Проектирование привода ленточного конвейера для подачи песчаной смеси
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 03.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Техническое задание 3
Введение 4
1 Техническое предложение 5
1.1 Кинематическая схема привода 5
1.2 Выбор двигателя. Кинематический расчет привода 5
2 Эскизный проект 8
2.1 Выбор материала зубчатой передачи. Определение допускаемых напряжений 8
2.2 Расчет закрытой передачи 8
2.3 Расчет открытой передачи 12
2.4 Проектный расчет валов. Подбор подшипников качения. Эскизная компоновка редуктора 16
2.5 Расчетная схема валов редуктора 19
2.6 Проверочный расчет подшипников 21
3 Технический проект 24
3.1 Конструктивная компоновка редуктора 24
3.1.1 Конструирование валов 24
3.1.2 Конструирование цилиндрического зубчатого колеса 24
3.1.3 Конструирование подшипниковых узлов 25
3.1.4 Выбор соединений 26
3.1.5 Конструирование корпуса редуктора 27
3.2 Выбор муфты 27
3.3 Выбор смазывающих устройств 28
3.4 Проверочные расчеты 28
3.4.1 Проверочный расчет валов 28
3.4.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов 31
3.4.3 Проверочный расчет шпонок 32
3.4.4 Проверочный расчет соединений 32
3.5 Расчет технического уровня редуктора 33
Заключение 35
Библиографический список 36
Приложение: спецификации.
Обеспечивают хорошее базирование, исключаютослабление вала шпоночным пазом. Недостаток этих соединений—трудоемкость сборки, сложность контроля качества соединения.В нашем редукторе шестерню сделаем заодно с валом. КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист26Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаДля соединения ведомого шкива с быстроходным валом редуктора; зубчатого колеса и полумуфты с тихоходным валом редуктора применим шпоночное соединение. Посадка вала с отверстием: Н8/h8. 3.1.5 Конструирование корпуса редуктораМатериал корпуса СЧ15 ГОСТ 1412-85.Толщина стенок корпуса и крышки редуктора:δ = δ1 = 0,025 · αw + (3…5) = 0,025 · 140 + 3 = 6,5 мм. (147)Принимаем: δ = δ1 = 8 ммТолщина пояса корпуса и крышки: b = b1 = 1,5δ = 1,5 · 8 = 12 мм (148)Толщина нижнего пояса:p = 2,35δ = 2,35 · 8 = 18,8 мм, (149)Примем р = 19 мм.Диаметры болтов:d1 = (0,03 – 0,036) · αω + 10 = (0,03 – 0,036) · 140 + 10 = (14,2 – 15,0) мм (150)Примем: М16.d2 = (0,7 - 0,75) · d1 = (0,7 - 0,75) · 16 = (11,2 – 12) мм (151)Примем: М12.d3 = (0,5 - 0,6) · d1 = (0,5 - 0,6) · 16 = (8 – 9,6) мм (152)Примем: М8.3.2 Выбор муфтыВ качестве муфты между тихоходным валом редуктора и приводным валом возьмем упругую втулочно-пальцевую муфту.Муфты упругие втулочно-пальцевые получили широкое распространение вследствие относительной простоты конструкции и удобству замены упругих элементов. КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист27Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаВыбираем муфту:Муфта 710-42-1-У3 ГОСТ 21424-93.Номинальный вращающий момент:[Т] = 710 Н · м. Вращающий момент на тихоходном валу:Т3 = Н · мДиаметр посадочного отверстия: d = 42 мм.Габаритные размеры муфты:D × L = 190 × 170.Наличие упругих втулок позволяет скомпенсировать неточность расположения в пространстве тихоходного вала и приводного вала. 3.3 Выбор смазывающих устройствСмазка зубчатых зацеплений осуществляется окунанием одного из зубчатых колес в масло на полную высоту зуба.Вязкость масла по [2]:[σ]Н = 626 МПаV = 1,3 м/с – V40° = 60 мм2/сПо [2] принимаем масло индустриальное И-Г-А-68, у которого V40°C = 61-75 мм2/с. Подшипники смазываются тем же маслом, что и зацепления за счет разбрызгивания масла и образования масляного тумана.3.4 Проверочные расчеты3.4.1 Проверочный расчет валовБыстроходный вал.Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 790 МПа, σ-1 = 370 МПа, τ-1 = 210 МПа, [2].Опасным сечением является первая опора.Мх = 0; Му = 37,17 Н·мМсеч = Мx = 37,17 Н·м.КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист28Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаРасчет вала в опасном сечении на сопротивление усталости.Напряжение изгиба:σа = σu= Мсеч / 0,1d13 = 37,17 · 103 / 0,1 · 403 = 5,8 МПа (153)Напряжение кручения:τа = τк/2 = Т2 / 2 · 0,2d13 = 70,34 · 103 / 0,4 · 403 = 2,7 МПа (154)Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; (155)Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; (156)KFσ = KFτ = 1 [2]; (157)KV = 1 [2].Кσ, Кτ - эффективные коэффициенты концентрации напряжений.Кdσ, Кdτ - коэффициенты влияния абсолютных размеров сечения.KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения.Коэффициенты снижения пределов выносливости реальной детали по сравнению с пределами (–1, –1) образцов:KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 (158)KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 (159)σ-1Д = σ-1 / KσД = 370 / 3,8 = 97,4 МПа (160)τ-1Д = τ -1 / KτД = 210 / 2,2 = 95,5 МПа (161)Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба при симметричном цикле:Sσ = σ-1Д / σа = 97,4 / 5,8 = 16,8; (162)Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения при отнулевом цикле:Sτ = τ -1Д / τ а = 95,5 / 2,7 = 35,4 (163)Общий коэффициент запаса прочности:S = SσSτ / = 16,8 · 35,4 / = 15,2 > [S] = 2,5 (164)Прочность вала обеспечена. Тихоходный вал.Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 790 МПа, σ-1 = 370 МПа, τ-1 = 210 МПа, [2].КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист29Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаОпасным сечением является вторая опора.Мy = 0Мx = 243,7Н·мМсеч = Мx = 243,7Н·м.Расчет вала в опасном сечении на сопротивление усталости.Напряжение изгиба:σа = σu= Мсеч / 0,1d13 = 243,7 · 103 / 0,1 · 503 = 19,5 МПа (165)Напряжение кручения:τа = τк/2 = Т3 / 2 · 0,2d13 = 421,16· 103 / 0,4 · 503 = 8,4 МПа (166)Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; (167)Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; (168)KFσ = KFτ = 1 [2]; (169)KV = 1 [2].Кσ, Кτ - эффективные коэффициенты концентрации напряжений.Кdσ, Кdτ - коэффициенты влияния абсолютных размеров сечения.KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения.Коэффициенты снижения пределов выносливости реальной детали по сравнению с пределами (–1, –1) образцов:KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 (170)KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 (171)σ-1Д = σ-1 / KσД = 370 / 3,8 = 97,4 МПа (172)τ-1Д = τ -1 / KτД = 210 / 2,2 = 95,5 МПа (173)Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба при симметричном цикле:Sσ = σ-1Д / σа = 97,4 / 19,5 = 5,0; (174)Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения при отнулевом цикле:Sτ = τ -1Д / τ а = 95,5 / 8,4 = 11,4 (175)КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист30Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаОбщий коэффициент запаса прочности:S =SσSτ / = 5,0 · 11,4 / = 4,6 > [S] = 2,5 (176)Прочность вала обеспечена.3.4.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узловСтяжные болты подшипниковых узлов — наиболее ответственные резьбовые детали редуктора, расположенные попарно около отверстий под подшипники.Их назначение—воспринимать силы, передаваемыена крышки редуктора внешними кольцами подшипников, исжимать фланцы крышки и основания корпуса для предотвращенияих раскрытия и утечки масла.Винты изготовляют из стали 30, 35, класса прочности 5.6.Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.Определяем силу, приходящуюся на один винт:Fв = RAX/2= 4542/2 = 2271Н (177)Принимаем Кз = 1,5 (постоянная нагрузка);х= 0,27 (соединениечугунных деталей без прокладок).Определяем механические характеристики материала винтов:предел прочности σв=500 Н/мм2; предел текучести σт=300 Н/мм2;допускаемое напряжение [σ]= 0,25σт = 0,25·300 = 75 Н/мм2. (178)Определяем расчетную силу затяжки винтов:Fp = [Кз(1 – x) + x]Fв = [1,5·(1 – 0,27) + 0,27]·2271 =3100H (179)Определяем площадь опасного сечения винта:A = πdp2/4 = [π(d2 – 0,94p)2]/4 = [3,14·(12 – 0,94·1,75)2]/4 = 84,2 мм2 (180)Определяем эквивалентные напряжения:σэкв = 1,3Fp/A = 1,3·3100/84,2 = 47,9Н/мм2< [σ] (181)КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист31Изм.Лист№ докум.ПодписьДата3.4.3 Проверочный расчет шпонокШпонки призматические по ГОСТ 23360-78 (рис. 4).Материал шпонок: сталь 45, нормализованная.Напряжение смятия и условие прочности:σсм = 2Т / d(l – b)(h – t1) ≤ [σ]см (182)Допускаемые напряжения смятия:- стальная ступица [σ]см = 110…190 МПа;Быстроходный вал Ø32 мм, шпонка 10 × 8 × 36, t1 = 5 мм.σсм = 2 · 70,34· 103 / 32 · (36 – 10)(8 – 5) = 56 МПа < [σ]смТихоходный вал Ø42 мм, шпонка 12 × 8 × 63, t1 = 5 мм.σсм = 2 · 421,16 · 103 / 42 · (63 – 12)(8 – 5) = 108,1 МПа < [σ]смТихоходный вал Ø55 мм, шпонка 16 × 10 × 50, t1 = 6 мм.σсм = 2 · 421,16 · 103 / 55 · (50 – 16)(10 – 6) = 104,3 МПа < [σ]смУсловия выполняются. Шпонки пригодны.Рис. 43.4.4 Проверочный расчет соединенийДля соединения валов с деталями, передающими вращающиймомент (колесами, элементами открытых передач, муфтами), применяютшпонки и посадки с натягом. КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист32Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаДля соединения ведомого шкива с быстроходным валом редуктора; зубчатого колеса и полумуфты с тихоходным валом редуктора применим шпоночное соединение.Соответственно проверочный расчет соединений, в нашем случае, сводится к проверочному расчету шпонок.Шпонки призматические по ГОСТ 23360-78 (рис. 4).Материал шпонок: сталь 45, нормализованная.Напряжение смятия и условие прочности:σсм = 2Т / d(l – b)(h – t1) ≤ [σ]см (183)Допускаемые напряжения смятия:- стальная ступица [σ]см = 110…190 МПа;Быстроходный вал Ø32 мм, шпонка 10 × 8 × 36, t1 = 5 мм.σсм = 2 · 70,34 · 103 / 32 · (36 – 10)(8 – 5) = 56 МПа < [σ]смТихоходный вал Ø42 мм, шпонка 12 × 8 × 63, t1 = 5 мм.σсм = 2 · 421,16 · 103 / 42 · (63 – 12)(8 – 5) = 108,1 МПа < [σ]смТихоходный вал Ø55 мм, шпонка 16 × 10 × 50, t1 = 6 мм.σсм = 2 · 421,16 · 103 / 55 · (50 – 16)(10 – 6) = 104,3 МПа < [σ]смУсловия выполняются. Шпонки пригодны.3.5 Расчет технического уровня редуктораТехнический уровень целесообразно оценивать количественнымпараметром, отражающим соотношение затраченных средств и полученного результата.''Результатом" для редуктора является его нагрузочная способность,в качестве характеристики которой можно принять вращающиймоментна его тихоходном валу.Критерий технического уровня определяется по формуле: γ = m/Т3= = 52,2/421,16 = 0,099, (184)где Т3 = 421,16Н·м— вращающий момент на тихоходном валу редуктора, Н·м.m – масса редуктора.КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист33Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаm = φρV·10-9 = 0,42·7,4·103·16,8·106·10-9 = 52,2 кг, (185)где φ = 0,42 - коэффициент заполнения,ρ = 7,4·103 кг/м3 – плотность чугуна,V - условный объем редуктора определить как произведение наибольшей длины, ширины и высоты редуктора, мм3.V = abh = 422·314·290 = 16,8·106мм3 (186)Определение критерия γдает возможность оценить место спроектированногоредуктора в сравнении со стандартными и решить вопрос о целесообразности его изготовления. Таблица 7. Технический уровень редуктораТип редуктораМасса, кгМомент, Н·мКритерий, γВыводЦилиндрический52,2421,160,099Высокий.Редукторсоответствует современным мировымобразцамТаблица 8Размеры зубчатого колесаДиаметр ступицы, мм80Длина ступицы, мм60Размеры корпуса редуктораТолщина стенок корпуса и крышки редуктора, мм8Толщина пояса корпуса и крышки, мм12Толщина нижнего пояса, мм20Муфта 710-42-1-У3 ГОСТ 21424-93Масло индустриальное И-Г-А-68Шпонки призматические ГОСТ 23360-78Ступень вала под звездочку10 × 8 × 36Ступень вала под полумуфту12 × 8 × 63Ступень вала под колесо16 × 10 × 50КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист34Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаЗаключениеСпроектирован одноступенчатый горизонтальный цилиндрический редуктор с косозубой передачей. Техническая характеристика редуктора: крутящий момент на тихоходном валу 421,16Н∙м, частота вращения ведомого вала 97,98 об/мин, передача реверсивная. Для смазки зубчатой передачи предусматривается применение масла И-Г-А-68 (ГОСТ 17479.4-87).Проект выполнен в соответствии с заданием.КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист35Изм.Лист№ докум.ПодписьДатаБиблиографический список1. Гурин, В. В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 1: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Гурин, В. М. Замятин, А. М. Попов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 2. Гурин, В. В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 2: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Гурин, В. М. Замятин, А. М. Попов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 3. С.А. Чернавский и др. – Курсовое проектирование деталей машин, Москва, «Машиностроение», 2022 г.4. П.Ф. Дунаев, С.П.Леликов – Конструирование узлов и деталей машин,Москва, «Высшая школа», 2022 г.5. М.Н. Иванов – Детали машин, Москва, «Высшая школа», 2021 г.6. А.Е. Шейнблит – Курсовое проектирование деталей машин,Калининград, «Янтарный сказ», 2022 г.КП.15.02.12.00.00 ПЗЛист36Изм.Лист№ докум.ПодписьДата
2. Гурин, В. В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 2: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Гурин, В. М. Замятин, А. М. Попов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
3. С.А. Чернавский и др. – Курсовое проектирование деталей машин, Москва, «Машиностроение», 2022 г.
4. П.Ф. Дунаев, С.П.Леликов – Конструирование узлов и деталей машин, Москва, «Высшая школа», 2022 г.
5. М.Н. Иванов – Детали машин, Москва, «Высшая школа», 2021 г.
6. А.Е. Шейнблит – Курсовое проектирование деталей машин, Калининград, «Янтарный сказ», 2022 г.