному образованию младших школьников / А.В. Курганская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2016. — № 6. — С. 23-29. — ISSN 2308-8796. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300010 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Взаимосвязь творческой компетентности и процесса анализа художественного текста на уроках литературного чтения / А. Ю. Мамырова, A. Mamyrova, Г. Курбаналиева, G. Kurbanalieva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 4. — С. 477-481. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/336572 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Ларина, О.С. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПО ТЕМЕ ДЕТСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / О.С. Ларина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. — С. 123-127. — ISSN 2074-1065. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291554 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07854-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539790 (дата обращения: 08.05.2024).Фольклор в школе : практическое пособие для среднего профессионального образования / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06606-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540584 (дата обращения: 08.05.2024).
2. Гончарова, И.И. Формирование личностных универсальных действий младших школьников на уроках литературного чтения / И.И. Гончарова, О.А. Деханова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2018. — № 24. — С. 77-79. — ISSN 2305-1256. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309660 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536146 (дата обращения: 08.05.2024).
4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00330-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537198 (дата обращения: 08.05.2024).
5. Курганская, А.В. Подготовка студентов к литературному образованию младших школьников / А.В. Курганская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2016. — № 6. — С. 23-29. — ISSN 2308-8796. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300010 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Взаимосвязь творческой компетентности и процесса анализа художественного текста на уроках литературного чтения / А. Ю. Мамырова, A. Mamyrova, Г. Курбаналиева, G. Kurbanalieva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 4. — С. 477-481. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/336572 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Ларина, О.С. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПО ТЕМЕ ДЕТСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / О.С. Ларина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. — С. 123-127. — ISSN 2074-1065. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291554 (дата обращения: 08.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07854-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539790 (дата обращения: 08.05.2024).
9. Фольклор в школе : практическое пособие для среднего профессионального образования / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06606-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540584 (дата обращения: 08.05.2024).