Мифология в древности и в наши дни. Просвещение в Европе 18 века как явление культуры. Достижение отечественной научной и технической мысли 19 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 11.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Мифология в древности и в наши дни…………………………………4
1.1 Древняя мифология……...................................................................................4
1.2 Современная мифология…………………………………………………….10
Глава 2.Просвещение в Европе XVIII века
как явление культуры………………....................................................................14
2.1 Введение в эпоху Просвещения………………………………………….…14
2.2 Философия Просвещения: основные идеи и мыслители………………………………………………………………………..16
2.3 Искусство и литература во время Просвещения…………………………..19
Глава 3. Достижения отечественной научной и технической
мысли XIX века…………………………………………………………………..24
3.1 Научные открытия и изобретения в области физики
и математики……………………………………………………………………..24
3.2 Развитие химии и биологии…………………………………………………26
3.3 Научные общества: поддержка и развитие науки…………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы…………………………...31

Фрагмент для ознакомления

Эпоха Просвещения также ознаменовалась расцветом женщин как писателей, особенно в социальных вопросах. Они были лидерами движения за отмену рабства, играли важную роль в качестве хостесс салонов, где писатели встречались для обсуждения насущных проблем, и основывали новые религиозные движения.Представление о романтической любви и о браке не только как о контракте, но и как о товариществе на всю жизнь изменило отношение к семье. Однако одна ранняя писательница-феминистка стояла выше всех остальных: Мэри Уолстонкрафт (1759-1797). Бунтарка против общественных условностей в одежде и поведении, она носила брюки, защищала бедных и ушла из дома в раннем возрасте.Итак, эпоха просвещения оказала значительное влияние на развитие культуры, разрушив национальные границы и делая философию, науку и искусство доступными всему человечеству. Однако жестокость террора и контрреволюционная диктатура поставили под сомнение идеи Просвещения, раскрывая иллюзию царства разума. Глава 3. Достижения отечественной научной и техническоймысли XIX века3.1 Научные открытия и изобретения в области физикии математикиВ XIX веке обществу стали известны обширные знания в основных фундаментальных науках – физике, химии, биологии, астрономии. Это позволило ученым понять базовую картину мира. Одновременно стало понятно, что многие области знания пересекаются и значительно расширяют сферу познания. Появились новые дисциплины, такие как биохимия, физическая химия, геофизика и другие. Открытия в этих смешанных областях способствовали модернизации основных дисциплин. Таким образом, наука развивалась быстрее и расширялась.Отмена крепостного права в России вызвала социальное возрождение, способствовавшее прогрессу науки. Молодое поколение стало более ценить научную продуктивность, а выпускники университетов чаще отправлялись на стажировку в зарубежные научные институты. Ученые из России установили более крепкие связи со своими зарубежными коллегами.Павел Чебышев был известным математиком, который внес значительный вклад в различные области математики, такие как математический анализ, теория чисел и теория вероятностей. В 1860 году он был избран иностранным членом Парижской академии наук, и стал основателем Петербургской математической школы, которая породила множество талантливых ученых, включая Александра Ляпунова (1857 — 1918). Открытия Чебышева сыграли важную роль в развитии различных областей математики.Софья Васильевна Ковалевская является яркой фигурой в истории науки. Свои математические способности она проявила еще в детстве, но из-за запрета на обучение женщин в российских университетах, ей пришлось отправиться за границу. Там она получила степень доктора наук и стала профессором в Стокгольмском университете, где прочитала ряд выдающихся курсов по математике. Ее научные труды были признаны по всему миру.Александр Григорьевич Столетов оказал колоссальное влияние на развитие физики. Его исследования в области фотоэлектрических явлений стали отправной точкой для современной электроники. А прогресс в электротехнике был достигнут благодаря развитию физики. П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу («свечу Яблочкова») и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А. Н. Лодыгин придумал идеальную лампу накаливания.Изобретение радиотелеграфа стало одним из важнейших открытий в мире. Александр Степанович Попов, сын священника, уже в молодости проявил интерес к электротехнике и электромагнетизму. В 1895 году на заседании Русского физико-химического общества он представил свой доклад об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Разработанный им грозоотметчик стал первой в мире радиостанцией. Впоследствии Попов создал более совершенные устройства, но его усилия по установлению радиосвязи на военно-морском флоте не были встречены пониманием и поддержкой со стороны командования.Александр Федорович Можайский, известный морской офицер, целиком посвятивший свою жизнь разработке летающего устройства, способного погружаться в воздух более тяжелого, чем само пространство. Он проводил многочисленные исследования полета птиц, создавал макеты, а в 1881 году приступил к разработке самолета с двумя паровыми двигателями мощностью 20 и 10 лошадиных сил. Самолет Можайского был разработан с учетом самых передовых технических знаний того времени и представлял собой тщательно продуманную конструкцию. Несмотря на отсутствие официальной документации об испытаниях, вероятно, попытка взлета оказалась неуспешной из-за недостаточной мощности двигателей. 3.2 Развитие химии и биологииВажным событием в истории химии стало открытие в 1869 году Д.И. Менделеевым Периодического закона. На его основе была составлена периодическая система химических элементов. Используя таблицу, Менделеев смог предсказать существование и свойства трех неизвестных еще химических элементов. Эти элементы были открыты в период с 1875 по 1886 год. В то же время активно развивались фотохимия, электрохимия, химия органических веществ естественного происхождения и химическая фармакология.Одними из крупнейших химиков были профессора Казанского университета А.М. Бутлеров и Н.Н Зинин. Они стали основателями научной школы красителей и отрасли их производства. Их вклад в развитие теоретической и прикладной химии был значительным.Научные труды Н.Н. Зинина на долгое время определили направление развития органической химии во всем мире. Они стали основой для фармацевтической промышленности и производства взрывчатых веществ. Зинин сумел впервые получить анилин – органическое вещество, применяемое в фармацевтической промышленности и производстве красителей.В конце XIX века научная революция перевернула представление об общественном развитии. Великие открытия привели к пересмотру наших представлений о мире. Исследования физиологии органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы были проведены И.П. Павловым, который, анализируя влияние высшей нервной деятельности на физиологические процессы, разработал теорию условных рефлексов.Изучение биологии стимулировало прогресс в области медицины. Прорывы в химии дали возможность медицине обогатиться новыми лекарственными препаратами. Арсенал врачей пополнился аспирином, пирамидоном и множеством других средств. Медики разработали основы гигиены и санитарии, предприняли меры по профилактике заболеваний и предотвращению эпидемий. В XIX веке возникли представления о каталитических реакциях. Открытие витаминов сыграло важную роль в развитии медицины. В 1820 году Вишневский высказал предположение о существовании вещества в антицинготных продуктах, способствующего профилактике этой болезни. Сам факт открытия витаминов пришелся на Н. Лунина, который в 1880 году доказал наличие жизненно важных элементов в пище.Ученые уже также проводили активные исследования по изучению электромагнитных волн и их воздействия на различные материалы. Электричество начинало внедряться в медицинскую практику, а рентгеновские лучи вызывали интерес в научном сообществе России. В кронштадтской лаборатории А.С. Попова началась работа над созданием рентгеновского аппарата, параллельно с этим проводилось наблюдение за изменениями в физиологических функциях. В лабораториях биологов и физиологов начали появляться электроизмерительные приборы с высокой чувствительностью. В это же время Мечников занимался исследованиями в области бактериологии.3.3 Научные общества: поддержка и развитие наукиВозникновение научных обществ в России связано с изменениями, произошедшими в первой четверти XVIII века. История развития научных организаций выделяет несколько этапов. Первым этапом был период зарождения подобных организаций до начала XIX века. Москва была центром, вокруг которого возникали первые научные общества в XVIII веке, где сосредоточились общегуманитарные учебные заведения. Однако деятельность обществ, созданных в это время, была краткой из-за ликвидации их Екатериной II после французской революции в 1789 году. С закрытием обществ завершился первый этап развития общественной организации науки в России.Вольное экономическое общество стало первым научным обществом в России, основанным в 1765 году при участии Екатерины II, высокопоставленных лиц и видных академиков. Устав общества и его методы работы предвосхитили особенности будущих российских научных организаций. Члены общества были разделены на действительных и корреспондентов, которые обязаны были делиться опытом и публиковать свои работы по различным областям экономики. Общество проводило заседания, конкурсы, вело переписку и издавало научные труды. Благодаря государственным субсидиям, пожертвованиям и доходам от публикаций, организация смогла существовать до 1918 года, оставив значительный след в истории общественной самоорганизации в России.Российское историческое общество было основано в 1866 году и стало одним из ведущих научных обществ в России, играя значительную роль в издании источников по российской истории. Первым председателем общества был избран князь П.А. Вяземский, близкий друг А.С. Пушкина. Идея создания общества была одобрена императором Александром II, который назначил своего сына, будущего императора Александра III, почетным председателем общества. Общество получило звание императорского в 1874 году, что придало ему больший общественный статус. Основная цель общества заключалась в сборе, обработке и распространении материалов и документов, относящихся к истории России, что позволило внести в научный оборот множество редких и ранее неизвестных документов. С 1866 по 1916 годы было издано 148 томов сборника Русского исторического общества, содержащих ценные материалы о русской истории.Вместе с гуманитарными науками, на протяжении данного периода активно развивались различные естественнонаучные общества, характеризующиеся широким спектром деятельности.В 1864 году в Москве было учреждено Общество любителей естествознания, которое в 1867 году преобразовалось в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Структура общества была четко определена: на его вершине находился президент, руководивший всеми аспектами деятельности организации, а также 15 отделов с председателями. Первым отделом, возникшим в 1864 году, был отдел антропологии, за которым последовали отделы этнографии, комиссии по народной словесности, отдел физических наук, воздухоплавательная комиссия, отделы зоологии, химии, ботаники. Общество ежегодно публиковало отчеты о проделанной работе своими членами, а также научные материалы, издаваемые в журнале «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». К 1892 году было выпущено 76 томов, а главным редактором журнала был А.П. Богданов.В эпоху реформ и вплоть до начала XX века в Российской империи наблюдался быстрый рост и активная работа научных общественных организаций. Их цели и задачи находились в линии с политикой, осуществляемой правительством – всестороннее развитие науки, просвещения, образования, патриотическое и духовное воспитание. Многие общества возглавляли члены царской династии, что являлось свидетельством поддержки правящей семьи общественных инициатив в сфере науки.ЗаключениеИтак, миф - символическое повествование, обычно неизвестного происхождения и, по крайней мере, частично традиционное, которое особенно связано с религиозными верованиями. Мифы часто повествуют о необычайных событиях в неопределенное время, которое понимается как существующее отдельно от обычного человеческого опыта.Поскольку мифы имеют дело с происхождением мира, концом света или райским состоянием, они способны описать то, что люди никогда не смогут «увидеть сами», какими бы рациональными и наблюдательными они ни были. Возможно, образовательная ценность мифов даже в большей степени связана с описаниями, которые они дают, чем с объяснениями.Изучение эпохи Просвещения, в свою очередь, показало, что она породила множество книг, эссе, изобретений, научных открытий, законов, войн и революций. Американская и Французская революции были непосредственно вдохновлены идеалами Просвещения и, соответственно, ознаменовали собой пик его влияния и начало его упадка. Эпоха Просвещения в конечном итоге уступила место романтизму 19-го века.В 19 веке в России также было сделано множество научных открытий и изобретений в различных областях. Одним из наиболее значимых достижений было создание периодической таблицы химических элементов Дмитрием Менделеевым. Это открытие позволило упорядочить все известные на тот момент элементы и предсказать существование новых.Список использованных источников и литературыБаташева, Э. А. Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли / Э. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 743-746. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11342/ (дата обращения: 10.05.2024).Власов, А. Е. Мифологические воззрения древних славян / А. Е. Власов, Д. Э. Лейтес, Н. Б. Цивенко. — Текст :непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/87/ (дата обращения: 10.05.2024).Глебова Е.Р. Эпоха Просвещения. - URL: https://school-science.ru/15/5/51004?ysclid=lw0wowr6pi504025252.Елишев Сергей Олегович ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕЕ ИДЕОЛОГИЯ: НАЧАЛО ЭРЫ СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ // Вестник Московского университета.Иванов Андрей Геннадьевич Теории современной социальной мифологии // Вестник ЧелГУ. 2018. №2 (412). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-sovremennoy-sotsialnoy-mifologii (дата обращения: 10.05.2024).Кассирер Э. Философия Просвещения // Вестник культурологии. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-prosvescheniya (дата обращения: 10.05.2024).Кудинов А.С. Роль древнегреческой мифологии в мировоззрении жителей Древней Греции. Сравнение мифологии Древней Греции и древних славян. – 15.12.2018. - URL: https://sciarticle.ru/stat.php?i=1535488446&ysclid=lw0tvzzi1w35828908.Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Библиотека «Новый мир», 2008.МарулисДионисиос История определения античной греческой мифологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. №1 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-opredeleniya-antichnoy-grecheskoy-mifologii (дата обращения: 10.05.2024).Маркс К., К критике политической экономии, цит. по БСЭ.Марков, Л.К. Одесское общество истории и древностей. Обзор его деятельности за 1839 – 1888. [Текст] / Л.К. Марков. – СПб., 1889. 11 с.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. 622 с.



Список использованных источников и литературы

1. Баташева, Э. А. Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли / Э. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 743-746. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11342/ (дата обращения: 10.05.2024).
2. Власов, А. Е. Мифологические воззрения древних славян / А. Е. Власов, Д. Э. Лейтес, Н. Б. Цивенко. — Текст :непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/87/ (дата обращения: 10.05.2024).
3. Глебова Е.Р. Эпоха Просвещения. - URL: https://school-science.ru/15/5/51004?ysclid=lw0wowr6pi504025252.
4. Елишев Сергей Олегович ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕЕ ИДЕОЛОГИЯ: НАЧАЛО ЭРЫ СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ // Вестник Московского университета.
5. Иванов Андрей Геннадьевич Теории современной социальной мифологии // Вестник ЧелГУ. 2018. №2 (412). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-sovremennoy-sotsialnoy-mifologii (дата обращения: 10.05.2024).
6. Кассирер Э. Философия Просвещения // Вестник культурологии. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-prosvescheniya (дата обращения: 10.05.2024).
7. Кудинов А.С. Роль древнегреческой мифологии в мировоззрении жителей Древней Греции. Сравнение мифологии Древней Греции и древних славян. – 15.12.2018. - URL: https://sciarticle.ru/stat.php?i=1535488446&ysclid=lw0tvzzi1w35828908.
8. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Библиотека «Новый мир», 2008.
9. МарулисДионисиос История определения античной греческой мифологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. №1 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-opredeleniya-antichnoy-grecheskoy-mifologii (дата обращения: 10.05.2024).
10. Маркс К., К критике политической экономии, цит. по БСЭ.
11. Марков, Л.К. Одесское общество истории и древностей. Обзор его деятельности за 1839 – 1888. [Текст] / Л.К. Марков. – СПб., 1889. 11 с.
12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. 622 с.