Культурология как основа способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья.
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Специфика культурологии. Культурология и понимание множественности, уникальности культур 5
2.Культурологическое знание как базис умения уважительно относиться к факту разнообразия культур 15
3.Культурология как источник знания о национальных культурных традициях 19
Заключение 24
Список литературы 24
Реальность нации и этноса есть реальность социальная, которая носит объективный характер.В глубинных основах культуры любого народа всегда - или, по крайней мере, быть может, за очень редким исключением — содержатся сходные, более или менее одинаковые для всех культур ценности. Они выступают в роли культурных универсалий. Каждая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако с необходимостью она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.Картина мира отдельного этноса формируется в результате взаимодействия человека с окружающей средой и переработки первичной информации, с помощью знаковых систем происходит своеобразное «удвоение» мира: появляется образ мира, который находит свое воплощение в самых различных фактах поведения и результатах деятельности.Иначе говоря, наряду с естественной средой появляется искусственная социальная среда существования человека. Смысл этого удвоения заключается не в уподоблении, а в установлении различия биологического и социального, природы и культуры. Жизнь человека в социуме перестает совпадать с чисто биологическими циклами и закономерностями поведения. Картина (или образ) мира стала одновременно и программой социального поведения, ограничивающей, регулирующей естественные действия и поступки.Ценностное отношение этноса к своему бытию выражается в обычаях и традициях, ритуалах и т. д. Оно запечатлевается в народных пословицах и поговорках. Эти культурно-ценностные феномены обычно надолго переживают эпоху своего возникновения. Хотя смысл и значимость феноменов со временем меняются, но общие контуры их остаются во многом неизменными, консервативными. В этих феноменах сохраняется социальная память. Они обеспечивают воспроизводство разных жизненных ценностей, позволяют индивиду ориентироваться в мире.Возрождение и развитие национальных обычаев и традиций является значительным вкладом в развитие современной национальной культуры. Ибо традиционно-обрядовая культура полифункциональна по своей сущности, она интегрирует различные виды культуры, является фактом общечеловеческих ценностей, сохраняя при этом характерные национальные особенности, связанные с историей, жизнью, опытом, языком, традициями и религией народа.Обрядовая культура, как элемент культуры вообще, - это и деятельность (процесс), и способы ее регуляции (технология), и ее результат, и функция и содержание, и форма. Выделение только одного из этих элементов в ее определении делает его неполным. Поэтому, на наш взгляд, нацию и ее традиционно-обрядовую культуру следует рассматривать как целое (нация) и часть (обрядовая традиционная культура). Национальные культурные традиции представляют собой обширный комплекс ценностей, норм, обычаев и практик, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной национальной общности. Они являются отражением истории, культуры и идентичности нации, а также определяют особенности ее менталитета и образа жизни. Национальные культурные традиции играют важную роль в формировании общественного сознания и поведения людей, объединяя их вокруг общих ценностей и приоритетов.В качестве общественного явления национальные культурные традиции выполняют ряд важных функций. Во-первых, они способствуют сохранению и передаче культурного наследия нации будущим поколениям, что обеспечивает непрерывность и устойчивость ее развития. Во-вторых, они служат основой для формирования и развития национального самосознания, гордости и патриотизма, укрепляют чувство принадлежности к определенной общности и солидарности между ее членами.Национальные культурные традиции также играют важную роль во взаимодействии с другими культурами и нациями. Они могут служить основой для взаимопонимания и сотрудничества, так как позволяют лучше понять и принять другие культуры и ценности. Однако в то же время они могут вызывать и определенные конфликты и разногласия, особенно когда речь идет о столкновении различных традиций и ценностей.Одним из ключевых аспектов национальных культурных традиций является их изменчивость и способность к адаптации к новым условиям и вызовам.Национальные традиции также связаны с обычаями, обрядами. Прежде всего, следует сказать, что между обычаями и традициями имеется существенное различие, которое выражается в сфере проявления этих двух явлений. Обычаи распространяются и действуют чаще всего в области нравственных и семейно-бытовых отношений. Традиции имеются во всех формах общественного сознания: в морали, праве, политике, науке, философии, религии, искусстве. Они также охватывают и сферу производственной жизни людей. Нередко традиции включают в себя множество обычаев, обрядов и т.п. И национальные традиции здесь не являются исключением.Общеизвестно, что развитие общественного сознания обусловлено социально-экономическими условиями жизни общества. Исходя из этого, основой возникновения обычаев и традиций являются общественные потребности и интересы, вытекающие из материальных отношений, из общественного сознания. Здесь необходимо учитывать такие моменты. Обычаи и традиции, которые сформировались ближе к сфере материального производства, более подвержены изменению и влиянию. Так, например, трудовые традиции испытывают влияние со стороны экономических отношений. Более устойчивыми являются обычаи и традиции, порожденные духовными потребностями общества. Причем, наиболее устойчивые из них - семейно-бытовые. По своей социальной обусловленности обычаи и традиции подразделяются на социальные, национальные, религиозные и т.д.Национальные обычаи и традиции, как общественные явления, складываются еще задолго до появления нации. Они развиваются постепенно вместе с развитием основных признаков нации - общностью экономической жизни, территории, языка и особенностями психологии.В обрядовых традициях наиболее ярко отражаются черты психического склада нации. В обычаях и традициях более конкретно проявляются национально-своеобразные черты культуры и быта нации. Следует сказать, что психический склад нации является одним из основных компонентов, определяющих национальное своеобразие культуры. Компоненты национальной формы являются и признаками определения «нация». Этот момент обуславливается тем, что развитие национальных форм традиционно-обрядовой культуры, в конечном счете, подчиняется общим законам развития нации, хотя и в специфически особенной форме.Традиционная обрядовая (другими словами - соционормативная) культура народа, как следует из вышеизложенного, формируется под влиянием определенных условий. Среди них есть постоянные, без которых развитие национальных обрядов и традиций, духовная жизнь общества вообще немыслимы, и есть условия, благоприятные для этого развития, которые могут быть, но могут и отсутствовать. К постоянным условиям относится, прежде всего, общество, в недрах которого зарождается и функционирует традиционно-обрядовая культура. ЗаключениеВышесказанное позволяет сделать следующие основные выводы. Культурология изучает наиболее общие закономерности культуры, исследует универсальные свойства, присущие всем культурам, и рассматривает культуру как систему. Она позволяет анализировать культуру как систему культурных феноменов, исследовать ментальное содержание культуры, выявлять типы связей между её элементами, анализировать проблемы социокультурной динамики и определять культурные коды и коммуникации.Роль культурологии в формировании уважения к другим культурам заключается в следующем:осознание культурного разнообразия и богатства;развитие межкультурного понимания и толерантности;обучение открытости и уважению к другим культурам;повышение образования и осведомлённости о разных культурах.Кроме того, благодаря культурологическим знаниям формируется представление о сущности принципа разнообразия культур, культурной памяти. Это создает прочную основу для реализации межкультурного диалога.В настоящем вокруг нас существуют и развиваются разные культуры. Прошлое человеческой цивилизации также наполнено примерами межкультурного взаимодействия и разнообразия. На современном этапе актуальна стратегия диалога культур. «Диалог культур» предполагает, что чужую культуру мы познаем посредством своей, а также обогащаем представления о собственной культуре через культурную интерпретацию и адаптацию культур.Тем не менее, полноценный диалог возможен именно на базе историко-культурологических компетенций. Список литературыАнтропова А.П., Пятилетова Л.В. Метафизика культуры: «генеральные» функции культуры в свете основных подходов к определению феномена «культура» // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 1. //URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85339 Арустамян Д. В. Межкультурное общение как процесс межличностного взаимодействия / Д. В. Арустамян, Е. Д. Байкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 734-736. // https://moluch.ru/archive/60/8867/ (дата обращения: 11.05.2024).Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Эксмо, 2012. – 348 с.Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники. – М.: Астрель, 2015. – 96 с.Буянкина Н.Д. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Барнаул, 2005. – 270 с.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. : Наука, 1977. // https://fil.wikireading.ru/61880Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 11 // http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 11// http://human.snauka.ru/2017/11/24577Канайкина Д.О., Пятилетова Л.В. Культурология как социально-гуманитарное и экспертное знание об обществе и человеке. Культурологическая экспертиза // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 2 // https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85763 (дата обращения: 10.05.2024).Колесникова Т. И. Культура как основа социальных норм и ценностей / Т. И. Колесникова, Н. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 34-36. // https://moluch.ru/archive/256/58618/ (дата обращения: 11.05.2024).Культура как фактор модернизации России: Коллективная монография / отв. ред. А. В. Костина. – Москва : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. – 318 с.Рагозина Т.Э. Проблема культурной памяти как способ рефлексии над социальной формой //https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kulturnoy-pamyati-kak-sposob-refleksii-nad-sotsialnoy-formoyРагозина Т. Э. Культура как явленная метаморфоза первичной реальности / Культура и цивилизация (Донецк) / научный журнал. - ГОУ ВПО «ДонНТУ». - Донецк, 2015. - Выпуск № 1-2 (2). - С. 7-25.Рагозина Т. Э. К вопросу о конституирующих основаниях исторического сознания / Культура и цивилизация (Донецк) / научный журнал. - ГОУ ВПО «ДонНТУ». - Донецк, 2016. - Выпуск № 1 (3). - С. 28-40.Рагозина Т. Э. Онтологические метаморфозы культуры / Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал. - БГИИК. - Белгород, 2016. - Выпуск 3 (11). - С. 44-61.Сабаненко Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е. И. Сабаненко // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 816-819. // https://moluch.ru/archive/80/14249/ (дата обращения: 11.05.2024).
2. Арустамян Д. В. Межкультурное общение как процесс межличностного взаимодействия / Д. В. Арустамян, Е. Д. Байкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 734-736. // https://moluch.ru/archive/60/8867/ (дата обращения: 11.05.2024).
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Эксмо, 2012. – 348 с.
4. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники. – М.: Астрель, 2015. – 96 с.
5. Буянкина Н.Д. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Барнаул, 2005. – 270 с.
6. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. : Наука, 1977. // https://fil.wikireading.ru/61880
7. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 11 // http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755
8. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 11// http://human.snauka.ru/2017/11/24577
9. Канайкина Д.О., Пятилетова Л.В. Культурология как социально-гуманитарное и экспертное знание об обществе и человеке. Культурологическая экспертиза // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 2 // https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85763 (дата обращения: 10.05.2024).
10. Колесникова Т. И. Культура как основа социальных норм и ценностей / Т. И. Колесникова, Н. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 34-36. // https://moluch.ru/archive/256/58618/ (дата обращения: 11.05.2024).
11. Культура как фактор модернизации России: Коллективная монография / отв. ред. А. В. Костина. – Москва : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. – 318 с.
12. Рагозина Т.Э. Проблема культурной памяти как способ рефлексии над социальной формой // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kulturnoy-pamyati-kak-sposob-refleksii-nad-sotsialnoy-formoy
13. Рагозина Т. Э. Культура как явленная метаморфоза первичной реальности / Культура и цивилизация (Донецк) / научный журнал. - ГОУ ВПО «ДонНТУ». - Донецк, 2015. - Выпуск № 1-2 (2). - С. 7-25.
14. Рагозина Т. Э. К вопросу о конституирующих основаниях исторического сознания / Культура и цивилизация (Донецк) / научный журнал. - ГОУ ВПО «ДонНТУ». - Донецк, 2016. - Выпуск № 1 (3). - С. 28-40.
15. Рагозина Т. Э. Онтологические метаморфозы культуры / Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал. - БГИИК. - Белгород, 2016. - Выпуск 3 (11). - С. 44-61.
16. Сабаненко Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е. И. Сабаненко // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 816-819. // https://moluch.ru/archive/80/14249/ (дата обращения: 11.05.2024).