Особенности стабилизации экономики России налоговыми методами
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 08.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Это создало риски для реализации инвестпроектов и цифровой трансформации в промышленности, энергетике, телекоме.Транспортно-логистические сложности - закрытие воздушного пространства, ограничения на заходы судов в порты, отказ зарубежных логистических операторов работать с грузами из РФ. В результате выросли издержки и сроки поставок, перенапряжена инфраструктура альтернативных маршрутов (Турция, Иран, Индия).В 2022 г. эти факторы спровоцировали спад ВВП на 2,1%, снижение инвестиций на 5,4%, реальных доходов населения - на 1,5%, на пике инфляция достигала 17,8%. Однако уже со второго полугодия экономика начала адаптироваться к шоку за счет быстрой переориентации торговли на незападные рынки, налаживания новых цепочек поставок, а также активных мер поддержки властей. По итогам года удалось избежать финансовой дестабилизации, скачка безработицы, обвального падения доходов бюджета.Тем не менее, международные организации и экспертное сообщество сходятся во мнении, что полная адаптация к новым реалиям потребует нескольких лет и будет сопряжена с серьезными структурными вызовами для России. Среди них:Необходимость масштабного импортозамещения в стратегических отраслях. Доля импорта в электронике, станкостроении, фармацевтике достигает 80-90%. Потребуются годы и крупные инвестиции для развития собственных технологических компетенций, без гарантий сопоставимого зарубежным качества и себестоимости продукции.Угроза технологического отставания в условиях ограниченного доступа к западным технологиям и разрыва кооперационных связей. Необходимы опережающие вложения в НИОКР, поиск новых партнеров по технологической кооперации на Востоке и Юге. При этом велики риски санкций и для азиатских поставщиков высокотехнологичной продукции.Потеря экономии на масштабе из-за сужения рынков. Переориентация на внутренний спрос и доступные внешние рынки ограничивает возможности роста производства, повышает издержки и цены, снижает глобальную конкурентоспособность бизнеса.Структурная перестройка логистики и внешней торговли. Уход из европейского направления (56% экспорта, 39% импорта в 2021 г.) в пользу азиатских и ближневосточных стран требует масштабных инвестиций в новую инфраструктуру, перестройки маршрутов и налаживания устойчивых цепочек поставок, адаптации номенклатуры и контрактов.ЗаключениеПриоритизация налоговых мер в общей системе антикризисной политики. Налоговые инструменты позволяют быстрее и адреснее доводить поддержку до экономических агентов по сравнению с бюджетными расходами. При этом важна тонкая настройка налоговых стимулов и их координация с другими мерами (льготное кредитование, гарантии, субсидии).Селективность и гибкость налоговых преференций. Вместо общего снижения налоговой нагрузки акцент делается на поддержке наиболее уязвимых секторов, МСП, инвестиций в критические сферы (здравоохранение, цифровизация, зеленые технологии). Налоговые меры имеют преимущественно временный и возвратный характер, позволяя сохранить потенциал роста налоговых доходов в дальнейшем.Усиление роли налоговых инструментов социальной политики. Через налоговые каналы оказывается масштабная поддержка домохозяйств, особенно низкодоходных и пострадавших от кризиса групп. Растет значение прогрессивного налогообложения доходов и богатства для смягчения неравенства и повышения социальной сплоченности.Акцент на стимулирование структурных реформ и долгосрочного роста. Налоги используются не только для краткосрочной стабилизации, но и для поддержки инвестиций в инфраструктуру, инновации, человеческий капитал - факторы повышения производительности и потенциала роста в посткризисном периоде.Интеграция налоговой политики в общую систему управления рисками. Регулярный анализ фискальных рисков, стресс-тестирование налоговой системы, поддержание бюджетных буферов становятся неотъемлемыми элементами антикризисного управления. Важна также синхронизация налоговых мер с управлением госдолгом и обеспечением долгосрочной бюджетной устойчивости.Цифровизация налогового администрирования. Кризис ускорил внедрение электронных сервисов, удаленных проверок, автоматизированных систем комплаенса. Это повышает прозрачность и собираемость налогов, снижает издержки бизнеса и одновременно расширяет возможности для точечного мониторинга и поддержки налогоплательщиков.Международная кооперация и противодействие налоговой конкуренции. Скоординированность налоговых мер на глобальном уровне, обмен лучшими практиками, противодействие размыванию налоговой базы усиливают эффективность антикризисной политики и снижают риски "гонки ко дну" в налоговой сфере.Таким образом, кризисы последнего десятилетия потребовали творческого развития и адаптации налоговых механизмов. При этом ключевой вызов состоит в балансировке краткосрочных стабилизационных мер и долгосрочных структурных эффектов, учете рисков для бюджетной устойчивости. Важны институциональная гибкость налоговой системы, ее способность быстро и точечно реагировать на изменение экономических условий и приоритетов.БиблиографияАндронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1365-1386. – doi: 10.18334/eo.10.4.110920.Гончаренко Любовь Ивановна, Малкова Юлия Васильевна, Полежарова Людмила Владимировна, Тихонова Анна Витальевна, Юмаев Михаил Мияссярович ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2022 ГОД И НА ПЕРИОД 2023-2024 ГОДОВ // Экономика. Налоги. Право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-nalogovoy-politiki-na-2022-god-i-na-period-2023-2024-godov (дата обращения: 09.05.2024).Королева Л. П. К вопросу о влиянии НДС на макроэкономические параметры российской экономики // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. - 2020. – Т. 6, № 1 (21). - С.199-215. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-1-199-215Маркина А. Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 6. - С.191–194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123361Манушин Д. В. Оценка и совершенствование антикризисных планов в России и мире в условиях пандемии COVID-19. Специфика управления кризисом в государстве // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020. - Т. 14, № 4. - С.697–732. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.4.697-732Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, электронный ресурс: https://anton-moroz.ru/upload/iblock/836/ОНБНиТТП__2024-2026%20(1444749%20v1).PDFОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, электронный ресурс: https://ibfsunited.com/ru/assets/docs/Proect.pdf
1. Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1365-1386. – doi: 10.18334/eo.10.4.110920.
2. Гончаренко Любовь Ивановна, Малкова Юлия Васильевна, Полежарова Людмила Владимировна, Тихонова Анна Витальевна, Юмаев Михаил Мияссярович ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2022 ГОД И НА ПЕРИОД 2023-2024 ГОДОВ // Экономика. Налоги. Право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-nalogovoy-politiki-na-2022-god-i-na-period-2023-2024-godov (дата обращения: 09.05.2024).
3. Королева Л. П. К вопросу о влиянии НДС на макроэкономические параметры российской экономики // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. - 2020. – Т. 6, № 1 (21). - С.199-215. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-1-199-215
4. Маркина А. Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 6. - С.191–194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123361
5. Манушин Д. В. Оценка и совершенствование антикризисных планов в России и мире в условиях пандемии COVID-19. Специфика управления кризисом в государстве // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020. - Т. 14, № 4. - С.697–732. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.4.697-732
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, электронный ресурс: https://anton-moroz.ru/upload/iblock/836/ОНБНиТТП__2024-2026%20(1444749%20v1).PDF
7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, электронный ресурс: https://ibfsunited.com/ru/assets/docs/Proect.pdf