Использование интерактивных технологий на уроках литературного чтения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 24 24 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Понятие интерактивного метода обучения 5
1.2. Организационно-методические основы применения интерактивного метода обучения 8
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 16
2.1. Литературное чтение как школьный предмет 16
2.2. Опыт применения интерактивного метода обучения в преподавании литературного чтения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22



Фрагмент для ознакомления

К наиболее распространенным интерактивным методам, применяемых на уроках литературного чтения, авторы относятся: ролевая игра, работа в группах, «мозговая атака», «общая дискуссия», проект, словесные ассоциации, воспроизведение информации, поиск соотношений.Л.А. Камалова, Г.Н. Галиева пишут, что интерактивные технологии творческого характера на уроках литературного чтения позволяют формировать творческие способности учащихся, развивать литературное и театральное творчество, формировать коммуникативные навыки, воспитывать личностную позицию младших школьников.Интерактивные дискуссионные формы обучения на уроках литературного чтения способствуют развитию логического мышления, умению выдвигать собственные идеи, генерировать идеи, доказывать свою точку зрения, работать в команде, защищать проект.Интерактивные тренинговые технологии нацелены на формирование умения работать по алгоритму, находить общее и различное, классифицировать, систематизировать знания, умение думать по аналогии. Эти технологии развивают практические умения младших школьников.Т.А. Кот считает, что в процессе реализации литературного образования младших школьников посредством интерактивных форм и методов обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса, по мнению исследователей, анализируемые в данной статье формы и методы целесообразно применять поэтапно, а именно: Подготовительный этап – организация раздаточного материала, определение проблемных вопросов, определения места и технических средств.Этап введения – представление цели, формулирование задач, объяснение правил деятельности в рамках интерактивной познавательной деятельности, разбиение на группы, распределение ролей, установление временного лимита.Этап проведения – обсуждение очерченных учителем ситуаций, индивидуальный или групповой поиск решений, оформление ответов или результатов деятельности.Этап результатов и рефлексии – обсуждение результатов интерактивной коллективной познавательной деятельности, ее оценка, обратная связьИспользование учителем начальных классов интерактивных форм и методов обучения в рамках реализации литературного образования младших школьников требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, среди которых: субъект-субъектный характер взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса; диалогический характер педагогической коммуникации;создание позитивной атмосферы в классе для выполнения общих задач; обеспечение возможности свободно выразить свое мнение, а также выслушать мнение других.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности использования интерактивного обучения в преподавании литературного чтения.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:ИО как активный метод обучения, при котором происходит обмен информацией между всеми участниками процесс обучения, а учащийся из пассивной позиции слушателя поднимается на ступень полноправного участниками образовательного процесса.ИО представляет собой современный вариант активного обучения, специальную форму организации познавательной деятельности, способ познания, который реализуется в форме совместной деятельности всех участников образовательного процесса, между каждым участником происходит обмен информацией. Обязательным условием для реализации ИЛ является групповое взаимодействие, в рамках которого все участники образовательного процесса должны обмениваться информацией. Есть большое разнообразие форм занятий при ИО, что позволяет применять данный метод во всем образовательных областях.ИО с успехом применяется при преподавании литературного чтения, позволяя сделать уроки интереснее, разнообразнее. Используя интерактивный подход к обучению литературному чтению, можно оптимизировать процесс овладения не только базовыми школьными знаниями курса литературного чтения, но и существенно расширить его, привить детям ряд умений и навыков, которые им пригодятся в жизни. Как следствие, применение ИО в преподавании литературного чтенияделает его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрустамовД.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д.В. Арустамов, Е.А. Дроздова // Евразийский союз ученых, 2018. – №7-4(52). – С. 7-8. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России, 2008. – №7. – С. 101-104. Камалова Л.А. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения / Л.А. Камалова, Г.Н. Галиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 76-78.КоротаеваЕ.В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России, 2022. – №4. – С. 8-15.Кот Т.А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисциплины «литературное чтение» в начальной школе / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 68-2. – С. 177-179.Куценко Ю.В. Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах / Ю.В. Куценко, Л.Р. Умерова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов, 2018. – С. 155-157.Луговая Т.В. К вопросу организации учебного сотрудничества: малая группа разного уровня развития / Т.В. Луговая // Личность, семья и общество: вопросы педагогии и психологии, 2015. – №50-51. – С. 51-55.МайдисароваД.С. Интерактивность в современном образовании / Д.С. Майдисарова, Д.Е. Тюлюбаев // Academy, 2019. – №2(41). – С. 10-11.Макаров Е.Л. Интерактивность образовательного процесса – инновационное направление в экономическом образовании / Е.Д. Макарова // Известия ЮФУ, технические науки, 2008. – №1(78). – С. 154.МиленкоЕ.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников / Е.А. Миленко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. – Т. 23. – №2(172). – С. 72-80.ПаневинаГ.Н. Интерактивный урок географии / Г.Н. Паневина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/2c8/2c8d6375ac1293e969132aa2f45b0936.pdf (дата обращения: 09.05.2024). Плотникова К.И. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / К.И. Плотникова // Вестник науки, 2022. – Т.4. – №1(46). – С.49-52. Подольская О.В. Применение интерактивных методов обучения для работы с учебным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе / О.В. Подольская // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал, 2020. – № 1 (19). – С. 24-27.Попова Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е.Б. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Оренбург: Оренбургский институт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2017. – 132 с.Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 172 с. Сафонова Л.Ю. Методические указания для преподавателей по применению интегративных форм обучения / Л.Ю. Сафонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://filialpskovgu.ru/attachments/article/55/MU_Metodi_interaktivnogo_obucheniya.pdf (дата обращения: 09.05.2024).СтуриковаМ.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся / М.В. Стурикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2015. – №2. – С. 38-41.ТырсинД.Г. Формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ТырсинД.Г. – Саратов, 2012. – 22 с.Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литературное-чтение-1-4-классы.pdf (дата обращения: 09.05.2024).ШаимкуловО.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.ШаимкуловО.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. АрустамовД.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д.В. Арустамов, Е.А. Дроздова // Евразийский союз ученых, 2018. – №7-4(52). – С. 7-8.
2. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России, 2008. – №7. – С. 101-104.
3. Камалова Л.А. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения / Л.А. Камалова, Г.Н. Галиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 76-78.
4. КоротаеваЕ.В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России, 2022. – №4. – С. 8-15.
5. Кот Т.А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисциплины «литературное чтение» в начальной школе / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 68-2. – С. 177-179.
6. Куценко Ю.В. Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах / Ю.В. Куценко, Л.Р. Умерова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов, 2018. – С. 155-157.
7. Луговая Т.В. К вопросу организации учебного сотрудничества: малая группа разного уровня развития / Т.В. Луговая // Личность, семья и общество: вопросы педагогии и психологии, 2015. – №50-51. – С. 51-55.
8. МайдисароваД.С. Интерактивность в современном образовании / Д.С. Майдисарова, Д.Е. Тюлюбаев // Academy, 2019. – №2(41). – С. 10-11.
9. Макаров Е.Л. Интерактивность образовательного процесса – инновационное направление в экономическом образовании / Е.Д. Макарова // Известия ЮФУ, технические науки, 2008. – №1(78). – С. 154.
10. МиленкоЕ.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников / Е.А. Миленко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. – Т. 23. – №2(172). – С. 72-80.
11. ПаневинаГ.Н. Интерактивный урок географии / Г.Н. Паневина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/2c8/2c8d6375ac1293e969132aa2f45b0936.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
12. Плотникова К.И. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / К.И. Плотникова // Вестник науки, 2022. – Т.4. – №1(46). – С.49-52.
13. Подольская О.В. Применение интерактивных методов обучения для работы с учебным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе / О.В. Подольская // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал, 2020. – № 1 (19). – С. 24-27.
14. Попова Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е.Б. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Оренбург: Оренбургский институт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2017. – 132 с.
15. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 172 с.
16. Сафонова Л.Ю. Методические указания для преподавателей по применению интегративных форм обучения / Л.Ю. Сафонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://filialpskovgu.ru/attachments/article/55/MU_Metodi_interaktivnogo_obucheniya.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
17. СтуриковаМ.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся / М.В. Стурикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2015. – №2. – С. 38-41.
18. ТырсинД.Г. Формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ТырсинД.Г. – Саратов, 2012. – 22 с.
19. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литературное-чтение-1-4-классы.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
20. ШаимкуловО.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.
21. ШаимкуловО.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.