Философия И.Канта и современная западная философия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 11 11 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность философии И. Канта 4
Глава 2. Присутствие И. Канта в современной философии 7
Глава 3. Современная западная философия и отголоски философии И. Канта 9
Заключение 11
Список литературы 12

Фрагмент для ознакомления

С его точки зрения, Земля также обладает собственной историей во времени, оказываясь частью бесконечного процесса эволюции. Кантовские идеи вызывают уважение и восхищение не только своей глубиной, но и актуальностью в современном мире, где взгляды на природу и космос по-прежнему вызывают интерес и споры [1].Но Кант оказывается отправным пунктом развития не только классической немецкой философии, но и той традиции, начало которой положил А. Шопенгауэр. Дуализм, пронизывающий все аспекты кантовской концепции и выражающийся прежде всего в разделении мира на феноменальный и ноуменальный как методологической и метафизической основе всех других форм его, оказывается фактором, освящающим агностицизм и антисторизм. В «Критике чистого разума», «Критике практического разума» содержится уже основа будущего столкновения философии Гегеля и философии Шопенгауэра. Но конфронтация Шопенгауэра с Гегелем – это конфронтация двух прочтений Канта: конфронтация Канта коперниканского переворота и Канта автора дуалистической системы [7]. Нельзя также не обратить внимание и на следующее: первоначальная реакция на идеализм, религию, институты буржуазного общества, как правило, носит кантовский характер, в том смысле, что противопоставляет им абстрактную противоположность, не имея на первых порах достаточных сил для снятия возникающей при этом антиномичности. Философией Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Течение это сыграло большую роль в развитии мировой философской мысли [1].Однако как удалось заметить, философия канта не имеет границ, ввиду чего демонстрируется ее отражение и в современной западной философии. Одной из основных идей современной западной философии, связанных с философией Канта, является концепция конструктивизма. Конструктивизм в философии отражает идею о том, что знание не просто пассивно отражает мир, а активно формируется нашим познавательным аппаратом. Это подтверждает кантовское утверждение о том, что не мыслющий субъект адаптируется к миру, а мир адаптируется к нашим способностям познания.Кант также внес вклад в развитие этики и моральной философии. Его объективация и универсализация моральных норм, выраженные в категорическом императиве, продолжают оставаться значимыми для современных философских дискуссий о нравственности и общественной этике.Другим важным аспектом влияния кантовской философии на современную западную философию является его понимание природы человека. Кант подчеркивал важность рациональным и моральных аспектов человеческой природы, а также необходимость самостоятельности мышления и действий.Следовательно, философия Иммануила Канта остается актуальной и важной для современной философии, поскольку многие его идеи и проблемы продолжают занимать центральное место в обсуждениях и исследованиях современных философов.ЗаключениеВ процессе проведения исследования с целью написания данной работы, удалось сформировать следующие выводы:Центральным произведением Канта является «Критика чистого разума», в которой он разработал свою критическую философию. Кант доказал, что наше познание оформлено в соответствии с категориями и формами априорного сознания, что позволяет нам создавать определенные формы и структуры мира.Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.Сегодняшний интерес к Канту, отнюдь не всегда явно выраженный, скорее представленный прежде всего кантовского характера ситуациями, объясняется целым рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что глобализация сделала лишь более масштабными все основные противоречия, уже сформулированные Кантом в достаточно абстрактной форме. Это, в сущности, является последней основой актуальности Канта. Во-вторых, тот некритический позитивизм современной философии, который отмечался уже К. Марксом у его современников: утратив веру в подрывную силу негативности, философия занялась фиксированием существующего положения вещей, началась эпоха, в которую от реальных проблем отделывались ярлыками – постпозитивизм, постмодернизм, постклассическая наука, постэкономическое общество и т. п. 3.Философия Иммануила Канта оказала значительное влияние на развитие современной западной философии. Многие ключевые идеи Канта, выдвинутые им в XVIII веке, продолжают быть актуальными и обсуждаемыми в контексте современной философии.Нельзя сказать, что не анализируется содержание того, что обозначается названными словами, но этот анализ с самого начала имеет дело с жесткой, не подвергающейся сомнению, констатацией существования модуса новизны у всех названных «пост», тогда как именно существование этой новизны и является проблемой. Безусловное уважение к факту, которым характеризуется позитивизм вообще, связывает, тем не менее, его с описательностью за счет углубленного изучения условий возникновения описываемого положения вещей.Список литературыАсмус В.Ф. Этика Канта и современность. М., 1989.Гулыга А.В. Кант. М., 1994.Иммануил Кант. М., 1972.Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. в 6т. Т.2. – М., 1964. С.199.Кант И. Критика чистого разума. /М.: Мысль, 1994. – 591с.6. Лекция Е. А Счастливцевой // Кант о чувстве прекрасного и возвышенного – URL: https://herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=62056&special_version. Дата обращения 05.05.2024.7. Основные идеи философии Иммануила Канта. Никифорова К.М. В сборнике: Россия и мир в исторической ретроспективе. Материалы XXIX международной научной конференции, к 320-летию основания Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2023. С. 219-223.8. Суслова Л. А. Философия Иммануила Канта М. Просвещение 1991. – 450 с. 9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 163 с. 10. Schwarz В. Zur Kritik des Transzendentalismus. ... Bd 24, Heft 4, S. 564.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Этика Канта и современность. М., 1989.
2. Гулыга А.В. Кант. М., 1994.
3. Иммануил Кант. М., 1972.
4. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. в 6т. Т.2. – М., 1964. С.199.
5. Кант И. Критика чистого разума. /М.: Мысль, 1994. – 591с.
6. Лекция Е. А Счастливцевой // Кант о чувстве прекрасного и возвышенного – URL: https://herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=62056&special_version. Дата обращения 05.05.2024.
7. Основные идеи философии Иммануила Канта. Никифорова К.М. В сборнике: Россия и мир в исторической ретроспективе. Материалы XXIX международной научной конференции, к 320-летию основания Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2023. С. 219-223.
8. Суслова Л. А. Философия Иммануила Канта М. Просвещение 1991. – 450 с.
9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 163 с.
10. Schwarz В. Zur Kritik des Transzendentalismus. ... Bd 24, Heft 4, S. 564.