Этнопсихология семейных отношений
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 01.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общие положения этнопсихологии……………
Глава 2. Аспекты семейной жизни в свете этнопсихологии
Глава 3. Конфликты в системе этнопсихологии семейных отношений
Глава 4. Влияние этнопсихологических аспектов отншений между мужчиной и женщиной на семейные отношения современной семьи
Заключение
Список литературы.
Он должен был обеспечить едой свое потомство, обеспечить ту женщину, которую посадил в свою пещеру охранять огонь. Для выполнения такой своей исторической миссии мужчине просто необходимы были сила, умение ориентироваться в пространстве и видеть на дальние расстояния.
Превобытная женщина же, которая оставалась в пещере, должна была хорошо ориентироваться в том, что вокруг нее. Не в том, что находится в далеке, а в том, что находится справа, слева и рядом с ней. Поэтому мужчина до сегоднешнего дня видит далеко и ориентируется в пространстве:
Пример: при необходимости припарковать машину в незнакомом месте, мужчина это сделает проворней и скорее, нежели женщина. Мужчина скоре сориентируется на местности и найдет место для машины.
2. Первобытный мужчина постоянно учавствовал в драках, схватках с другими первобытными мужчинами и животными во время охоты. Женщина в это время оставалась в безопасности: в пещере, с детьми, возле огня, где низкая вероятность непредсказуемого.
Пример: на мужчинах значительно быстрее заживают ранения, последствия операций, порезы и т.д. Достаточно известной является фраза: «Шрамы – украшение мужчин».
Исторически сложилось, что мужчина, который проживал свою жизнь в схватках с животными и врагами – скорее всего имел шрамы, которые «говорили» про его активную деятельность. Мужской гормон тестостерон отвечает не только за секс и агрессию, но и за более быстрое заживление ранений.
3. Поскольку первобытная женщина находилась в пещере с детьми, поддерживала огонь – она должна была хорошо ориентироваться во времени. Ее жизнь в принципе была цикличной: когда мужчина шел на охоту – он не знал когда вернется. Женщина должна была ориентироваться когда кормить детей, должна была знать когда родить (что бы это событие произошло в безопасном месте).
4. Уходя на охоту мужчина имел лишь цель: он идет за оленем. У женщтны целей много: распределить добычу на определенный период, обеспечить сохранность добычи, приготовить еду, накормить детей, обеспечить им одежду из добычи, следить за безопасностью детей, обеспечить поддержание огня и т.д.
Пример: если идет на рынок мужчина, которому нужно купить обувь – он купит на рынке именно обувь, а на все попутное может и не обратить внимание. Если же на рынок пойдет за обувью женщина – она может купить много всего пока дойдет до магазина с обувью и все покупки будут необходимыми для различных хозяйственных нужд.
5. Мужчина видит «в длинну», а женщина видит «в ширину». В связи с охотой, мужчина должен был видеть то, что находится далеко от него. А женщине приходилось концентрировать свое внимание на «вокруг себя» - где дети, огонь и еда.
Пример: если попросить мучину достать из холодильника сметану – ему потребуется гораздо больше времени нежели женщине. И это естественно: это обусловлено исторической предрасположенностью видеть «в длинну» и «в ширину».
6. Первобытная женщины вынуждена была всегда экномить, поскольку не могла точно знать, когда мужчина принесет свою следующую добычу. Женщине приходилось распределять еду что б она не испортилась, что б был запас.
Пример: так уж и наследуется эта традиция и интроецируется поколениям, что «муж приносит зарплату жене», котоая ведет хозяйство и планирует покупку продуктов до следующей зарплаты.
7. Первобытная женщина выбирала себе в партнеры мужчину сильного и ловкого: который сможет защитить и накормить свое семейство. Поэтому мужчина необходим был демонстрировать свое превосходство над другими, завоевывать свое первенство среди других первобытных мужчин и перед женщинами. И с охоты мужчина обязан был принести свежую и большую добычу, а не больного или старого животного.
Пример: Если на рынок за овощами пойде мужчина, он скорее купит овощи более дорогие, но зато самые красивые и спелые. Женщина может купить и подпорченые, более дешевые. Мужчине важно в социуме демонстрировать свою состоятельность, превосходство и т.д.
8. На охоту ходили первобытные мужчины. Что бы накормить свое семейство мужчина должен был стрелять лучше всех, быстрее всех бегать.
Пример: войны ведуться в большинстве своем мужчинами, и именно им очень важно достичь в современном мире карьерного роста. Это является эквивалентом конкуренции в современном мире.
9. Женщина была ограничена работой в пещере. Если она начинала воевать с женщиной из соседней пещеры и убивала ее, то вынуждена была затем растить и кормить ее детей и поддерживать ее огонь.
Пример: данный аспект сформировал склонность у женщин к ведущему типу деятельности у женщин – сотрудничеству.
10. Будучи больую часть своей жизни на охоте, первобытный мужчина должен был сидеть тихончко, притаившись, в одиночестве – в засаде. Женщина же должна была решить вопрос безопасности с другими мужчинами или другими племенами, которые могли прийти в то время, пока хозяина и защитника нет в пещере, она должна была поддерживать доброжелательную дистанцию с соседками что бы выжить.
Пример: именно этим обусловлено преимущественная болтливость современных женщин и молчаливость современныхмужчин.
В данной главе мы рассмотрели только некоторые аспекты поведения первобытного человека и которые красочно просматриваются в современной жизни. Безусловно, современная жизнь вносит свои корективы в выше указанные модели поведения: не эффективные заменяются на более эффективные и способствующие выживанию. Однако именно не осознание выше указаннх аспектов исторического становления психологии мужчины и женщины приводи в современном мире к конфликтам в семейных отношениях. Тут ясно прослеживается практическая функция этнопсихологии семейных отношений.
Заключение
Проблематика непосредственного влияния установившихся стандартов и ценностной системы этносистемы и самого человека на отношения в браке и установление благоприятных семейных отношений имеет достаточно активное и настойчивое исследование и изучение. Поскольку в современном обществе семья, как одна из систем, в которой пребывает современный человек, играет важную роль в его жизни - данная проблематика и является актуальной.
Когда два, некогда абсолютно чужих человека заключают брак, они объединяются в единую систему – семью. Каждый из супругов привносит в новосозданную семью свою, исторически выработанную шкалу ценностей, жизненных принципов, стандартов. И от того, на сколько гармонично они смогут создать единую, важную и значимую для обоих систему ценностей своей совместной семьи – зависит благополучие их брака. Достаточно важным тут являтся относиться к данному процессу как к событию, прогрессирующему новые, а не как к процессу, разрушающему уже существующие ценности и стандарты. Именно это отношение ложится в основу построения совместности в браке.
Данная проблема обостряется когда имеет место брак между людьми разных национальностей, однако подобные события встречаются у нас очень часто.
Этнопсихология может практически способствовать укреплению семейных отношений, указывая на закономерности развития определенных принципов и ценностей данного этноса и объясняя их как эллемент для выживания данной национальности.
В результате выполнения нашей работы мы исследовали становление современных семейных отношений, а также исторический аспект становления качества семейных отношений в современном обществе.
Так же, мы проработали следующие задачи, поставленные в начале нашей работы:
ознакомились с понятием этнопсихология, составляющими эллементами науки этнопсихология;
исследовали основные положения этнопсихологии;
определили и сформулировали роль этнопсихологии в становлении современной модели семейных отношений;
исследовали основные этапы становления восприятия семейных отношениий у современных семейных пар;
исследовали категорию конфликтов в системе этнопсихологии семейных отношений;
проанализировали влияние этнопсихологических аспектов отношений между мужчиной и женщиной на семейные отношения современной семьи.
Список литературы
Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. - М.: Изд-во Приор-издат, 2005. – 160 с.
Дидковская Л.И. Мужчинам про женщин, женщинам про мужчин. – Львов: ТзОВ «Лига - Прес», 2006. – 71 с.
Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. Изд-во АКАДЕМИЯ, М.:2008, 165 с.
Овчарова Р.В. Психология родительства.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.-368 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 192 с.
Современная этнопсихология. Тарас А.Е., Издательство: Харвест, АСТ, 2003г., Серия: Библиотека практической психологии. Кол-во страниц: 365 с.
Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В.Г. Крысько.— М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.
14
2.Дидковская Л.И. Мужчинам про женщин, женщинам про мужчин. – Львов: ТзОВ «Лига - Прес», 2006. – 71 с.
3.Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. Изд-во АКАДЕМИЯ, М.:2008, 165 с.
4.Овчарова Р.В. Психология родительства.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.-368 с.
5.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 192 с.
6.Современная этнопсихология. Тарас А.Е., Издательство: Харвест, АСТ, 2003г., Серия: Библиотека практической психологии. Кол-во страниц: 365 с.
7.Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В.Г. Крысько.— М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.
Вопрос-ответ:
Что такое этнопсихология семейных отношений?
Этнопсихология семейных отношений - это наука, которая изучает взаимодействие и взаимодействие между различными этническими группами в контексте семейной жизни.
Какие основные аспекты семейной жизни рассматривает этнопсихология?
Этнопсихология рассматривает такие аспекты семейной жизни, как семейные ценности и убеждения, структура и роли в семье, образцы взаимодействия между супругами, сексуальность и брачные отношения.
Какие конфликты могут возникать в семейных отношениях с точки зрения этнопсихологии?
Этнопсихология выделяет различные типы конфликтов в семейных отношениях, такие как конфликты из-за различий в культуре, языке и обычаях, конфликты из-за различий в религии и мировоззрении, конфликты из-за различий в стереотипах и представлениях о ролевом поведении.
Каким образом этнопсихологические аспекты отношений между мужчиной и женщиной влияют на семейные отношения современной семьи?
Этнопсихологические аспекты отношений между мужчиной и женщиной могут оказывать влияние на семейные отношения современной семьи через формирование гендерных ролей, эмоциональные и психологические аспекты взаимодействия, сексуальность и брачные отношения.
Какие источники можно использовать для дальнейшего изучения этнопсихологии семейных отношений?
Для дальнейшего изучения этнопсихологии семейных отношений можно использовать следующие источники: научные статьи, книги по этнопсихологии, исследования в области этнопсихологии, наработки и опыт практиков этнопсихологии.
Что такое этнопсихология семейных отношений?
Этнопсихология семейных отношений - это наука, которая изучает взаимосвязь между этнической принадлежностью и психологическими особенностями семейных отношений. Она исследует, как культурные и этнические факторы влияют на взаимодействие между членами семьи, и как эти факторы могут влиять на структуру и динамику семейных отношений.
Какие аспекты семейной жизни исследуются в свете этнопсихологии?
Этнопсихология исследует различные аспекты семейной жизни, такие как брачные отношения, взаимодействие между супругами, роль и статус мужчины и женщины в семье, воспитание детей, традиции и обычаи, связанные с браком и семьей в разных этнических группах. Она также изучает влияние этих аспектов на структуру и функционирование семьи в разных культурах.
Какие конфликты возникают в системе этнопсихологии семейных отношений?
В системе этнопсихологии семейных отношений возникают различные конфликты, связанные с различиями в культурных ценностях, обычаях и ожиданиях между супругами, родителями и детьми. Конфликты также могут возникать из-за различий в социальном статусе и роли мужчины и женщины в семье. Некоторые конфликты могут быть вызваны культурными различиями в подходе к воспитанию детей или в взаимоотношениях между поколениями.