изучение формирования самооценки у дошкольников методом контент-анализа. Психология(психологическое консультирование)
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 09.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у дошкольников 4
1.1. Понятие и сущность самооценки 4
1.2. Формирование самооценки у дошкольников 8
1.3. Контент-анализ формирования личности в детском возрасте 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Разработка коррекционно-развивающей программы 28
2.3. Оценка эффективности 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возрастаМБОУ СОШ№522.1. Методы исследованияЦелью заявляемого эксперимента является определение уровня самооценки дошкольников по материнской линии на основе практики МБОУ средняя общеобразовательная школа № 52.На этапе констатирующего эксперимента под нашим наблюдением находилось 16 детей старше дошкольного возраста (6-7 лет).В нашем тренинге принимают участие младшие школьники второго года обучения, обучающиеся в двух классах одной общеобразовательной школы Центрального района города Новокузнецка. Участие в психологической диагностике проходило после письменного согласия родителей учащихся. Выборка была выбрана случайным образом. В каждом классе по 25 учеников, из которых мы случайным образом отобрали 15 человек. Таким образом, мы получили выборку из 30 человек, из них 17 девочек (57%) и 13 мальчиков (43%).Выборка испытуемых состоит из детей разных возрастных категорий – от 7,5 до 9 лет. В рамках диссертационной работы выборка была разделена на три подгруппы в зависимости от возраста. Первая подгруппа состояла из детей в возрасте 7,5 лет, вторая - 8 лет и третья - 9 лет соответственно. Характеристики группы по возрастному составу показаны на рисунке 2.Возрастная группа была разделена следующим образом:1. 7,5 лет – 3 человека (10%);2. 8 лет – 22 человека (73%)%3. 9 лет – 5 человек (17%).Исследование проводилось в середине учебного года. Ребята уже адаптировались к учебному процессу. В выборке нет "новых" остатков. По словам классных руководителей, все дети учатся в первом классе и хорошо знают друг друга. Не изменились и учителя, которые обучают школьников.Социальная ситуация развития детей также не имеет экстремальных форм; всех детей из среднестатистических семей воспитывают оба родителя.2.2. Разработка коррекционно-развивающей программыЦелью данного формирования экспериментальных этапов является разработка и апробация коррекционно-развивающей программы формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.При организации жизни детей в детском саду воспитатели сталкиваются с проблемами разного характера, с разным эмоциональным и условным опытом, получаемым детьми в своих семьях.Работа педагога становится особенной, когда в группе появляются дети с ярко выраженными поведенческими особенностями: шумные, крикливые, склонные к ссорам, дети с рассеянным вниманием, заторможенные, пассивные, внешне ничем не интересующиеся, дети, которые избегают своих сверстников и их помощников. . дела. Такие случаи редки и не случаются ни в одном детском саду.Эмоциональный и психологический климат коллектива, в котором находится ребенок, имеет огромное значение для развития личности ребенка. В благоприятных условиях у детей в возрасте от 3 до 7 лет интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление и творческое воображение во время игровой, изобразительной или трудовой деятельности. В эти же годы происходят изменения и неприязнь со взрослыми и сверстниками. Если эти процессы не сформированы должным образом в текущем возрасте, восполнить такой недостаток будет очень трудно, а иногда даже невозможно. Характерное для ребенка переживание радости обеспечивается при определенных условиях и становится чертой характера.Дезорганизующая роль в жизни и деятельности детей определяется длительными негативными эмоциональными состояниями. Можно считать бесспорным, что в результате общения с изолированными людьми у ребенка формируется образ другого человека и представление о себе, а, следовательно, и самооценка, какой она будет (положительной или отрицательной), зависит от того, какие отношения у него будут с окружающими, насколько отношения с самим собой будут развиваться. ребенок будет чувствовать себя в компании своих сверстников, как он будет реагировать на успехи и неудачи. Ребенок, которому не хватает уверенности в себе, перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и знает какие-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, он может даже отказаться от того или иного занятия. Познавательная активность ребенка снижается.Отношение ребенка к самому себе зависит от того, как смещается его неприязнь к родителям, и какое место он занимает в этих отношениях. Частая неоправданная похвала, подчеркивающая мнимые или заслуженные заслуги ребенка, приводит к тому, что у него развивается завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка и категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому чувству слабости и неполноценности.1. Низкая самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самыми разными: от снижения успеваемости до проявлений агрессии. Негативная самооценка может привести к:2. Развитию нерешительности, застенчивости. Ребенок может вмешиваться в устные расспросы на уроке, может не присутствовать, когда его спрашивают, хотя он знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: "Я не знаю", "У меня ничего не получится".3. Эмоциональная нестабильность (обида). Малыш обижается, когда проигрывает в игре, реагирует на замечания, повышает тон голоса, имеет недовольное выражение лица, часто плачет.4. Страхи. Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться с вами наедине, боится появляться один на людях и т.д.5. Тревожность. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным и эмоционально неравномерным. Контакты с незнакомыми людьми затруднены. Часто у таких детей наблюдалось двигательное возбуждение и непостоянство движений в действиях. Ему свойственна нетерпимость к ожиданию, выражающая ожидание. Мышление в состоянии повышенной тревожности становится скованным бесконечными страхами и внушениями. Мелкие детали заслоняют главное, а восприятие лишается реальности и непосредственности. Из-за растущей эмоциональной нестабильности и страха кажется нелепым делать что-либо, кроме ожиданий или требований взрослых, для привлечения познавательной активности. Все новое и неизвестное воспринимается с осторожностью и недоверием. Трудности возникают в компании сверстников и взрослых.6. Конфликты. Ребенок может сам спровоцировать конфликт или возникнуть в ответ на противоречивые действия других людей.7. Агрессивность. Ребенку очень трудно почувствовать себя "неумелым" или "плохим" ребенком, поэтому он может вести себя довольно агрессивно, самоутверждаясь при этом. Ребенок может ломать игрушки, разговаривать со сверстником, небрежно бить встречных, кусать, плеваться, щипать других, произносить оскорбительные слова, когда взрослый не слышит, и т.д.Данная коррекционно-развивающая программа форм обеспечения адекватной самооценки дошкольников была направлена на воспитание детей в условиях уважения к себе и окружающим, толерантного отношения к данному собеседнику или партнеру по игре и деятельности.Основная идея основана на том факте, что когда человек уверен в себе и "в мире с самим собой" — принимает себя — он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию положительной самооценки, снижению тревожности. и благоприятному общению с окружающими. Особый. Это практический учебный курс, направленный на развитие уверенности детей в себе, приобретение положительной самооценки и снижение тревожности. Поскольку самооценка дошкольника в той или иной степени зависит от оценки сверстников, естественно, ожидается развитие коммуникативных навыков и создание благоприятного микроклимата в группе.Цель программы - поддержать позитивную самооценку у детей дошкольного возраста.Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:1) познакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения2) развить способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, умение управлять собственными силами и поступками;3) помочь детям овладеть навыками и привычками, необходимыми для адекватного поведения в обществе.Среди причин низкой самооценки и тревожности у детей на первое место выходят неправильное воспитание и строгие отношения с родителями (особенно с матерью) и лицами, осуществляющими уход, поэтому образование взрослых и консультирование играют первостепенную роль, что влияет на воспитание и развитие. ребенок.Параллельно с рассмотрением основных задач решаются проблемы комплексного развития детей:1. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;2. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;4. Развитие игровых навыков и последовательного поведения.Занятия по этой программе убеждают детей в том, что только они сами, их мысли, чувства, поступки, умение оценивать других, понимать и выражать себя посредством общения являются ключом к успеху в жизни и возможности завести друзей.Программный материал рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся раз в неделю по 20-30 минут. Продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Занятия по болезням с детьми 6-7 лет.Основные методы, используемые на занятиях:1. Наблюдения.2. Просмотр рисунков и фотографий.3. Свободное и тематическое рисование.4. Упражнения (имитационного, исполнительного и творческого характера).5. Зарисовки словами, разные по характеру и эмоциям.6. Импровизация.7. Игры: ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами.8. Написание рассказа.9. Эффекты художественного чтения.10. Беседы.В дошкольном возрасте внимание к детям еще не стабильно; дети очень подвижны и склонны печатать на машинке, поэтому им часто приходится менять обязанности. Участие детей в той или иной игре должно быть добровольным.2.3. Оценка эффективностиЦелью контрольных этапов экспериментального исследования было проведение корректирующего воздействия на уровень самооценки детей дошкольного возраста.Проконтролируйте освоение следующих методик: Техника лестницы С.Л. Дембо-Рубинштейна; Техника "Рисования человека" (Карен Маховер). Количественный анализ дает следующие результаты.Проведенная психологическая коррекция осталась на уровне самооценки (ее адекватности) у дошкольников. Таким образом, 31% дошкольников имеют неадекватно низкую самооценку. 13% дошкольников имеют неадекватно завышенную самооценку.У всех детей наблюдаются положительные изменения в развитии эмоциональной и коммуникативной сферы. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:1. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%.2. В детских рисунках преобладают позитивные цвета и тематика; недостаточный или заниженный уровень самооценки и тревожности.3. Судя по заявлениям учителей и родителей, дети стали более независимыми, уверенными в себе, а познавательная активность возросла.4. Количество конфликтных ситуаций в группе уменьшилось.Качественный и количественный анализ результатов тестирования на контрольном этапе подтверждает результаты статистической обработки.Таким образом, у детей произошли положительные изменения в эмоциональной сфере развития и общения. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%. Представленная гипотеза была подтверждена методами качественного, количественного и статистического анализа. Эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.ЗаключениеРоль самооценки в шкале личности, накоплении ее исторического опыта и формировании ее места в системе общественного мнения анализируется в ряде исследований взаимоотношений. Была обнаружена связь между характером самооценки и различными условиями общения и деятельности детей, влияющими на ее развитие. Результаты исследований (Л.И. Божович, М.И. Борисевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П. Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько) предполагают, что самооценка, являясь резервным компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, становится все более важной по мере взросления ребенка как регулирующий фактор.Экспериментальное исследование было посвящено изучению проблем формирования самооценки у детей дошкольного возраста в теоретическом и практическом аспектах.По результатам экспериментального исследования поставленные задачи были решены в полном объеме:Проведено теоретическое исследование проблем формирования самооценки у детей дошкольного возраста;Проведена диагностика уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста.Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.Проведена оценка эффективности принятых мер.На этапе констатирующего эксперимента мы обследовали 16 детей старше дошкольного возраста (6-7 лет). Были выбраны и использованы методы диагностики: методика "Лестница" С.Л. Дембо-Рубинштейна; методика "Рисунок человека" (Карен Маховер).Список использованных источников1. Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: Когито-Центр, 2013. - 858 c.2. Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: ПЕР СЭ, 2017. - 144 c.3. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 157 c.4. Бадхен, А.А. Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен. - М.: Речь, 2014. - 368 c.5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2017. - 400 c.6. Бэйли, Р. НЛП консультирование / Р. Бэйли. - М.: КСП+, 2015. - 320 c.7. Информационно-психологическая и психотронная война / ред. А.Е. Тарас. - М.: Мн: Харвест, 2011. - 432 c.8. Капустин, С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании / С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 240 c.9. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 458 c.10. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2011. - 255 c.11. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2011. - 352 c.12. Лысенко, Е. М. Групповое психологическое консультирование / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Владос-Пресс, 2009. - 160 c.13. Лысенко, Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование. Краткий курс лекций / Е.М. Лысенко. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 160 c.14. Майленова, Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании / Ф. Майленова. - М.: КСП+, 2015. - 416 c.15. Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е.В. Мартынова. - М.: Генезис, 2015. - 384 c.16. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2012. - 112 c.17. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2012. - 112 c.18. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2015. - 112 c.19. Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Киев: Киевский университет, 2014. - 184 c.20. Мэй, Ролло Искусство психологического консультирования / Ролло Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 224 c.21. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. - М.: СПб: Пирожкова, 2015. - 224 c.22. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2015. - 528 c.23. Никольская, И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие / И.М. Никольская. - М.: Речь, 2016. - 643 c.24. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / ред. И.А. Баева. - М.: СПб: Речь, 2017. - 288 c.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: Когито-Центр, 2013. - 858 c.
2. Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. - М.: ПЕР СЭ, 2017. - 144 c.
3. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 157 c.
4. Бадхен, А.А. Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен. - М.: Речь, 2014. - 368 c.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2017. - 400 c.
6. Бэйли, Р. НЛП консультирование / Р. Бэйли. - М.: КСП+, 2015. - 320 c.
7. Информационно-психологическая и психотронная война / ред. А.Е. Тарас. - М.: Мн: Харвест, 2011. - 432 c.
8. Капустин, С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании / С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 240 c.
9. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 458 c.
10. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2011. - 255 c.
11. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2011. - 352 c.
12. Лысенко, Е. М. Групповое психологическое консультирование / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Владос-Пресс, 2009. - 160 c.
13. Лысенко, Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование. Краткий курс лекций / Е.М. Лысенко. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 160 c.
14. Майленова, Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании / Ф. Майленова. - М.: КСП+, 2015. - 416 c.
15. Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е.В. Мартынова. - М.: Генезис, 2015. - 384 c.
16. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2012. - 112 c.
17. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2012. - 112 c.
18. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2015. - 112 c.
19. Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Киев: Киевский университет, 2014. - 184 c.
20. Мэй, Ролло Искусство психологического консультирования / Ролло Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 224 c.
21. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. - М.: СПб: Пирожкова, 2015. - 224 c.
22. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2015. - 528 c.
23. Никольская, И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие / И.М. Никольская. - М.: Речь, 2016. - 643 c.
24. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / ред. И.А. Баева. - М.: СПб: Речь, 2017. - 288 c.