Формирование базовых логических действий у младшешкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 11.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ 7
1.1. Сущность понятия «базовые логические действия» 7
1.2. Подходы к формированию базовых логических действий у младших школьников 11
1.3. Теоретическая модель «формирование базовых логических действий у младших школьников» 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Выявление уровня сформированности базовых логических действий у младших школьников 21
2.2 Реализация педагогических условий по формированию базовых логических действий 24
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Направленность программы: техническая.Адресат программы: дети 10 – 11 лет (соответствует 4 классу).Срок реализации программы: 1 учебный год (1 занятие по часу в неделю – 36 часов).Цель: создать условия для саморазвития путём совершенствования исследовательских способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.Задачи программы:Обучающие:- обучить младших школьников навыкам исследовательской деятельности;- обучить учащихся оформлять и презентовать результаты проектов;- обучить учащихся решать специфические проблемные ситуации и нестандартные задачи.Развивающие:- развивать умение работать с информацией;- развивать интеллектуально-творческий потенциал;- развивать базовые логические действия;- развивать умение оценивать свою и чужую деятельность;- развивать исследовательские способности, поисковую активность, проектное мышление.Воспитывающие:- воспитывать доброжелательность и тактичность к позиции другого человека;- воспитывать умение помогать и поддерживать в трудных ситуациях.Формы обучения: Аудиторные занятия (фронтальная, индивидуальная и групповая работы; просмотр фильмов и отрывков из фильмом; игровые технологии)Внеаудиторные занятия: экскурсии, проведение акций, методы театрализации и драматизации.Планируемые результатыПознавательные: Учащийся получит возможность:- изучить и закрепить базовые логические действия;- научиться работать с разными источниками информации и обрабатывать её;- научиться проводить собственные исследования.Регулятивные результатыУчащийся получит возможность:- научиться планировать собственную деятельность и прогнозировать её результат;- научиться ставить перед собой учебные и исследовательские цели;- научиться контролировать и корректировать процесс своей деятельности;- научиться оценивать результат своей деятельности.Коммуникативные результатыУчащийся получит возможность:- научиться работать в группе;- научиться высказывать свою позиция, прибегая к аргументации;- научиться поддерживать и помогать другим людям.Личностные результаты:Учащийся получит возможность:- научиться проводить рефлексию своей деятельности;- опираться на базисные ценности общества.Механизм оценивания результатовТекущийНаблюдениеИндивидуальные беседы и консультацииРабота с родителямиИтоговыйПрезентация и анализ исследовательских проектовСодержаниеОсновные модули (разделы) программы№Название модуляОбщее кол-во часовТеорияПрактика1Учимся исследовать12572Проектно-исследовательская деятельность214173Мониторинг3-34Всего2214Тематическое планирование№Название модуляОбщее кол-во часовТеорияПрактика1Учимся исследовать1.1Праздник начала учебного года1-11.2Исследование. Что это такое?2111.3Методы исследования1-11.4Что нам дают книги?2111.5Учимся представлять информацию по-разному2111.6Что такое гипотеза?1111.7Классификация и сравнение1-11.8Я думаю, что…1-1Всего по модулю12482Проектно-исследовательская деятельность2.1Коллективная-игра исследование2-22.2Как мне подготовиться к выполнению проекта?22-2.3Выбор темы проекта. Подбор литературы4132.4Беседа /консультирование по проекту11-2.5Реализация проектно-исследовательской деятельности10-102.6Экскурсия в научный музей1-12.7 Акция «День научного знания»1-1Всего по модулю214173Мониторинг3.1Презентация проектов2-23.2Анализ и обсуждение проделанной работы1-1Всего по модулю303Примерное содержание занятий№Тема занятияКраткое описание, примерное содержаниеКол-во часов,дата1Праздник начала учебного годаУчащиеся участвуют в квесте, собирают информацию об истории образования 12 - 3Исследование. Что это такое?Теория: Учитель проводит знакомтво учащихся с проведением исследовательской деятельности, с её особенностямиПрактика: Учащиеся выполняют небольшую исследовательскую деятельность «Мой родной край»24Методы исследованияМетоды проблемного обучения, решение нестандартных задач и сиутаций15 -6Что нам дают книги?Теория: Учитель готовит презентацию о книге как одного из основных источников информацииПрактика: посещение библиотеки, нахождение необходимой информации в книгах27- 8Учимся представлять информацию по-разномуТеория: учитель раскрывает основные способы предоставление информацииПрактика: учащиеся готовят презентации по теме «Мой любимый учебный предмет»29 - 10Что такое гипотеза?Теория: просмотр презентации о том, что такое гипотезаПрактика: проблемное обучение, дидактическая игра «Что произойдёт?», кейс- технология «Что будет если не выполнить своё обещание?»211Классификация и сравнениеУпражнения на логические действия: анализ, синтез, классификация, сравнение, обощение.112Я думаю, что…Дидактическая игра «Предположи»Просмотр фильмов о хороших и плохих поступках с последующей беседой и написанием отзыва.113 - 14Коллективная игра-исследованиеПроведение в игровой форме двух исследований: «Почему нужно соблюдать правила поведения в школе?»(дидактическая игра с элементами проблемного обучения и кейс-технологий); «Эмоции человека» (исследовательская деятельность с элементами игры)215 - 16Как мне подготовиться к выполнению проекта?Учитель готовит презентацию и лекцию о том, что будет из себя представлять исследовательская деятельность в рамках программы217 - 20Выбор темы проекта. Подбор литературыТеория: Учитель предоставляет на выбор темы и возможную литературу. Практика: Учащиеся выбирают форму проекта: групповой или индивидуальный. Подбирают тему и источники информации421 Беседа /консультирование по проектуУчитель консультирует по возникшим вопросам122 - 31Реализация проектно-исследовательской деятельностиВыполнение проектной деятельности1032Экскурсия в научный музейОрганизация посещения музея133Акция «День научного знания»Проведение акции134 - 35Презентация проектовУчащиеся презентуют результаты своей проектно-исследовательской деятельности236Анализ и обсуждение проделанной работыПодведение итогов программы1Материально-техническое обеспечение программыКабинет оформлен и соответствует всем стандартам и требованиям, предъявляемым к его оснащению.Оборудование: компьютер, проектор, экран, стулья и столы, шкафы.Дидактический материал: карточки с заданиями, учебные пособия, чистые листы А4, ручки, карандаши.Выводы по второй главеВо второй главе нашего исследования мы описали экспериментально-опытную часть нашей работы.Во-первых, был описан процесс диагностики, проведенный на учащихся четвертого класса.Результатами диагностики стали выводы о том, что к концу обучения в начальной школе у большинства учащихся базовые логические умения сформированы на среднем уровне, что говорит о недостаточной работе по формированию данного типа умений.Во втором пункте мы описали разработанную программу дополнительного образования, которая способствует формированию базовых логических уменийЗаключениеВ процессе написания курсовой работы нами комплексно были рассмотрены проблемы формирования базовых логических действий у младших школьников.Работа позволила составить теоретические основы проблемы и разработать собственную программу по формированию базовых логических действий.Опишем выводы, которые мы сделали в процессе написания данной работы.Во-первых, базовые логические действия представляют собой способы работы с информацией. Формирование данных умений прописаны в нормативных документах (ФГОС НОО).Важность формирования данных действий заключается в том, что благодаря их овладению учащиеся способны организовать процесс самообучения и саморазвитию при работе с окружающей действительностью.Младший школьный возраст, согласно периодизации формирования мышления, предложенной Ж.-Ж. Пиаже, является сенситивным для развития базовых логических действий. Поэтому в своей работе учитель начальных классов должен реализовывать всех комплекс психолого-педагогических условий, которые положительно влияют на формирование логических умений. Результатом проделанной работы стали формирование собственной теоретической модели, а также разработка примерной программа дополнительного образования, описанной в пункте 2.2 данной работы.Основой для разработки программы стали анализ психолого-педагогической литературы, который позволил выделить и сформировать теоретическую базу исследования, а также результаты диагностики уровня сформированности базовых логических действий. Результаты диагностики показали, что выпускники начальной школы к концу обучения в основном показывают средние результаты усвоения базовых логических действий.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты в полном объёме.Список использованной литературыАксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 140-142.Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 11.05.2024).Бакшеева Э.П., Рябоконь А.А. Формирование универсальных логических действий у детей младшего школьного возраста // ИСОМ. 2016. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-logicheskih-deystviy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Н. В. Бордовская. – М., 2011. – 432 с.Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. – М.: Союз, 2004. – 192 с.Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. − М. :Альма Матер. − 2006. – 125 с.Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логикопсихологические проблемы построения учебных предметов [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : Рос. акад. образования, 2000. – 480 с.Дж. У. Байсалов, Э. С. Сейталиева Возможности дополнительного образования в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 11.05.2024).Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2021. — 98 с.Ефросинина Л. А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. –- 2021. — № 2. — С. 49–57.Желтоусова, В. А. Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников / В. А. Желтоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102865/ (дата обращения: 11.05.2024).Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 11.05.2024).Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков ; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая шк., 1996. – 432 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / Под редакцией А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение. − 2008.Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности: опыт инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. - 2013. - № 2. - С. 25-30.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение. - 1972. – 255 с.Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В. И. Максакова. – М. : Просвещение. − 2010. – 254 с.Мальцева Е.В. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников / Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. 2015. С. 36-39.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 411 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Владос, 2013. – 264 сФедеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2022 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2022. – 33 с.Чариева, Л. М. Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников / Л. М. Чариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 456-457. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75806/ (дата обращения: 11.05.2024).Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И. С. Шегаев, А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения: 11.05.2024).Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2014.- 284с.Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/ (дата обращения: 11.05.2024).Ярмоленко, Г. Г. Актуальность формирования универсальных логических действий / Г. Г. Ярмоленко, И. Г. Петренко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14571/ (дата обращения: 11.05.2024).
1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 140-142.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 11.05.2024).
4. Бакшеева Э.П., Рябоконь А.А. Формирование универсальных логических действий у детей младшего школьного возраста // ИСОМ. 2016. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-logicheskih-deystviy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
5. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
6. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Н. В. Бордовская. – М., 2011. – 432 с.
7. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. – М.: Союз, 2004. – 192 с.
8. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. − М. :Альма Матер. − 2006. – 125 с.
9. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логикопсихологические проблемы построения учебных предметов [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : Рос. акад. образования, 2000. – 480 с.
10. Дж. У. Байсалов, Э. С. Сейталиева Возможности дополнительного образования в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 11.05.2024).
11. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2021. — 98 с.
12. Ефросинина Л. А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. –- 2021. — № 2. — С. 49–57.
13. Желтоусова, В. А. Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников / В. А. Желтоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102865/ (дата обращения: 11.05.2024).
14. Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 11.05.2024).
15. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков ; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая шк., 1996. – 432 с.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / Под редакцией А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение. − 2008.
17. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности: опыт инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
18. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение. - 1972. – 255 с.
19. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В. И. Максакова. – М. : Просвещение. − 2010. – 254 с.
20. Мальцева Е.В. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников / Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. 2015. С. 36-39.
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 411 с.
22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Владос, 2013. – 264 с
23. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2022 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2022. – 33 с.
24. Чариева, Л. М. Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников / Л. М. Чариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 456-457. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75806/ (дата обращения: 11.05.2024).
25. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И. С. Шегаев, А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения: 11.05.2024).
26. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2014.- 284с.
27. Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/ (дата обращения: 11.05.2024).
28. Ярмоленко, Г. Г. Актуальность формирования универсальных логических действий / Г. Г. Ярмоленко, И. Г. Петренко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14571/ (дата обращения: 11.05.2024).
29.