Исследование причины профилактика депрессивных состояний у подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты депрессивных состояний у подростков 5
1.1 Определение депрессивных состояний у подростков 5
1.2 Причины депрессивных состояний у подростков 12
1.3 Профилактика депрессивных состояний у подростков 17
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики депрессивных состояний у подростков 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Разработка программы профилактики депрессивных состояний у подростков 25
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления

А. Жмуров)Уровень депрессииНе выявленоНизкийСреднийВысокийРеспонденты48%10%27%15%Как показано в таблице выше, низкий показатель наблюдается у 10% (6 учащихся), что может свидетельствовать о незначительных проблемах среди детей в группе сверстников и в семье. 27% (16 обучающихся) имеют средний уровень, что может быть связано с состоянием депрессии, наличием личностных проблем.У 15% (9 обучающихся) отмечен высокий уровень депрессии. Результаты показывают, что только одна восьмая подростков страдает явным депрессивным расстройством. У 48% (29 обучающихся) не было депрессивных расстройств и они не будут участвовать в последующем исследовании. Разрывы можно увидеть на рисунке 1.Диаграмма 1 - Результаты по методике определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)Затем испытуемым с тяжелой депрессией раздавался опросник Шкала Бека для подтверждения уровня депрессивного расстройства. Опрос проводился среди 31 респондента с депрессивными расстройствами. При обработке результатов были получены следующие данные, представленные в таблице 2.Таблица2 - Количественные данные по опроснику определения уровня депрессии Шкала БекаУровень депрессииНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКоличество респондентов19,3%51,7%29%Для наглядности представим даны на диаграмме 2.Диаграмма 2 - Результаты по опроснику определения уровня депрессии Шкала БекаКак видно из таблицы выше, показатели депрессии среди респондентов совпадают с первыми (метод отбора) и составляют соответственно: 19,3% (6 обучающихся) имеют легкую форму депрессии; 51,7% (26 обучающихся) имеют средний уровень депрессии; У 29% (9 обучающихся) имеется выраженное депрессивное расстройство.2.2Разработка программы профилактики депрессивных состояний у подростковТаким образом, после обобщения результатов первых диагностических мероприятий необходимо было выбрать соответствующую программу профилактики, в которой авторы ориентируются на нивелирование уровня депрессии непосредственно с помощью семьи подростка.Программа профилактики депрессии для подростков и их родителей направлена на информирование и доступное объяснение явления депрессии и наиболее эффективных способов ее преодоления. Программа адаптирована из книги американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли «Подростковая депрессия», в которой автор объясняет, как взрослые могут помочь подросткам преодолеть трудные времена, эмоциональные кризисы, сохраняя при этом близкие отношения и доверие со своим ребенком.Направление внеклассной деятельности: обще-интеллектуальное. Цель программы «Подростковая депрессия» - рассказать о явлении депрессии у подростков и детей и представить лучшие способы выхода из этого состояния. Формы организации и пребывания: основными формами занятий являются теоретические и практические курсы.Продолжительность уроков – 45 минут. Занятия включают учебную часть, практические задания. Предусмотрено домашнее задание, предполагающее закрепление полученных знаний и умений или выполнение подобных заданий в новых ситуациях. Технологии, используемые на курсах: здоровьесбережение, игры, информационно-коммуникативные, индивидуальное руководство и т.д.Содержание программного этапа включает три этапа: введение, основную часть и заключительные занятия. Введение содержит планирование учебного курса, лекцию «Для чего нужна депрессия?», а также формирование микрогрупп среди представителей родителей студентов. Основная часть непосредственно раскрывает суть курса.В нем обсуждаются стадии и причины депрессии; методы обнаружения; описывает методы самостоятельной коррекции депрессии у подростков; подробно анализирует мотивы подростков; описывает сопутствующие расстройства; предоставляет информацию о специалистах, работающих с этим явлением; представление полученной информации в различных формах; преобразование информации из одного вида в другойЗаключительные занятия включают в себя подготовку памятки для родителей о способах преодоления депрессии с подростком. Тематическое планирование и планирование тематического занятия представлены в таблице 3.Таблица 3 - Тематическое планированиеНазвание разделаКол-во часовКонтрольВведение в понятие Депрессивное расстройство2ОтсутствуетДля чего нужна депрессия8Практическая работа: в - «Анализируем основные причины депрессии у подростков»; - «Алгоритм работы с подростком в состоянии депрессии», - «Мозговой штурм (проблема, цель, способы помощи подростку)»; - «Решение кейс-тематических задач»; – «Сопутствующие заболевания – пути решения»; - «Обсуждение специалистов, работающих в этой области».Итоговое занятие2Практическая работа: - «Создание памятки о способах профилактики депрессивных расстройств» (в группах) – 2 часа.Итого12Групповая работа -2, решение кейсовых задач – 4 ч.Программа рассчитана на 34 часа, из которых 12 - аудиторные занятия и 22 - домашние задания. Курсы проводились два раза в неделю в течение 6,5 недель. После каждого урока давалось домашнее задание. Такая форма организации позволила студентам погрузиться в работу над проектами, при этом каждый студент включился в процесс, чтобы активнее проявить себя.В ходе программы учащиеся и их родители/законные представители посредством активных методов обучения узнали, что такое феномен депрессии, ее место среди этих состояний, а также научились с ней работать.Таким образом, родители и законные представители учащихся освоили несколько методов групповой работы, получили глубокое понимание феномена депрессии среди подростков, освоили основные приемы убеждения и воздействия на подростков, организовали сотрудничество с подростком, нашли общий язык.решение. и мы решали возникающие споры. Иными словами, в ходе обучения по этой программе у испытуемых активно развивались навыки взаимодействия.После курсов программы «Подростковая депрессия» на контрольном этапе эксперимента была проведена новая диагностика с целью выявления динамики развития навыков взаимодействия. Диагностика также была проведена у 31 испытуемого, составившего экспериментальную группу. Контрольная группа использовала ту же методику - опросник уровня депрессии Шкала Бека.Целью новой диагностики детей было провести сравнительный анализ результатов показателей уровня развития навыков взаимодействия до занятий по выбранной программе и после выполненной работы (рис.3).Диаграмма 3 - Количественные данные повторной диагностики по опроснику определения уровня депрессии Шкала БекаНа графике хорошо видно, что в экспериментальной группе после курсов программы «Подростковая депрессия» наблюдается снижение уровня депрессивности у обучающихся экспериментальной группы. Сравнивая результаты, можно указать, что количество испытуемых с высоким уровнем депрессивного расстройства снизилось до 6,5% (2 обучающихся).Средний уровень депрессивного расстройства выявлен у 54,8% (17 обучающихся). Низкий уровень депрессивного расстройства в экспериментальной группе увеличился до 38,7% (12 обучающихся). Подобные изменения могут свидетельствовать о влиянии курсов Программы на снижение депрессивных расстройств.Для выявления достоверных различий между показателями, измеренными «до» и «после» Программы, а также установления интенсивности изменений мы сравнили данные результатов диагностики в экспериментальной группе. Для этого мы использовали Т-критерий Вилкоксона. В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика снижения депрессивных расстройств у подростков. Но сравнение значений «до» и «после» показывает, что утверждение Программы не дает видимых результатов, влияющих на предотвращение падения уровня депрессии среди подростков.По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что выбранная программа «Подростковая депрессия» направлена на информирование и доступное объяснение феномена депрессии и наиболее эффективных способов выхода из нее, поэтому она можно активно использоваться педагогами общего образования.ЗаключениеИсследование причин и профилактика депрессивных состояний у подростков играют важную роль в обеспечении психического здоровья молодого поколения. Понимание факторов, способствующих возникновению депрессии у подростков, позволяет разрабатывать эффективные меры профилактики и помогает своевременно оказывать помощь нуждающимся. Важно учитывать как психологические, так и социокультурные аспекты, а также содействовать осознанию и освоению стратегий по управлению стрессом и эмоциями. Развитие партнерства между школами, семьями и специалистами в области психологии и психиатрии способствует созданию благоприятной среды для подростков и снижению риска развития депрессивных состояний.Исследование причин и профилактика депрессивных состояний у подростков представляют собой важную область работы в области психического здоровья. На основе проведенных исследований можно выделить несколько ключевых выводов:Раннее выявление факторов риска: Идентификация и понимание основных факторов, способствующих развитию депрессивных состояний у подростков, позволяет своевременно предпринимать меры по их предотвращению.Мультидисциплинарный подход: Эффективная профилактика депрессии у подростков требует совместных усилий психологов, педагогов, родителей и специалистов здравоохранения для создания комплексных программ поддержки.Обучение навыкам управления эмоциями: Развитие навыков по управлению стрессом, эмоциями и межличностными отношениями является важным компонентом профилактики депрессивных состояний у подростков.Создание поддерживающей среды: Важно создавать благоприятные условия в семье, школе и обществе, где подростки могут чувствовать себя поддержанными и понятыми.Постоянное обновление и адаптация программ: Программы профилактики депрессии у подростков должны регулярно обновляться и адаптироваться в соответствии с изменяющимися потребностями и вызовами современного мира.В целом, системный и целенаправленный подход к исследованию и профилактике депрессивных состояний у подростков имеет потенциал снижения распространенности этого серьезного психологического расстройства и улучшения качества жизни молодого поколения.Изучение причин и профилактика депрессивных состояний у подростков требует постоянного внимания и усилий со стороны общества, чтобы снизить негативное воздействие этого явления на здоровье и благополучие молодежи. Важно продолжать исследования в этой области с целью выявления новых факторов риска и разработки более эффективных методов профилактики.Расширение сотрудничества между учеными, практиками, образовательными учреждениями и общественными организациями также играет ключевую роль в борьбе с депрессией среди подростков. Обмен знаниями и опытом помогает развивать новые подходы к профилактике и обеспечивать более эффективную поддержку подросткам, страдающим от депрессивных состояний.Наконец, осознание важности психического здоровья и активное привлечение общественного внимания к проблеме депрессии у подростков способствует созданию поддерживающей среды, где молодые люди могут обращаться за помощью и получать необходимую поддержку. Работа в этом направлении имеет потенциал улучшить жизнь многих подростков и сделать мир более заботливым и дружелюбным к психическому здоровью нового поколения.Список литературы1. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2022. - 429 с. 2. Ефимова М.Ю. Возрастные особенности депрессии у подростков // Вестник науки №1 (22) том 1. 2020, С. 14 - 18. 3. Зинуров, М. Р. Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление / М. Р. Зинуров. // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 210-212. 4. Куташов, В. А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами / В. А. Куташов. // Молодой ученый. - 2021. - № 14 (94). - С. 66-69. 5. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика. / Н. Г. Милорадова. – М.: Юрайт, 2022. - 307 с. 6. Солодкая Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков» Дальневосточный медицинский журнал, no. 2, 2022, p. 127- 133.7. Сосновский Б.А. Психология./ Б. А. Сосновский. – М.: Юрайт, 2022. - 347 с.Электронные ресурмы8. «Методика определения уровня депрессии» (В.А. Жмуров) - URL: https://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/03 (дата обращения: 02.05.2024).9. «Опросник уровня депрессии Шкала Бека» - URL: https://eldercare.ru/wp-content/uploads (дата обращения: 02.05.2024).10. Адаханбекова Е.Э. Депрессии в подростковом возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressi-v-podrostkovom (дата обращения: 02.05.2024).11. Бабиянц К.А. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-depressivnyh-sostoyaniy (дата обращения: 02.05.2024).12. Дугласа Райли «Подростковая депрессия» - URL: https://ramapublish.com/files/uploads/e97beb1b20cb (дата обращения: 02.05.2024).13. Дурасова Е.А. Деррессивное состояние подростков, причины его возникновения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressivnoe-sostoyanie-podrostkov-prichiny (дата обращения: 02.05.2024).14. Казданян С.Ш. К вопросу о подростковой депрессии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podrostkovoy (дата обращения: 02.05.2024).15. МАОУ Школа № 118 - URL: https://школа118.рф/?ysclid=lvp2g8gn1g426270282 (дата обращения: 02.05.2024).16. Солодкая Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-depressivnyh (дата обращения: 02.05.2024).


1. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2022. - 429 с.
2. Ефимова М.Ю. Возрастные особенности депрессии у подростков // Вестник науки №1 (22) том 1. 2020, С. 14 - 18.
3. Зинуров, М. Р. Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление / М. Р. Зинуров. // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 210-212.
4. Куташов, В. А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами / В. А. Куташов. // Молодой ученый. - 2021. - № 14 (94). - С. 66-69.
5. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика. / Н. Г. Милорадова. – М.: Юрайт, 2022. - 307 с.
6. Солодкая Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков» Дальневосточный медицинский журнал, no. 2, 2022, p. 127- 133.
7. Сосновский Б.А. Психология./ Б. А. Сосновский. – М.: Юрайт, 2022. - 347 с.
Электронные ресурмы
8. «Методика определения уровня депрессии» (В.А. Жмуров) - URL: https://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/03 (дата обращения: 02.05.2024).
9. «Опросник уровня депрессии Шкала Бека» - URL: https://eldercare.ru/wp-content/uploads (дата обращения: 02.05.2024).
10. Адаханбекова Е.Э. Депрессии в подростковом возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressi-v-podrostkovom (дата обращения: 02.05.2024).
11. Бабиянц К.А. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-depressivnyh-sostoyaniy (дата обращения: 02.05.2024).
12. Дугласа Райли «Подростковая депрессия» - URL: https://ramapublish.com/files/uploads/e97beb1b20cb (дата обращения: 02.05.2024).
13. Дурасова Е.А. Деррессивное состояние подростков, причины его возникновения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressivnoe-sostoyanie-podrostkov-prichiny (дата обращения: 02.05.2024).
14. Казданян С.Ш. К вопросу о подростковой депрессии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podrostkovoy (дата обращения: 02.05.2024).
15. МАОУ Школа № 118 - URL: https://школа118.рф/?ysclid=lvp2g8gn1g426270282 (дата обращения: 02.05.2024).
16. Солодкая Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-depressivnyh (дата обращения: 02.05.2024).