Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 42 42 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты изучения особенностей организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ……………………..………………….5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ОВЗ………………………………………………………………………………..…..5
1.2 Классификация младших школьников с ОВЗ…………………...……8
1.3 Направления и методы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ…………………………………………………….....17
2 Эмпирическое исследование особенностей организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ………………………………………..23
2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………....23
2.2 Выявление первоначального уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ……………………….28
2.3 Разработка и организация работы по формированию познавательного интереса во внеурочной деятельности у младших школьников с ОВЗ…………………………………………………………………………………..31
2.4 Динамика сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ после проведенного внеурочного мероприятия……………34
Заключение…………………………………………………………………...38
Список используемых источников………………………………………….40
Фрагмент для ознакомления

Конверт «В гостях на ферме».Направление: общеинтеллектуальное.Вопросы:– Почему ты выбрал этот конверт? Расскажи, по каким признакам делят животных на две группы? Назови эти группы, приведи примеры.– Приведи пример домашнего и дикого животного.– Есть ли у тебя домашние животные? Перечисли.Конверт «Пустой».Направленность: отсутствие интереса к какой-либо деятельности.В этом конверте не было вопросов.Критерии оценки результата были следующими:- Выбор первого вопроса свидетельствовал о высоком уровне познавательного интереса к внеурочной деятельности, так как для ответа требовалась мыслительная операция, рассуждения, примеры и доказательства мнения.- Выбор второго вопроса указывал на средний уровень интереса. Ответ требовал знания материала и четкого ответа без рассуждений.- Третий вопрос оценивался как низкий уровень интереса, где ребенку не требовалось прилагать усилий и использовать знания. Выбор пустого конверта также указывал на низкий интерес и желание уклониться от деятельности.2.2 Выявление первоначального уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗРезультаты диагностики "Наблюдение за детьми" показывают, что в экспериментальной группе 58% детей проявляют низкий уровень познавательной активности и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. Эти дети не заинтересованы в заданиях, часто отвлекаются и реагируют раздражительно на трудности, не обращаются за помощью и не следуют инструкциям.Средний уровень проявления познавательной активности и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс наблюдается у 34%. Они заинтересованы в учебе, пытаются выполнить задания, обращаются за помощью и задают вопросы, но иногда требуется повторное объяснение инструкций.Высокий уровень познавательной активности и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс проявляет только один ребенок -8%. Он эмоционально вовлечен, выполняет задания самостоятельно, задает вопросы и радуется результатам своей работы.Результаты диагностики можно увидеть ниже на рисунке 1.Рисунок 1 – Результаты наблюдения на констатирующем этапе исследованияАнализ качественных результатов показывает, что у младших школьников с ОВЗ наблюдается низкий уровень познавательной активности и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. Они не проявляют интереса к учебе, отвлекаются, не умеют решать трудности и не задают вопросов. Таким детям требуется постоянная помощь учителя. Познавательная активность играет важную роль в продуктивности деятельности и качестве усвоения материала.По результатам исследования "Познавательная самостоятельность младшего школьника"было выявлено, что 45% детей имеют низкий уровень познавательной самостоятельности. Эти дети редко прилагают усилия при решении учебных задач и не проявляют активности в познавательной деятельности.У 28% детей был выявлен средний уровень познавательной самостоятельности. Они редко проявляют самостоятельность в учебной деятельности и нуждаются в постоянной помощи педагога.У оставшихся 27% детей был выявлен высокий уровень познавательной самостоятельности. Они активно участвуют в учебном процессе и проявляют себя как субъекты активной деятельности.Рисунок 2 – Результаты диагностики "Познавательная самостоятельность младшего школьника" на констатирующем этапе исследованияТаким образом, младшие школьники с ОВЗ проявляют недостаточную познавательную самостоятельность, что мешает созданию условий для продуктивной и осмысленной деятельности, где они могут выступать в роли активных субъектов.По результатам исследования«Методика с конвертами» было выявлено, что 65% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к внеурочной деятельности.35% обучающихся имеют средний уровень познавательного интереса к внеурочной деятельности. Эти дети предпочли выбрать вариант с одним конкретным вопросом, который требовал короткого ответа и не требовал рассуждений.Высокого уровня познавательного интереса к внеурочной деятельности у детей не было выявлено.Рисунок 3 – Результаты диагностики «Методика с конвертами» на констатирующем этапе исследованияИсследование показало, что младшие школьники с ОВЗ проявляют недостаточный познавательный интерес к занятиям внеурочной деятельности.Проведенный анализ результатов первого этапа эксперимента позволяет сделать вывод о том, что большинство детей имеют низкий уровень развития познавательного интереса.2.3 Разработка и организация работы по формированию познавательного интереса во внеурочной деятельности у младших школьников с ОВЗНа этапе формирования исследования, мы разработали внеурочное мероприятие "Страна Познания", которое помогает развивать и формировать показатели познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ. Цели:- Расслабление эмоционального напряжения;- Развитие логического мышления;- Улучшение пространственного и конструктивного мышления;- Улучшение концентрации внимания и сообразительности.Оборудование:1. Карточки с заданиями2. Белые листы бумаги, цветные карандаши3. Карточки 4. Секундомер5. Мультимедийная система6. ЖетоныПорядок проведения:1. Настрой на занятие "Заряд бодрости" (2 минуты).Инструкция: закройте глаза, расслабьтесь и представьте себя путешествующим по морю. Вообразите, дельфинов, чайку и ветерок в лицо. Путешествие в сказочную страну начинается, где вас ждут удивительные приключения. Откройте глаза и приступайте к работе2. "Гимнастика для мозгаПодготовка к плаванию:- Подготовьтесь к длительному путешествию.- "Ушки". Массажируйте уши, чтобы улучшить слух и активировать мозг.- "Колечко". Перебирайте пальцы рук, соединяя их в кольцо, чтобы активизировать мозг.- Готовы к плаванию!3. Исследование устойчивости внимания.Испытание первое.Задание№1.Игра «Будь внимателен»Цель: развитие концентрации внимания и самоконтроляИнструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «О» и подчеркнуть все встретившие буквы «Н: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.Для их проведения берутся любые печатные тексты, карандаши или ручки. Задание оценивают учащиеся. У кого больше зачеркнуто и подчеркнуто букв, тот получает жетон победителя.Испытание второе.- Нужно в путешествии быть внимательным, поэтому выполняем следующее задание.Задание№2.«Найди слова в строчке»Цель: тренировка вниманияНа доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.Дополнительное задание для тех, кто выполнил и заработать дополнительные жетоны:- Составить небольшой рассказ из этих слов.Задание оценивают учащиеся.Задание №3 «Каждой руке - свое дело»Испытание третье.- В путешествии нужно быть ловким, поэтому следующее задание.Цель: синхронизация работы полушарий, способствование улучшению запоминания, повышение устойчивость внимания, облегчение процесса письма.Пример 1. Левой рукой медленно делать круговые движения по животу, а правой рукой гладить себя по голове.Пример 2. Перелистывание в течение 1 мин книги с иллюстрациями (запоминая их) и решение несложных примеров.Задание оценивают учащиеся.3. Словесно-логические заданияИспытание четвертое.Задание №4. Игра «Найди лишнее слово»- Чтобы в пути не было неприятностей, необходимо логические рассуждать и принимать быстро решения.Цель: развитие словесно-логического мышленияСлова даются на карточке, у каждого своя карточка. Если ребенок выполняет свое задание быстрей, ему дается дополнительный бал.1-я: репа,яблоко,огурец, свекла2-я: шорты, кепка, ботинки, шуба3-я: ручка, нож, книга, карандаш4-я: шкаф, стул, стол, дверь5-я: самолет, автобус, пароход, тачкаЗадание оценивают учащиеся.4. Веселая переменка- «Танец моряка». Команды придумывают и танцуют под песню "Яблочко"Задание №5 «Волшебные облака»Испытание шестое.Цель: развитие воображения- На небе облака. Нужно сказать, на что они могут быть похожи. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят. Выигрывает тот, кто назовет больше всего назовет изображений. Можно их нарисовать.Самый - получает жетон.Тренировка зрительной и слуховой памятиЗадание №6 «Запомни и скажи»Испытание седьмое.На море надо помнить куда заплывет корабль и в этом поможет развитие памяти.Цель: развитие памятиПедагог читает ребенку и показывает набор слов (10 - 15), которые нужно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные), а затем просит назвать слова, которые он запомнил.Тем, кто запомнил больше предметов, тем лучше.Задание оценивают учащиеся.Итог занятияИтак, мы прибыли на чудный остров Познания. Трудности нас подстерегали, но мы с ними справились. Давайте посчитаем, кто же готов к длительному и трудному путешествию. Посчитайте жетоны.Молодцы!Отправляемся обратно домой.2.4 Динамика сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ после проведенного внеурочного мероприятияНа контрольном этапе нашего исследования мы провели повторную диагностику уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ посредством тех же методик, которые мы использовали на констатирующем этапе исследования. Затем мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов для определения эффективности предложенного нами внеурочного мероприятия, направленного на формирование познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.Рисунок 4 – Результаты наблюдения на контрольном этапе исследованияРисунок 5 – Результаты диагностики "Познавательная самостоятельность младшего школьника" на контрольном этапе исследованияРисунок 3 – Результаты диагностики «Методика с конвертами» на контрольном этапе исследованияНа контрольном этапе исследования уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ значительно повысился. Предложенное нами внеурочное мероприятие доказало свою эффективность. В процессе формирования интереса к познавательной деятельности, дети проявляли заинтересованность, что способствовало развитию их познавательных ценностей и потребностей. Во время образовательного процесса, учащиеся проявляют познавательные мотивы и стремление к усвоению нового материала. Они демонстрируют эмоциональную вовлеченность, самостоятельность и интерес во время познавательной деятельности. Когда возникают трудности, они не отвлекаются, а проявляют настойчивость и упорство, задавая уточняющие вопросы для достижения хороших результатов. Выполнение ситуативных заданий способствует развитию познавательной активности, появлению познавательных вопросов, эмоциональной вовлеченности и познавательной мотивации во время внеурочной деятельности. Обучающиеся проявляют самостоятельность и заинтересованность в процессе. Обобщая результаты экспериментальной работы, можно сделать вывод, что организованная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ оказалась успешной. Это подтверждает правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы. Задачи исследования выполнены, цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.ЗаключениеАнализируя литературу по проблеме исследования в области психологии и педагогики, можно сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, у которых имеются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, вызванные врожденными или приобретенными дефектами. Из-за этого они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.Из-за таких проблем, как низкая самооценка, проблемы в отношениях с родителями, проблемы социальной адаптации, низкий уровень интеллекта, проблемы взаимоотношений с окружающими и повышенная утомляемость, у детей недостаточно сформированы психологические предпосылки для успешного обучения. Они испытывают трудности в формировании учебных навыков, таких как планирование работы, определение путей и средств достижения учебных целей, контроль деятельности и умение работать в определенном темпе.У многих младших школьников с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень познавательной инициативы. Это приводит к отсутствию мотивации к учебе, что в свою очередь снижает работоспособность и самостоятельность ребенка. Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса педагогам необходимо использовать активные формы, методы и приемы обучения.Целью школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является не только получение знаний, умений и навыков, но и расширение и развитие потенциала каждого ребенка. В благоприятной обстановке школьники смогут проявить свои природные способности.Внеурочная деятельность школьников представляет собой разнообразные виды деятельности, которые направлены на воспитание, социализацию, развитие интересов и формирование универсальных учебных навыков в соответствии с основной образовательной программой. Для детей с ограниченными возможностями здоровья также предусмотрены специальные мероприятия в рамках внеурочной деятельности, такие как игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, праздники, лагеря, походы, реализация проектов и другие.Нами было проведено эмпирическое исследование формирования познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности. Мы разработали и провели внеурочное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса. Результаты контрольного этапа показали эффективность данного внеурочного мероприятия. Тем самым, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждена.Список используемых источников1.Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности в начальнойшколе // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 36.2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания : Избранные психологические труды. М. : Астрель, 2018. 70 с.3.Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 1.1. С. 1–4.4.Артемьева А. Б, Никонорова И. Ю, Ожегова Т. В. Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 44 (178). С. 147–148. URL: https://moluch.ru/archive/178/46232/ (дата обращения: 13.09.2022).5.Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия. 2019. № 14. С. 14–21.6.Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : методические рекомендации [Электронный ресурс] / Под ред. В. С. Попова, О. А. Сидоренко, И. В. Хабаровой, В. Н. Бутенко, Л. А. Гринькиной. Красноярск, 2017. 118 с. URL: https://goo.su/tUULEQQ (дата обращения: 13.09.2022).7.Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М. : Просвещение, 2015. 159 с.8.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя; под ред. Д. В. Григорьева, П. В. Степанова. М. : Просвещение, 2011. 223 с.9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи: сб. науч. тр. ; под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 2018. С. 134–137.10. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. СПб. : Инфра, 2019.406 с.11. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М. : Педагогика, 2013. 119 с.12. Елецкая О. В. Предметная и внеурочная деятельность младших школьников с ОВЗ. М. : Национальный книжный центр, 2016. С. 134–141.13. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М. : Учпедгиз, 2017. 64 с.14. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М. : Медицина, 2015. 288 с.15. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. 2016. № 3. С. 30–31.16. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М. : Знание, 2017. 160 с.17. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М. : Знание, 2017. 268 с.18. Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении. М. : Просвещение, 2016. 136 c.19. Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] : Электронный фонд. URL: http://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения: 10.06.2022).20. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Знание, 2017. С. 119–126.21. Педагогика : учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. М. : Академия, 2012. С. 57– 64.22. Программа внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова : сборник программ; под ред. Е. Н. Петровой. Самара : Издательский дом «Федоров», 2012. 146 с.23. Психология умственно отсталого школьника : учебное пособие для студентов педвузов; под ред. С. Л. Рубинштейна. М. : Просвещение, 2018. 92 с.24. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М. : Академия, 2012. С. 163–179.25. Савина Ф. К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс. Материалы методологического семинара памяти профессора В. С. Ильина. Волгоград. : Перемена, 2014. С. 44-47.

Список используемых источников

1.Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 36.
2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания : Избранные психологические труды. М. : Астрель, 2018. 70 с.
3.Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 1.1. С. 1–4.
4.Артемьева А. Б, Никонорова И. Ю, Ожегова Т. В. Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 44 (178). С. 147–148. URL: https://moluch.ru/archive/178/46232/ (дата обращения: 13.09.2022).
5.Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия. 2019. № 14. С. 14–21.
6.Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : методические рекомендации [Электронный ресурс] / Под ред. В. С. Попова, О. А. Сидоренко, И. В. Хабаровой, В. Н. Бутенко, Л. А. Гринькиной. Красноярск, 2017. 118 с. URL: https://goo.su/tUULEQQ (дата обращения: 13.09.2022).
7.Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М. : Просвещение, 2015. 159 с.
8.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя; под ред. Д. В. Григорьева, П. В. Степанова. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи: сб. науч. тр. ; под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 2018. С. 134–137.
10. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. СПб. : Инфра, 2019. 406 с.
11. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М. : Педагогика, 2013. 119 с.
12. Елецкая О. В. Предметная и внеурочная деятельность младших школьников с ОВЗ. М. : Национальный книжный центр, 2016. С. 134–141.
13. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М. : Учпедгиз, 2017. 64 с.
14. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М. : Медицина, 2015. 288 с.
15. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. 2016. № 3. С. 30–31.
16. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М. : Знание, 2017. 160 с.
17. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М. : Знание, 2017. 268 с.
18. Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении. М. : Просвещение, 2016. 136 c.
19. Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] : Электронный фонд. URL: http://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения: 10.06.2022).
20. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Знание, 2017. С. 119–126.
21. Педагогика : учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. М. : Академия, 2012. С. 57– 64.
22. Программа внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова : сборник программ; под ред. Е. Н. Петровой. Самара : Издательский дом «Федоров», 2012. 146 с.
23. Психология умственно отсталого школьника : учебное пособие для студентов педвузов; под ред. С. Л. Рубинштейна. М. : Просвещение, 2018. 92 с.
24. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М. : Академия, 2012. С. 163–179.
25. Савина Ф. К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс. Материалы методологического семинара памяти профессора В. С. Ильина. Волгоград. : Перемена, 2014. С. 44-47.