Типологический портрет детских изданий.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 36 36 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 11.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Дети как аудитория 5
Глава 2 История детских изданий 14
Глава 3 Новые медиа для поколения Z 23
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

В основе развивающие игры и задания, которые не требуютособой подготовки от родителей. Для удобства все карточки и книги промаркированы разным цветом, чтобы взрослые легче понимали на какой возраст рассчитан тот или иной материал: 0–3 года – желтая полоска, 3–5 лет – зеленая полоска, 5–7 лет – синяя полоска.Среди заданий в серии – пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, задания на определение цвета, геометрической формы, на сравнение и поиски сходств и отличий, упражнения для развития внимания, логического мышления и памяти, формирования представления о временах года, распорядке дня и многое другое. Эти книги призваны побуждать детей узнавать новые слова и выражения и заранее готовят дошкольников к первому году обучения в школе.Один из самых ярких примеров научно-познавательной литературы для детей является серия «Большая академия Пифагоровых штанов». В самом издательстве эту серию относят к золотому фонду знаний для всестороннего развития ребенка, его логики, внимательности, эрудированности и других качеств.В каждом томе собраны лучшие произведения отечественных авторов, занимающих популяризацией науки. Например, в серии «Книги о животных» зоолог Николай Сладков простым и понятным языком рассказывает детям об обитателях суши и моря. Книги выпущены на мелованной бумаге, имеют удобный формат для детей – чуть больше А4, на каждом развороте очень красочные иллюстрации, при этом максимально отражающие действительность. Шрифт тоже прекрасно подобран для детей младшего школьного возраста: крупные буквы с большими расстояниями между строчками. Само содержание заинтересует ребенка любого возраста, заглавия разделов придуманы максимально интересно: «Как рыбы движутся?», «Рыбьи разговоры», «Что рыбы едят и как рыбы охотятся?», «Лягушачий концерт», «Смена одежки птиц» и т.д. Эти книги не оставят равнодушным никого, они прекрасно побуждают детей изучать окружающий мир, исследуя по страницам книг тайны животных, рыб, насекомых. Подойдут книги и как дополнительный материал для уроков «Окружающий мир» в начальной школе. Основываясь на них, можно готовить интересные выступления, подробно и красочно раскрывая в увлекательной форме живую природу. Еще одна серия, которая вызывает восхищение детей и взрослых – серия книг «Научные развлечения». Книга составлена из наиболее интересных опытов француза Тома Тита, которые он проделывал вместе с сыном еще 130 лет назад и описал в трех томах «Занимательной науки». Предложенные автором простые опыты, для которых потребуютсятолько подручные материалы, были популярны и в нашей стране: в конце ХIХ – начале ХХ вв. вышло несколько книжек с опытами Тома Тита. Последний раз главы «Занимательной науки» издавались в России почти 70 лет назад. «Издательский Дом Мещерякова» переиздал научно-популярную классику. Серия «Научные развлечения» рассчитана на детей среднего школьного возраста и имеет уже чуть меньше картинок, но текста при этом немного. Он лаконичен и краток, описывается только самое основное.Адресованная подросткам книга призвана приобщать их к интереснейшим урокам геометрии, химии,физики, вызывая интерес к точным и естественным наукам. При этом издатели предлагают детям проводить опыты вместе с родителями. Это прекрасное семейное развлечение, которые позволит сблизить детей и родителей. Все опыты можно проделать дома без особых приготовлений: коробок спичек, палка от швабры, кусочек сахара и т.д. наверняка есть в каждом доме. Книги построены на интересных вопросах, на которые детям предлагается самостоятельно найти ответы. Тем самым детей побуждают к мыслительной деятельности, к сопоставлению фактов и анализу.Как мы отмечали выше, для детей старше 11 – 14 лет актуальна самодеятельная пресса. Рассмотрим пример газеты «Поколение online», которая выпускается в Санкт-Петербурге и как написано у них в девизе, является «газетой для подростков, сделанная самими подростками».В марте 1990 года в секции журналистики литературного клуба «Дерзание» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юныхбыл выпущен первый номер газеты «Поколение». Через три года, в 1993 году заработал детский пресс-центр «Поколение», который является одним из первых в стране.Темы, освещающиеся в газете «Поколение», близки и интересны самим подросткам: школьная жизнь, отношения, конфликты, культура, искусство, музыка, образование, экономика. Весь процесс создания газеты: разработка тем, написание материалов, фотографирование, литературное редактирование, дизайн и верстка – все делается школьниками, которые занимаются в пресс-центре.Сегодня пресс-центр «Поколение» – это настоящий медиахолдинг, имеющий свою газету (единственная зарегистрированная как СМИ газета, издаваемая подростками), сайт www.pokolenie-online.ru, паблики в социальных сетях (ВКонтакте, Instagram, YouTube), радио.На официальной странице в социальной сети в ВКонтакте пресс-центра «Поколение» сказано, что они не говорят о политике и экономических кризисах, зато пишут о городских пространствах, публикуют интервью с людьми разных профессий, рецензии на фильмы и спектакли и говорят о проблемах, которые волнуют подростков. В составе редакции ребята 17–18 лет вместе с главным редактором – руководителем пресс-центра, а корреспондентам по 14–17 лет. В сообществе немного подписчиков – всего 1102, но это те, кто кога-либо занимался в пресс-центре, занимается сейчас и хочет туда поступить, а также родители и педагоги, помогающие ребятам.Редакция работает в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, выпускает городскую газету. Помимо это, молодые люди снимают и монтируют видеосюжеты об интересных событиях и людях. Ведут свой YouTube-каналhttps://www.youtube.com/channel/UCwAevYrD3cSNoxpbNs2T.Таким образом предросткам предоставляется возможность получать информацию не только в печатном виде, но и посредством социальных сетей или YouTube-канала.Поскольку газета и сопутствующие СМИ делаются подростками для подростков, то газету отличает простая подача материалов и при этом литературный язык. Все темы авторы пропускают через себя и часто пишут о личном, рефлексируя таким образом, так например Е. Малинская пишет: «Мои близкие часто называют меня эгоисткой. У меня возникают мысли вроде: «все такие не эгоисты а я одна эгоистка»?.Но газету отличают не только тексты. Оформление тоже привлекает внимание. Присутствуют рисунки на подобии комиксов, используются разнообразные шрифты и т.д.Таким образом, рассмотрев издания для детей поколения Z, можно делать вывод, что периодики для детей дошкольного и младшего школьного возраста выпускается достаточно. Если дети не читают, то причина в родителях, это они не предлагают интересные материалы. Журналы для детей до 10 лет выходят во многих регионах и городах. Интересен опыт федерального издательского дома – «Издательский Дом Мещерякова»– в популяризации чтения, литературы и науки среди подрастающего поколения.Подготавливаемые в данном издательстве журналы, рассчитаны на самую разную детскую аудиторию: с рождения до подросткового и старшего школьного возраста. Книги и журналы издаются с учетом психологических особенностей детей каждой возрастной группы. Если для малышей – это развивающие занятия и простейшие объяснения времен года и распорядка дня, которые они могут изучать с родителями, то для подростков уже химические и физические опыты, которые дети могут выполнять самостоятельно. С учетом каждого возраста подобрано и оформление книг: начиная от обложек, заканчивая шрифтом и картинками. Т.к. дети младшего возраста ориентируются в основном на картинки, то для них художники создают красочные иллюстрации. Для старших школьников упор делается на текст.Дети старшего возраста предпочитают самодеятельную прессу, где они выступают в роли не только читателей, но и создателей. Таким образом решаются вопросы организованного досуга, профориентации, приобщения подростков к чтению газет и журналов. На примере Санкт-Петербургской газеты «Поколение online» мы видим, что все поднимаемые темы напрямую касаются детей старшего школьного возраста, а наряду с печатной версией материалы размещаются в электронном виде на сайте и в социальных сетях, тем самым предоставляя возможность подросткам самостоятельно выбрать удобный вариант получения информации.ЗаключениеВ данном исследовании нами предпринята попытка проанализировать типологический портрет детских изданий. В первую очередь мы уточнили понятия «аудитория» и «детская аудитория», выделив специфические особенности детей разных возрастов, которые необходимо учитывать при выпуске периодики для этой группы читателей. Детский возраст включает в себя период жизни от 1 года до 17 лет и внутри подразделяется на 5 периодов.Детская пресса, как социальный институт, призвана выполнять многие важные функции, предоставляя юным читателям возможности обучаться, развлекаться, социализироваться и т.д.История детских газет и журналов насчитывает в России более 200-х лет. На разных этапах в детских СМИ делались разные акценты: в конце XIX века во главе стояло развлечение юного читателя, затем появилась цель обучать детей посредством изданий. Максимально популярными детские газеты и журналы стали в эпоху СССР, когда им уделялось повышенное внимание со стороны государства, все издания для детей выполняли идеологическую задачу по воспитанию советского человека. Потребовалось время, чтобы найти удобный формат передачи важной социальной информации детям, но он был найден, и издания запестрели яркими картинками, а не только текстами. В середине ХХ века стал выпускаться журнал «Веселые картинки», в котором упор уж был полностью сделан на иллюстрациях. Это принесло издателям огромную любовь юных читателей и их родителей по всей стране.Годы перестройки внесли изменения в издания для детей. Многие из них столкнулись с трудностями финансирования, стали появляться дифференцированные журналы, освещающие узкие темы.Поколение Z, рожденное в эпоху Интернета, заставило редакции вновь трансформироваться. Современные дети предпочитают получать информацию, держа в руках гаджеты, а не печатные СМИ. Впрочем, рынок печатных издании в России достаточно обширен. В первую очередь пользуются популярностью издания для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассмотренный нами пример работы ««ИздательскогоДомо Мещерякова»–яркий пример успешного издательства, правильно уловившего тенденции времени и предоставляющего детям ту информацию в книгах и журналах, которая им необходима.Дети старшего школьного возраста предпочитают самодеятельные газеты. Для них это и способ общения и самовыражения, и источник информации. Как показывает работа пресс-центра «Поколение online» (г. Санкт-Петербург) подростки пишут своим языком для своих сверстников на интересные для них темы. Причем размещают информацию не только на бумажном носителе, но и в электронном виде на сайте, в пабликах, тем самым максимально вовлекая таких же школьников в чтение.Считаем, что цель работы была достигнута, в работе представлен типологический портрет детских изданий, как в историческом ракурсе, так и в период современности, учитывая особенности детской аудитории, в том числе поколения Z и определено, что печатные издания для детей продолжают оставаться актуальными, несмотря на трансформацию информационного пространства.Список литературыКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/fdde1bfbeb585f4c7b9b9a318ce10c972dd3bf94/ (дата обращения 10.05.2024).СанПиН 2.4.7.960-00. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы (с изм. от 28.10.2010) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000). Режим доступа https://legalacts.ru/doc/sanpin-247960-00-247-gigiena-detei-i-podrostkov/ (дата обращения 10.05.2024).Аникина М.Е., Образцова А.Ю., Галкина М.Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивосток // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева, 2020. – том 1, –№ 1, –С. 90-102.Белькова А.Е. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак // Молодой ученый. 2016. – № 3 (107). – С. 1122-1125.Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura (дата обращения: 12.05.2024).Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. – 304 с.Галимова Д.Н. Детская социальная реклама в журнале «Веселые картинки» (советский период) // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2020. – №16.– С. 133–138.Капустина Г.Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). – Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. – С. 93-96.Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 656 с.Кулакова Н.Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М. 2016 г. – 231 с.Лидеры продаж периодической печати – 2023 // Союз предприятий печатной индустрии. Режим доступа: https://gipp.ru/news/competitions-awards/lidery-prodazh-periodicheskoj-pechati-2023 (дата обращения 12.05.2024).Малинская Е. Иллюзия или правда // Поколение. № 13. Дата публикации 9 февраля 2024 года. Режим доступа https://i1.wp.com/pokolenie-online.ru/wp-content/uploads/2024/05/gazeta.jpg?w=901&ssl=1 (дата обращения 12.05.2024).Наша история // Веселые картинки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://veselyekartinki.ru/pages/nasha_istoriya (дата обращения 10.05.2024).Никитина Д.О. Поколение Z: особенности и характеристики // Социология. 2021. – №3. – С. 136–140.Новикова Т.Е. Изменение значения понятия «аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013 – № 4(2) – С. 229–231.О журнале // Мурзилка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://murzilka.org/o-zhurnale (дата обращения 10.05.2024).О нас // Поколение online. Режим доступа https://pokolenie-online.ru/about/ (дата обращения12.05.2024).Об издательстве // Издательский Дом Мещерякова. [Электронный ресурс] Режим доступа https://idmkniga.ru/page/o-kompanii/ (дата обращения 12.05.2024).Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с. Поколение. Страница в социальной сети ВКонтакте // Режим доступа https://vk.com/pokolenie_paper (дата обращения 12.05.2024).Пресс-центр «Поколение // Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Режим доступа: https://case.anichkov.ru/construction2/ (дата обращения 12.05.2024).Соловьева М. Первые детские журналы / М. Соловьева: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/180643/pervye-detskie-zhurnaly (дата обращения 10.05.2024).Тихомирова И.И. О творческом чтении, или Как воспитать талантливого читателя. Экскурс в историю вопроса / И. Тихомирова // Школьная библиотека. 2008. – № 8-9. – С. 44-52.Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. –№ 1. – С. 108–113.Четвернина М.И. Особенности чтения электронных текстов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2010. – № 1. – С. 172–176.Чоти К. Советские детские журналы 1920-х - середины 1930-х гг. // Родина. 2015.– № 9. –С.115-120.Шиленко О.Р. Традиции детского журнала в России: преемственность и уникальность журнала «Веселые картинки» // Человек в мире культуры. 2017.– № 4 (22). – С. 133-141.Шитикова Е. Детская пресса: аудитория и перспективы // Журналист. Дата публикации 18 февраля 2022 г. Режим доступа https://jrnlst.ru/2022/02/18/1805/ (дата обращения 10.05.2024).

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/fdde1bfbeb585f4c7b9b9a318ce10c972dd3bf94/ (дата обращения 10.05.2024).
2. СанПиН 2.4.7.960-00. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы (с изм. от 28.10.2010) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000). Режим доступа https://legalacts.ru/doc/sanpin-247960-00-247-gigiena-detei-i-podrostkov/ (дата обращения 10.05.2024).
3. Аникина М.Е., Образцова А.Ю., Галкина М.Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивосток // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева, 2020. – том 1, –№ 1, – С. 90-102.
4. Белькова А.Е. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак // Молодой ученый. 2016. – № 3 (107). – С. 1122-1125.
5. Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura (дата обращения: 12.05.2024).
6. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. – 304 с.
7. Галимова Д.Н. Детская социальная реклама в журнале «Веселые картинки» (советский период) // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2020. – №16.– С. 133–138.
8. Капустина Г.Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). – Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. – С. 93-96.
9. Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 656 с.
10. Кулакова Н.Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М. 2016 г. – 231 с.
11. Лидеры продаж периодической печати – 2023 // Союз предприятий печатной индустрии. Режим доступа: https://gipp.ru/news/competitions-awards/lidery-prodazh-periodicheskoj-pechati-2023 (дата обращения 12.05.2024).
12. Малинская Е. Иллюзия или правда // Поколение. № 13. Дата публикации 9 февраля 2024 года. Режим доступа https://i1.wp.com/pokolenie-online.ru/wp-content/uploads/2024/05/gazeta.jpg?w=901&ssl=1 (дата обращения 12.05.2024).
13. Наша история // Веселые картинки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://veselyekartinki.ru/pages/nasha_istoriya (дата обращения 10.05.2024).
14. Никитина Д.О. Поколение Z: особенности и характеристики // Социология. 2021. – №3. – С. 136–140.
15. Новикова Т.Е. Изменение значения понятия «аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013 – № 4(2) – С. 229–231.
16. О журнале // Мурзилка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://murzilka.org/o-zhurnale (дата обращения 10.05.2024).
17. О нас // Поколение online. Режим доступа https://pokolenie-online.ru/about/ (дата обращения 12.05.2024).
18. Об издательстве // Издательский Дом Мещерякова. [Электронный ресурс] Режим доступа https://idmkniga.ru/page/o-kompanii/ (дата обращения 12.05.2024).
19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
20. Поколение. Страница в социальной сети ВКонтакте // Режим доступа https://vk.com/pokolenie_paper (дата обращения 12.05.2024).
21. Пресс-центр «Поколение // Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Режим доступа: https://case.anichkov.ru/construction2/ (дата обращения 12.05.2024).
22. Соловьева М. Первые детские журналы / М. Соловьева: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/180643/pervye-detskie-zhurnaly (дата обращения 10.05.2024).
23. Тихомирова И.И. О творческом чтении, или Как воспитать талантливого читателя. Экскурс в историю вопроса / И. Тихомирова // Школьная библиотека. 2008. – № 8-9. – С. 44-52.
24. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. – № 1. – С. 108–113.
25. Четвернина М.И. Особенности чтения электронных текстов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2010. – № 1. – С. 172–176.
26. Чоти К. Советские детские журналы 1920-х - середины 1930-х гг. // Родина. 2015. – № 9. –С.115-120.
27. Шиленко О.Р. Традиции детского журнала в России: преемственность и уникальность журнала «Веселые картинки» // Человек в мире культуры. 2017. – № 4 (22). – С. 133-141.
28. Шитикова Е. Детская пресса: аудитория и перспективы // Журналист. Дата публикации 18 февраля 2022 г. Режим доступа https://jrnlst.ru/2022/02/18/1805/ (дата обращения 10.05.2024).