Применение электронных презентаций с целью активизации познавательной деятельности в обучении географии 9 класса
Заказать уникальную дипломную работу- 454 454 страницы
- 53 + 53 источника
- Добавлена 08.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Понятие и структура познавательной деятельности обучающихся 7
1.2. Исторический и библиографический обзор этапов исследования познавательной деятельности обучающихся 13
1.3. Методические приемы и средства активизации познавательной деятельности обучающихся: традиционные и современные 21
1.4. Электронные презентации как основной современный цифровой инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся 28
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ «НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ» В 9 КЛАССЕ 35
2.1. Анализ структуры курса географии «Население и хозяйство России» 9 класса для выявления целесообразности использования электронных презентаций различного вида и назначения 35
2.2. Разработка комплекта электронных презентаций для курса географии «Население и хозяйство России» в 9 классе, направленных на активизацию различных аспектов познавательной деятельности обучающихся 40
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКТА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, КАК СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 45
3.1. Анализ базы исследования. Характеристика экспериментальной и контрольной групп 45
3.2. Программа педагогического эксперимента. Организация, проведение и методы диагностики познавательной деятельности школьников 45
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента по применению электронных презентаций как средств, направленных на активизацию различных аспектов познавательной деятельности в обучении географии в 9 классе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованной литературы 45
Уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине.Эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира.Осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.Любовь к природе и всему окружающему.На базовом уровне требования к предметным результатам освоения курса географии направлены на формирование у обучающихся[10, с.374]: системы современных знаний, раскрывающих географические аспекты глобальных и региональных геоэкологических, геополитических, экономических и социальных проблем; принципов природопользования и регулирования природно-антропогенных и техногенных систем;пространственно-временных представлений о географической среде как сложной системе взаимосвязей природы и общества; о локализации географических процессов и явлений; географического мышления, которое характеризуется территориальностью, комплексностью, конкретностью, глобальностью;умений характеризовать географическую специфику крупных регионов и стран мира;умений находить, анализировать, интерпретировать и использовать географическую информацию, представленную в картографических, статистических и других источниках для оценки текущих событий, решения практических задач в учебной деятельности и повседневной жизни;умений оценивать характер взаимодействия деятельности человека и природы в разных географических условиях, на разных территориях с точки зрения идей устойчивого развития;умений оценивать роль и место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.Структура учебника представляет собой пять разделов: Россия на карте, природа и человек, население России, отрасли хозяйства России, природно-хозяйственная характеристика России. В первом разделе раскрываются следующие темы: экономико- и политико-географическое положение России, формирование территории РФ, административно-территориальное устройство страны и районирование территории. Во втором разделе представлены темы: природные условия и ресурсы России и хозяйственная деятельности в связи с изменением природной среды.Третий раздел учебника дает возможность познакомиться обучающимся с численностью и размещением населения России, миграция, сельская и городская формы расселения, этнический и религиозный состав населения, трудовые ресурсы и рынок труда. Четвертый раздел учебника знакомит обучающихся со всеми отраслями российской экономики (топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, агропромышленный, транспортный комплексы, химическая, лесная, пищевая и легкая промышленность, нематериальная сфера хозяйства).Пятый заключительный раздел представлен темами обо всех природно-хозяйственных зон страны (Европейский Север, Европейский Северо-запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). Учебник дополнен приложениями, необходимыми для усвоения обучающимися знаниями географии страны: словарь терминов и понятий, статистические данные, формулы для расчета количественных показателей, сайты в Интернете в помощь девятиклассникам. По содержанию учебник богат иллюстрациями (картами, схемами, таблицами, диаграммами), также каждый параграф включает в себя вопросы для актуализации знаний предыдущих уроков, вопросы для целеполагания на текущий урок, вопросы, требующие размышления, повышающие мотивацию к изучению темы урока. Также в каждой теме выделены ключевые слова, что важно для развития познавательной активности школьников. Важным для освоения материала курса являются итоговые задания по темам учебника, это удобно как для выполнения и обсуждения на уроке в рамках фронтальной работы, так и для домашнего задания индивидуального. Несмотря на это, чтобы овладеть наукой географией мало читать текст и выполнять задания тестового характера[38, с.421]. Для качественного усвоения материала необходимо сформировать у обучающихся визуальные образы и представления о природе, хозяйстве, населении и экономике нашей необъятной страны России. Поэтому мультимедийные презентации помогают учителю в достижении высокого качества знаний обучающихся, формировании необходимых для дальнейшего развития компетенций, формированию географической грамотности и культуры.[39, с.46]Качественное географическое образование призвано, прежде всего, обеспечивать: формирование гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, экологической этики; подготовку населения в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни – системы глобального позиционирования, электронные карты и геоинформационные системы.География в школе – один из немногих предметов, который успешно справляется с задачей интеграции педагогического содержания естественных и общественных наук. Наряду с историей Отечества, русским языком и литературой, география является ключевым предметом в формировании у школьников традиционных российских духовных ценностей и самоощущения. Это, прежде всего, национальные и политические ценности, на которых базируются патриотизм и безопасная жизнедеятельность граждан; природные ценности, включающие в основном компоненты окружающей среды; исторические ценности, определяющие преемственность традиций, культурно-историческую память; демографические ценности, позволяющие изучать свою страну, народ, регион. [40, с. 212]Очевидно, что высокое качество подготовки и серьезные достижения обучающихся могут обеспечить только педагоги, владеющие основами теории и методики преподавания учебных предметов, и что еще важнее – умениями создавать и применять электронные образовательные ресурсы, главным образом мультимедийных презентаций. Однако школьная практика показывает, что многие учителя по-прежнему ориентированы на трансляцию предметных знаний, усвоение которых обеспечивает результаты основного и единого государственного экзамена и подготовку в вузы, что не способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как познавательная инициатива, риск выбора, настойчивость в реализации познавательного интереса и новизны.Учитель должен уметь создавать условия для успешного обучения учеников, формировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. Такой результат возможен, когда учитель владеетинформационно-коммуникативными технологиями, представлять материал в наиболее доступной форме для наиболее эффективного усвоения материала и повышения мотивации к получению знаний и умений.[38, с.96]2.2. Разработка комплекта электронных презентаций для курса географии «Население и хозяйство России» в 9 классе, направленных на активизацию различных аспектов познавательной деятельности обучающихсяОдной из главных задач, стоящих перед учителем географии, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в педагогическую практику наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционнуюсхему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. [40, с.117]Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. [37, с.39]Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержится на компьютере учителя. Использование ИКТ на уроках географии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем становится электронная презентация.Компьютерная лекция, разработанная средствами MS PowerPoint, – этотематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной – объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной, компьютерная лекция имеет больше возможности в привлечении иллюстративных материалов, информационных объектов. [4, с.106]Поэтому компьютерная лекция– это новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у школьников образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т.д. Мультимедийные презентации позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. А электронные таблицы Excel помогают при подготовке урока построить картограммы и картодиаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала. Это огромное благо для учителя географии, что с использованием ИКТ исчезла необходимость приносить на лекции рулоны наглядных пособий и тратить время на их развешивание, закрепление и сворачивание.[8, с.60]Презентации удобны еще и тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию возможно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.При создании компьютерных презентаций, во-первых, подготовительная работа проводится лишь один раз, во-вторых, все средства наглядности размещаются на компьютере или в локальной сети образовательной организации и демонстрируются на уроке с помощью мультимедийного проектора, что существенно упрощает процесс его проведения. В этом случае принципиальных отличий в содержании «прежнего» и «нового» урока нет, но существенно меняется его оформление. Новая форма урока с ИКТ-сопровождением предъявляет следующие требования к содержанию:материал урока должен быть разбит на четкие, законченные части, логично соединенные друг с другом;каждая из этих частей должна быть относительно невелика по объему, для того, чтоб она была хорошо читаема на экране;текстовые составные части целесообразно сопровождать картосхемами, диаграммами, фотографиями;необходимо отбирать иллюстрации, наиболее точно показывающие специфику территории;качество изображенийдолжно быть высокого разрешения, чтобыне ухудшалось при их увеличении.Таким образом, можно сделать следующие выводы:Использование мультимедиа-технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более эффективным.Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем эта потенциальная возможность заложена в самих информационных технологиях.Компьютерное моделирование позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, во всем его многообразии.Применение мультимедиа-технологии, позволяя задействовать все органы чувств человека для достижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объект, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала.Мультимедийные учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного труда.Для дальнейшего исследования и проведения формирующего педагогического эксперимента решено создать комплект мультимедиа-презентаций по курсу географии в 9 классе. Презентации будут разработаны по следующим темам: цветная металлургия, животноводство, лесная промышленность, машиностроение, растениеводство, химическая промышленность, черная металлургия.Рассмотрим приемы активизации познавательной активности школьников на примере разработанного в ходе исследования комплекса мультимедийных презентаций для уроков географии в 9 классе. На рисунке № 6 представлен слайд из презентации «Лесная промышленность». Для формирования визуальных представлений у обучающихся о размещении зон лесохозяйственной деятельности. Школьники сразу видят границы разных зон и могут дальше делать выводы о долях данных зон, их соотношении. Такой прием используется при объяснении нового материал или при первичном закреплении полученных знаний.Рисунок № 6. Слайд из презентации «Лесная промышленность»На рисунке 7 представлен слайд презентации «Растениеводство». На слайде схема, по которой обучающиеся сразу видят разделение основных сфер агропромышленного комплекса: растениеводства и животноводства. Соответственно далее учебный материал строится уже на различии этих двух компонентов сельского хозяйства, обучающимся легче оперировать новыми терминами и понятиями, обобщать и усваивать новые знания.Рисунок № 8. Слайд из презентации «Растениеводство»Исследователи-психологи сходятся на том, что большинство людей по типу восприятия информации являются визуалами, поэтому на слух усвоить материал сложно. Презентация позволяет сложный материал визуализировать. Пример видно на рисунке 9. Задача на размышление и первичное усвоение материала представлена на слайде презентации, так школьники, имея текст перед глазами, могут возвращаться к нему, еще раз внимательно прочитывать и уточнять, решая задачу. Это активизирует словесно-логическое мышление.Рисунок № 9. Слайд презентации «Черная металлургия»В экспериментальном исследовании примут участие два девятых класса школы-базы прохождения преддипломной практики. Один класс станет экспериментальной группой, с которой будет проводиться формирующий педагогический эксперимент, апробация комплекта разработанных в ходе исследования презентаций. Второй класс будет составлять контрольную группу. Перед эмпирическим исследованием, первым этапом, будет проводиться педагогическая диагностика познавательных способностей (уровня развития познавательных УУД – универсальных учебных действий) в обеих группах. Вторым этапом исследования будет формирующий педагогический эксперимент (внедряться разработанный комплект презентаций). После завершения апробации презентации будет проведена контрольная диагностика с тем, чтобы измерить рост уровня познавательных УУД в экспериментальной группе и сравнить с результатами контрольной группы.Глава 3. Апробация КОМПЛЕКТА электронных презентаций, как средств, направленных на активизацию различных аспектов познавательной деятельности в обучении географии в 9 классе: педагогический экспериментАнализ базы исследования. Характеристика экспериментальной и контрольной группПрограмма педагогического эксперимента. Организация, проведение и методы диагностики познавательной деятельности школьниковАнализ результатов педагогического эксперимента по применению электронных презентаций как средств, направленных на активизацию различных аспектов познавательной деятельности в обучении географии в 9 классеЗАКЛЮЧЕНИЕСписок использованной литературыБабанский Ю. К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. – Ростов-на-Дону, 2010, – 180 с.Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков. – М.: Филин, 2009. – 220 с.Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, –2020. – 128 с.Блинов А.С. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / А.С. Блинов. – М.: Научная библиотека, 2022. – 179 c.Болотникова, Н.В. География. 6-11 классы. Развернутое тематическое планирование / Н.В. Болотникова. – М.: Учитель, 2022. – 567 c.Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 2012. – 187 с.Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2019. - 566 c.ГаррРейнольдс. Искусство презентаций: идеи для создания и проведения выдающихся презентаций / РейнольдсГарр. – М.: Диалектика / Вильямс, 2023. – 741 c.Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 357 c.Даринский А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2020. – 416 c.Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. № 2. С. 78–79.Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. – М.: Инфра-М, 2020.– 272 с.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. – 266 с.Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. – М.: Дрофа, 2020. - 552 c.Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 2009. – 159 с.Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 9 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2022. – 288 c.Иванова М.А., Кротов Д.П. Развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе на основе применения интерактивных заданий-тренажеров// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 6. – с. 129-133.Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. – М.: Юрайт, 2019. – 272с. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – М.: ТетраСистемс, 2021. – 224 c.Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, –2023. – 488 с.Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 156 с.Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. – СПб.: Питер, 2002. – 258 с.Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 128 с.Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.Николина В. В. и др.// Теория и методика обучения географии: учебное пособие для студентов вузов-Н. Новгород: НГПУ, 2012. – с. 58-62.Никуличева Н. В. Дистанционное обучение. От внедрения до реализации. Учебник. – М.: КноРус, 2024. – 244 с.Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2002. – 175 с.Подласый И. П. Педагогика. Учебник для бакалавра. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Юрайт, 2019. –404 с.Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика. – М.: Юрайт, 2024. – 228 с.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000. – с. 272.Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. – М., 1991. – 356 с.Регосин В. В. Что такое развивающее обучение? – Харьков-Томск, 2002. – 190 с.Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., АллагуевА.М.Педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2019. – 188 с.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008. – 305 с.Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1994. – 214 с.Соловьева, Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя / Л. Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 205 с.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. И. Пискуновой. – М.: Педагогика, 2001. – 208 с.Урунтаева Г.А. Словарь психологических понятий. – М.: Педагогика, 2005. –546 с.Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019.– 268 с.Финаров Д. П. // Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов – М.:АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. – с.45-47Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2005.6. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. – 352 с.Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. – Таганрог, 2006. – 175 с.Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. – М.: Центр, 2001. – 305 с.Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. – М.: Проспект, 2023.– 240 с.Электронные источникиБердик, П. А. Методика обучения географии / П. А. Бердик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 89-90. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102078/ (дата обращения: 04.05.2024).Петрова Наталья Николаевна ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geografiya-v-shkole-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 04.05.2024).Приходько Валентина Евгеньевна Место мультимедийной презентации в современном уроке // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. №1с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-multimediynoy-prezentatsii-v-sovremennom-uroke (дата обращения: 04.05.2024).
1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. – Ростов-на-Дону, 2010, – 180 с.
2. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков. – М.: Филин, 2009. – 220 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, –2020. – 128 с.
4. Блинов А.С. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / А.С. Блинов. – М.: Научная библиотека, 2022. – 179 c.
5. Болотникова, Н.В. География. 6-11 классы. Развернутое тематическое планирование / Н.В. Болотникова. – М.: Учитель, 2022. – 567 c.
6. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 2012. – 187 с.
7. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2019. - 566 c.
8. Гарр Рейнольдс. Искусство презентаций: идеи для создания и проведения выдающихся презентаций / Рейнольдс Гарр. – М.: Диалектика / Вильямс, 2023. – 741 c.
9. Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 357 c.
10. Даринский А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2020. – 416 c.
11. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. № 2. С. 78–79.
12. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. – М.: Инфра-М, 2020. – 272 с.
13. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
14. Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. – М.: Дрофа, 2020. - 552 c.
15. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 2009. – 159 с.
16. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 9 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2022. – 288 c.
17. Иванова М.А., Кротов Д.П. Развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе на основе применения интерактивных заданий-тренажеров// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 6. – с. 129-133.
18. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. – М.: Юрайт, 2019. – 272с.
19. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – М.: ТетраСистемс, 2021. – 224 c.
20. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
21. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, –2023. – 488 с.
22. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 156 с.
23. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. – СПб.: Питер, 2002. – 258 с.
24. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 128 с.
25. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.
26. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.
27. Николина В. В. и др.// Теория и методика обучения географии: учебное пособие для студентов вузов-Н. Новгород: НГПУ, 2012. – с. 58-62.
28. Никуличева Н. В. Дистанционное обучение. От внедрения до реализации. Учебник. – М.: КноРус, 2024. – 244 с.
29. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2002. – 175 с.
30. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для бакалавра. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Юрайт, 2019. –404 с.
31. Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика. – М.: Юрайт, 2024. – 228 с.
32. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000. – с. 272.
33. Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. – М., 1991. – 356 с.
34. Регосин В. В. Что такое развивающее обучение? – Харьков-Томск, 2002. – 190 с.
35. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
36. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2019. – 188 с.
37. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008. – 305 с.
38. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1994. – 214 с.
39. Соловьева, Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя / Л. Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 205 с.
40. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
41. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. И. Пискуновой. – М.: Педагогика, 2001. – 208 с.
42. Урунтаева Г.А. Словарь психологических понятий. – М.: Педагогика, 2005. – 546 с.
43. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 268 с.
44. Финаров Д. П. // Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. – с.45-47
45. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2005.6. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. – 352 с.
46. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. – Таганрог, 2006. – 175 с.
47. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
49. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. – М.: Центр, 2001. – 305 с.
50. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. – М.: Проспект, 2023. – 240 с.
Электронные источники
1. Бердик, П. А. Методика обучения географии / П. А. Бердик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 89-90. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102078/ (дата обращения: 04.05.2024).
2. Петрова Наталья Николаевна ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geografiya-v-shkole-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 04.05.2024).
3. Приходько Валентина Евгеньевна Место мультимедийной презентации в современном уроке // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. №1с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-multimediynoy-prezentatsii-v-sovremennom-uroke (дата обращения: 04.05.2024).