Роль музыки и музыкального восприятия в развитии мышления
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Роль музыки в развитии мышления 6
1.1. Влияние музыки на когнитивные процессы 6
1.2. Музыкальное мышление и творческий потенциал 10
Глава 2. Музыкальное восприятие и эмоциональное развитие 11
2.1. Музыка и развитие творческого мышления 11
2.2. Роль музыки в развитии эмоционального интеллекта 15
Заключение 18
Список литературы 20
Некоторые исследования показывают, что активное слушание музыки, особенно классической, может улучшить способность к эмпатии и пониманию эмоций других людей.При всем огромном разнообразии музыкальных жанров и форм можно выделить общие для всех них атрибуты. К ним, как правило, относят ритм (это свойство музыки принято ставить впереди других), мелодию и гармонию. Более тщательный анализ позволяет обнаружить глубокое психологическоеединство этих свойств. В самом деле, ритм, как известно, характеризуется закономерным чередованием событий, их строгой периодичностью. Это означает, чторитмические явления отличаются, во-первых, повторяемостью, а, во-вторых, регулярностью; иначе говоря, они определенным образом организованы и поэтомумогут быть прогнозируемыми. Для некоторых исследователей именно эти два аспекта являются основой музыки в целом, то есть они включают в себя и мелодию, и гармонию. Асафьев обсуждает повторяемость как специфический музыкальный принцип, в то время как Бернстайн акцентирует внимание на том, что повторение играет «ключевую роль» в музыке.Музыкальное восприятие играет также важную роль в развитии эмоционального интеллекта. Способность анализировать и интерпретировать музыкальные элементы, такие как ритм, темп, мелодия и гармония, позволяет нам лучше понимать эмоциональные нюансы и нюансы музыки. Например, медленная и плавная музыка может вызывать чувство спокойствия и расслабления, в то время как быстрая и ритмичная музыка может вызывать чувство энергии и волнения.Музыка играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта, способствуя распознаванию, пониманию и управлению эмоциями. Она может быть использована как средство самовыражения и саморегуляции эмоций, а также как инструмент для развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Музыкальное восприятие также играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта, позволяя нам лучше понимать и интерпретировать эмоциональные нюансы музыки. В целом, музыка является мощным инструментом, который может помочь нам развить и улучшить наш эмоциональный интеллект.Роль музыки в развитии эмоционального интеллекта неоспорима. Она помогает нам лучше понять и контролировать свои эмоции, развивает способность эмпатии и социального взаимодействия, а также улучшает наше самовыражение и творческое мышление. Все это важно как для детей, так и для взрослых, и показывает, что музыка может быть эффективным инструментом для развития нашего эмоционального интеллекта.ЗаключениеВ заключение данной работы можно подвести итоги и обобщить полученные результаты и выводы, основанные на рассмотренных вопросах: влияние музыки на когнитивные процессы, роль музыки в развитии эмоционального интеллекта и связь музыки с развитием творческого мышления.В ходе исследования было выяснено, что музыка оказывает значительное влияние на когнитивные процессы человека. Результаты исследований показали, что музыка способна улучшать память, внимание, концентрацию и пространственное мышление. Музыкальное образование и регулярное музицирование имеют положительный эффект на развитие когнитивных способностей, особенно у детей и подростков. Это связано с тем, что музыка активизирует работу мозга, способствует развитию нейронных связей и стимулирует мыслительные процессы.Однако необходимо отметить, что влияние музыки на когнитивные процессы может быть индивидуальным и зависит от множества факторов, таких как предпочтения в музыке, уровень образования и музыкальных навыков. Кроме того, эффекты музыки на когнитивные процессы могут быть временными и не всегда сохраняться в долгосрочной перспективе.Второй вопрос, рассмотренный в работе, связан с ролью музыки в развитии эмоционального интеллекта. Исследования показали, что музыка способна вызывать различные эмоциональные состояния и оказывать влияние на настроение человека. Музыкальное восприятие стимулирует эмоциональные реакции и помогает улучшить способность распознавать и выражать эмоции. Это особенно важно для развития эмоционального интеллекта, который играет важную роль в межличностных отношениях, саморегуляции и принятии решений.Наконец, третий вопрос, рассмотренный в работе, связан с влиянием музыки на развитие творческого мышления. Музыка стимулирует креативность и способствует развитию воображения. Музыкальное творчество требует инноваций, нестандартного мышления и способности видеть связи между различными элементами. Музыкальные композиции и импровизации развивают способность к ассоциативному мышлению и способности к решению проблем.Таким образом, исследование показало, что музыка и музыкальное восприятие играют важную роль в развитии мышления. Они оказывают положительное влияние на когнитивные процессы, развитие эмоционального интеллекта и творческого мышления. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека и контекст, в котором происходит восприятие музыки.Дальнейшие исследования в этой области помогут более глубоко понять механизмы влияния музыки на мышление и разработать эффективные методы использования музыки в образовательных и терапевтических целях. Это может быть особенно полезно для детей и подростков, у которых развитие мышления и эмоционального интеллекта играет решающую роль в формировании личности и успешной адаптации в обществе.Список литературыАдушкина К. В. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – №. 9. – С. 47-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sredstvami-muzykalnoy-terapii (дата обращения: 10.05.2024).Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.Большунова Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности // Автореферат дисс... канд псих, наук./Большунова Лариса Николаевна―Новосибирск. – 2000. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2000/Bolshunova_L_N_2000.pdf (дата обращения: 10.05.2024).Григоровская Л. В. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки // Киев, Институт педагогики УССР. – 1990. URL: https://www.academia.edu/download/50144271/dis_LV_G-000-137.pdf (дата обращения: 10.05.2024).Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности // Дис.... кан. филос. наук. Саранск. – 2003. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002615532.pdf (дата обращения: 10.05.2024).Кайзер О. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на уроках раннего музыкального образования // Образование и право. – 2021. – №. 4. – С. 387-393. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov-na-urokah-rannego-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2024).Комиссарова Л., Радынова О. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. – Litres, 2019. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=SMaDDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA118&ots=JUM1K_lG4z&sig=XSrK6atiiejOretWC4dqEU_6nWs (дата обращения: 10.05.2024).Куликов, Валентин Викторович. Великая симметрия космоса : [12+] / Валентин Куликов, Дмитрий Гаврилов. - Москва : Вече, 2021. - 239 с. : ил.; 21 см.Курышева И. В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография // Н. Новгород: НФ ИБП. – 2008. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002627108.pdf (дата обращения: 10.05.2024).Лушина А. П. Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – №. 51. – С. 66-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-vospriyatiya-muzyki-v-protsesse-muzykalnogo-myshleniya (дата обращения: 10.05.2024).Онеггер, Артюр. Я - композитор [Текст] / [Перевод с фр., ред., вступ. статья и коммент.В. Н. Александровой]. - Ленинград :Музгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. - 207 с., 1 л. портр.; 17 см.Розет И. М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. — 342 с.Щирин Д. В. Об изменении понимания роли музыкального мышления и музыкального восприятия в педагогическом процессе // Образовательный вестник «Сознание». – 2018. – Т. 20. – №. 5. – С. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-izmenenii-ponimaniya-roli-muzykalnogo-myshleniya-i-muzykalnogo-vospriyatiya-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 10.05.2024).Anderson V. E. Principles and procedures of curriculum improvement. N. Y.. 1956.Bernis J. L’imagination. Paris, 1958.Copland A. What to listen for in music. N. Y.; Toronto; L., 1957.Eyring H. Scientific creativity // Anderson H. H. (Ed.) Creativity and its cultivation. N. Y., 1959.Henle M. The birth and death of ideas // Gruber H. E., Terrel G., [:298] Wertheimer M. (Eds.) Contemporaryapproachestocreativethinking. N. Y., 1963.Seifert U., Kim J. H. Musical Meaning: Imitation and Empathy // 9th International Conference on Music Perception and Cognition. August 22-26, 2006. Pp. 1061-1070.Slosson E. E., Downey J. E. Plots and personalities. N. Y., 1922.
1. Адушкина К. В. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – №. 9. – С. 47-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sredstvami-muzykalnoy-terapii (дата обращения: 10.05.2024).
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
3. Большунова Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности // Автореферат дисс... канд псих, наук./Большунова Лариса Николаевна―Новосибирск. – 2000. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2000/Bolshunova_L_N_2000.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
4. Григоровская Л. В. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки // Киев, Институт педагогики УССР. – 1990. URL: https://www.academia.edu/download/50144271/dis_LV_G-000-137.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
5. Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности // Дис.... кан. филос. наук. Саранск. – 2003. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002615532.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
6. Кайзер О. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на уроках раннего музыкального образования // Образование и право. – 2021. – №. 4. – С. 387-393. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov-na-urokah-rannego-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2024).
7. Комиссарова Л., Радынова О. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. – Litres, 2019. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=SMaDDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA118&ots=JUM1K_lG4z&sig=XSrK6atiiejOretWC4dqEU_6nWs (дата обращения: 10.05.2024).
8. Куликов, Валентин Викторович. Великая симметрия космоса : [12+] / Валентин Куликов, Дмитрий Гаврилов. - Москва : Вече, 2021. - 239 с. : ил.; 21 см.
9. Курышева И. В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография // Н. Новгород: НФ ИБП. – 2008. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002627108.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
10. Лушина А. П. Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – №. 51. – С. 66-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-vospriyatiya-muzyki-v-protsesse-muzykalnogo-myshleniya (дата обращения: 10.05.2024).
11. Онеггер, Артюр. Я - композитор [Текст] / [Перевод с фр., ред., вступ. статья и коммент.В. Н. Александровой]. - Ленинград :Музгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. - 207 с., 1 л. портр.; 17 см.
12. Розет И. М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. — 342 с.
13. Щирин Д. В. Об изменении понимания роли музыкального мышления и музыкального восприятия в педагогическом процессе // Образовательный вестник «Сознание». – 2018. – Т. 20. – №. 5. – С. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-izmenenii-ponimaniya-roli-muzykalnogo-myshleniya-i-muzykalnogo-vospriyatiya-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 10.05.2024).
14. Anderson V. E. Principles and procedures of curriculum improvement. N. Y.. 1956.
15. Bernis J. L’imagination. Paris, 1958.
16. Copland A. What to listen for in music. N. Y.; Toronto; L., 1957.
17. Eyring H. Scientific creativity // Anderson H. H. (Ed.) Creativity and its cultivation. N. Y., 1959.
18. Henle M. The birth and death of ideas // Gruber H. E., Terrel G., [:298] Wertheimer M. (Eds.) Contemporaryapproachestocreativethinking. N. Y., 1963.
19. Seifert U., Kim J. H. Musical Meaning: Imitation and Empathy // 9th International Conference on Music Perception and Cognition. August 22-26, 2006. Pp. 1061-1070.
20. Slosson E. E., Downey J. E. Plots and personalities. N. Y., 1922.