Жалованная грамота городам» и ее роль в сословной политике в конце XVIII - середине XIX вв

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 13.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Жалованная грамота городам 6
Глава 2 Роль грамоты в сословной политике 9
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Они назывались мещанами. Мещане делились на три основные группы: тех, кто занимался наукой и службами, торгующих и занимающихся различными приличными работами. Группа торгующих включала купцов, предпринимателей, владельцев заводов и фабрик, а также мореплавателей. Купцы также делились на три категории в зависимости от своего материального положения: гуртовые, лавочные и мелочные. Другая часть мещанского класса включала ремесленников, обычных мещан и освобожденных. Обычные мещане были посадскими людьми. [3]Проект законов о правах среднего класса горожан предполагает изменения в структуре посадской общины путем включения в нее других категорий жителей города. Более подробное определение города дано в записке "Об общем городском праве", где он описывается как особое гражданское общество, занимающееся различными видами деятельности для обеспечения себя пропитанием. В городе проживают люди различных состояний, но в основном это сословие, занимающееся искусствами, науками, мореплаванием, торговлей и ремеслами, не относящееся ни к дворянству, ни к крестьянам. Материалы Уложенной комиссии 1767 года оказали значительное влияние на последующее городское законодательство и связаны с положениями Жалованной грамоты городам 1785 года. Жалованная грамота городам 1785 года является продолжением предшествующего городского законодательства России и содержит элементы из Уложенной комиссии 1767 года, а также из "Плана о выгодах и должностях купечества и мещанства" 1775 года. В этом документе рассматриваются личные и сословные права горожан, а также вопросы организации купеческих гильдий, ремесленников, их цехов и органов городского самоуправления. Структура Жалованной грамоты максимально приближена к структуре Жалованной грамоты дворянству, начиная с главы, посвященной описанию самого города и его характеристикам, и продолжая главой о мещанах, которые составляют "вожделенное третье сословие". Мещане образуют городское общество, имеющее сходство с дворянским собранием, и имеют свои организационные структуры, такие как дом для проведения собраний, печать, казна, архив и писарь. Однако у мещанина, не имеющего собственности или капитала, нет права голоса в городском обществе. Для отражения сословного деления горожан заводится городовая обывательская книга, состоящая из шести частей, аналогично родословной дворянской книги.Изменения, внесенные в городскую структуру Городской реформой 1785 года, распределили городских жителей по шести категориям в соответствии с их имущественным положением. Первая категория включала «настоящих городских обывателей» или мещан, обладающих недвижимостью в городе. Вторая категория представляла собой гильдейское купечество и требовала более высокий ценз по сравнению с нормами 1775 года. [7] Гильдиям входить горожан с капиталом от 10 до 50 тыс. рублей, во вторую - от 5 до 10 тыс. рублей, а третью собирали лица с капиталом от 1 до 5 тыс. рублей. Третью категорию составляли зарегистрированные цеховые ремесленники, четвертую - иностранцы и иногородние, занимающиеся промыслом. Пятая категория включала именитых граждан, имеющих значительный капитал, университетское образование, а также художников, архитекторов и музыкантов. Шестая категория включала посадских людей - «старожилов», не вошедших в первые пять категорий. Городам было разрешено иметь различные предприятия, такие как мельницы, харчевни и трактиры, а также устраивать ярмарки. Принадлежность к определенным категориям городских жителей определялась не только их профессиями, но и имущественным статусом. Особенно значительным было увеличение капитала, необходимого для вступления в гильдию купечества, что отделяло это сословие от мещанства. Переход из одной гильдии в другую становился все более сложным, с целью ограничения доступа малосостоятельных членов купечества в высшие разряды. Городские магистраты, которые раньше выполняли также административные функции, теперь в основном занимались судебной деятельностью, теряя свое значение в городском управлении.Звание мещанина, так же как и дворянское, является наследственным, и его можно лишить за совершение преступлений, таких как нарушение присяги на верность государю. Решение о лишении права на звание мещанина выносится судом, который состоит из мещан. Только суд может лишить мещанина его собственности. Однако не полностью ясно, можно ли применять к мещанам телесные наказания. С одной стороны, говорится, что городовые лишаются звания мещанина за преступления, за которые предусмотрено телесное наказание; с другой стороны, купцы 1-й и 2-й гильдий освобождаются от него. [13] Мещане имеют десятилетний срок давности на все преступления. При перечислении прав мещан почти дословно повторяется указ 1775 года о возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Грамота устанавливает социальную неоднородность горожан. В отличие от дворян, различные группы городских жителей были созданы искусственно государством. Сократилось количество купцов, так как для считания себя купцом необходимо было иметь капитал свыше 500 рублей. Входящие в три гильдии купцы освобождались от подушной подати и рекрутской повинности. Позднее подушная подать была заменена подоходным налогом, а рекрутская повинность - денежным взносом. По Городовому положению, купечество получило ряд привилегий и прав, ограниченных в основном экономическими вопросами. Каждой гильдии купцов присваивалось место в зависимости от заявленного капитала, с минимальным объемом 1000 рублей. Купцы разных гильдий имели разные привилегии, такие как право использовать разные виды транспорта. Именитые граждане в третьем поколении имели возможность претендовать на дворянство. Однако самодержавие не позволяло посадскому населению монополизировать ремесленное производство, как это требовали многочисленные городские наказы. Городовое положение признавало крестьянам право свободно заниматься ремеслами и продавать свои товары.В отличие от дворянства, у которого все слои имели равные права, различные категории вновь создаваемого "третьего сословия" не имели единства сословных прав, что противоречило основам сословного устройства. Жители города участвовали в формировании органов городского самоуправления, таких как городская общая дума, которая выбирала шестигласную думу из шести человек - по одному от каждой категории горожан. Купечество играло верховенствующую роль в выборе кандидатов в шестигласную думу. Этот орган занимался решением текущих вопросов управления городом, поддерживал порядок, следил за соблюдением торговых правил, состоянием зданий и укреплением дружественных отношений среди жителей. Однако новые городские учреждения, введенные новым гувернером, фактически не получили автономии и ответственности, о которой говорилось официально. Они оставались под контролем государственной администрации и зависели от нее. Члены городского общества определялись повышенным имущественным цензом, владением недвижимостью и другими признаками буржуазной собственности, что обусловливало их положение в обществе. Это отразило растущее экономическое значение купечества, которому власть была вынуждена предоставить дополнительные привилегии для обогащения и эксплуатации налогоплательщиков. Помимо гильдий, для купечества были предусмотрены и ремесленные цеха, подобные тем, что существовали в средневековой Европе. Екатерина II также урегулировала организацию работы ремесленников, подмастерьев и их взаимоотношений. Городское положение 1785 года было в некотором смысле более консервативным, чем предыдущее законодательство, закрепив взимание двойного оклада с лиц, вступающих в купечество. Ремесленное положение, введенное реформой 1785 года, распространило цеховую систему на всю Россию, хотя в это время она уже устарела на Западе, где общественные условия существенно отличались. Прибалтика, входившая в состав Российской империи в XVIII веке, сохранила свою уникальную систему городского управления, не имеющую аналогий в остальной России. [9]ЗаключениеЖалованная грамота представляла собой значимый документ, устанавливающий правовые основы для управления городами, но в то же время она ограничивала политические свободы местного населения и укрепляла власть царского правительства. Реформы, проводимые в период правления императрицы Екатерины II и императора Александра I, позволили частично изменить сословную структуру общества и улучшить условия жизни городского населения. Однако, жалованная грамота оставалась инструментом управления, контролируемым центральной властью, и не давала городам полной автономии. Исторический анализ показывает, что влияние жалованной грамоты на развитие городского самоуправления было значительным, но ограниченным. Значительное число городов получило свои уставы и права благодаря этому документу, но в то же время грамота устанавливала определённые правила и ограничения, оставляя конечное решение за центральной властью. Таким образом, жалованная грамота играла важную роль в сословной политике Российской империи в конце XVIII - середине XIX веков. Она определила правовые рамки городского управления, но в то же время поддерживала централизованную власть и ограничивала политические свободы городского населения. Реформы, которые последовали за жалованной грамотой, постепенно привели к изменениям в сословной системе и укреплению городского самоуправления. Список литературыАрхив князя Воронцова/ ред. П. И. Бартенев .- Москва : Тип. А. И. Мамонтова , 1870-1897 Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. Т.1. Города России в XVIII столетии. Спб., 1875. . Каменский А.Б.От Петра I до Павла I:Реформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа. М.,2001. . Каменский А.Б.Сословная политика Екатерины II // Вопр.истории.1995.№3. .Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. Спб., 1992. . Кантор А.М. Духовный мир русского горожанина: вторая половина XVII в.: Очерки. М.,1999. Кафенгауз Б.Б. Город и городская реформа 1785 г. // «Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй половине XVIII века». М., 1956. . Клокман Ю.Р. Историография русских городов второй половины XVII- XVIII вв. // «Города феодальной России». Сб. статей памяти Н.В.Устюгова. М., 1966. . Клокман Ю.Р. Русский город XVIII века в современной буржуазной историографии // «Критика буржуазных концепций периода феодализма». М., 1962. .Корсак А. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства в Западной Европе и России. М., 1861. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1989. Вып.5.Центральный государственный архив древних актов. Путеводитель. В 4 томах. Том 2. - М.: Главархив СССР, 1992. - 518 c.

1. Архив князя Воронцова/ ред. П. И. Бартенев .- Москва : Тип. А. И. Мамонтова , 1870-1897
2. Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. Т.1. Города России в XVIII столетии. Спб., 1875. .
3. Каменский А.Б.От Петра I до Павла I:Реформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа. М.,2001. .
4. Каменский А.Б.Сословная политика Екатерины II // Вопр.истории.1995.№3. .
5. Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. Спб., 1992. .
6. Кантор А.М. Духовный мир русского горожанина: вторая половина XVII в.: Очерки. М.,1999.
7. Кафенгауз Б.Б. Город и городская реформа 1785 г. // «Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй половине XVIII века». М., 1956. .
8. Клокман Ю.Р. Историография русских городов второй половины XVII- XVIII вв. // «Города феодальной России». Сб. статей памяти Н.В.Устюгова. М., 1966. .
9. Клокман Ю.Р. Русский город XVIII века в современной буржуазной историографии // «Критика буржуазных концепций периода феодализма». М., 1962. .
10. Корсак А. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства в Западной Европе и России. М., 1861.
11. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1989. Вып.5.
12. Центральный государственный архив древних актов. Путеводитель. В 4 томах. Том 2. - М.: Главархив СССР, 1992. - 518 c.