Использование ИКТ при изучении права в школе (на примере изучение темы
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 29.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВА В ШКОЛЕ 6
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Учитель: Выставим оценки за урок. Оцените свою работу на уроке по следующим вопросам: что узнали, что уже знали, было ли это познавательным и полезным, как применить знания в жизни. V. Объяснение домашнего задания (2 минуты)Учитель: Для закрепления материала прошу вас дополнить электронный конспект урока вопросами и таблицей,используя интернет привести примеры личных неимущественных прав автора, заполнить таблицу.Вопросы: Основные права авторов, такие как право на имя, право на интегритет произведения, право на вознаграждение и др.Обзор мер и инструментов для защиты авторских прав, включая регистрацию произведений, договоры об использовании и судебную защиту.Рассмотрение примеров успешной защиты авторских прав.Рассмотрение случаев нарушения авторских прав и последствий для авторов и нарушителей.Таблица 1. Домашнее заданиеправоправо на авторствоправо на имяправо на обнародо-ваниеправо на защиту репутации автораправо на отзыв произведенияпример проявленияПисательница Иванова сочинила балладу и имеет право считаться ее авторомСергеев имеет право подписать свое произведение своим именем или псевдонимом*привести пример*привести пример*привести примерТаким образом, во второй главе работы были рассмотрены требования к разработке урока с применением информационно-коммуникационных технологий, выделены основные моменты требований по содержанию, оформлению, гигиеническим нормам применения данных технологий в образовательном процессе в рамках школьного обучения.Нами разработан примерный конспект урока обществознания по формированию правовой культуры старших школьников. Данную схему урока возможно использовать с разным содержательным наполнением, например, для иллюстрации нового материала можно приводить примеры разных видов искусства, разные известные случаи нарушения авторских прав прошлого и настоящего. Также подобный урок можно построить на интеграции обществознания и литературы, обществознания и музыки, обществознания и информатики, обществознания и изобразительного искусства, обществознания и мировой художественной культуры и т.д. Рассматривать в рамках проблемы авторского права культурное наследие нашей страны, зарубежной или мировой в целом. Возможно строить урок на тематике исторических праздников, например, к Дню Победы (песни, кинофильмы, полотна того времени и современности).Учитель, владеющий методами ИКТ, легко ориентируется в способах применения их в учебном и воспитательном процессе. Может сам разрабатывать электронные образовательные ресурсы, при этом не забывая и о своих авторских правах.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучив научный материал педагогических и психологических исследований по проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современных российских школ, можно сделать выводы о достижении результатов исследования.Новые информационные технологии создают прекрасные условия для полноценного самовыражения школьников. В то же время плоды творчества учащихся доступны и востребованы в самых разных сферах деятельности. Современная школа не должна отставать от требований времени. Ведь главная задача школы – воспитать новое поколение граждан, умеющих читать, писать, думать и учиться самостоятельно [3].Нами изучены и описаны средства и методы информационно-коммуникационных технологий, которые целесообразно использовать в школьном обучении при изучении тем,касающихся правовых аспектов жизнедеятельности людей.Соответственно, цели исследования достигнуты.Задачи исследования решены:в ходе работы были изученытеоретические основы информационно-коммуникационных технологий как эффективного метода современной педагогической практики, выявлены актуальные проблемы информатизации образования теоретические основы процесса информатизации образования;определены психолого-педагогические основы эффективности ИКТ методов в образовании и особенности преподавания права в рамках школьного предмета «обществознание»;составлен методический конспект урока обществознания в 11 классе по теме «Культурное наследие и авторское право» с использованием ИКТ. Результаты данного исследования могут быть использованы практикующими педагогами школы, средних профессиональных образовательных организаций в рамках формирования у школьников и студентов правовой культуры и правового воспитания. Также результаты работы можно углубить и расширить в рамках изучения права школьниками в средних классах общеобразовательных организаций, студентами средних профессиональных образовательных организаций. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие.М.: Юрайт, 2020. 128 с.Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики: монография /Л. Н. Боголюбов. М.; СПб.: Нестор-История, 2023.125 с.Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478с.Воробей Н.Ю. Обществознание. Обязательные понятия, термины школьного курса / под ред. Н.Ю. Воробей. М.: Эксмо, 2018. 352 c.Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб, пособие / под ред. Н.В. Гафуровой, Е.Ю. Чуриловой. 2-е изд. перераб. и доп. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 204 с.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. 232 с. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник.М.: Юрайт, 2019.430 с.Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник.М.: Инфра-М, 2020. 272 с.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата.М.: Юрайт, 2019.266с.Журинский, А. Н. История педагогики и образования. В 2 частях. Часть 2. ХХ-ХХI века. Учебник / А.Н. Джуринский. М.: Юрайт, 2016.284c. Иващененко О.Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Обществознание 6-11 классы: Пособие для учителей / О.Н. Иващененко. М.: БизнесМеридиан, 2022. 232 c.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.Ионин Л.Г. Обществознание. Человек в глобальном мире. Книга для учителя. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Г. Ионин, Л.В. Поляков. М.: Просв., 2019. 239 c.Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров.М.: Проспект, 2023.488 с.Лазебникова А. 10. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 6. С. 28-37.Никуличева Н. В. Дистанционное обучение. От внедрения до реализации. Учебник.М.: КноРус, 2024.244 с.Окунев С. А., Сорокопуд Ю. В. Основные принципы обучения праву в общеобразовательной школе // Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ».2019, № 3.с. 58-65.Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. М.: Academia, 2016. 352 c.Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика.М.: Юрайт, 2024.228 с.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 2-е изд., стер. М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2020. 365 с.: ил., табл. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие). Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву). 5-10 классы / Н. Ф. Ромашина. М.: Глобус, 2018. 325 с.Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вуз. преподавателей / под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: Кнорус, 2023. 432 с.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник.М.: КноРус, 2023.490 с.Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. М.: Владос-Пресс, 2016.321 c.Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 484 с.Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата.М.: Юрайт, 2019.268 с.Чернов А. И. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя / А. И. Чернов, А. Ю. Морозов, П. А. Пучков, Э. Н. Абдулаев. М.: Просвещение, 2019. – 235 с.Электронные источники29. Булин-Соколова Е.И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: автореф. дис. докт. пед. наук. [Электронный ресурс] // Институт содержания и методики обучения: [Сайт]. URL: http://ismo.ioso.ru/dis/bulinsokolova-avtoref.pdf (дата обращения: 15.04.24)30. Азевич А.И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика: учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. унт» (ГОУ ВПО МГПУ), Мат. фак., Каф. информ. образования; А.И. Азевич. М.: МГПУ, 2010. 213 с.: ил., табл. Лит.: с. 205-208. Электронный ресурс: https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=271899&foldername=fulltexts&f ilename=271899.pdf (дата обращения: 29.04.24)31. Олейников С. А. Актуальные проблемы преподавания права в школе / С. А. Олейников. Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 42-48. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17544/ (дата обращения: 10.05.2024).32. Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе / А. С. Малышева. Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 78–80. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12286/ (дата обращения: 02.05.24)ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Технологическая карта урокаЭтап урокаМетоды, приемы, формы организации учебно-познавательной деятельностиДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУниверсальные учебные действияI. Введение (5 минут)словесные, фронтальнаяприветствие учителя и обучающихсяприветствуют учителярегулятивные УУД (организовать свое работу)Проверка домашнего задания (индивидуально, выборочно).словесные, фронтальнаяучитель задает вопросы по материалу прошлого урокаобучающиеся отвечают на вопросырегулятивные УУД (контроль, самоконтроль)Выход на проблему урока, мотивация к изучению нового материалафронтальная, словесная.постановка проблемных вопросов, требующих размышления и поиска решенияучитель задает вопросы:- Кто знает произведения Огюста Монферрана, назовите)? - Как вы думаете, используют ли потомки Монферрана права на авторство своего предка? Если да, то какие? Если нет, то почему? Авторство же доказано.- Как что такое авторское право и почему оно важно, зачем граждане должны соблюдать это право?отвечают на вопросы:Исакиевский собор, Александровская колонна, памятник Николаю Iпознавательные УУД (умение рассуждать, делать выводы),коммуникативные УУД (умение формулировать свою точку зрения, слушать собеседника)Формулирование задач, объяснение хода работы Фронтальная, словеснаяучитель подводит обучающихся к формулированию цели и задач урока- Ребята, сегодня вы изучаете новый материал в парах за компьютером, выполняете задания в электронной тетради (ярлык файла на рабочем столе). Если какой-то информации не хватает, можете найти ее в Консультанте плюс или в интернете, обратите внимание на достоверность источника! На работу у вас есть 15 минут.формулируют цель и задачи урока вслух, самостоятельно работают с информацией на компьютере в парах.регулятивные УУД (целеполагание, организация работы по изучению нового материала)II. Понятие авторского права (15 минут) групповой (в парах) работа за компьютерами в текстовой редактореучитель следит за работой обучающихся, в случает необходимости помогает индивидуальнов парах самостоятельно на компьютере изучают новую тему, пытают найти ответы на поставленные вопросы в системе Консультант плюс, интернете, заполняют электронную тетрадь по теме(* текст после таблицы).Разъяснение основного понятия: авторское право (письменно на компьютере, заполняя таблицы, схемы), объективный, субъективный смысл, его категории, функции и принципы авторского права, источники авторского права, срок и территория действия авторского права, защита авторских прав.коммуникативные УУД (распределение работы в парах), познавательные УУД (поиск информации, осмысление нового материала)III. Работа в группах по первичному закреплению полученных знаний (15 минут). фронтальный. словесный. Изучение различных объектов, подлежащих авторскому праву, таких как литературные, музыкальные, художественные произведения (на примере культурного наследия России: творчество архитекторов, скульпторов прошлых веков и современных).- время на изучение нового материала закончилось, обсудим результаты. - рассмотрим примеры из разных областей искусства, спорные ситуации по авторскому праву. - почему государственные символы (герб, флаг, гимн), произведения народного творчества нельзя отнести к объектам авторского права?обучающиеся завершают работу в электронных тетрадяхотвечают на вопросы учителя, приводят примеры, обобщают полученные знаниякоммуникативные УУД (ведение дискуссии на тему, умение слушать и слышать участников коммуникации), познавательные УУД (умение доказать свою точку зрения, критически оценить аргументы одноклассников)Закрепление первичных знанийфронтальная, словесная.решение правовых задач- предлагаю обсудить основные права авторов, такие как право на имя, право на интегритет произведения, право на вознаграждение и др. в решении задач.решают задачи вслух, высказывая свое мнение и аргументируя свой ответ.Ситуации для разбора:1. Нижегородский живописец заплатил музею компенсацию за создание копии своей картины. Американский художник только через суд смог отказаться от полотна, авторство которого ему приписывали. Фотограф живой природы несколько лет доказывал, что он имеет права на снимок, а не носорог.2. Сергей сочинил песню и является ее автором. Он заключил договор со киностудией, которая может использовать его произведение в своем фильме. По договор за это Сергей получит гонорар.3. Все могут купить картину в магазине. В результате покупки мы приобретаем право собственности на сам предмет (картину), а на сюжет и идею?4. Мы можем создать видеоклип с использованием музыки конкретного автора, что делать в таком случае, чтобы не нарушить авторское право?коммуникативные УУД (ведение дискуссии на тему, умение слушать и слышать участников коммуникации), познавательные УУД (умение доказать свою точку зрения, критически оценить аргументы одноклассников)IV. Заключение (5 минут)Выставление оценок за урок.Подведение итогов и повторение основных понятий и принципов, рассмотренных на уроке.учитель подводит обучающихся к формулированию мыслей-выводов и призывает обучающихся с просьбой соблюдать авторские права и уважать интеллектуальную собственность других людей.обучающихся рефлексируют, оцениваютрезультаты своей работы на уроке (что узнали, что уже знали, было ли это познавательным и полезным, как применить знания в жизни).регулятивные УУД (рефлексия, самооценка, выявление трудностей в усвоении материала урока)V. Объяснение домашнего задания (2 минуты)фронтальная, словесная- для закрепления материала предлагаю вам дополнить электронный конспект урока таблицей по перечисленным вопросам, используя интернет привести примеры личных неимущественных прав автора, заполнить таблицу. Вопросы: 1. Рассмотрение примеров успешной защиты авторских прав.2. Рассмотрение случаев нарушения авторских прав и последствий для авторов и нарушителей.- Благодарю вас за работу на уроке, всего доброго, до новых встреч.обучающиеся задают вопросы по домашнему заданию по необходимостирегулятивные УУД (задают вопросы по ДЗ, уточняют)
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие.М.: Юрайт, 2020. 128 с.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики: монография /Л. Н. Боголюбов. М.; СПб.: Нестор-История, 2023.125 с.
3. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478с.
4. Воробей Н.Ю. Обществознание. Обязательные понятия, термины школьного курса / под ред. Н.Ю. Воробей. М.: Эксмо, 2018. 352 c.
5. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб, пособие / под ред. Н.В. Гафуровой, Е.Ю. Чуриловой. 2-е изд. перераб. и доп. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 204 с.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. 232 с.
7. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник.М.: Юрайт, 2019.430 с.
8. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник.М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
9. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата.М.: Юрайт, 2019.266с.
10. Журинский, А. Н. История педагогики и образования. В 2 частях. Часть 2. ХХ-ХХI века. Учебник / А.Н. Джуринский. М.: Юрайт, 2016.284c.
11. Иващененко О.Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Обществознание 6-11 классы: Пособие для учителей / О.Н. Иващененко. М.: БизнесМеридиан, 2022. 232 c.
12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
13. Ионин Л.Г. Обществознание. Человек в глобальном мире. Книга для учителя. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Г. Ионин, Л.В. Поляков. М.: Просв., 2019. 239 c.
14. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров.М.: Проспект, 2023.488 с.
15. Лазебникова А. 10. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 6. С. 28-37.
16. Никуличева Н. В. Дистанционное обучение. От внедрения до реализации. Учебник.М.: КноРус, 2024.244 с.
17. Окунев С. А., Сорокопуд Ю. В. Основные принципы обучения праву в общеобразовательной школе // Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ».2019, № 3.с. 58-65.
18. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. М.: Academia, 2016. 352 c.
19. Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика.М.: Юрайт, 2024.228 с.
20. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 2-е изд., стер. М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2020. 365 с.: ил., табл. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие).
21. Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву). 5-10 классы / Н. Ф. Ромашина. М.: Глобус, 2018. 325 с.
22. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вуз. преподавателей / под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: Кнорус, 2023. 432 с.
23. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник.М.: КноРус, 2023.490 с.
24. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
25. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. М.: Владос-Пресс, 2016.321 c.
26. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 484 с.
27. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата.М.: Юрайт, 2019.268 с.
28. Чернов А. И. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя / А. И. Чернов, А. Ю. Морозов, П. А. Пучков, Э. Н. Абдулаев. М.: Просвещение, 2019. – 235 с.
Электронные источники
29. Булин-Соколова Е.И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: автореф. дис. докт. пед. наук. [Электронный ресурс] // Институт содержания и методики обучения: [Сайт]. URL: http://ismo.ioso.ru/dis/bulinsokolova-avtoref.pdf (дата обращения: 15.04.24)
30. Азевич А.И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика: учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. унт» (ГОУ ВПО МГПУ), Мат. фак., Каф. информ. образования; А.И. Азевич. М.: МГПУ, 2010. 213 с.: ил., табл. Лит.: с. 205-208. Электронный ресурс: https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=271899&foldername=fulltexts&f ilename=271899.pdf (дата обращения: 29.04.24)
31. Олейников С. А. Актуальные проблемы преподавания права в школе / С. А. Олейников. Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 42-48. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17544/ (дата обращения: 10.05.2024).
32. Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе / А. С. Малышева. Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 78–80. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12286/ (дата обращения: 02.05.24)