Обучение учащихся сочинению разных жанров на уроках литературы в 5 классе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 57 57 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 22.02.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты обучения учащихся сочинению разных жанров на уроках литературы в 5 классе
1.1 Жанровое многообразие сочинений в работах методистов прошлого и современности
1.2 Специфика написания сочинений разных жанров (сочинение - описание памятника, этюд, сочинение-рассуждение, сочинение-сказка)
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 5 классов, которые помогают учителю обучить их сочинению
2. Методика написания сочинения разных жанров (сочинение - описание памятника, этюд, сочинение- рассуждение, сочинение-сказка)
2.1 Анализ образовательной программы по литературе (под редакцией Курдюмовой) с точки зрения материала для написания сочинений
2.2 Методика написания сочинения-описания памятника А.С. Пушкина
2.3 Методика написания этюда на тему «Поэтический образ Родины»
2.4 Методика написания сочинения- рассуждения и создания собственной сказки по сказке Жуковского «Спящая царевна»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

» /чтение наизусть учителем /
Какое чувство стремился выразить поэт в стихотворении?
Найдите слова, которые показывают отношение поэта к родине
Что сближает стихотворение Никитина и Толстого?
Разноуровневые задания слайд №12
1. Базовый уровень: Как вы себе представляете любимый край поэта по стихотворению Толстого «Край ты мой заброшенный»
2. Средний уровень: Что сближает стихотворение с народной песней? Обоснуйте свой ответ
3.Повышенный уровень: С какими образами мы встречаемся в стихотворениях Никитина и Толстого? / воля, поле, небо, степь, тучи/ Покажите текстом
Рефлексия: слайд №13
Что особенно запомнилось мне на уроке?
Чему я научились на уроке?
На что мне обратить внимание?
За что я могу себя похвалить?
Итоги урока.
Домашнее задание: слайд №12
На выбор: устное сочинение-этюд «Образ Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь».


2.4 Методика написания сочинения- рассуждения и создания собственной сказки по сказке Жуковского «Спящая царевна»

В программу 5-го класса включены два произведения В. А. Жуковского — «Спящая царевна» и «Кубок». Оба эти произведения имеют в истоках народные предания разных стран. Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. В основе «Кубка» лежит баллада Ф. Шиллера «Водолаз». Немецкий поэт воспользовался легендой XII в. о замечательном пловце, но облагородил ее (в предании пловец погибает от жадности). Жуковский основательно перестроил балладу (вместо морских чудищ паж видит реальных рыб). Шиллер полагал, что боги скрывают от человека только те тайны, познание которых наполнило бы его ужасом. Жуковский считал, что человеку недоступно познание любых тайн, должных оставаться, согласно предначертанию свыше, за пределами разума.
При деятельностном подходе к обучению процесс усвоения понятий предполагает активную мыслительную деятельность обучающихся. Эффективность обучения достигается через актуализацию не собственно содержания учебного материала, а характера работы над ним, то есть в нахождении и реализации действий, которые в наибольшей степени способствуют на каждом этапе обучения развитию творческого потенциала учащихся.
Тема заявленного интегрированного урока – литература и развитие речи – рассчитана на два часа и предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены
на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения;
на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования посредством приобщения к жанровой форме сказки.
Цель – развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка, используемыми авторами сказок на сюжет о «спящей красавице»; формирование навыка продуцирования собственного текста учащимися с использованием жанровой формы литературной сказки.
Достижение этой цели предполагается через постановку и решение следующих задач:
выявление имеющихся представлений о структурных элементах жанра волшебной сказки;
знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»;
формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский, «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я. Пропп, «Морфология сказки»);
развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, а также планированием последовательности действий по ее решению;
формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста, составление плана текста и др.);
повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, навык работы с вопросами на уточнение и понимание, продуктивное взаимодействие с членами группы и др.);
стимулирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и продуцирования учащимися собственного текста в жанре литературной сказки;
воспитание положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Методы и приёмы:
Методы развития речи: имитативные (различные виды пересказатекста, а именно: близкий к тексту, сжатый, выборочный, с делением текста на части; озаглавливание частей, составление плана прочитанного); коммуникативные (организация наблюдений над художественным материалом, создание высказываний; создание текста сказки).
Методические приемы технологии РКМЧМ: «Составление кластера «Сказка»», «Инсерт» и др., которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
Краткое обоснование теоретических положений урока.
С конца 90-х годов 19 века А.Н. Веселовский (1838–1906), историк литературы, создает научные труды, поднимающие проблему исследования исторической поэтики сюжетов. Под мотивом А.Н. Веселовский подразумевал некую «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности». По его мнению, мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие. Например, простейший мотив – «злая старуха не любит красавицу – и задает ей опасную для жизни задачу» – можно представить в виде формулы: М = А + В, где <М> – мотив; <А> – злая колдунья-старуха; <В> – молодая красавица; <+> – невзлюбила и задает опасную задачу.
Элементы такой формулы, разрастаясь, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения (сказки). Таким образом, сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении:
Сюжет = М1 + М2 + М3 + М4 + …Мn
По мысли другого русского ученого В. Я. Проппа (1895–1970), основными частями сказки являются функции ее действующих лиц. Функция – это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Количество функций невелико. В пределах 31-й функции развивается действие всех без исключения сказок. Кроме того, одна функция непринужденно вытекает из другой.
Замысел данного урока основывается на применении в школьной практике, с учетом возрастных особенностей учащихся, идей структурной и компаративистской научных школ, изучающих жанровую природу и особенности сюжетосложения сказок. В качестве проблемы выдвигается вопрос о создании и апробировании алгоритма действий, производимых при исследовании особенностей построения жанровой структуры сказок, которые созданы на основе сюжета о «спящей красавице» (в логике понятий «мотив», «сюжет», «действие героя»). Результатом такой деятельности должно стать продуцирование учащимися собственного текста, построенного на использовании жанровой формы литературной сказки на сюжет о «спящей красавице».
Для реализации поставленных задач используется технология развития критического мышления. Урок, построенный по данной технологии, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:




Структура и описание этапов урока:
(Первый час)
I. Орг. момент:
проверка внешней и психологической готовности учеников к уроку (1-2 мин).
1 фаза «Вызов»
II. Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.
На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например: «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
Деятельность учащихся организуется следующим образом: индивидуальная работа (фиксирование уже имеющихся знаний и понятий по предложенной проблеме) → работа в парах (организация обмена информации с целью выяснения, в чем совпали (не совпали) имеющиеся представления) →. каждая пара делится итогами своей деятельности (3-4 мин.).
Озвучивание и фиксирование составляющих волшебной сказки (2 мин.): зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д.
Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»»; Слайд 2)). (3 мин.).
III. Целеполагание:
определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения. Цель данного этапа - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице» (рассказ учителя с использованием слайдов 3-6). (4 мин.).
Акцентируется внимание на том, что сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд 4):
А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд 5).. Пересказ подготовленного учеником содержания либретто балета «Спящая красавица» (авторы И. Всеволожский и М. Петипа). (Слайд 6).
Вопрос: Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»? (учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).
2. Выдвижение проблемы: Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? (да, можем, но необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются). Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?
3. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий). (Слайд 7) (4-5 мин.):
Шаг первый: внимательно прочитать в учебнике сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», изучить ее содержание и выделить ее смысловые части.
Шаг второй: прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица», сравнить ее со сказкой Жуковского и выяснить, в чем состоит сходство и различие этих сказок.
Шаг третий: на основании наших наблюдений над текстами и имеющегося у нас представления о жанре волшебной сказки создать свой текст сказки о «спящей красавице» 
2 фаза «Реализация смысла»
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации (слайд 8) (2-3 мин.).
Цель – формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя».
Слово учителя: Научное изучение сказки началось недавно – в XIX-XX вв. Причем научные школы возникали в разных странах. Сегодня на уроке мы изучаем сказки, сходство которых объясняется общим сюжетом. А сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, которые мы будем называть теперь мотивами. Русский ученый А.Н. Веселовский, изучавший сказки народов мира, дает такое определение мотива и сюжета:
Мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие,
Сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.
Таким образом, мы не просто будем делить текст на отдельные смысловые части, мы будем выделять фрагменты текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя, давать характеристику этому действию, то есть будем исследователями, изучающими мотивы, образующие сюжет сказки о спящей красавице.
V. Первичная проверка понимания нового материала (19-20 мин.), оставшаяся часть работы завершается дома.
Цель – разделение текст на смысловые части (мотивы), их озаглавливание, составление плана прочитанного.
1. Коллективное выразительное чтение текста, разбивка его на самостоятельные части (вычленение отдельных мотивов), обсуждение действий героев, формулирование мотивов
Эта поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации. При выделении мотива выполняются следующие операции: определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки; на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описание содержания мотива. Результатом такой деятельности станет формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.
2. Выстраивание цепочки мотивов, формирующих сюжет сказки Жуковского (отредактированный вариант):
М1 = у царя и царицы нет детей → М2 = чудесное предсказание рака → М3 = у царя и царицы рождается долгожданная дочь → М4 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья (украдено 12 блюдо) → М5 = дары чародеек → М6 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена → М7 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон на 300 лет) → М8 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы → М9 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) → М10 = вместе с царевной засыпает весь царский двор → М11 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→ М12 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну (поцелуй) → М13 = пробуждение царского двора → М14 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.
3. Формулирование сюжета сказки Жуковского: Молодая красавица под чарами злой колдуньи впадает в глубокий сон, а чудесное пробуждение происходит в положенный срок в результате поцелуя царевича. Финал – счастливая свадьба.
4. Не завершенная на уроке часть работы задается на дом.  
(Второй час)
VI. Усвоение способов действия путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.
Цель – целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Организация наблюдения над текстами сказок Жуковского и Перро: выявление сходства и различия сюжетной организации (прием «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста)
Вопрос: Перечислите выявленные нами мотивы сказки Жуковского;
1. Планирование деятельности учащихся (15-18 мин.):
Работа в группах: чтение сказки Ш. Перро, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»:
2. Коллективное обсуждение полученных результатов, акцентирование найденных отличий (7-8 мин.). (Слайд 9).
– В чем сходство сказок? Перечислите, что вы пометили как «известное» (например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др.)
– Перечислите, что вы пометили как «противоречит известному» (например, 12 чародеек – 7 фей; украли 12 блюдо – отсутствие 8 прибора; 11 добрая фея не успела одарить царевну во время пира – 7 фея специально спряталась, чтобы после изменить злое колдовство ведьмы; сон должен продлиться 300 лет – сон на 100 лет; старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено – старуха не знала о запрете короля; весь двор заснул сразу с царевной – добрая фея усыпила весь замок (кроме короля и королевы) и др.).
– Перечислите, что вы пометили как «новое» (карлик с семимильными сапогами; фея на огненной колеснице; продолжение сказки, то есть появление новых мотивов).
Делается вывод о том, что, несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки
Демонстрируются результаты таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице» (слайд 10). 
3 фаза Рефлексия 
VII. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(принцип дифференциации) (15-18 мин.).
Цель – помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Слово учителя: При планировании нашей работы мы поставили перед собой задачу – написать собственную сказку, основанную на сюжете о «спящей красавице». В начале мы вспомнили, из каких элементов состоят волшебные сказки: зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д. Мы изучили вопрос о том, как строится сюжет сказки, выделили ее смысловые части (мотивы). Выяснили, как использовали этот сюжет Жуковский и Перро, в чем сходство и различие их произведений.
Если Перро в своем варианте сказки вводит новый сюжет о злой королеве, то вам предлагается при создании своей сказки: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее, другая галактика и др. (выбор учащимися варианта задания)
2. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.
VIII. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся и объявление отметок (1 мин.).
IX. Домашнее задание (1 мин.): редактирование текстов.



Заключение

Происходящие в науке и жизни процессы, положительные и отрицательные последствия стандартизации образования на время послужили как бы оправданием для снятия вообще как таковой проблемы школьного сочинения, а вместе с ней – и проблемы интерпретации читателем-школьником художественного произведения, а ведь именно в процессе интерпретационной деятельности раскрывается природа искусства и природа взаимодействия читателя и художественного текста.
Как следствие – снижение у методики интереса к проблеме творческой деятельности читателя-школьника. Анализ современной методической литературы показывает, что наметилась негативная тенденция игнорирования проблем развития творческих способностей на уроках литературы, а творчество как процесс и результат общения читателя-школьника с художественным произведением перестает быть доминантной школьного литературного образования. Широко используемое в научном мире учение о диалоге М. М. Бахтина и его последователей, прочно утвердившиеся в педагогике деятельностный и личностно ориентированный подходы к обучению, герменевтический подход в литературоведении, «филологичность» современной философии и новое понимание текста, текстоцентричность современной культуры, интерактивные возможности мультимедиа – к сожалению, все эти и многие другие достижения современной науки и техники, актуальные для данной проблемы, почти не отразились на системе школьного литературного образования в начале XXI в.
Активное внедрение форм ЕГЭ по литературе – с одной стороны, реализует требования стандартизации диагностики образования, с другой – является попыткой отстоять прежние позиции литературы как обязательного предмета, служит своеобразной «охранной грамотой». При этом сторонники такой позиции, мы полагаем, упускают из виду тот факт, что в ходе реализации такой технологии охранять уже будет нечего – игнорирование диалогической природы искусства и пренебрежение к сотворческой деятельности читателя приведет к тому, что литература как школьный предмет утратит свою сущность и свое высокое предназначение в системе школьного литературного образования.
Практика показывает, что введение ЕГЭ по литературе не замедлило сказаться на постепенном снижении доли сочинений и как формы текущей аттестации. В настоящее время мы наблюдаем опасную тенденцию уменьшения обращения учителей к творческих работам (в нашем понимании этого термина).
Таким образом, выявляется следующая закономерность: как эволюционное развитие представлений о сочинении учащегося по литературе создало реальные предпосылки для расширения интерпретационной деятельности учащегося в процессе общения с художественным произведением (многообразные виды и жанры творческих работ, воплощенные как в вербальной (устной и письменной) коммуникации, так и невербальной), так изменение статуса школьного сочинения привело к значительному сокращению творческих работ в процессе школьного литературного образования. К сожалению, это еще раз подтверждает активно развивающуюся общую тенденцию «убывания творческости», снижения степени креативности в образовательном процессе.

Список использованной литературы


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (Пер. с англ.). - М., 1974.
2. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968. - C. 55–68.
3. Берсенева М.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от 6 до 10 лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). - Пермь, 1995.
4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964.
5. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. — М., 1997.
6. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.,1989. - С.300-307.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение,1991.
8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003.
11. Гаврилов И. В. Русские письменные упражнения гимназического курса // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1872. Ч. 159.
12. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
13. Грибов Ю.А. Условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. №12.
14. Гринвальд-Земскова А. М. Проблемы жанров и стиля в обучении школьному сочинению (на материале 4–8 классов): автореф. дис. … канд. пед наук. - Куйбышев, 1971.
15. Гринина-3емсковa A.M. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). — М., 1977.
16. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
17. Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1980.
18. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
19. Курдюмова Н.А. Культуроведческий аспект обучения русскому языку (методические основы написания сочинения-этюда) // Образование в современной школе. - 2002. - № 11. - С. 13.
20. Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие   речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. — М., 1985. — С. 102-103.
21. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
22. Литература: 5 класс : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / [авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова]. - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006;
23. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пос. Для учителей. М., 1977. – С. 117.
24. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. — М., 1995.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. Пер. с франц. - М., 1969.
26. Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцов и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2003.
27. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Просвещение, 2005.
28. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005.
29. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
30 Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1985.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2002.
32. Рыбникова М. А. Письменные работы по литературе в старших классах // Литература в школе. - 1941. - № 3. - С. 30–36.
33. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.
34. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы: сб. ст. / под ред. Н. В. Колокольцева. - М.: Просвещение, 1964.
Гаврилов И. В. Русские письменные упражнения гимназического курса // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1872. Ч. 159. - С. 120–121.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение,1991. – С. 3.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение,1991. – С. 3.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение,1991. – С. 6.

Рыбникова М. А. Письменные работы по литературе в старших классах // Литература в школе. - 1941. - № 3. - С. 30–36.
Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы: сб. ст. / под ред. Н. В. Колокольцева. - М.: Просвещение, 1964. – С. 3.
Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968. - C. 55–68.
Гринвальд-Земскова А. М. Проблемы жанров и стиля в обучении школьному сочинению (на материале 4–8 классов): автореф. дис. … канд. пед наук. - Куйбышев, 1971.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / под. ред. А. Г. Кутузова. - М.: Просвещение, 2005.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005.

Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие   речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. — М., 1985. — С. 102-103.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. – С. 301.
Грибов Ю.А. Условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. №12. – С. 58.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4. – С. 199.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4. – С. 293.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. Пер. с франц. - М., 1969.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4. – С. 120.
Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964. – С. 159.
Берсенева М.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от 6 до 10 лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). - Пермь, 1995.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2002. – С. 336.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (Пер. с англ.). - М., 1974. – С. 145.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003. – С. 199.
Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пос. Для учителей. М., 1977. – С. 117.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4. – С. 213-214.
Литература: 5 класс : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / [авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова]. - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006;
Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцов и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2003.


Курдюмова Н.А. Культуроведческий аспект обучения русскому языку (методические основы написания сочинения-этюда) // Образование в современной школе. - 2002. - № 11. - С. 13.
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.,1989. - С.300-307.
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.












2

Список использованной литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (Пер. с англ.). - М., 1974.
2. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968. - C. 55–68.
3. Берсенева М.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от 6 до 10 лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). - Пермь, 1995.
4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964.
5. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. — М., 1997.
6. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историче-ская поэтика. - М.,1989. - С.300-307.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение,1991.
8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - В 6т. - М., 1984. - Т.4.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003.
11. Гаврилов И. В. Русские письменные упражнения гимназического курса // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1872. Ч. 159.
12. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
13. Грибов Ю.А. Условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. №12.
14. Гринвальд-Земскова А. М. Проблемы жанров и стиля в обучении школьному сочинению (на материале 4–8 классов): автореф. дис. … канд. пед наук. - Куйбышев, 1971.
15. Гринина-3емсковa A.M. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). — М., 1977.
16. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
17. Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1980.
18. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
19. Курдюмова Н.А. Культуроведческий аспект обучения русскому языку (методические основы написания сочинения-этюда) // Образование в современной школе. - 2002. - № 11. - С. 13.
20. Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. — М., 1985. — С. 102-103.
21. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
22. Литература: 5 класс : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / [авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова]. - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006;
23. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пос. Для учителей. М., 1977. – С. 117.
24. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. — М., 1995.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интел-лекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. Пер. с франц. - М., 1969.
26. Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцов и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2003.
27. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Просвещение, 2005.
28. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005.
29. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
30 Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1985.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2002.
32. Рыбникова М. А. Письменные работы по литературе в старших классах // Литература в школе. - 1941. - № 3. - С. 30–36.
33. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.
34. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы: сб. ст. / под ред. Н. В. Колокольцева. - М.: Просвещение, 1964.

Вопрос-ответ:

Какие жанры сочинений можно обучать на уроках литературы в 5 классе?

На уроках литературы в 5 классе можно обучать разным жанрам сочинений, например, описание памятника, этюд, рассуждение, сказку и другие.

Какие методисты описывают жанровое многообразие сочинений?

Жанровое многообразие сочинений описывают как методисты прошлого, так и современности. Они рассматривают разные жанры сочинений и предлагают методики и задания для их изучения.

Чем отличается написание разных жанров сочинений, например, описание памятника, этюд, рассуждение и сказка?

Написание разных жанров сочинений отличается по своей специфике. Например, в описании памятника нужно детально описать его внешний вид, в этюде нужно запечатлеть момент или настроение, в рассуждении нужно аргументированно высказать свою точку зрения, а в сказке нужно придумать героев, описать события и закончить историю моралью.

Какие психолого-педагогические особенности учащихся 5 классов помогают учителю обучить их сочинению?

Учащиеся 5 классов обладают развитым воображением, интересом к чтению и написанию текстов, а также некоторыми навыками и опытом письма. Это помогает учителю обучить их сочинению разных жанров.

Какие методы и приемы можно использовать при обучении учащихся сочинению разных жанров?

При обучении учащихся сочинению разных жанров на уроках литературы в 5 классе можно использовать различные методы и приемы, такие как анализ и обсуждение примеров сочинений, коллективное и индивидуальное написание текстов, работа над разными аспектами сочинений (содержание, структура, язык и т.д.), использование творческих заданий и другие.

Какие жанры сочинений можно изучать на уроках литературы в 5 классе?

На уроках литературы в 5 классе можно изучать разные жанры сочинений, такие как описание памятника, этюд, рассуждение и сказка.

Какое жанровое многообразие сочинений обсуждают методисты прошлого и современности?

Методисты прошлого и современности обсуждают различные жанры сочинений, включая описание памятника, этюд, рассуждение и сказку.

Какие специфические особенности есть у написания сочинений разных жанров, таких как описание памятника, этюд, рассуждение и сказка?

Каждый жанр сочинений имеет свои специфические особенности. Например, при написании описания памятника нужно указывать внешний вид и характеристики памятника. В этюдах необходимо детально наблюдать и писать о наблюдаемом объекте. Рассуждение требует анализа и аргументации. А сказка - это вымышленное произведение с наличием сказочных персонажей и сюжетом.

Какие психолого-педагогические особенности учащихся 5 классов могут помочь учителю в обучении их сочинению?

Учащиеся 5 классов обладают развитым воображением и имеют способность к творческому мышлению, что может помочь учителю в обучении их сочинению. Они также начинают овладевать навыками анализа и аргументации, что может быть полезно при написании рассуждения. Кроме того, учащиеся в этом возрасте зачастую заинтересованы в сказках и фантастических историях, что может стимулировать их к написанию сказок.