Разработка дополнительной общеобразовательной программы психологической направленности для детей и подростков
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 118 + 118 источников
- Добавлена 21.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и классификация дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы психологической направленности 7
1.2 Практико-ориентированность как основная отличительная особенность дополнительных общеобразовательных программ психологической направленности 21
1.3 Технология разработки дополнительной общеобразовательной программы психологической направленности 46
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ 53
2.1 Анализ существующей практики разработки программ психологической направленности образовательного учреждения 53
2.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности педагога дополнительного образования при разработке программ психологической направленности для детей и школьников 64
2.3 Оценка эффективности разработанных мероприятий 97
Заключение 115
Список литературы
Ученикам рассказывается о том сколько занятий они смогут посетить. Далее им предлагается выразить свои ожидания от будущих занятий, в форме песчинок они прикрепляют в верхней части нарисованного песочных часов. Ученикам объясняется, что в конце программы они вернутся к записанным ожиданий и выяснят, какие из них оправдались, а какие нет.4. Упражнение «Метафорическая игра»Цель: выявление представлений учащихся о себе; активизация самосознания. По условиям упражнения учащимся предлагается придумать ассоциацию себя и любой известной им цветка (ромашка, роза и т.д.). После того как ассоциация будет сформирована ученики должны рассказать группе о мотивах своего выбора и объяснить, чем именно они похожи на выбранную цветок. На последнем занятии программы это упражнение проводится повторно, что позволит проследить изменения, произошедшие в самоотношении учащихся в результате работы группы. 5. «Прощание» Все встают в круг, берутся за руки. Хором говорят «до свидания», на последнем слоге поднимают руки вверх и делают шаг в середину.Занятие № 3 «Я и мои эмоции»1. «Приветствие».Школьники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч школьнику. Ребенок при этом называет эмоцию, которую знает, передавая мяч следующему участнику. Так мяч передается пока не пройдет через всех школьников.2. Упражнение «Чувство имеют имена»Цель: способствовать установлению групповых контактов и созданию положительного эмоционального фона. Учащимся предлагается записать на отдельных листах бумаги названия знакомых им чувств (как положительных, так и отрицательных). Ученик, который написал наибольшее количество названий зачитывает их всем участникам, сверяют свои перечни. Для школьников лучше использовать бумагу, а специальные доски с перманентной основой. Пока ученики «именуют» известные им чувство, на доске рисуется таблица. Затем ученикам предлагается подходить к таблице и записывать в соответствующие колонки те чувства, которые присущи лично им.3. Упражнение «Я рисую свой страх»Цель: борьба со страхами учеников, снижение уровня тревожности. Участникам группы предлагается нарисовать на пустом белом листе бумаги свой самый большой в жизни страх. При объяснении задачи акцентируется внимание на том, что изображение может иметь любой вид, цвет и размер. Далее учащиеся по очереди комментируют свои рисунки и объясняют, что и почему они нарисовали. После того как все ученики выступят по команде педагога ученики разрывают свои рисунки на мелкие кусочки. Такое действие означает, что все они победили свои страхи. 4. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...» Цель: повысить самооценку, получить поддержку группы. Участники занимают удобное место по кругу и по очереди продолжают фразу: «Не хочу хвастаться, но я ...». Данное упражнение направлено на развитие важного умения самопрезентации своих крупнейших достижений. 5. Упражнение «Фотография»Цель: снятие тревоги, напряжения, скованности, формирование умений коллективного взаимодействия. Участникам группы предлагается вспомнить любую семейную фотографию, а затем максимально точно ее воспроизвести, используя других учеников. В результате должен быть создан визуальное изображение семейной фотографии. После этого ученику, который создавал изображения предлагается вспомнить, какие эмоции он испытывал в момент съемки на фотокамеру. 6. Упражнение «Я тебе прощаю»Цель: развитие умений эмпатии и доверия друг к другу. Ученикам дается несколько минут для того, чтобы вспомнить различные образы, которые им кто-нибудь наносил, а затем подойти друг к другу и сказать фразу: «Я тебе прощаю ...». Упражнение направлено на формирование умения прощать обиды. После этого наступает этап обсуждения.7. Упражнение «Копилка образ» Цель: научить учащихся урегулировать собственные эмоции и чувства. Учащимся предлагается представить свои самые образы (друзей, родителей, знакомых и др.) И мысленно поместить их в нарисованную копилку. После этого проводится коллективное обсуждение на тему: «Что делать с этой копилкой?». Как вариант ее можно порвать, выбросить, помять и т.д. Главное - прийти к общему мысли, что копить в себе обиды является одной из самых плохих привычек, которые не приводят ни к чему хорошему.8. «Прощание». Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.Занятия 4. «Я и моя самооценка» 1. «Приветствие» «Поменяйтесь местами те, кто…» ‒ почистил зубы утром… ‒ умеет кататься на коньках… 2. Упражнение «Кривое зеркало»Цель: научить школьников распознавать эмоции одно друга по невербальным признакам, снятия эмоционального напряжения. Ученики становятся в круг. кто-то из школьников показывает определенную гримасу (изображение определенной эмоции) соседу, а тот показывает ее другом и так далее вплоть до тех пор, пока первичная гримаса не вернется к своему автора.3. Упражнение «Искусство комплимента»Цель: создание позитивного настроения. Ученики получают задание наговорить друг другу как можно больше комплиментов за какие качества или достижения. Основная цель упражнения - повысить самооценку школьников группы. 4. Упражнение «Три зеркала»Цель: развитие реального видения своих возможностей, работа над самосовершенствованием. Учащимся предлагается нарисовать себя в трех зеркалах: 1) на белом фоне - изобразить себя сегодня; 2) на голубом фоне - изобразить себя в будущем 3) на зеленом цвете - изобразить себя в прошлом. Это упражнение предлагается для учащихся, которым присущ страх самовыражения. 5. Упражнение «Автопилот»Цель: развитие научи самоанализу. Основной акцент этого упражнения сделан на раскрытии внутреннего потенциала ребенка и содействии развитию таких качеств, как самопонимания и самопринятия. Участники получают задание составить перечень фраз-установок по типу: «Я умный!», «Я смелый!», «Я - хороший!» И т.д. Эти установки должны быть сугубо индивидуальные и нести в себе только положительную окраску. Ученикам предлагается запомнить их и использовать в качестве ежедневных аффирмаций. 6. Упражнение «Хвост дракона»Цель: воспитание уверенности учащихся в себе, формирование чувства коллективизма, когда каждый участник чувствует себя важной частью команды. Условия упражнения предусматривают существование прямой линии, в которую становятся ученики и держат друг друга за плечи. Ученик, который стоит первым выполняет роль головы дракона, а тот, кто стоит последним принимает на себя роль хвоста. При этом тело дракона должен постоянно быть неразрывным. Задача «головы» - дотянуться в «хвоста». После выполнения главного условия ученики меняются ролями и продолжают процедуру заново. 7. «Формула успеха»Цель: развитие положительного самовосриятия. Ученики объединяются в группы по 4-5 человек и получают задание составить собственную формулу успеха. В процессе работы группы должны детально обсудить свои формулы и представить результаты работы всей группе. 8. «Прощание» Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.Занятие 5. «Я и мой характер»1. «Приветствие» Школьники сидят на стульях по кругу. Тренер передает мячик школьнику. Ребенок при этом называет настроение, которое у него сейчас, передавая мячик следующему участнику. Так мячик передается пока не пройдет через всех школьников.2. Упражнение «Какого я цвета»Цель: осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей. Ученики выбирают цвет, который им больше всего соответствует в данный момент времени и озвучивают его название параллельно объясняя причины своего выбора и значение самого цвета.3. Упражнение «Я - человек»Цель: осознать важность гармонии между собственным образом и окружающими людьми. Перед выполнением педагог коротко рассказывает о том, что такое «свой человек». Объясняет так называют человека на которую полностью рассчитываешь и доверяешь. Данные ученикам предлагается выбрать «своего человека» и рассказать о ней сложив ее словесный портрет.4. Упражнение «Я - энергия»Цель: сформировать способность к саморелаксации. Целенаправленное использование данного упражнения предусматривается для учеников раннего юношеского возраста с гипертимным типом акцентуации характера (в качестве вариации это упражнение можно использовать и в группе учащихся школьникового возраста). Цель упражнения - найти наиболее оптимальный способ разрядки лишней энергии. Ученики должны занять удобную для них позу и с закрытыми глазами представить себя в виде потока энергии, которая течет в бескрайний простор Вселенной.5. Упражнение «Я - герой»Цель: способствовать повышению самооценки. Данное упражнение рекомендуется для учащихся школьникового возраста с тревожным типом акцентуации характера, которым характерна низкая контактность, неуверенность в себе и беззащитность. По условиям упражнения ученики должны составить рассказ о себе в качестве главного героя сказки. Основной акцент должен быть сделан на лучших чертах и характерных особенностях этого героя.6. Упражнение «Ситуация»Цель: научить учащихся находить выход из сложных кризисных ситуаций. Участники делятся на 3 группы и получают карточки с написанными на них кризисными ситуациями. Задача состоит в том, чтобы предложить несколько очень конструктивных путей выхода из сложных жизненных ситуаций. После этого происходит презентация результатов и обсуждения процесса работы.7. Упражнение «Мой характер» Цель: отрефлексировать проблемы своего характера. Ученики получают задание - нарисовать свой характер в виде определенной геометрической фигуры, а затем объяснить, почему они пахали именно такую фигуру.8. «Прощание» Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.Занятие 6. «Мои индивидуальные качества»1. «Приветствие» Ученики по очереди пишут свои имена на доске, а остальные участники подбирают к каждой букве имени определенную характеристику для его носителя. Делается акцент только на положительных чертах и качествах. Далее ученику чье имя характеризовать предлагается дать собственную оценку предложенных качеств и характеристик.2. Упражнение «На плотине волны»«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.3. Упражнение «Круг знаний» Цель: познакомить учащихся с различными моделями поведения в фрустрационная ситуациях, научить быстро и эффективно усваивать информацию и максимально достоверно ее передавать. Учащиеся делятся на группы и получают специальные карточки, которые содержат краткую информацию о том, что такое фрустрация, фрустрационные ситуации и состояния. Через некоторое время (в зависимости от возраста учащихся) группы обмениваются полученной информацией. Упражнение продолжается до тех пор, пока все группы не обменяются знаниями с карточек. Финальным этапом упражнения являются итоговое обобщение полученной информации. Для школьников это упражнение лучше проводить в форме информ-дайджеста, или информационной справки со стороны педагога.4. Упражнение «Я чувствую себя хорошо, когда ...»Цель: тренировка умения выявлять и контролировать свои эмоции. Ученикам предлагается вспомнить ситуации, когда они чувствовали себя хорошо. Задача состоит в том, чтобы продолжить предложение: «Я чувствую себя хорошо, когда ...». Далее дается задание нарисовать места, с которыми у учащихся ассоциируются свои положительные чувства. Рисунки вывешиваются на доску, сравниваются и коротко характеризуются. 5. Упражнение «Круг нашей жизни»Цель: анализ собственного окружения. Это упражнение мотивирует учеников задуматься над своей жизнью. По середине комнаты на полу рисуется огромный круг и предлагается представить, что этот круг является срезом одного из обычных дней жизни. Именно круг делится еще на четыре части, каждая из которых предусматривает 6 часов, которые ученики должны распределить в соответствии со своими занятий (сон, уроки в школе, игры на улице и др.). 6. Упражнение «Мостик»Цель: формирование умений взаимодействия в атмосфере доверия и защищенности. По середине класса мелом на полу рисуется не очень широк мостик. Формируется две команды учащихся (по личному выбору школьников). Первая группа становится на мостик в виде живого цепочке, а каждый представитель второй группы имеет по одному пройти по мостику разминувшись со всеми участниками противоположной команды. Основная задача этого упражнения - проверить сформированность качеств характера учащихся и научить их правильно реагировать на препятствия на пути достижения целей. 7. Упражнение «Лучик солнца»Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера. Школьники должны нарисовать солнышко с десятью лучиками и подписать каждый из них. В результате должны выть 5 лучиков с положительными чертами характера, а 5 - с отрицательными. После этого выделяется несколько минут на обсуждение. Зарядка «Веселый танец» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Учащимся предлагается представить ситуацию, которая дала им возможность получить долгожданную победу и изобразить свои чувства в виде танцевальных движений. Включается музыка и все участники начинают танцевать. 8. Упражнение «Пойми иностранца»Цель: научить учащихся анализировать проблемные ситуации и искать конструктивные пути выхода из них. Ученики получают задание представить себя туристом, который приехал в иностранное государство, где население совсем не знает украинского языка. Так появляется необходимость рассказать историю используя только мимику и жесты. 9. Упражнение «А как бы я поступил?» Цель: формировать умение критически анализировать свое поведение и вырабатывать умения социальной адаптации. Предлагается анализ поведения герои в сказках, которые делали хорошие и плохие поступки. При этом школьники отвечают на вопрос: «А как бы я поступил в этой ситуации?». Желательно выбирать сказки, где встречаются различные ситуации, чтобы эффект формирования умений общения был более сильным.10. «Прощание». Участники становятся в круг. Педагог говорит фразу: «Саймон говорит: «Сделай так» и показывает определенное движение (покрутиться, похлопать в ладоши, выполнить танцевальное движение и т.п.), а все остальные повторяют за ним. Далее в виде цепи фразу повторяют все ученики, придумывая при этом свои движения.Занятие 7. «Я учусь владеть собой»1.»Приветствие» Участники встают по кругу и кладут руки на плечи друг другу и говорят слова приветствия2. Упражнение «Пишем сказку вместе»Цель: развивать толерантное отношение к мыслям и поступкам других. Это упражнение направлено на поиск согласия между детьми. Ученики составляют устную коллективную сказку предлагая по одному предложению для формирования его сюжетной линии. Упражнение продолжается до тех пор, пока сказки не будет иметь логического завершения. 3. Упражнение «На что похож мой настрой?»Цель: снятие эмоционального напряжения. Школьники становятся в круг и по очереди проводят сравнения своего настроения с чем-то другим (облаком, дождиком, котенком и т.д.). 4. Упражнение «Социальные маски»Цель: обучение различным стратегиям поведения в конфликтных и фрустрационная ситуациях. Участники получают индивидуальные карточки с названием определенной социальной маски (хулиган, директор гуманист и др.). В течение нескольких минут они должны сыграть свои роли и показать другим ученикам свой образ. Задача группы в этот момент угадать ту или иную социальную роль, которую показывает ученик. 5. Упражнение «Шкатулка хороших новостей»Цель: формирование позитивных жизненных установок, развитие чувства ответственности за свое поведение. Ученики встают в круг и по очереди рассказывают, что хорошего отбыло с ними за последнюю неделю. 6. Упражнение «Я через 10 лет»Цель: активное осознание круга своих возможностей. Учащиеся должны представить свою жизнь в будущем и рассказать группе, какими они будут через 10 лет. По результатам упражнения проходит обязательное обсуждение. 7. Упражнение «Выход есть всегда!»Цель: активизация умений выхода из проблемных и фрустрационная ситуаций. Ученики объединяются в несколько групп и получают задание нарисовать небольшие плакаты со схематичными изображениями возможных путей выхода из фрустрационная ситуаций. После презентации всех групп один ученик делает общее обобщения акцентируя внимание на наиболее эффективных способах выхода из проблемных ситуаций.8. «Прощание» Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки. Занятие 8. «Я и люди вокруг меня»1. «Приветствие» Школьники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч школьнику. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая мяч следующему участнику2. Упражнение «Линия жизни»Цель: формирование умений ответственного поведения за суть и последствия своих действий. Учащиеся должны разместить на нарисованной на полу «линии жизни» клейкие листочки, на которых обозначены наиболее существенные события их жизни - от рождения до сегодняшнего момента. Полезно было бы проанализировать полученные результаты с позиций критического анализа поступков и проекции возможных изменений в случае изменения одного из моментов на «линии жизни». 3. Упражнение «Я глазами других»Цель: развитие умений эмоциональной саморегуляции. Учащиеся должны описать, как, по его мнению, его видят другие люди (мама, друзья, соседи и т.д.). После завершения рассказа ученику ставится вопрос: «Почему ты делаешь именно такое впечатление на окружающих?». 4. Упражнение «Я думаю, что ...»Цель: развить в себе умения самоанализа и умение анализировать поступки других. Учащимся предлагается перечень различных поговорок и пословиц (например: «берись дружно - не будет трудно», «кто чиста имеет, тот спокойно спать ложится «и т.д.), а они должны дать им анализ начиная говорить словами:» Я думаю, что ... «.5. Упражнение «Мои +/-»Цель: формировать умение критического отношения к своим положительным и отрицательным качествам. Ученикам предлагается разделить лист бумаги на две части и записать слева все то, что им в себе больше всего не нравится, а справа - то, что больше нравится. В качестве вариации данное упражнение можно использовать в профилях «школа», «родители» и т.д. В процессе работы подчеркивается, что сначала надо записывать и анализировать свои минусы, чтобы положительные качества смогли смягчить неприятный эмоциональный отпечаток негативных характеристик. Для школьников вариацией этого упражнения могут быть схематические рисунки.6. Упражнение «Если цветок, то какой?»Цель: выявление представлений учащихся о себе; активизация самосознания. По условиям упражнения учащимся предлагается придумать ассоциацию себя и любой известной им цветка (ромашка, роза и т.д.). После того как ассоциация будет сформирована ученики должны рассказать группе о мотивах своего выбора и объяснить, чем именно они похожи на выбранную цветок. На последнем занятии программы это упражнение проводится повторно, что позволит проследить изменения, произошедшие в самоотношении учащихся в результате работы группы. 7. Упражнение «Слушаем себя»Цель: ауторелаксация и определения своего настроения. Ученикам предлагается занять удобное положение в любой части комнаты, закрыть глаза и мысленно представить свои чувства и настроение. В настоящее время на флипчарте вешается плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека: радости, печали, злости, покоя и т.д. Ученики открывают глаза и ищут на плакате то состояние, которое только представляли. Данное упражнение может быть дополнена обсуждением мимических особенностей отдельных изображений.8. «Прощание» Участники становятся в круг и передают друг другу цветок со словами благодарности и пожелания чего-то хорошего.Занятие 9. «Я и конфликт»1. «Приветствие» Ученики получают задание составить о себе небольшой рассказ начиная словами: «Сегодня я буду ...». Основной акцент нужно сделать на том, чего ученики хотят от сегодняшнего дня и какими они себя представляют.2. Упражнений «Мой мир»Цель: выявление представлений учащихся о себе и своем ближайшем окружении. Учащимся предлагается нарисовать рисунок и изобразить на нем себя и свое ближайшее окружение (маму, папу, друзей, врагов и т.д.). После того как рисунок завершен начинается обсуждение с обязательным вопросом: «Что бы тебе хотелось бы изменить в этом малышу?» 3. Упражнение «10 событий» Цель: формирование чувства уверенности в своем будущем. Учащимся предлагается описать 5 лучших и 5 худших событий в своей жизни. В результате - ученики должны прийти к общему мнению (при обсуждении), что в жизни все циклично и позывные вещи все равно преобладают над отрицательными.4. Упражнение «Круг знаний» Цель: познакомить учащихся с различными моделями поведения в фрустрационная ситуациях, научить быстро и эффективно усваивать информацию и максимально достоверно ее передавать. Учащиеся делятся на группы и получают специальные карточки, которые содержат краткую информацию о том, что такое фрустрация, фрустрационные ситуации и состояния. Через некоторое время (в зависимости от возраста учащихся) группы обмениваются полученной информацией. Упражнение продолжается до тех пор, пока все группы не обменяются знаниями с карточек. Финальным этапом упражнения являются итоговое обобщение полученной информации. Для школьников это упражнение лучше проводить в форме информ-дайджеста, или информационной справки со стороны педагога. 5. Упражнение «Ящик недоразумений»Цель: раскрытие способов успешного разрешения конфликтных ситуаций. Учащиеся делятся на две группы. В процессе работы каждый участник группы извлекает из «ящика недоразумений» карточку с описанием определенной конфликтной ситуации. Задача состоит в нахождении максимально правильного выхода из ситуации, не спровоцировав еще больший конфликт. Данное упражнение больше подходит для учащихся, у которых зафиксированы высокие показатели параметра переживания социального стресса. 6. Упражнение «Сказать можно по-разному»Цель: развитие коммуникативных умений, повышения эффективности межличностных отношений. Ученики должны стать в круг и по очереди выходить в центр и показывать (не используя голос) свое внутреннее состояние, или эмоцию, которую испытывает в данный момент времени, а все остальные участники ее отгадать.7. «Прощание».Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.Занятие 10. «Я и мои поступки»1. «Приветствие» Каждый участник загадывает определенное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Сосед должен назвать это чувство на ушко первому и показать следующему. Все остальные должны сидеть с закрытыми глазами. В конце круга сравнивается мимическое изображение чувства у первого и второго школьников, а также сопоставляются названия чувств. 2. Упражнение «Смена ролей»Цель: повышение самооценки и моделирование конструктивных стилей поведения. Данное упражнение предполагает активное общение между участниками группы. Задача состоит в попеременно изменении ролей (перечень ролей ученики получают с помощью розданных карт) между неуверенными и уверенными в себе людьми, которые реагируют на сложную жизненную ситуацию. 3. Упражнение «Эффект домино»Цель: формирование понимания того, что человек сам строит свою жизнь. Это упражнение выполняется только с учениками школьникового возраста и старше. Она предполагает анализ трудных жизненных ситуаций, которые разыгрываются, а затем переигруються по ролям. Основная цель - показать, что одна необдуманная действие может привести к негативным последствиям. Примеры таких ситуаций могут предлагаться, как педагогом, так и самими детьми. В дальнейшем ученики будут пытаться использовать усвоенные ими представления для объяснения событий их собственной жизни который насыщен большим количеством различных ситуаций. 4. Упражнение «Я несу ответственность» Цель: воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Перед проведением упражнения дается краткая характеристика понятия «ответственность» и объясняется важность добровольного и сознательного принятия на себя ответственности. После этого учащимся предлагается записать на отдельных листах действия за которые они сами отвечают. При этом все характеристики надо расположить в соответствии с принципом роста: от самого незначительного до наиболее существенного. Далее полученные списки анализируются в произвольно сформированных микрогруппа. 5. Упражнение «Король» Цель: формирование лидерских качеств, умений сотрудничества, воспитание терпеливого отношения к недостаткам других. По условиям упражнения ученики по очереди получают возможность выступить в роли короля огромного королевства, а все остальные в этот момент должны играть роль слуг и выполнять все прихоти короля. 6. Упражнение «Кто крепче всех пожал руку»Школьники стоят в кругу или сидят на стульчиках, водящий подходит к каждому школьнику. Все жмут руку водящему. Водящий. Ориентируясь на свои ощущения, должен определить - кто крепче всех пожал руку.7. Упражнение «Мешочек гнева»Психолог достает заготовленный тряпичный мешочек и предлагает каждому ребёнку опустить в него свои «обиды» (то, что сегодня расстраивает ребёнка, злит или беспокоит: «утром упал пока шел в садик», «мне грустно», «я злюсь, потому что меня заставили есть кашу» и т.п.). В процессе психолог помогает каждому ребёнку сформировать словесно беспокоящий его факт.8. «Прощание» Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу настроение.Занятие 11. «Прошлое, будущее, настоящее»1. «Приветствие» Школьники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч школьнику. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая мяч следующему участнику2. Упражнение «Пишу письмо самому себе»Цель: осознать важность гармонии между собственным образом и жизнью. Учащимся предлагается написать письмо наиболее близкой и важной человеку - самому себе. Эти письма могут иметь любой контекст и размер. Главное, что бы они были максимально искренни. После завершения работы письма зачитываются и обсуждаются. 3. Упражнение «Веселый фотограф»Цель: формирование умения взаимоотношений в фрустрационная ситуациях. Из группы выбирается один ученик, перед которым стоит задача сделать фотографию на которые вся группа будет улыбаться. А все участники съемки должны сыграть роль чем недовольных людей, которые совсем не хотят быть на фото. 4. Упражнение «Дом ужасов» Цель: осознание своих страхов и переживаний. Детям предлагается нарисовать жителей дома ужасов и объяснить, почему они там живут. После этого, путем группового обсуждения, плохие жители дома превращаются в хороших (добрых, веселых, открытых) и переселяются в другое здание. 6. «Упражнение «Все мы разные и это прекрасно»Цель: развить чувство толерантности. Задача состоит в создании рисунке, где изображается радость. Делается оговорка, что можно использовать любые цвета и сюжетные линии. После завершения работы ученики обмениваются рисунками, а акцент делается на том, что они все разные и это прекрасно, ведь общий рисунок выглядит очень красиво и ярко.7. Упражнение «Три желания»Цель: формировать умение ставить цель. Учащиеся должны придумать и записать три свои самые заветные желания, а потом озвучивают их группе параллельно отвечая на вопрос: «Что нужно для того, чтобы моя мечта сбылась?».8. «Прощание». Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.Занятие 12. «Ты молодец»1. «Приветствие» Формируется круг учеников. Один - выходит на середину и рассказывает о том, что он умеет хорошо делать (танцевать, петь, рисовать и т.д.), а все остальные в ответ хором говорят фразу: «Ты - молодец!»2. Упражнение «Пирог желаний»Цель: формирование умений самоанализа, самопознания, знаний друг о друге через раскрытие желаний каждого из школьников. В начале упражнения ученикам рассказывается о значении желаний в жизни человека. После совместного обсуждения этого вопроса в группах учащимся предлагается нарисовать свои желание в виде слоеного пирога, где один слой - одно желание. Далее школьники делятся своими желаниями и обсуждают их в общем кругу.3. Упражнение «Я хочу, я должен»Цель: раскрыть сущность ответственного поведения, показать, что измениться может каждый. Ученикам предлагается задуматься над вопросом: «Что во мне нужно усовершенствовать?». Школьники формируют свои ответы и по желанию делятся ими с группой.4. Упражнение «Ящик Пандоры»Цель: анализ проблем и препятствий, которые мешают достижению жизненных целей. Ученикам рассказывается легенда о ящик Пандоры и все беды, которые она в себе содержала. Далее предлагается задание: написать на листах белой бумаги все препятствия, которые мешают ученикам быть счастливыми. После этого все написанные препятствия помещаются в ящик, подписанное как «ящик Пандоры» и отдаются педагогу на хранение. При этом на ящике указывается конкретная дата, когда его можно будет открыть (дата последнего занятия). Ученикам объясняется, что в течение серии занятий они будут бороться со своими страхами, тревогами и всем тем, что не дает им быть счастливыми, а на последнем занятии они смогут открыть ящик Пандоры и увидеть или избавиться от них преград, мешающих им в жизни.5.Упражнение «Сейчас я вижу себя так»Цель: выработка умений самоанализа. Ученикам дается задание нарисовать себя в виде чего, или кого-либо. Главный упор делается на том, что изображать нужно состояние, в котором ученик находится в данный момент времени. После окончания рисунков они вешаются на доску и коротко представляются группе. 6. «Прощание». Каждому школьнику предлагается нарисовать на отдельном листе бумаги прощальный подарок кому-то из членов группы. Далее каждый представляет свой подарок, а группа при этом отгадывает кому из учеников он адресован.2.3 Оценка эффективности разработанных мероприятийКритерии и показатели, а также диагностические задания представлены ниже.Диагностическая карта исследованияКритерииПоказателиДиагностикаСоциализация как взаимодействие- умение решать поставленные задачи путем организации эффективного общения.Диагностическая методика 1. Методика «Ковёр» (Е.О. Смирнова)Социализация как сотрудничество- навыки спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации;- навык осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе.Диагностическая методика 2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)Диагностическая методика 3. Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)Социализация как условие интериоризации - умение ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию.Диагностическая методика 4. Методика «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман)Диагностическая методика 1. «Ковёр» (автор: Е.О. Смирнова).Цель: изучение развитости умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения.Материалы и оборудование: «наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги».Проведение исследования производится коллективно.Диагностическая методика 2. «Рукавички» (автор: Г.А. Цукерман).Цель: выявить уровень развитости умения слушать и принимать во внимание доводы партнера, желание учитывать мнение другой стороны в ходе коммуникации, навыка спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации.Материалы и оборудование: «изображение рукавичек, цветные карандаши».Проведение исследования производится в парах.Содержание: «Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми» Диагностическая методика 3. «Совместная сортировка» (автор: Г.В. Бурменская). Цель: выявить уровень навыка поиска общего решения в случае ситуации, ущемляющей интересы ребенка, а также навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе.Материалы и оборудование: «комплект 25 фишек, сделанных из картона, бумажный лист для создания отчета».Проведение исследования производится попарно.Содержание: «детям предоставляется следующая инструкция: Дети, вы можете видеть перед собой комплекты различных фишек. В итоге нужно на листочке бумаги написать, как именно происходило ваше отделение фишек друг от друга и почему вы поступили именно таким образом».Диагностическая методика 4. «Узор под диктовку» (автор: Г.А. Цукерман) [17].Цель: выявить уровень навыка проведения непредвзятого и честного самоанализа стиля своего общения с партнером, умение увидеть слабые и сильные стороны в своей силе общения, умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию.Материалы и оборудование: «пример с узором, фишки».Проведение исследования производится попарно.Представим результаты диагностики социализации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе по диагностической методике «Ковер» Е.О. Смирновой.Можно отметить, что младшие школьники, как контрольной (47,3%), так и экспериментальной группы (49%, демонстрируют низкий уровень эффективного общения, эти дети не хотят слушать партнера по деятельности, проявляют агрессию, в случае спора отстаивают свою точку зрения негативно, на компромисс идти не хотят. Для этих детей не характерна продуктивность совместной деятельности; умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать.Таблица 1Уровень умений решать поставленные задачи путем организации эффективного общения в контрольной и экспериментальной группе младших школьников (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень9%57,3%4Средний уровень43,7%2443,7%24Низкий уровень47,3%2649%27Рисунок 1 - Уровень умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения (%)Для 43,7% детей контрольной группы и экспериментальной группы характерен средний уровень эффективного общения, эти дети слушают другого ученика только до тех пор, пока не возникает конфликтной ситуации. Под давлением педагога могут слушать товарища, однако компромисс находят с трудом.Для остальных детей характерен высокий уровень умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения. Они готовы слушать всегда, даже в ситуации столкновения интересов, принимают во вснимаени его точку зрения, в случае спора отстаивают свою точку зрения спокойно, проявляя позитивные эмоции.Далее представим результаты по методике «Рукавичка». Данная методикадиагностирует: умения детей слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга. Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.Таблица 2Уровень навыка спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации (%)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень7,3%49%5Средний уровень41,7%2343,7%24Низкий уровень51%2847,3%26Представим наглядно полученные результаты на рисунке 2.Рисунок 2 – Уровень навыка спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации (%)По 7,3% детей контрольной группы и 9% школьников экспериментальной группы во время деятельности показали высокий уровень способности к учету позиции партнера, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям.41,7% младших школьников контрольной группы и 43,7% школьников экспериментальной группы показали средний уровень способности учета позиции партнера, что связано с частичным сходством или отдельными признаками соответствия в выполненных работах, но имеются и заметно выраженные отличия. В ходе совместной деятельности они так и не смогли согласовать свои действия, изображая различные узоры при рисовании рукавички. Значительное большинство как контрольной (51%) и экспериментальной группы (47,3%) детей, имеют низкий уровень способности к учёту позиции партнёра, у обследуемых возникли трудности согласования совместных действий, нежелание принимать предложенные сверстником узоры. В ряде случаев при этом возникали ссоры с бурными аффективными проявлениями. Дети, видя отступление от намеченного плана у партнера, могли агрессивно среагировать, накричатьТаким образом, анализируя полученные в ходе исследования данные можно сделать вывод о том, что большая часть школьников не стремились уступать другим детям, чаще всего старались заставить поступать так как им нужно, не сотрудничали, поступали и все делали самостоятельно. Они не стремились понять своего сверстника в той или иной ситуации, пойти ему на уступки, хотели все делать сами, если у ребенка не получалось, могли не помогать. Проанализируем результаты методики «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской (таблица 5, рисунок 3).Мы видим, что 51,5% участников контрольной и 54,3% детей экспериментальной группы показали низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий сотрудничества. У таких детей были зафиксированы попытки наладить взаимодействие, которые, однако, оказались безуспешными. Дети конфликтовали, общего решения в случае ситуации, ущемляющей интересы ребенка, а также навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе не демонстрировали. Не умели договориться о деталях работы, не считались с точкой зрения другого участника пары. Самым популярными средствами речевого взаимодействия в таких парах стали спор и требование.Таблица 3Уровень навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень7,3%49%5Средний уровень41,7%2338,2%21Низкий уровень51%2852,8%29Представим наглядно полученные результаты на рисунке 3.Рисунок 3 - Уровень навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе (распределение в %)У 41,7% участников контрольной группы и 38,2% школьников экспериментальной группы был выявлен средний уровень сформированности навыка поиска общего решения в случае ситуации, ущемляющей интересы ребенка, а также навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе. У таких детей встречались расхождения во мнении. В переговоры вступают кратковременно до первой неудачи, далее делают задание сами, не спрашивая мнения партнера.Высокий уровень сформированности действий по сотрудничеству был выявлен у 9% участников экспериментальной группы и 7,3% участников контрольной группы. Такие дети начинали работать после того, как договорятся о предстоящих действиях, реализовывали взаимный контроль и взаимопомощь, работали друг с другом с интересом. В переговоры вступают охотно, сами проявляют инициативу и начинают общение. Задание делают, опираясь на мнение партнёра. Навык осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе сформирован, общаются с партнером спокойно, ошибки замечают и отмечают нейтрально, настроены в целом положительно, предлагают помощь в устранении недочетов.Рассмотрим результаты методики «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман.Таблица 4Уровень умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень9%57,3%4Средний уровень43,7%2443,7%24Низкий уровень47,3%2649%27Представим наглядно полученные результаты на рисунке 4.Рисунок 4 - Уровень умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию (распределение в %)47,3% детей из контрольной группы и 49% детей из экспериментальной группы не проявляют достаточный уровень навыков самоанализа стиля и коммуникации с партнером. Они не способны оценить свои сильные и слабые стороны в общении, а также не умеют задавать партнеру вопросы, чтобы получить необходимую информацию для успешной деятельности. Эти дети не стремятся объяснить свою точку зрения или выбранные ими действия партнеру, предпочитая работать в одиночку и не учитывать мнение или действия другого человека. Они не готовы анализировать свои коммуникативные навыки, считая, что все делают правильно и отлично общаются. Кроме того, они не умеют задавать вопросы партнеру, чтобы получить необходимую информацию, и не выражают интерес к его мнению или действиям.43,7% детей обоих групп присвоен средний уровень навыка проведения непредвзятого и честного самоанализа стиля своего общения с партнером, умение увидеть слабые и сильные стороны в своей силе общения, умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию. Дети в ходе деятельности проявляют стремление к объяснению партнеру своей точки зрения или хода действий до первого конфликта интересов, далее стремятся делать все в одиночку, не опираясь на мнение или действия другого человека. Анализировать свои навыки общения готовы частично, считают, что все делают правильно и общаются хорошо, но прислушиваются к замечаниям и предложениям педагога. Умение ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию также наблюдается частичное, с партнером общаются и вопросы задают, но его мнение учитывают не всегда.В обоих группах детей, контрольной и экспериментальной, наблюдается низкий уровень социализации. Это проявляется в том, что школьник, который является партнером по деятельности, не готов слушать его. Он не принимает во внимание доводы партнера и в случае спора агрессивно отстаивает свою точку зрения, выказывая негативные эмоции. Он также не готов слушать других людей и не желает искать компромисс. Он отвергает аргументы партнера в спорной ситуации и общается с ним агрессивно и неконструктивно, проявляя негативные эмоции. Школьник не готов идти на уступки и не желает искать общие решения или отстаивать свою позицию с использованием конструктивной аргументации. Вместо этого, он требует, чтобы его интересы были удовлетворены в форме ультиматума. Когда ребенка ограничивают в его интересах, он ведет себя неконструктивно и агрессивно, не вступает в переговоры и выполняет задание самостоятельно, не спрашивая мнения партнера. Он грубо общается с партнером, высмеивает его ошибки и проявляет негативное отношение, не предлагая свою помощь. В процессе деятельности ребенок не проявляет стремления объяснить свою точку зрения или свои действия партнеру, а стремится делать все самостоятельно, не учитывая мнение или действия другого человека. Школьник не готов анализировать свои навыки общения, полагая, что он делает все правильно и общается хорошо. Он не общается с партнером и не интересуется его мнением.На следующем этапе исследования с учениками экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент, цель которого заключалась в реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития социализации младших школьников с нарушением речи.На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика младших школьников по ранее выбранным методикам. Рассмотрим полученные результаты. Представим результаты диагностики социализации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе по диагностической методике «Ковер» Е.О. Смирновой.Таблица 5Уровень умений решать поставленные задачи путем организации эффективного общения в контрольной и экспериментальной группе младших школьников (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень9%518,2%10Средний уровень43,7%2465,4%36Низкий уровень47,3%2616,4%9Рисунок 5 - Уровень умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения (%)Как мы можем отметить, в контрольной группе результаты остались неизменными. В экспериментальной группе – результаты значительно изменились. 65,4% детей демонстрируют средний уровень, эффективного общения, эти дети слушают другого ученика только до тех пор, пока не возникает конфликтной ситуации. Под давлением педагога могут слушать товарища, однако компромисс находят с трудом.Для 18,2% детей характерен высокий уровень умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения. Они готовы слушать всегда, даже в ситуации столкновения интересов, принимают во внимании его точку зрения, в случае спора отстаивают свою точку зрения спокойно, проявляя позитивные эмоции.Проанализируем результаты по методике «Рукавичка». Для детей экспериментальной группы (20%) характерен высокий уровень способности к учету позиции партнера, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям.Таблица 6Уровень навыка спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации (%)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень9%520%11Средний уровень40%2261,8%34Низкий уровень51%2818,2%10Представим наглядно полученные результаты на рисунке 6.Рисунок 6 – Уровень навыка спокойных позитивных переговоров при возникновении спорной ситуации (%)61,8% младших школьников экспериментальной группы показали средний уровень способности учета позиции партнера, что связано с частичным сходством или отдельными признаками соответствия в выполненных работах, но имеются и заметно выраженные отличия. В ходе совместной деятельности они так и не смогли согласовать свои действия, изображая различные узоры при рисовании рукавички.Проанализируем результаты методики «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской.Таблица 7Уровень навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень7,3%418,2%10Средний уровень43,7%2465,4%36Низкий уровень49%2716,4%9Представим наглядно полученные результаты на рисунке 7.Рисунок 7 - Уровень навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе (распределение в %)Для большинства детей экспериментальной группы, характерен высокий уровень. Школьники спокойно принимают аргументы партнера, даже в спорной ситуации, и стремятся общаться конструктивно, не выражая отрицательных эмоций. Они готовы самостоятельно идти на уступки и хотят найти общее решение или отстоять свою позицию с аргументацией. Они также проявляют инициативу в переговорах и вступают в общение, даже если партнер не принимает его варианта действий. Взаимодействуя со своим партнером, школьники ведут себя конструктивно, замечают и отмечают ошибки нейтрально, и предлагают помощь в исправлении недочетов. Они также стремятся объяснить свою точку зрения или действия партнеру, даже в случае конфликта интересов, и стараются действовать совместно, опираясь на мнение и действия другого человека. Школьники готовы анализировать свои навыки общения, слушаются замечаний и предложений педагога, и всегда учитывают мнение партнера, общаясь с ним и задавая вопросы.Рассмотрим результаты методики «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман.Таблица 8Уровень умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию (распределение в %)УровеньУчащиеся контрольнойгруппыУчащиеся экспериментальной группы%Кол-во%Кол-воВысокий уровень7,3%420%11Средний уровень41,7%2361,8%34Низкий уровень51%2818,2%10Представим наглядно полученные результаты на рисунке 8.Рисунок 8 - Уровень умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию (распределение в %)Для 61,8% детей характерен средний уровень навыка проведения непредвзятого и честного самоанализа стиля своего общения с партнером, умение увидеть слабые и сильные стороны в своей силе общения, умения ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию. Дети в ходе деятельности проявляют стремление к объяснению партнеру своей точки зрения или хода действий до первого конфликта интересов, далее стремятся делать все в одиночку, не опираясь на мнение или действия другого человека. Анализировать свои навыки общения готовы частично, считают, что все делают правильно и общаются хорошо, но прислушиваются к замечаниям и предложениям педагога. Умение ставить вопросы к партнеру так, чтобы получить необходимую для деятельности информацию также наблюдается частичное, с партнером общаются и вопросы задают, но его мнение учитывают не всегда.Можно сказать, что в ходе формирующего этапа у детей экспериментальной группы значительно вырос уровень психологических знаний и навыков. ЗаключениеФедеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования ориентирует современное российское образование на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на конструирование такой системы образования, которая бы позволила достижение социально желаемого личностного и познавательного развития обучающихся». Анализируя полученные в ходе исследования данные можно сделать вывод о том, что большая часть школьников не стремились уступать другим детям, чаще всего старались заставить поступать так как им нужно, не сотрудничали, поступали и все делали самостоятельно. Они не стремились понять своего сверстника в той или иной ситуации, пойти ему на уступки, хотели все делать сами, если у ребенка не получалось, могли не помогать. У 41,7% участников контрольной группы и 38,2% школьников экспериментальной группы был выявлен средний уровень сформированности навыка поиска общего решения в случае ситуации, ущемляющей интересы ребенка, а также навыка осуществлять контроль за результатами деятельности партнера спокойно, конструктивно, в эмоционально позитивном ключе. У таких детей встречались расхождения во мнении. В переговоры вступают кратковременно до первой неудачи, далее делают задание сами, не спрашивая мнения партнера.47,3% детей из контрольной группы и 49% детей из экспериментальной группы не проявляют достаточный уровень навыков самоанализа стиля и коммуникации с партнером. Они не способны оценить свои сильные и слабые стороны в общении, а также не умеют задавать партнеру вопросы, чтобы получить необходимую информацию для успешной деятельности. Эти дети не стремятся объяснить свою точку зрения или выбранные ими действия партнеру, предпочитая работать в одиночку и не учитывать мнение или действия другого человека. Они не готовы анализировать свои коммуникативные навыки, считая, что все делают правильно и отлично общаются. Кроме того, они не умеют задавать вопросы партнеру, чтобы получить необходимую информацию, и не выражают интерес к его мнению или действиям.В обоих группах детей, контрольной и экспериментальной, наблюдается низкий уровень социализации. Это проявляется в том, что школьник, который является партнером по деятельности, не готов слушать его. Он не принимает во внимание доводы партнера и в случае спора агрессивно отстаивает свою точку зрения, выказывая негативные эмоции. Он также не готов слушать других людей и не желает искать компромисс. Он отвергает аргументы партнера в спорной ситуации и общается с ним агрессивно и неконструктивно, проявляя негативные эмоции. Школьник не готов идти на уступки и не желает искать общие решения или отстаивать свою позицию с использованием конструктивной аргументации. Вместо этого, он требует, чтобы его интересы были удовлетворены в форме ультиматума. Когда ребенка ограничивают в его интересах, он ведет себя неконструктивно и агрессивно, не вступает в переговоры и выполняет задание самостоятельно, не спрашивая мнения партнера. Он грубо общается с партнером, высмеивает его ошибки и проявляет негативное отношение, не предлагая свою помощь. В процессе деятельности ребенок не проявляет стремления объяснить свою точку зрения или свои действия партнеру, а стремится делать все самостоятельно, не учитывая мнение или действия другого человека. Школьники не готовы анализировать свои навыки общения, полагая, что он делает все правильно и общается хорошо. Он не общается с партнером и не интересуется его мнением.На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика младших школьников по ранее выбранным методикам. Рассмотрим полученные результаты. В контрольной группе результаты остались неизменными. В экспериментальной группе – результаты значительно изменились. 65,4% детей демонстрируют средний уровень, эффективного общения, эти дети слушают другого ученика только до тех пор, пока не возникает конфликтной ситуации. Под давлением педагога могут слушать товарища, однако компромисс находят с трудом.Для 18,2% детей характерен высокий уровень умения решать поставленные задачи путем организации эффективного общения. Они готовы слушать всегда, даже в ситуации столкновения интересов, принимают во внимании его точку зрения, в случае спора отстаивают свою точку зрения спокойно, проявляя позитивные эмоции.Для детей экспериментальной группы (20%) характерен высокий уровень способности к учету позиции партнера, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям.Для большинства детей экспериментальной группы, характерен высокий уровень социализации. Школьники спокойно принимают аргументы партнера, даже в спорной ситуации, и стремятся общаться конструктивно, не выражая отрицательных эмоций. Они готовы самостоятельно идти на уступки и хотят найти общее решение или отстоять свою позицию с аргументацией. Они также проявляют инициативу в переговорах и вступают в общение, даже если партнер не принимает его варианта действий. Взаимодействуя со своим партнером, школьники ведут себя конструктивно, замечают и отмечают ошибки нейтрально, и предлагают помощь в исправлении недочетов. Они также стремятся объяснить свою точку зрения или действия партнеру, даже в случае конфликта интересов, и стараются действовать совместно, опираясь на мнение и действия другого человека. Школьники готовы анализировать свои навыки общения, слушаются замечаний и предложений педагога, и всегда учитывают мнение партнера, общаясь с ним и задавая вопросы.Можно сказать, что в ходе формирующего этапа у детей экспериментальной группы значительно вырос уровень социальных навыков. Список литературы
2. Ананьева, Е. П. Психологическое пространство личности: социально-психологическое осмысление и развитие понятия / Е. П. Ананьева // Гуманитарные науки. – 2020. – №4. – С. 136-1
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 2019. – 224 с.
4. Ахмедова, Э. М. Особенности психологического консультирования по проблемам стрессоустойчивости и социально-психологической адаптации студентов-первокурсников / Э. М. Ахмедова, С. Дж. Бакиева // Вестн. Московской международной академии. – 2023. – №1. – С. 32-36.
5. Бабаева Т.И. Влияние семьи на формирование социального поведения дошкольников // Здравоохранение, образование, безопасность / Т. И. Бабаева. – 2016. – № 4. – С. 26-28.
6. Бездетко К. А. и др. Направления совершенствования системы дополнительного образования детей //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №. 6 (40). – С. 5-10.
7. Белкина В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 170 с.
8. Бельтюкова О.В., Ашрафуллина Г.Ш. Герменевтический подход к развитию социальной активности личности // Бельтюкова О.В., Ашрафуллина Г.Ш. Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3 (71). С. 135–139.
9. Белякова О.В. Социализация одаренных детей и подростков в проектной деятельности / О. В. Белякова // Наука и образование: новое время. - 2018. - №1. - С.26-28.
10. Бесаева, А. Г. Ценностно-смысловая сфера личности в структуре психологического знания / А. Г. Бесаева, А. Р. Джиоева, Е. Г. Сиукаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60-3. – С. 57-59.
11. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. – 2-е изд. – Москва: Изд. дом «Энциклопедист-Максимум»; Санкт-Петербург: Изд. дом «Міръ», 2015. – 240 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М., 2014. – 247 с.
13. Братусь, Б. С. Аномалия личности. Психологический подход / Б. С. Братусь. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Никея, 2019. – 890 с.
14. Брызгалин, Е. А. Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по материалам отечественных и зарубежных научных источников) / Е. А. Брызгалин // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15, №2. – С. 46-66.
15. Гладько Ю. А. Совершенствование системы школьное образования / Ю. А. Гладько // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – Вып. №12 (64). – С. 281-287.
16. Горюшина Е. А. Сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей //Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО. – 2020. – С. 106.
17. Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 173 с.
18. Донцов, А. И. Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности / А. И. Донцов, Д. А. Донцов // Школьные технологии. – 2018. – №4. – С. 10-17.
19. Дорошенко О. М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы / О. М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. – №1. – С. 12-16.
20. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. – Москва: Норма, 2019. – 224 c.
21. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – Москва: Джангар, 2012. – 864 с.
22. Журавлева И. А. Особенности развития дополнительного образования детей и взрослых в России Социология. – 2021. – №. 1. – С. 103-114.
23. Зенкин М. А. Отраслевое дополнительное образование детей в России и за рубежом: Основные тренды, модели, эффекты //Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. – 2023. – №. 1 (13). – С. 28-39.
24. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик //Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №. 4. – С. 46-53.
25. Золотарёва А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России //Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. – №. 1. – С. 194-199.
26. Зыкова А. В. Изобразительно-выразительные средства языка в педагогических притчах Ш. А. Амонашвили / А. В. Зыкова // Инновационная наука. – 2019. – №11. – С. 103-105.
27. Иванкова, Д. Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2018. – Т. 8., Вып. 4. – С. 381-395.
28. Итекпаева Н. Ю. Организация образовательной среды, как фактор социализации детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Итекпаева // Вестник науки. – 2020. – Т. 4, №9 (30). – С. 4-9.
29. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №. 1. – С. 5-11.
30. Каталийчук О. П. Метод проектов как средство развития творческой активности и социализации детей в театральной деятельности / О. П. Каталийчук // Мировая наука. – 2019. – №11 (32). – С. 356-359.
31. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов дошкольных отд-ний / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
32. Коробейникова Е. Ю. Подготовка педагогов сферы дополнительного образования детей к обновлению дополнительных общеобразовательных программ //Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. – 2024. – №. 1 (17). – С. 23-36.
33. Космарова, А. В. Социология детства как научно-теоретическое знание практической социальной работы с детьми / А. В. Космарова, А. Б. Тугаров // E-Socio. – 2018. – №1 (16). – С. 68-75.
34. Криулина, А. А. Социальный капитал как феномен субъективной реальности. Часть 1: Теоретико-методологический анализ [Электронный ресурс] / А. А. Криулина, Н. А. Шаталова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2018. – №4 (48)
35. Кусалиева Л. Р. Роль дополнительного образования детей в современном мире // Перспективы формирования конкурентоспособной научной модели Российской– 2023. – С. 131-133.
36. Леонтьев А. А. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. – Москва: Смысл, 2005. – 431 с.
37. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996, 361 с.
38. Магомедова Л. И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей //Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. – №. 2. – С. 26.
39. Майданский, А. Воспитание и природа: уроки Загорского эксперимента / А. Майданский // Философская антропология. – 2019. – Т. 5, №1. – С. 81-101.
40. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 800 c.
41. Малеева, М. С. Актуальные вопросы сущности и характеристика социальных ценностей личности [Электронный ресурс] / М. С. Малеева // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. – 2022. – №3 (3).
42. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов/ В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 656 с.
43. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мухина. – Москва: МГПИ, 1985 (1986). – 103 с.
44. Никитина Е.А. Законодательство в сфере образования как источник педагогической поддержки одаренных детей / Е. А. Никитина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2020. - №6. - С.28-30.
45. Николаева А. В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта образования / А. В. Николаева // Историко-педагогический журнал. – 2018. – №4. – С. 188-200.
46. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с
47. Павлова Н. И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 4 (83). – С. 273-276.
48. Пачурин Г. В. и др. Дополнительное образование детей: новые подходы //Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №. 5-1. – С. 171-177.
49. Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях / А. М. Рагулина // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. – №5. – С. 78-84.
50. Радул, В. В. Социализация и воспитание личности: к вопросу о корреляционном взаимовлиянии / В. В. Радул, О. С. Радул // Наука и образование сегодня. – 2020. – №1 (48). – С. 42-48.
51. Рожков М. И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования детей //Методист. – 2020. – №. 6. – С. 2-4.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питре, 2019. – 713 с.
53. Савенкова Т. Д. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми как средство позитивной социализации / Т. Д. Савенкова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – Т. 25, №186. – С. 104-113.
54. Сафонова П. Н., Шамрай И. Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – №. 4 (96). – С. 158-161.
55. Серякова С. Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №. 1. – С. 57-60.
56. Сунцова, Я. С. Психологическое благополучие личности в связи с доверием к себе и людям / Я. С. Сунцова // Вестн. Удмуртского университета. – 2020. – Т. 30, вып. 1. – С. 33-47.
57. Ускова, Д. Н. Развитие интерпретирующей способности личности: дис. ... д. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05 / Д. Н. Ускова. – Москва, 2007. – 428 с.
58. Фомина, А. П. Сравнительный анализ педагогических моделей формирования системы ценностей подростков из различных социальных групп в современной системе образования России / А. П. Фомина // Проблемы современного образования. – 2018. – №6. – С. 142-149.
59. Холл, К. С. Теории личности [Электронный ресурс] / К. С. Холл, Г. Линдсей; пер. И. Б. Гриншпун. – Москва: «КСП +», 1997; Киев: PSYLIB, 2005. – 400 с.
60. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.