Роль физической культуры и спорта в обеспечении здорового образа жизни у обучающихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 30.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 6
1.1. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Компоненты здорового образа жизни 10
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 14
2.1. Рациональная двигательная деятельность как компонент здорового образа жизни 14
2.2. Роль физической культуры и спорта как компонента здорового образа жизни 18
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

Лазарева В.Г. и соавторы на примере детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, показывают, что среди детей, занимающихся в секции волейбола, асоциальность оценивается в 13,08 балла против 14,45 у детей, не посещающих секцию. Показатели самоуверенности составляют 13,61 против 14,33 баллов, аутоагрессии – 16,22 против 17,11 баллов, неуверенности в себе – 12,26 против 13,66 баллов, злобы и агрессивности – 22,14 против 23,35 баллов, склонности к рису – 19,65 против 20,23 баллов [27]. Гнездилов М.А. считает, что при занятиях физической культуре в группе детей 13-15 лет снижается уровень нейротизма, агрессивности, личностной и ситуационной тревожности, увеличивается уровень нервно-психической устойчивости. Одновременно растет уровень социальной активности подростков (с 18,9 до 31,5%), снижается число конфликтов с педагогами и сверстниками, снижаются проявления негативных интересов и потребностей (с 61,3% до 27,0%), меняется успеваемость (с 23,5 до 42,6%), растет мотивация к учебной деятельности (на 25,17%). МиннегалиевМ.А. показывает, что в процессе занятий физической культурой и спортом у подростков снижается уровень тревожности, агрессивности и ригидности. Использование специально разработанных подготовительных, соревновательных и игровых заданий, подвижных и спортивных игр, применение адекватных педагогических приемов, нормализующих взаимоотношения в коллективе, оптимизирующих нравственное и психофизическое состояние, позволило снизить у 23,3% девиантных подростковуровень тревожности; у 25,8% – агрессивности и 15,7% – ригидность.Огромное значение физическая культура и спорт имеет для социального статуса индивида. Так, человек, который имеет хорошую физическую форму, способен выполнять больше задач в рамках своей профессиональной деятельности, он может получить лучшую должность, более привлекателен для противоположного пола, что сказывается как на круге его дружеских контактов, так и на семейном положении. Нельзя не вспомнить и про то, что физически здоровый индивид дает физически здоровое потомство, что также ценится в современном обществе, позволяет ему занять более высокую нишу в нем. Выводы по главе 2Здоровье определяется несколькими факторами, одним из которых выступает двигательная активность. При недостаточной двигательной активности возникает гиподинамия. Гиподинамия – это опасное явление, создающее целую цепь негативных последствий, которые приводят к нарушению самого широкого спектра функций человеческого организма.Гиподинамия – это один из ведущих предикторов большого числа нарушений. Сама по себе гиподинамия – это лишь состояние, но снижение уровня физической активности крайне негативно сказывается на состоянии всех функциональных систем, приводит к заболеваниям. Впроцессе адаптации к физическим нагрузкам в организме человека происходит целый каскад физиологических реакций, которые благоприятно сказываются на состоянии организма. В результате могут корректироваться не только уже существующие нарушения, но и предупреждаться те нарушения, которые еще не сформировались, но к этому есть предпосылки. Это касается как физической, так и психической сферы. ЗАКЛЮЧЕНИЕСведения, полученные нами в процессе выполнения исследования, позволили сделать следующие выводы:Под здоровьем понимается не только отсутствие болезни, физических нарушений, но и отсутствие психологических, социальных нарушений. Иными словами, здоровье – это очень многомерное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон. Здоровый образ жизни – это совокупность различных видов деятельности человека, его навыков, взглядов, знаний, которые направлены на поддержание физического и психического здоровья без ущерба для окружающих людей и среды.В понятие здорового образа жизни включается целый ряд компонентов. Один из наиболее целостных перечней компонентов или факторов здорового образа жизни можно назвать перечень, содержащийся в методических рекомендациях МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения». Данный документ определяет такие компоненты здорового образа жизни как как безответственное гигиеническое поведение, нарушение двигательной активности , неправильное питание, аддитивное и вынужденное поведение, злоупотребление алкоголем, безответственное медицинское поведение.Нормальная двигательная активность, адекватная двигательная активность также рассматривается специалистами как компонент здорового образа жизни. Физические упражнения крайне важны для организма человека. Гиподинамия представляет собой опасное состояние, которое может вызывать целый ряд заболеваний, в том числе тяжелых.Физическая нагрузка – это естественная потребность человека и многих живых существ, которая сопровождается вовлечением большого количество органов и их систем, центральными из которых являются нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В основе процессов, происходящих в организме при физической нагрузке лежат процессы адаптации. Как следствие, одними из наиболее значимых для поддержания высокого уровня показателей образа жизни специалисты сегодня считают физическую культуру и спорт.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгеева В.А. Влияние гиподинамии и гипокинезии на тимус и паравентрикулярное ядро гипоталамуса развивающегося организма / В.А. Агеева, А.В. Смирнов, Р.П. Самесев, В.А. Попов // Успехи современного естествознания, 2004. – № 12. – С. 30-31.АйзманР.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.ВайнерЭ.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.Гафарова А.А. Влияние физической культуры на здоровье и развитие личности студента / А.А. Гафарова, А.Ю. Дубинина, Е.Ю. Богдалова // Наука, образование и культура, 2016. – №11(14). – С. 49-51.Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков / М.А. Гнездилов // Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.Иванов В.Д. Влияние стрейчинга на функциональное состояние и здоровье студентов / В.Д. Иванов, Н.О. Мамаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2018. – Т.3. – №1. – С. 23-31.Ильина И.А. Понятие и основные составляющие здорового образа жизни / И.А. Ильина, Е.М. Пантилейкина // E-Scio, 2017. – № 3 (6). – С. 8-14.Как ВОЗ определяет здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/frequently-asked-questions (дата обращения: 05.05.2024).КапрановаС.В. Влияние занятий физкультурой и спортом на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у школьников промышленных городов / С.В. Капранова, Г.В. Капранова // Современная медицина: актуальные вопросы, 2014. – №37. – С. 61-66. КочетоваС.В. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья / С.В. Кочетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – №3-1. – С. 54-56.ЛелеткоК.О. Компоненты здорового образа жизни / К.О. Лелетко // Наука-2020, 2020. – №9(45). – С. 118-122.ЛюсинА.В. Основные компоненты здорового образа жизни / А.В. Люсин // ModernScience, 2020. – №1-3. – С. 146-150.МархотскийЯ.Л. Валеология: учебное пособие / Я.Л. Мархотский. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.Методические рекомендации МР 2.1.10.0033-11 «Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200111974 (дата обращения: 05.05.2024).МиннегалиевМ.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.Нестерова С.Н. Научный подход к формированию понятия «Здоровый образ жизни» / С.Н. Нестерова // Проблемы педагогики, 2020. – № 3 (48). – С. 10-12.Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А.А. Зайцев и др.; под общей редакцией А.А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 137 с.Петрова Т.Г. Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студента / Т.Г. Петрова, Н.Н. Хасанова, С.С. Гречишкина, А.А. Агирова // Теория и практика физической культуры, 2014. – №11. – С. 12-16. Попова Е.В. Здоровье как объект управления: роль университетов. Обзор литературы / Е.В. Попова, О.В. Устюжанцева // Вестник Томского государственного университета, 2021. – № 465. – С. 155-163.Попова Е.В. Здоровье как объект управления: роль университетов. Обзор литературы / Е.В. Попова, О.В. Устюжанцева // Вестник Томского государственного университета, 2021. – № 465. – С. 155-163.Ремизов И.В. Основы патологии: учебник / И.В. Ремизов. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 364 с.Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб.для студ. сред, и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.СтеблецовЕ.А.  Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О.А. Григорьев; под редакцией Е.А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.СтрельцоваЕ.В. Компоненты здорового образа жизни / Е.В. Стрельцова // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. – Т. 2. – № 3 (4). – С. 275-276.Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения / Ю.Е. Судакова // Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 05.05.2024).Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева; под редакцией Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с.ШаповаловаВ.А. Компоненты здорового образа жизни / В.А. Шаповалова, Е.И. Коробейникова // Наука-2020, 2020. – № 4 (40). – С. 67-71.ШибковаВ.П. Гипокинезия и ее влияние на организм / В.П. Шибкова, И.В. Аленин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2018. – № 2 (68). – С. 148-154.ШутьеваЕ.Ю.. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека / Е.Ю. Шутьева, Т.В. Зайцева // Концепт, 2017. – №4. – С. 83-88.

1. Агеева В.А. Влияние гиподинамии и гипокинезии на тимус и паравентрикулярное ядро гипоталамуса развивающегося организма / В.А. Агеева, А.В. Смирнов, Р.П. Самесев, В.А. Попов // Успехи современного естествознания, 2004. – № 12. – С. 30-31.
2. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.
3. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. – №10. – С. 162-165.
4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.
5. Гафарова А.А. Влияние физической культуры на здоровье и развитие личности студента / А.А. Гафарова, А.Ю. Дубинина, Е.Ю. Богдалова // Наука, образование и культура, 2016. – №11(14). – С. 49-51.
6. Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков / М.А. Гнездилов // Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2009. – №6. – С. 64-67.
7. Иванов В.Д. Влияние стрейчинга на функциональное состояние и здоровье студентов / В.Д. Иванов, Н.О. Мамаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2018. – Т.3. – №1. – С. 23-31.
8. Ильина И.А. Понятие и основные составляющие здорового образа жизни / И.А. Ильина, Е.М. Пантилейкина // E-Scio, 2017. – № 3 (6). – С. 8-14.
9. Как ВОЗ определяет здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/frequently-asked-questions (дата обращения: 05.05.2024).
10. Капранова С.В. Влияние занятий физкультурой и спортом на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у школьников промышленных городов / С.В. Капранова, Г.В. Капранова // Современная медицина: актуальные вопросы, 2014. – №37. – С. 61-66.
11. Кочетова С.В. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья / С.В. Кочетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – №3-1. – С. 54-56.
12. Лелетко К.О. Компоненты здорового образа жизни / К.О. Лелетко // Наука-2020, 2020. – №9(45). – С. 118-122.
13. Люсин А.В. Основные компоненты здорового образа жизни / А.В. Люсин // Modern Science, 2020. – №1-3. – С. 146-150.
14. Мархотский Я.Л. Валеология: учебное пособие / Я.Л. Мархотский. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
15. Методические рекомендации МР 2.1.10.0033-11 «Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200111974 (дата обращения: 05.05.2024).
16. Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №1 (83). – С. 103-107.
17. Нестерова С.Н. Научный подход к формированию понятия «Здоровый образ жизни» / С.Н. Нестерова // Проблемы педагогики, 2020. – № 3 (48). – С. 10-12.
18. Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А.А. Зайцев и др.; под общей редакцией А.А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 137 с.
19. Петрова Т.Г. Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студента / Т.Г. Петрова, Н.Н. Хасанова, С.С. Гречишкина, А.А. Агирова // Теория и практика физической культуры, 2014. – №11. – С. 12-16.
20. Попова Е.В. Здоровье как объект управления: роль университетов. Обзор литературы / Е.В. Попова, О.В. Устюжанцева // Вестник Томского государственного университета, 2021. – № 465. – С. 155-163.
21. Попова Е.В. Здоровье как объект управления: роль университетов. Обзор литературы / Е.В. Попова, О.В. Устюжанцева // Вестник Томского государственного университета, 2021. – № 465. – С. 155-163.
22. Ремизов И.В. Основы патологии: учебник / И.В. Ремизов. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 364 с.
23. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
24. Стеблецов Е.А. Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О.А. Григорьев; под редакцией Е.А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.
25. Стрельцова Е.В. Компоненты здорового образа жизни / Е.В. Стрельцова // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. – Т. 2. – № 3 (4). – С. 275-276.
26. Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения / Ю.Е. Судакова // Ученые записки университета Лесгафта, 2009. – №11. – С. 89-92
27. Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
28. Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 05.05.2024).
29. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
30. Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева; под редакцией Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с.
31. Шаповалова В.А. Компоненты здорового образа жизни / В.А. Шаповалова, Е.И. Коробейникова // Наука-2020, 2020. – № 4 (40). – С. 67-71.
32. Шибкова В.П. Гипокинезия и ее влияние на организм / В.П. Шибкова, И.В. Аленин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2018. – № 2 (68). – С. 148-154.
33. Шутьева Е.Ю.. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека / Е.Ю. Шутьева, Т.В. Зайцева // Концепт, 2017. – №4. – С. 83-88.