Социализация детей подросткового возраста в России и Америке

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 68 68 страниц
  • 85 + 85 источников
  • Добавлена 15.06.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации подростков в России и США. 7
1.1. Понятие и особенности социализации 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Подходы к социализации детей подросткового возраста в трудах российских и зарубежных исследователей 18
Выводы по главе 1 27

Глава 2. Практическое изучение социализации подростков в России и Америке. 28
2.1. Специфика семейного воспитания в России и США 28
2.2. Особенности образования подростков в России и США 40
2.3. Социальная и культурная жизнь подростков 46
Выводы по главе 2 50

Глава 3. Пути повышения эффективности социализации детей подросткового возраста. 51
2.1. Рекомендации педагогам по социализации подростков 51
2.2. Рекомендации родителям по социализации подростков 55
Выводы по главе 3 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список используемой литературы 62



Фрагмент для ознакомления

Наибольшей популярность у американских школьников пользуются гимнастики, волейбол, баскетбол, теннис и т д. Также среди американских школьников популярны такие занятия, как театрализованная деятельность, выпуск школьных газет, участие в музыкальных ансамблях, хорах и оркестрах. Среди российских подростков также востребованы различные творческие кружки и спортивные секции, однако, нужно отметить, что в США увлечение молодёжь спортом носит более массовый характер, тогда как в России серьёзные Ещё одним отличием является то, что американские подростки в большей степени интересуются политической жизнью страны, имеют активную гражданскую позицию. Тогда как российские подростки в большинстве своём не имеют определенных политических взглядов или активной гражданской позиции, связанные с политической жизнью страны вопросы не входят в круг их интересов. Это может быть обусловлено тем, что в России интересы подростков к политике не поощряются ни в школах, ни в семьях, и кроме того отсутствуют доступно дляподростков изложенные материалы, касаемые политических вопросов. Нужно отметить высокий интерес как американских, так и российских подростков к творчеству. Многие занимаются музыкальным творчеством, создают собственные музыкальные коллективы. Также, как в России, так и в США распространено увлечений живописью или литературным творчеством.Характерным является тот факт, что американские подростки раньше начинают задумываться о своей будущей профессии, раньше определяются с той специальностью, по которой желают обучаться. Многие американские подростки ещё в школьные годы имеют свой заработок. Примерно 80% американских подростков в возрасте 14-16 лет уже или имеют какой-либо заработок, или же в ближайшем будущем хотели бы его получить. Самые распространённые работы у американских подростков – официанты, мойщики машин, также работы многих связана с заботой и животных. Развита среди американских подростков и волонтерская деятельность, направленная в основном на помощь животным или пожилым людям. Многие состоят в каких-либо общественных организациях по месту жительства. Также американские подростки часто вовлечены в активную деятельность церкви и религиозных организаций, предлагающих многочисленные виды деятельности для молодёжи. Российские же подростки в основном в школьном возрасте более беззаботны и предпочитают времяпрепровождение в свободное от учебы время, не связанное с социальной деятельностью, занимая его личным дружеским общением, развлекательными мероприятиями, или же реализацией своих увлечений и интересов дома (чтение, занятие творчеством).Отметим также, что американские подростки не придают большого значения своему внешнему виду, одежде. Американские школьники, вне зависимости от своего материального положения, предпочитают одеваться просто – основные предметы их одежду, это джинсы, футболки, кроссовки, как у мальчиков, так и у девочек. Среди российских же подростков существует конкуренция и соперничество, желание выглядеть лучше других, часто казаться более обеспеченными материально, чем они есть на самом деле. Больше внимания уделяется социальному расслоению, и, как правило, подростки общаются внутри своего социального слоя, то есть с теми, кто находится с ними приблизительно на одном уровне материальной обеспеченности, образованности родителей и т.д. В целом, образ жизни подростков как в России, так и в США неоднороден и разнообразен, очевидна значительная разница в жизненном укладе подростка в зависимости от конкретного региона его проживания, уровня социального благополучия родителей, принадлежности к определённой конфессиональной группе. Также, разумеется, существенно отличается жизнь молодежи в больших и малых городах, и тем более, в городах и сельской местности. Очень часто, совокупность всех этих факторов обуславливает формировании фактически противоположно разного образа жизни, способа проведения досуга и т д. Однако, в целом очевидна большая самостоятельность и независимость американских подростков, точнее, более раннее наступление этой самостоятельности. Для американских подростков характерна с уже достаточно ранних лет нацеленность на будущую карьеру, на подготовку к определенной профессии, самостоятельный заработок. Однако, нельзя назвать эту тенденцию исключительно положительной, ведь во многом, будучи ориентированным ещё в совсем юном возрасте на конкретную деятельности или направление развития, подросток не получает знаний и навыков из многих других полезных и интересных областей, что приводит к формированию у подростка уже со среднего школьного возраста более узкого кругозора. Кроме того, едва ли возможно в подростковом возрасте или ранней юности точно и правильно оценить себя, свои возможности и способности, и сделать безошибочный выбор, качаемый профессиональной деятельности. Поэтому, среди американской молодёжи нередки случаи разочарования в уже полученной специальности и желание приобрести совершенно другую. Впрочем, в США существует возможность сменить сферу деятельности, не только для молодых людей, но, фактически для любого возраста. Желающие могут обучаться на всевозможных курсах, осваивать совершенно новые для себя занятия. Многие молодые американцы за довольно короткий промежуток времени успевают попробовать себя в нескольких профессиональных сферах. Российские же подростки в школьные годы не имеют четкой ориентированности на будущую профессию. Причина этого отчасти в школьном образовании, уделяющем внимание в подавляющем большинстве изучаемого материала, не практического, а теоретического характера. При этом подросток стремится к самопознанию, личностному развитию, и часто к образованию относится, как к способу познания окружающего мира, а не как к способы подготовки к жизни и конкретной практической деятельности. В российской культуре по-прежнему распространена самоценность знания, ценность широкого кругозора и эрудиции самих по себе, безотносительно их утилитарной полезности и связи с практикой. Знания часто сами по себе считаются даже неким элементов престиже, предметом гордости среди молодёжи и не только.Среди российских подростков и молодёжи многие любят читать художественную литературу. При этом, очень часто юные читатели «бросаются в погоню» за самим количеством прочитанного, часто не выбирают книги, сообразные со своими предпочтениями и интересами, а ищут перечни «интеллектуальных» произведений, которые необходимо прочитать, чтобы считаться среди сверстников эрудированными. Особенно такая тенденция распространена среди подростков, проживающих в больших городах и в семьях с высоким или средним уровнем достатка. Американские же подростки относятся к книге скорее как к удовольствию, способу отдохнуть и развлечься. В более старшем возрасте они уже начинают читать серьезную, а не развлекательную литературу, которая затрагивает глубокие темы, позволяет приобщиться к мировой и национальной культуре. Различия между российскими и американскими подростками обусловлены спецификой системы образования и воспитания в той и в другой стране, культурными различиями и национальными традициями. Однако, в целом подростки фактически схожи во многих своих характеристиках. И российские и американские подростки эмоциональны, отзывчивы на новые впечатления, любопытны, активны. Подростки стремятся к самореализации и раскрытию собственного творческого потенциала, чувствуют потребность в установлении социальных связей, развитии межличностных отношений, в дружбе, в любви, принятии себя в социум, осознании себя, как части больших и малых социальных групп. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели роль семьи в социализации личности, специфику современных семей в России и США, а также особенности образования подростков в России и США и отличия в социальной и культурной жизни российских и американских подростков. Итак, современная семья представляет собою обособленную социальную единицу. Современные семьи представляют собою малую социальную группу. Именно в семье происходит первичная социализация личности. Современные российские и американские семьи во многом схожи. Однако, нужно отметить, что в американских семьях преобладает демократический стиль воспитания, детям с одной стороны даётся большая свобода и независимость, с другой стороны. Американские родители в меньшей степени склонны к чрезмерной опеке и заботе о детях, рано складывают с себя полномочия решать проблемы подростка.После окончания школы американская молодёжь фактически сразу же покидает родительский дом. Многие уезжают в другие штаты. Это не является результатом негативно сложившихся внутрисемейных отношений. Просто таков сложившийся порядок жизни. Что касается американской системы образования, она в большей степени личностно-ориентированная, нежели российская, в большей степени учитывает личностные особенности и потребности каждого школьника, многие предметы, в особенности, в старших классах изучаются по выбору. Американские школьники уже с раннего подросткового возраста ориентируются на будущую профессиональную деятельность, задумываются о будущей карьере. Также нужно отметить специфику социальной и социо-культурной жизни подростков. Мы пришли у выводу, что американские подростки в большей степени вовлечены в социальную жизнь, нежели российские, проявляют гораздо большую гражданскую активность.Глава 3. Пути повышения эффективности социализации детей подросткового возраста2.1. Рекомендации педагогам по социализации подростковУчитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:Всегда необходимо помнить о эмоциональной неустойчивости и ранимости подростка, поэтому следует избегать негативных суждений, сравнивать учеников между собою, выносить негативные оценочные суждения о ком-либо, в особенности, озвучивать во всеуслышание неуспехи и ошибки кого-либо из учеников.Уделять внимание не только учебной, но и воспитательной деятельности.Во время урока и во внеурочной работе необходимо предлагать учащимся максимально разнообразные виды деятельности. Соблюдать баланс между коллективным и личностным началом в педагогическом процессе.Всячески поощрять творческие начинания учащихся. Поддерживать стремление подростка к активному участию в коллективной деятельности. Строить коммуникацию с учениками на принципах уважения и положительного отношения к каждому ребенкуВ случае ошибок, каких-либо негативных ситуаций, конфликтов в подростковом коллективе необходимо разобрать ситуацию, рассматривая при этом именно саму ситуацию, способы выхода из неё и те выводы, которые необходимо сделать из неё, но не личностные качества участников ситуации.Развивать в учениках чувство взаимной поддержки и взаимопомощь, навыки сотрудничества и ответственности.Учить подростков нормально и спокойно воспринимать отдельные неуспехи, неудачи в учебе, не бояться ошибок. Нужно отмечать успешные моменты в деятельности каждого ученика, не оставлять без внимания положительные поступки, удачные работы учеников Помнить о том, что подросткам необходимы положительные эмоции. Поэтому, нужно каждый день говорить ученикам что-то хорошее, сосредотачивать внимание на будущих интересных событиях и т.д. Отмечать положительные изменения в каждом ученике, однако, не относительно других учеников, а относительно самого себя. Поддерживать самооценку учеников, их положительное виденье себя.Создавать в классе (группе) благоприятную психо-эмоциональную атмосферу Позволять ученикам высказывать свое мнение, экспериментировать, выносить собственные суждения, поощрять стремление к оригинальности. Знать интересы и увлечения учеников, формировать исходя из них культурную, досуговую деятельность.Поощрять и направлять активную социальную деятельность.Следить за современными тенденциями в культурно-досуговой работеВести с учениками не монологическое, а диалогическое общение, советоваться по всем вопросом, учитывать их мнения, принимать решения совместно. Говорить с учениками подросткового возраста уже не с позиции превосходства, а как со взрослыми людьми, в достаточной мере сформировавшимися, как личность, имеющими свою точку зрения.Не следует навязывать свою точку зрения, какие-либо убеждения, установки.Не следует избегать каких-либо тем при общении с подростками, даже если кажется, что они слишком серьезны или тяжелы для восприятияНужно говорить с подростками о тех опасностях, которые существуют в современном мире, говорить о вреде алкоголя и наркотических веществ, рассказывать о последствиях их употребления. Необходимо интересоваться тем, что происходит в жизни каждого ученика, знать о семейной ситуации своих учеников, не оставлять без внимания чьи-либо проблемы, быть готовым всегда помочь и дать совет.Нужно активно вовлекать в социальную деятельность каждого ученика, дать возможность любому ученику почувствовать себя значимой частью коллектива.Необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков подростков, развития способностей к сотрудничеству коллективной деятельности, реализовывать групповые и коллективные проектыПроводить работу по гражданскому воспитанию, формированию активной гражданской позиции учеников.Формировать взаимное уважение учеников к друг другу, толерантность, приятие друг друга вне зависимости от личностных особенностей.Прививать экологическую культуру ученикам, бережное отношение к окружающему миру, природе, животным, вовлекать в активную деятельность по улучшению и облагораживанию окружающей среды.Заниматься воспитанием эстетических чувств, развивать художественный вкус подростков, создавать эстетически благоприятную образовательную среду.2.2. Рекомендации родителям по социализации подростковИменно подростковый возраст для родителей наиболее сложен. Как уже отмечалось нами выше, в этом возрасте школьник меняется. И эти изменения касаются фактически всех без исключения сфер его жизни. Касаются эти изменения, безусловно, и взаимоотношений подростка и родителей. Подросток начинает смотреть на родителей другими глазами, как бы «переоценивать» их с позиций своего нового формирующегося мировоззрения, ценностей и установок. Подростковый период – время конфликтов между родителями и детьми. Причины этих конфликтов разнообразны. Однако, в основном связаны они с одной стороны со страхом родителей за детей, желанием уберечь из от каких-либо серьезных ошибок, необдуманных действий, соблазнов. Например, каждому родителю знаком страх, что школьник «попадёт в плохую компанию», пристрастится к алкоголю или наркотическим веществам, совершит ошибки, связанные с половой жизнью, а, быть может, совершит криминальные действия, или же сам станет жертвой преступления. Такие опасения могут быть как обоснованными, так и нет. С точки зрения родителей подросток все ещё является ребенком, и, даже в большей степени, чем во младшем школьном возрасте нуждается в контроле. Подросток же, в свою очередь, считает себя достаточно взрослым, стремится к свободе, может обижаться на родителей за чрезмерный контроль, считая его вмешательством в свою жизнь или признаком недоверия родителей. К тому же, подростки, как правило, ранимы, и причиной обиды может послужить любое неосторожное слово. Свою роль играет, разумеется, и извечное «противостояние поколений». Ведь подросток, хотя и получает первичную социализацию и воспитание именно в семье, однако, имеет мировоззрение, ценности, установки, вкусы, отличающиеся от родительских, и при этом часто с пренебрежением относится к социальным нормам и установкам, принятым у старших поколений. Именно эти причины чаще всего становятся причиной конфликтов между подростком и родителями. Подросток проявляет грубость, негативизм, стремление делать всё вопреки. Встречаются, однако, и другие примеры. Когда подросток не испытывает особенных трудностей, касаемых взаимоотношений с родителями, однако, при этом, имеет проблемы с социализацией в школьной жизни, то есть замкнут, необщителен, не имеет друзей, не стремиться куда-либо ходить, принимать участие в социальной жизни и деятельности, не проявляет социальной активности, избегает общения со сверстниками. Для родителей это также является причиной для беспокойства, так как подобные проблемы с социализацией также нуждаются в своевременном решении. Во многом от того, как сложатся взаимоотношения между подростком и его родителями и насколько правильно сумеют повести себя родители в сложных ситуациях, помочь подростку в разрешении его проблем, во многом зависит то, как сложится судьба подростка в дальнейшем, и какими будут его взаимоотношения с родителями уже во взрослой жизни. Поэтому, особенно важно сохранить благоприятные отношения с ребенком и помогать ему в разрешении неизбежно возникающих жизненных трудностей. Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, родителям следует придерживаться определенных рекомендаций, касаемых коммуникации с подростком. В ходе нашего исследования мы сформулировали следующие рекомендации, основанные на опыте отечественных и зарубежных педагогов, психологов, социальных педагогов.Основными условиями успеха в воспитании подростка в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, благоприятных взаимоотношений взрослых членов семьи между собою. Подростка необходимо активно привлекать к различным семейным делам, спрашивать его мнение по различным вопросам, показывать ему, что его мнение важно и учитывается.Необходимо по мере возможности проводить с подростком досуг. Это могут быть совместные пикники на природе, походы в театры или музеи и т д. С одной стороны, это способствует эстетическому, культурному и духовному воспитанию подростка, с другой – позволяет ему установить контакт с родителями.В общении с подростком не следует проявлять навязчивость, настойчиво спрашивать о вещах, о которых подросток не хочет разговаривать. Однако, нужно проявлять интерес к жизни подростка, знать о его увлечениях, проблемах, показывать ему готовность помочь в сложных ситуациях.Родителям нужно уважать приватное пространство ребенка, его личные вещи, тайну переписки и т. д. Для того, чтобы подросток рассказывал о своих делах, необходимо не вынуждать его на откровенный разговор, но самому рассказывать о своей жизни, работе, планах, интересах и т д. Нужно интересоваться увлечениями и вкусами подростка, знать, какую музыку он предпочитает, какие книги, фильмы, ему нравятся. При этом, следует с уважением относиться к увлечениям подростка, не отзываться пренебрежительно о любимой музыке или одежде ребенка, или о субкультуре, к которой он принадлежит и т д, даже в том случае, если что-либо кажется странным, непонятным, не соответствующим вашим эстетическим представлениям. Никогда не следует пренебрежительно отзываться о творчестве подростка. Напротив, необходимо всячески поощрять его творческую деятельность. Следует отмечать успехи, сильные стороны работы. Критику стоит высказывать мягко, в формерекомендаций или советов.Если подросток повёл себя грубо, не нужно проявлять грубость в ответ. Необходимо активно заниматься половым просвещением подростка, не избегать темы половой жизни, напротив, давать подростку понять, что лучше получать ответы на свои вопросы у родителей, а не сверстников. Можно также использовать специальную литературу. Необходимы и разговоры о вреде употребления алкоголя и наркотических веществ. Такие беседы не должны носить назидательного или «давящего» характера, стоит уделять большее внимание медицинским последствиям употребления вредных веществ. Полезна бывает наглядная демонстрация негативных примеров. Однако, нужно помнить о том, что излишне впечатлительному подростку не стоит демонстрировать слишком страшные, пугающие фото или видео на тему, например, наркомании, потому, что такой просмотр может оказать травмирующий эффект.Нужно избегать откровенных назиданий, поучений, «нравоучительных» интонаций в разговоре, нельзя просто требовать от подростка чего-либо, или же что-то ему запрещать, не давая никаких объяснений. Наоборот, необходимо объяснять, зачем необходимо то или иное действие, или же, наоборот, почему не нужно делать чего-либо. Следует подавать подростку личный пример. Нужно доверять подростку, не перегружать его чрезмерной опекой или контролем. Необходимо акцентировать внимание не на различиях между собою и ребенком, а наоборот, на сходствах. Благоприятным будет нахождение общих увлечений. Часто, таким увлечением может быть, например, спорт. Нельзя использовать авторитарный стиль воспитания, подчеркивать собственное превосходство над подростком, достигать чего-либо с применением угроз, нажима и т д. Необходимо уметь признать собственную неправоту перед ребенком, если она имела место быть. При общении с подростком всегда нужно сохранять спокойствие и доброжелательный тон. Подростку необходимо давать свободу и право выбора. Нельзя критиковать подростка, например, за внешность. Говорить фразы, которые могут обидеть его. Нужно сосредотачиваться на достоинствах подростка, поощрять его успехи.Подростку часто не хватает положительных эмоций. В этом случае родителям нужно подумать о том, как организовать какое-либо приятное событие – семейный праздник, совместное проведение выходных, небольшой подарок ребенку, связанный с его хобби, творчеством и т д. С подростком необходимо говорить о будущем, о его целях и планах на взрослую жизнь, обсуждать его будущую профессию. Пожалуй, главная рекомендация заключается в том, что подростка никогда не следует оставлять наедине со своими проблемами, он должен знать, что в родителях всегда найдёт поддержку, понимание и помощь, даже если совершил серьёзную ошибку и по своей вине столкнулся с проблемами. В случае возникновения серьёзных поведенческих проблем, девиантного поведения, проявления суицидальных наклонностей и т д. необходимо незамедлительное обращение к специалистам. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3. В третьей главе нашей работы мы предложили рекомендации по благоприятной социализации подростков для педагогов и родителей, исходя из исследованного опыта отечественной и зарубежной практики социализации и воспитания детей подросткового возраста. Нужно отметить, что рекомендации во многом схожи с теми, какие следует соблюдать при взаимодействии с детьми и более младших возрастных категорий, однако, воспитание подростков имеет свои особенности и специфические трудности.Нужно отметить, что современные педагогические подходы предполагают личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию, социализации детей. Это означает, что необходимо учитывать индивидуальные особенности, способности, качества, предпочтения каждого ребенка. Именно в западных странах, в частности в США стал применяться подобный педагогический подход. Также в США и западноевропейских странах традиционный авторитарный взгляд на воспитание и образование личности был заменён демократическим подходом, где в основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности обучаемого, и ученик рассматривается не как пассивный объект педагогического воздействия, а как полноправный участник процесса, и воспитательный, образовательный процесс выстраивается, как сотрудничество ученика и педагога. В российскую же систему образования, да и в практику семейного воспитания подобный подход пришёл относительно недавно. Однако, именно такой подход наиболее актуален в современном мире и доказывает свою эффективность и результативность. Основной вывод заключается в том, что для благоприятной социализации подростка, благополучного его вхождения в общество и становления его, как члена общество, необходимо строить всю воспитательную и образовательную систему на принципах уважения к человеческой личности, давать возможность свободно развиваться способностям, интересам подростка. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в данной работе мы рассмотрели понятие социализации, раскрыли психологические особенности подросткового возраста, проанализировали педагогические подходы к социализации подростков в трудах российских и американских исследователей, изучили особенности семейного воспитания в России и США, особенности образования подростков в России и США, сравнили специфику социальной и культурной жизни подростков в России и США и предложили рекомендации для родителей подростков и педагогов по повышению эффективности социализации подростков с учетом изученного зарубежного опыта. Под социализацией личности понимают вхождение личности в общество, процесс адаптации личности к социуму. Процесс социализации активно исследовался как российскими, так и зарубежными учеными. Интерес к теме социализации подростков проявляют социологи, педагоги, психологи, да и, фактически самые различные ученые гуманитарного профиля. Существуют разнообразные подходы к определению понятия социализации. Множество российских и зарубежных ученых рассматривали процесс социализации. Подходы и теории отличаются между собою, однако, фактически все исследователи сходятся во мнении, что именно подростковый возраст является ключевым для социализации личности. Подростковый возрастпонимается как постепенный переход от детства к юности. В процессе социализации вразличныхсоциумахнеобходимы свои средства, методы, формы и инструменты. Социализация продолжается всю жизнь человека, она не завершается в юности. Но именно для подростка наступает наиболее ответственный период в жизни и этап социализации. В подростковом возрасте человек осознает себя в полной мере, как личность, понимает собственную индивидуальность, открывает уникальные особенности своего «я». Кроме того, в этом возрасте уже возникают серьёзные мысли о будущем, построение планов на жизнь.Кризисные явления и проблемы подросткового возраста на самом деле означают перерождение личности ребенка, переформирование его психики. В каком-то смысле это можно назвать вторым рождением личности.То, каким образом человек войдёт в социум, насколько реализует себя в нём, насколько благоприятно установятся его взаимоотношения с миром, будет зависеть от многих факторов – от образовательной среды, в которой будет происходить обучение подростка, от семейной среды, которая играет важнейшую роль в становлении личности каждого человека, а также от социальных и культурных условий страны, где проживает подросток.Исходя из изученных особенностей образовательной, семейной, культурной среды, в которой проживают подростки в России и в США, мы можем заключить, что условия социализации их имеют как сходства, так и различия, как свои положительные, так и негативные стороны, однако, согласно современным тенденциям, за последние десятилетия российская педагогическая практика многие аспекты воспитания, обучения, социальной жизни переняла из практики американской, и продолжает во многом ориентироваться на западные образцы, однако, к реализации многих из них оказалась не готова. Кроме того, далеко не все, даже самые успешные и доказавшие свою эффективность американские практики перенимать целесообразно, учитывая различия в укладе жизни, культуре, духовных особенностях, традициях разных стран. Однако, изучать и знать зарубежный опыт социализации подростков необходимо, и многое из положительно реализованного опыта необходимо развивать в России. Список используемой литературы1. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблема усвоения ролей мужчины и / женщины/Вопросы психологии. —2011. — № 4.— С.74-82.2. Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь. — Смоленск, 2016. —1186 с.3. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. —М.: Прогресс, 2012, —392 с.4. Американский характер.— М.: Наука, 2015. —319 с.5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 2020. —415 с.6. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности.// Сб.: Социальные исследования. М.: Наука, 2000.— Вып.З. —С. 19-21.7. Андреенкова Н.В. Роль семьи на разных этапах социализации индивида // Динамика изменения положения женщины и семья. — М.: Наука, 2012. —180 с.8. Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. —М.: Изд-во МГУ,2016.—304 с.9. Антонович И.И. Социология США: проблемы, поиски, решения. — Минск, Изд-во БГУ, 2006. — 684 с.10. Ю.Байярд Р.Г., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. — М.: Просвещение, 2011. —223 с.л11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания: Пер. с англ. — М.:1. Прогресс, 2016. — 421 с.12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2018. — 464 с.13. Бронфенбреннер У.Б. Два мира детства. Дети в США и СССР: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2016. —167 с.14. Бюхнер П., Крюгер Г.Г., Дюбуа М. Современный ребенок в Западной Европе//Социс. —2016. — С. 140-147.15. Васильева Э.К. Семья в обществе. — М.: Мысль, 2015,—156 с.16. Воспитание с любовью и логикой: пер. с англ. —М.: Центр общественных ценностей, 2015. — 476 с.17. Выготский JI.C. Мышление и речь.//Собр. соч.: В 6 т. —М.: Педагогика, 2015. — Т. 2. —361с.18. Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М., 1926.19. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.—М.: Педагогика, 2011, —176 с.20. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дис. докт. пед. наук. — СПб, 1996. — 327 с.21. Гуров Н.В., СелюковаЛ.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 2013. — 184 с.22. Дружинин В.Д. Психология семьи. — М.: КПС, 2016. —160 с.23. Дюркгейм Э.: Методы социологии. М.: Наука, 2011. — 572 с.24. Женщина и свобода пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы Международной конференции 2013 г. — М.: Наука, 2014. — 448 с.25. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. — М.: Мысль, 2020. — 247с.26. Земская М. Семья и личность. — М.: Прогресс, 2016. — 234 с.27. Кирьянова О.Г. Кризис американский семьи. — М.: Педагогика,2017. —240 с.28. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. статья A.B. Мудрика.— М.-Л.: Прогресс, 2011. —283 с.29. Кокашвили С.М. Сравнительный анализ ценностных ориентациистудентов северо-востока России и севера США: Дис. канд. соц. наук. — Магадан, 2016. —192 с.30. КонИ.С. Люди и роли//Новый мир. —2022. — № 12.— С.180-185.31. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. —М.: Знание,2008, —63 с.32. Кон И.С. Проблемы имплицидной личности в этнокультурных исследования / Методологические проблемы исследования этническихкультур/Материалы симпозиума. —Ереван, 2018. —С. 77-81.33. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива.). — М.: Наука, 2011. — 270 с.34. Коршунова В.В. Диалектическое единство индивидуально-психологических особенностей и общественных черт личности. —Львов: ЛГУ, 20077. —217 с.35. Кривов Ю.П. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 2022. 16 с.36. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 2015. —203 с.37. Лапшенюк С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. — М.: Знание, 2022. — 48 с.38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: Политиздат, 2015. —304 с.39. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Пер. с англ. — М.: Радуга. — Т.2. — 2022. — 575 с.40. Макаренко A.C. О воспитании в семье. Избранные педагогические Ч произведения. —М.: Учпедгиз, 1955.— 320 с.41. Малькова З.А. Современная школа США. — М.: Педагогика, 2021.366 с.42. Малькова З.Н., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в западных странах. — М.: Просвещение, 2016. —263 с.43. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. — М., 2018.;44. Мерлин B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в лич-ности//Вопросы психологии. —2017. — № 4. — С. 34-43.45. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения: Пер. с англ.— М.: Наука, 2018,— 429 с.46. Миллс Р. Властвующая элита. — М.: Изд. иностр. лит., 2012. — 543 с.47. Мудрик A.B. Социализация и "смутное время". — М.: Знание, 2021.80 с.48. Мудрик A.B. Социализация как социально-педагогическое понятие. /Сб. науч. тр. / МГПУ им. В.И. Ленина. Сер.:Психолого-педагогические науки. — М.: Прометей, 1996. —275 с.49. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность: Дис.докт.пед.наук. — СПб., 2022. -370 с.50. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2006, —360 с.751. Парсонс Т. Социология личности//Социология сегодня. —М., 1965.59 с.52. Парсонс Т. Человек в современном мире. — М.: Прогресс, 1985.428 с.53. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 2011, —351 с.54. Петрищев В.И. Американская школьная молодежь, проблемы, поиски, решения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2009. — 48 с.55. Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов 20 века. — Красноярск, 2002.56. Пилиповский В. Сквозь призму реальности. — Учительская газета. — 2009, —7 дек,—С. 4.57. Проблемы женщины и семьи глазами социологов/Отв. ред. Агиль-диева Е.Ф., Мешкова Е.Г. —М.: Институт социологии РАН, 2017. — 163 с.58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М.: Педагогика, 1982,— Т.1.— 488 с.59. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.: Мир, 2014. —243 с.60. Семенов В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути их решения.1. Свердловск, 2011. — 33 с.61. Семья как объект философского и социологического исследования.1. Л.: Наука, 2004,— 150 с.62. Семья у народов Америки. — М.: Наука 1991. — 312 с.63. Словарь прикладной социологии. — Мн.: "Университетское", 2014.312с.64. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 2008. — 688 с.65. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 2022, —543 с.66. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — М., 2004.67. Социальные проблемы и массовое сознание США в 80-е годы. —М.,2016,—213 с.68. Социологические проблемы семьи и молодежи. —Л.: Наука 2002. — 102 с.69. Стиль жизни личности. — Киев, Наука Думка, 2002. — 372 с.70. Структура семьи: Социологические и нравственные аспекты: Сб. рефератов и обзоров. —М.: ИНИОН, 2004. — 214 с.71. США в 80-е годы. Социальные проблемы и массовое сознание:Сб. рефератов ИНИОН. — М.: ИНИОН, 2016. —218 с.72. США глазами американских социологов. — М.: ИНИОН, 1018.243 с.73. США. Проблемы семьи: Сб. рефератов ИНИОН. — М., 2020. — 192 с.74. СухомлинскийВ.А. О воспитании.— М., 1973.75. ТардГ. Социальная логика.— СПб., 2000.—491 с.76. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара, 2006. — 480 с.77. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль,2007. —352 с.78. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 2003. —839 с.79. ФлейвеллДж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже: пер. с англ. —М.: Прогресс, 2007. —112 с.80. Фром Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 2003. — 416 с.81. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 2009. —560 с.82. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М.: Мысль, 2004. — 325 с.83. Харчев А.Г. Социология воспитания — М.: Политиздат, 2010. 222 с.84. Харчев А.Г. Семья и родительство//Коммунист .— 2007. — № 9.85. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 2018. — 224 с.

Список используемой литературы
1. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблема усвоения ролей мужчины и / женщины/Вопросы психологии. —2011. — № 4.— С.74-82.
2. Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь. — Смоленск, 2016. —1186 с.
3. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. —М.: Прогресс, 2012, —392 с.
4. Американский характер.— М.: Наука, 2015. —319 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 2020. —415 с.
6. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности.// Сб.: Социальные исследования. М.: Наука, 2000.— Вып.З. —С. 19-21.
7. Андреенкова Н.В. Роль семьи на разных этапах социализации индивида // Динамика изменения положения женщины и семья. — М.: Наука, 2012. —180 с.
8. Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. —М.: Изд-во МГУ,2016.—304 с.
9. Антонович И.И. Социология США: проблемы, поиски, решения. — Минск, Изд-во БГУ, 2006. — 684 с.
10. Ю.Байярд Р.Г., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. — М.: Просвещение, 2011. —223 с.л
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания: Пер. с англ. — М.:1. Прогресс, 2016. — 421 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2018. — 464 с.
13. Бронфенбреннер У.Б. Два мира детства. Дети в США и СССР: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2016. —167 с.
14. Бюхнер П., Крюгер Г.Г., Дюбуа М. Современный ребенок в Западной Европе//Социс. —2016. — С. 140-147.
15. Васильева Э.К. Семья в обществе. — М.: Мысль, 2015,—156 с.
16. Воспитание с любовью и логикой: пер. с англ. —М.: Центр общественных ценностей, 2015. — 476 с.
17. Выготский JI.C. Мышление и речь.//Собр. соч.: В 6 т. —М.: Педагогика, 2015. — Т. 2. —361с.
18. Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М., 1926.
19. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.—М.: Педагогика, 2011, —176 с.
20. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дис. докт. пед. наук. — СПб, 1996. — 327 с.
21. Гуров Н.В., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 2013. — 184 с.
22. Дружинин В.Д. Психология семьи. — М.: КПС, 2016. —160 с.
23. Дюркгейм Э.: Методы социологии. М.: Наука, 2011. — 572 с.
24. Женщина и свобода пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы Международной конференции 2013 г. — М.: Наука, 2014. — 448 с.
25. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. — М.: Мысль, 2020. — 247с.
26. Земская М. Семья и личность. — М.: Прогресс, 2016. — 234 с.
27. Кирьянова О.Г. Кризис американский семьи. — М.: Педагогика,2017. —240 с.
28. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. статья A.B. Мудрика.— М.-Л.: Прогресс, 2011. —283 с.
29. Кокашвили С.М. Сравнительный анализ ценностных ориентациистудентов северо-востока России и севера США: Дис. канд. соц. наук. — Магадан, 2016. —192 с.
30. Кон И.С. Люди и роли//Новый мир. —2022. — № 12.— С.180-185.
31. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. —М.: Знание,2008, —63 с.
32. Кон И.С. Проблемы имплицидной личности в этнокультурных ис следования / Методологические проблемы исследования этнических культур/Материалы симпозиума. —Ереван, 2018. —С. 77-81.
33. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива.). — М.: Наука, 2011. — 270 с.
34. Коршунова В.В. Диалектическое единство индивидуально-психологических особенностей и общественных черт личности. — Львов: ЛГУ, 20077. —217 с.
35. Кривов Ю.П. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 2022. 16 с.
36. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 2015. —203 с.
37. Лапшенюк С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. — М.: Знание, 2022. — 48 с.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: Политиздат, 2015. —304 с.
39. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Пер. с англ. — М.: Радуга. — Т.2. — 2022. — 575 с.
40. Макаренко A.C. О воспитании в семье. Избранные педагогические Ч произведения. —М.: Учпедгиз, 1955.— 320 с.
41. Малькова З.А. Современная школа США. — М.: Педагогика, 2021.366 с.
42. Малькова З.Н., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в западных странах. — М.: Просвещение, 2016. —263 с.
43. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. — М., 2018.;
44. Мерлин B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в лич-ности//Вопросы психологии. —2017. — № 4. — С. 34-43.
45. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения: Пер. с англ.— М.: Наука, 2018,— 429 с.
46. Миллс Р. Властвующая элита. — М.: Изд. иностр. лит., 2012. — 543 с.
47. Мудрик A.B. Социализация и "смутное время". — М.: Знание, 2021.80 с.
48. Мудрик A.B. Социализация как социально-педагогическое понятие. /Сб. науч. тр. / МГПУ им. В.И. Ленина. Сер.:Психолого-педагогические науки. — М.: Прометей, 1996. —275 с.
49. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность: Дис.докт.пед.наук. — СПб., 2022. -370 с.
50. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2006, —360 с.7
51. Парсонс Т. Социология личности//Социология сегодня. —М., 1965.59 с.
52. Парсонс Т. Человек в современном мире. — М.: Прогресс, 1985.428 с.
53. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 2011, —351 с.
54. Петрищев В.И. Американская школьная молодежь, проблемы, поиски, решения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2009. — 48 с.
55. Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов 20 века. — Красноярск, 2002.
56. Пилиповский В. Сквозь призму реальности. — Учительская газета. — 2009, —7 дек,—С. 4.
57. Проблемы женщины и семьи глазами социологов/Отв. ред. Агиль-диева Е.Ф., Мешкова Е.Г. —М.: Институт социологии РАН, 2017. — 163 с.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М.: Педагогика, 1982,— Т.1.— 488 с.
59. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.: Мир, 2014. —243 с.
60. Семенов В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути их решения.1. Свердловск, 2011. — 33 с.
61. Семья как объект философского и социологического исследования.1. Л.: Наука, 2004,— 150 с.
62. Семья у народов Америки. — М.: Наука 1991. — 312 с.
63. Словарь прикладной социологии. — Мн.: "Университетское", 2014.312с.
64. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 2008. — 688 с.
65. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 2022, —543 с.
66. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — М., 2004.
67. Социальные проблемы и массовое сознание США в 80-е годы. —М.,2016,—213 с.
68. Социологические проблемы семьи и молодежи. —Л.: Наука 2002. — 102 с.
69. Стиль жизни личности. — Киев, Наука Думка, 2002. — 372 с.
70. Структура семьи: Социологические и нравственные аспекты: Сб. рефератов и обзоров. —М.: ИНИОН, 2004. — 214 с.
71. США в 80-е годы. Социальные проблемы и массовое сознание: Сб. рефератов ИНИОН. — М.: ИНИОН, 2016. —218 с.
72. США глазами американских социологов. — М.: ИНИОН, 1018.243 с.
73. США. Проблемы семьи: Сб. рефератов ИНИОН. — М., 2020. — 192 с.
74. Сухомлинский В.А. О воспитании.— М., 1973.
75. Тард Г. Социальная логика.— СПб., 2000.—491 с.
76. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара, 2006. — 480 с.
77. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль,2007. —352 с.
78. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 2003. —839 с.
79. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже: пер. с англ. —М.: Прогресс, 2007. —112 с.
80. Фром Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 2003. — 416 с.
81. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 2009. —560 с.
82. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М.: Мысль, 2004. — 325 с.
83. Харчев А.Г. Социология воспитания — М.: Политиздат, 2010. 222 с.
84. Харчев А.Г. Семья и родительство//Коммунист .— 2007. — № 9.
85. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 2018. — 224 с.