Субъективизм и релятивизм софистов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Софисты 5
2. Субъективизм и релятивизм софистов 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Незнание истинных причин природных явлений, таких как гроза и гром, поддерживало ужас перед божественным возмездием, что способствовало социальному благополучию. Страх перед неприятностями, с которыми все знакомы боги, стал не только основой религии, но и морали. Концепция запугивания и подавления нашла свое проявление в политической деятельности Крития. Это не случайно отражено на его надгробном памятнике, который изображал возжигание огнем Олигархии и провозглашал его как человека, «усмирившего мятежный дух афинского народа».Учитель Крития, Антифонт из второй половины 5 века до нашей эры, призывал людей жить в соответствии с природой и считал религиозные представления и обряды лишь соглашениями (как и все, что связано с законами и государством), которые противоречат человеку. В его этическом учении жизнь «по закону» и «по природе» ярко контрастируют, поскольку то, что устанавливается в качестве полезного закона, становится оковами для природы. Антифонт считал, что все существует по воле случая и насмехался над представлениями о божественном предопределении. Его анархистское отношение ко всему, что связано с государством, обычаями и традициями, от поклонения родителям до предписаний народной религии, вызывало острое осуждение. Именно поэтому известное утверждение в «Законах» Платона о нечестивцах ассоциируют с Антифонтом и его учениками.Известно, что в книге «О единомыслии» Антифонт смешился над подготовкой к загробной жизни и учением о переселении душ. Он отвергал божественное предопределение и утверждал, что все существует по природе и случайности. Практическая философия Антифонта призывала к духовному наслаждению и избеганию страданий, а его этическое учение было утилитаристическим.Рассматривая философию религии софистов, невозможно не упомянуть драматурга Еврипида (480— 406 до н.э.), который был близок к этому кругу. Будучи великим художником, он изобразил «коллизию моральных идей, старых и новых начал, которую переживало современное общество». Этот «философ на сцене» испытывал те же сомнения и противоречия, что и его учителя и друзья — Протагор и Продик, и его произведения отражают много общего с софистскими взглядами. Однако не следует искать проявления личности автора в одном из его персонажей или видеть в определенных строках декларацию богоотверженческих взглядов самого Еврипида.Субъективизм софистов представляет собой утверждение о том, что истина или действительность существуют только в пределах индивидуального сознания. Иными словами, каждый человек обладает своей собственной «истиной», и она может отличаться от истины других людей. В результате, субъективизм софистов подчеркивает относительность знания и отсутствие объективных истин.Релятивизм софистов, в свою очередь, утверждает, что истина и моральные ценности являются относительными и зависят от контекста, в котором они выражаются. Вместо существования непоколебимых норм и идеалов, релятивизм софистов поддерживает идею, что эти ценности и истины определяются социальными, культурными и индивидуальными условиями. Таким образом, то, что может быть справедливым или истинным для одного человека или общества, может не быть одинаково справедливым или истинным для других.Оба этих философских подхода софистов вызывают много дискуссий и разногласий среди философов и ученых. Отсутствие объективных истин и моральных норм, поддерживаемое софистами, может вызывать сомнения в отношении искренности и надежности человеческого знания. Однако, эти концепции также способствуют признанию индивидуальности, разнообразия и свободы мысли, что может стимулировать толерантность и понимание различных точек зрения.ЗаключениеВ заключении можно сказать, что тема субъективизма и релятивизма софистов остается актуальной и важной в настоящее время. Софисты привнесли новый взгляд на философию, подвергнув сомнению некоторые устоявшиеся истины и отвергнув понятие абсолютной истины.Субъективизм софистов подчеркивает роль личного опыта, мнения и взглядов каждого индивидуального человека. Они утверждали, что каждый человек имеет свою собственную истину, и именно эта истина является мерой для оценки окружающего мира. Субъективизм софистов позволял различным людям иметь свой взгляд на философские и этические вопросы, но при этом создавал определенную неопределенность и непостоянство в определении истинности.С регламентацией взглядов и истинности связано понятие релятивизма софистов. Они считали, что истинность зависит от контекста, обстоятельств и условий, в которых существует каждый человек. Релятивизм софистов позволял анализировать и оценивать явления и события с учетом их связей с другими явлениями и ситуациями. Этот подход к истине и морали приносил некую свободу мысли и выбора, но также вызывал множество дискуссий и противоречий.Стоит отметить, что субъективизм и релятивизм софистов имеют свои ограничения. Слишком сильное подчеркивание индивидуальной истины может привести к отсутствию общих ценностей и этических норм, что может негативно сказаться на социальной и моральной среде. Кроме того, релятивизм может привести к отрицанию абсолютных истин и фактов, что может сместить акцент с объективного знания и истины.Тема субъективизма и релятивизма софистов остается интересной для философского анализа. Она предлагает размышления о природе истинности, морали и роли личных взглядов в понимании мира.Список использованной литературыАристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т. 1. Кн. 1 и 2. – М.: Мысль, 1975.Асмус А.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 с.Зобова М.Р., Родюков А.Ф. Философия: учебное пособие для студентов заочного обучения. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 80 с.Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2012. – 608 с.Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.История философии: Энциклопедия/ Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. – Минск, 2002.Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 565 с.Кочеров, С. Н. Философия : учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429051Платон. Федон. Соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. ред. А.А.Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989. С.319-344.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов, 3-е изд. Серия: Бакалавр – М.: Юрайт, 2011.- 823 с.Сергеев, В. С. История Древней Греции : учебник для вузов / В. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 391 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07906-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472277Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: ЛКИ, 2010. – 325 с.Чернов С.А. Начала философии. Учебное пособие. Ч. 4. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 110с.Философия религии : учебник для академического бакалавриата / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01123-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432093

1. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т. 1. Кн. 1 и 2. – М.: Мысль, 1975.
2. Асмус А.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 с.
3. Зобова М.Р., Родюков А.Ф. Философия: учебное пособие для студентов заочного обучения. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 80 с.
4. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2012. – 608 с.
5. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
6. История философии: Энциклопедия/ Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. – Минск, 2002.
7. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 565 с.
9. Кочеров, С. Н. Философия : учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429051
10. Платон. Федон. Соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. ред. А.А.Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989. С.319-344.
11. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов, 3-е изд. Серия: Бакалавр – М.: Юрайт, 2011.- 823 с.
12. Сергеев, В. С. История Древней Греции : учебник для вузов / В. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 391 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07906-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472277
13. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: ЛКИ, 2010. – 325 с.
14. Чернов С.А. Начала философии. Учебное пособие. Ч. 4. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 110с.
15. Философия религии : учебник для академического бакалавриата / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01123-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432093