Роман Е. Замятина "Мы". Его связь с теоретическими постулатами пролеткультовцев
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 08.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ПРОЛЕТКУЛЬТА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО В 1917-1932 ГГ. 6
1.1. Идеология и цели пролеткульта 6
1.2. Эстетические принципы Пролеткульта 9
1.3. Влияние пролеткульта на развитие литературы и культуры 11
ГЛАВА 2. РОМАН Е. ЗАМЯТИНА «МЫ» И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПОСТУЛАТАМИ ПРОЛЕТКУЛЬТОВЦЕВ 13
2.1. Роль пролеткультовских идей в романе "Мы" 14
2.2. Противоречия между идеалами пролеткульта и содержанием романа "Мы" 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЯ 24
Он признавал творчество как высший принцип революционной деятельности. Пролеткульт пропагандировал коллективизм, самодисциплину, самокритику, а также важность эстетического развития личности. В романе "Мы" Замятина представляет будущее общество, которое, на первый взгляд, также стремится к коллективизму и равенству. Однако в этом обществе сверхконтроль, обезличивание, потеря индивидуальности, подавление чувств и желаний ведут к созданию роботизированных граждан, лишённых свободы выбора и самовыражения. Таким образом, противоречия между идеалами пролеткульта и реализацией этих идей в мире, описанном в романе "Мы", проявляются в том, что пролеткульт стремился к культурному и эстетическому развитию личности в коллективе, в то время как в мире "Мы" индивидуальность исчезает, и все подчиняется Единому Государству.Пролеткульт, как идеологическое движение в СССР, считал, что искусство и литература должны служить просвещению рабочих и крестьян, воспитывать их в духе марксистских принципов и формировать новую социалистическую личность. Пролеткульт поддерживал разнообразные эксперименты в искусстве, пропагандировал инновации и абстракцию, стремился к универсальности искусства, объединяя его с техникой и наукой.В романе "Мы" Замятина изображает диктатуру Единого Государства, где превалируют строгий контроль, уничтожение личности и подавление чувств во имя коллективного блага. В этом мире ценности пролеткульта - свобода творчества, самовыражение, саморазвитие - полностью отсутствуют. Люди живут под постоянным наблюдением, лишены индивидуальности и эмоций, подвергаются пропаганде и манипуляциям.Таким образом, противоречия между идеалами пролеткульта и миром, представленным в романе "Мы", проявляются в том, что жесткий коллективизм и утопические стремления к единству и равенству приводят к дегуманизации и обезличиванию личности, вместо освобождения и развития индивидуального потенциала. Это противоречие становится одной из центральных тем романа, отражая критику автора по отношению к тоталитарным режимам и ограничениям человеческой свободы.Кроме того, стоит отметить, что противоречия между идеалами пролеткульта и содержанием романа "Мы" подчеркивают важность свободы индивидуального самовыражения и признание уникальности каждой личности. Пролеткульт считал, что искусство должно способствовать развитию личности в коллективе, а не ее угнетению и обезличиванию во имя общественной цели.В романе "Мы" Замятина критикует авторитарные методы управления и идею абсолютного равенства, которые, на первый взгляд, могли быть ассоциированы с пролеткультом. Однако автор раскрывает тему того, что равенство и коллективизм без уважения к индивидуальности могут привести к утрате гуманизма и свободы. Таким образом, роман "Мы" может быть расценен как критика тоталитарного общества и предостережение от утопических стремлений к идеальному равенству за счет ущемления личности.Итак, противоречия между идеалами пролеткульта и миром, представленным в романе "Мы", подчеркивают важность баланса между коллективными интересами и уважением к индивидуальным правам и потребностям каждого человека. В центре этих противоречий стоит вопрос об истинной свободе и гармонии в обществе, которые могут быть достигнуты только при уважении к индивидуальности и человеческим ценностям. Приведем характерные примеры из текста:«Спрятать? Но куда: все – стекло. Сжечь? Но из коридора и из соседних комнат – увидят. И потом, я уже не могу, не в силах истребить этот мучительный – и может быть, самый дорогой мне – кусок самого себя» [14, c. 79].Главный герой испытывает мучительные внутренние конфликты и стремится скрыть от окружающих свою настоящую личность и истинные чувства. Он понимает, что живет в обществе, где нет частной жизни, где все подвержено наблюдению и контролю. Это противоречие с идеями пролеткульта, который призывал к свободному самовыражению и развитию личности, свидетельствует о подавлении личности и ограничении свободы во имя коллективного блага.«Благодетель – есть необходимая для человечества усовершенствованнейшая дезинфекция, и вследствие этого в организме Единого Государства никакая перистальтика…» – я прыгающим пером выдавливал эту совершенную бессмыслицу и нагибался над столом все ниже, а в голове – сумасшедшая кузница, и спиною я слышал – брякнула ручка двери, опахнуло ветром, кресло подо мною заплясало…[14, c. 79].Этот пример подчеркивает абсурдность и абсолютную утопичность идеологии государства из романа, которое стремится к абсолютному контролю над личностью и отрицанию ее индивидуальности. Использование термина "усовершенствованнейшая дезинфекция" для описания благодетеля указывает на идею об искусственной исключительности и контроле над человеческими индивидуальными проявлениями. Это противоречит духу пролеткульта, который поддерживал свободу творчества и разнообразие индивидуальных подходов к искусству и жизни.Таким образом, приведенные примеры из романа "Мы" выводят на поверхность противоречия между идеалами пролеткульта и утопическим обществом, в котором отсутствует свобода личности и подавляется человеческая индивидуальность. Эти примеры подчеркивают ограничения свободы и подавление личности в рамках тоталитарной системы, что делает роман и критикой таких режимов и идеологий.Таким образом, во второй главе романа "Мы" Евгения Замятина проявляются явные противоречия между содержанием произведения и идеалами пролеткульта, теоретические постулаты которого призывали к коллективной творческой самореализации и освобождению личности через искусство. В романе, напротив, демонстрируется общество, подчиненное жесткому контролю и устранению индивидуальности ради общественной гармонии и единства.Главный герой романа описывает свои внутренние конфликты и страдания от подавления личности и ограничения свободы в мире, где все подчинено рациональности и общественному контролю. Такое описание не соответствует идеалам пролеткульта, который проповедовал свободу выражения и индивидуальное разнообразие в творчестве.Итак, вторая глава романа "Мы" с его образами и сюжетом раскрывает пугающую картину общества, лишенного собственной индивидуальности и свободы. Это противоречит идеалам пролеткульта и выдвигает на передний план тему необходимости защиты личности и свободы в обществе. В результате, роман представляет собой критику тоталитарных идеологий и призыв к защите и уважению человеческой индивидуальности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате анализа глав 1 и 2 можно сделать вывод о противоречиях между идеологией пролеткульта и романом "Мы" Е. Замятина. Глава 1 подробно описывает идеологию и цели пролеткульта, его эстетические принципы и влияние на развитие литературы и культуры в период с 1917 по 1932 год. Пролеткульт стремился к созданию новой культуры на основе коллективного творчества и высвобождения личности через искусство.Однако во второй главе мы видим, как роман "Мы" отражает противоположную картину – общество, где индивидуальность подавлена и человек лишен свободы во имя коллективизма. В романе проявляются противоречия между идеалами пролеткульта и содержанием произведения. Главный герой страдает от потери своей индивидуальности, что противоречит идеалам пролеткульта о свободе творчества и разнообразии.Следовательно, роман "Мы" Е. Замятина вызывает сомнения в возможности реализации идеологии пролеткульта в реальном обществе. Он представляет собой критику тоталитарных тенденций, подавляющих человеческую индивидуальность, и призывает к защите личности и уважению человеческого достоинства. Таким образом, роман "Мы" обращается к важным проблемам человеческого бытия и актуализирует темы свободы, индивидуальности и гуманизма в обществе. Философия пролеткульта стремилась к созданию нового общества, основанного на равенстве, коллективизме и освобождении от старых буржуазных ценностей. Однако в романе "Мы" Е. Замятина отражены противоречия этих идеалов. Подавление личности, ограничение свободы и утрата человеческой индивидуальности представлены как неизбежные последствия коллективистского общества.Роман "Мы" вызывает сомнения в том, насколько возможно сочетание идеологии пролеткульта с реальной жизнью без ущерба для человеческой натуры. Замятин выдвигает предостережение от потери личности и свободы в стремлении к коллективизму и утопическим идеалам. Роман оставляет за собой важный вопрос о сбалансированности между социальными целями и уважением к индивидуальным правам и свободам.Таким образом, анализ глав 1 и 2 позволяет нам понять, что роман "Мы" Е. Замятина становится не просто литературным произведением, но и философским и социокультурным заявлением о важности гармоничного развития общества, учитывающего и защищающего индивидуальность каждого человека. Роман "Мы" Е. Замятина выступает как критика тоталитаризма и коллективизма, предостерегая общество от потери гуманизма и свободы. В контексте идеологии пролеткульта, роман становится не только литературным произведением, но и зеркалом, отражающим противоречия и опасности идеологии, лишающей человека его основных прав и свобод. Таким образом, становится ясно, что идеалы пролеткульта и реальность жизни, как показано в романе "Мы", не всегда совместимы, и важно находить баланс между коллективистскими устремлениями и уважением к индивидуальности в обществе.БИБЛИОГРАФИЯАбзаидова Н.В., Кадырова К.А. К вопросу о жанре романа Е. Замятина "Мы" // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanre-romana-e-zamyatina-my (дата обращения: 09.05.2024). Богданов А.А. О пролетарской культуре: 1904-1924. - Л., М.: Книга, 1924. - 344 с.Божич Р. Как читать «Мы» Е. Замятина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-chitat-my-e-zamyatina (дата обращения: 09.05.2024).Гольдт Р. Последнее убежище личности. Записки Д-503 и психология личности в подлинных дневниках межвоенного периода // Евгений Замятин и культура ХХ века. СПб., 2002. С. 37-63.Давыдова Т. Т. Евгений Замятин. М.: Знание, 1991.Дороченков И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4.Дубин Б.В. Рейтблат А.И. О структуре и динамике системы литературных ориентаций журнальных рецензентов // Книга и чтение в зеркале социологии. - М.: Кн. палата, 1990. - С. 150-176.Ишбаева Д.И., Мишина Г.В. Роман Е.И. Замятина «Мы» как антиутопия // Форум молодых ученых. 2020. №5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-e-i-zamyatina-my-kak-antiutopiya (дата обращения: 09.05.2024).Каракан Т. А. Роман Е. Замятина: проблема жанра. Современные проблемы литературы, жанра. Поэтики русской литературы: межвузовский сборник. Петрозаводск, 1991.Карпов А.В. Русская интеллигенция и Пролеткульт // Вестник Омского университета. - 2004. -Вып.1 (31). - С. 92-96.Курочкина А. В. Общественно-политические воззрения Е. Замятина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politicheskie-vozzreniya-e-zamyatina (дата обращения: 09.05.2024).Лапина И.А. Пролеткульт и проект «социализации науки» // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 2. - С. 43-47.Мазаев А.И. Искусство и большевизм (1920-1930-е гг.): проблемно-тематические очерки. 2-е изд. -М.: КомКнига, 2007. - 320 с.Мы / Е. И. Замятин — «Public Domain», 1920 — (Список школьной литературы 10-11 класс)Скороспелова Е.Б. Е.И. Замятин и его роман «Мы». Москва, 1999.Фигуровский Н.Н. К вопросу о жанровых особенностях романа Е. Замятина «Мы». Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996;
2. Богданов А.А. О пролетарской культуре: 1904-1924. - Л., М.: Книга, 1924. - 344 с.
3. Божич Р. Как читать «Мы» Е. Замятина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-chitat-my-e-zamyatina (дата обращения: 09.05.2024).
4. Гольдт Р. Последнее убежище личности. Записки Д-503 и психология личности в подлинных дневниках межвоенного периода // Евгений Замятин и культура ХХ века. СПб., 2002. С. 37-63.
5. Давыдова Т. Т. Евгений Замятин. М.: Знание, 1991.
6. Дороченков И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4.
7. Дубин Б.В. Рейтблат А.И. О структуре и динамике системы литературных ориентаций журнальных рецензентов // Книга и чтение в зеркале социологии. - М.: Кн. палата, 1990. - С. 150-176.
8. Ишбаева Д.И., Мишина Г.В. Роман Е.И. Замятина «Мы» как антиутопия // Форум молодых ученых. 2020. №5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-e-i-zamyatina-my-kak-antiutopiya (дата обращения: 09.05.2024).
9. Каракан Т. А. Роман Е. Замятина: проблема жанра. Современные проблемы литературы, жанра. Поэтики русской литературы: межвузовский сборник. Петрозаводск, 1991.
10. Карпов А.В. Русская интеллигенция и Пролеткульт // Вестник Омского университета. - 2004. -Вып.1 (31). - С. 92-96.
11. Курочкина А. В. Общественно-политические воззрения Е. Замятина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politicheskie-vozzreniya-e-zamyatina (дата обращения: 09.05.2024).
12. Лапина И.А. Пролеткульт и проект «социализации науки» // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 2. - С. 43-47.
13. Мазаев А.И. Искусство и большевизм (1920-1930-е гг.): проблемно-тематические очерки. 2-е изд. -М.: КомКнига, 2007. - 320 с.
14. Мы / Е. И. Замятин — «Public Domain», 1920 — (Список школьной литературы 10-11 класс)
15. Скороспелова Е.Б. Е.И. Замятин и его роман «Мы». Москва, 1999.
16. Фигуровский Н.Н. К вопросу о жанровых особенностях романа Е. Замятина «Мы». Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996;