Тема детства в живописи Отто Филиппа Рунге
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава II. Тема детства в искусстве 8
2.1. Развитие темы детства в искусстве 8
2.2. Определение и характеристики романтизма в отношении к этапам детства 10
Глава III. Живопись Филиппа Отто Рунге 14
3.2. Особенности немецкого романтизма в работах Рунге 14
3.1. Произведений художника с образами детей и их анализ 17
Приложение 26
Такая разомкнутая композиция сближает портрет с сюжетным полотном.Сходный жанровый оттенок и поиск поэтического присущи двойному «Портрету детей художника Отто Сигизмунда и Марии Доротеи» (Ил.19), оставшемуся неоконченным. По свидетельству Даниеля, это был наиболее любимый детский портрет Рунге. Ласковое объятие Марии Доротеи и доверчиво протянутая к ней ручонка Отто Сигизмунда воспринимаются как символы вечной романтической дружбы.Сам красочный слой картины имеет внутри себя движениеи даже участвует в раскрытии духовной жизни образа.Динамична манера письма. Композиция портрета, почти не оставляя фона вокруг фигур и тем укрупняя и приближая их к зрителю, создает впечатление, что моделям тесно в пределах полотна. Это чисто романтическая интерпретация картинного пространства. Если в «Портрете Отто Сигизмунда в детском кресле» еще существовало расстояние между моделью и зрителем, то здесь его нет. Низкая точка зрения создает дополнительный динамический эффект: линия горизонта сместилась, и изображение уже надвигается на зрителя.Картина «Жена и сын художника» 1807 г. (Ил.20),значится в списке семейных портретов мастера как незаконченный. Цвет здесь лишен переходов и многообразия тонов и оттенков, однако движения авторской кисти более определенны и четки. Менее упрощенно-схематичным стал пейзажный фон, и даже сама его незаконченность, привнося некое беспокойство, способствует впечатлению живописной свободы. Психологическая выразительность полотна настолько органично связалась с его живописной фактурой, что трудно представить себе этот портрет исполненным в гладкой технике сливающихся красочных мазков.Заметное сходство портрета с ренессансными мадоннами вовсе не говорит о формальном следовании старым образцам. Используя подобный прием, Рунге хотел не конкурировать с великими итальянскими мастерами, а усилить впечатление приподнятости образа, тем самым усложняя содержание портрета. То же можно сказать и о пейзаже: тревожное, изменчивое состояние облачного неба вторит напряженному взору Паулины и младенца, устремленному вдаль.Такой же отрешенный взгляд в сторону мы встречаем в портрете Вильгельмины СофииХельвиг (Ил.21) этого же года. Живописное полотно Рунге, на котором изображен спящий мальчик (Ил.22) С бабочкой и цветами. Бабочка – как символ души, ночи, таинственной трансформации. Бабочка – как символ встречается у Рунге не однократно (Ил.23). А ночь – как иное, далекое для романтиков, становится неким горизонтом постижения бесконечного.К теме цветочного символизма Рунге подходит особенно трепетно (Ил.24). В портретах детей он обязательно использует цветы. Рунге изучает сложные формы цветов, делает зарисовки и анализирует. Можно отметить, что цветы и плодыхудожник заимстввует для изображения «маленьких взрослых» из символикивзрослого портрета. А ребенка, в связи с романтической концепцией детства,он помещает вособое идиллическое пространство, подобное безмятежному райскому саду с обилием разного рода диких и цветущих растений.Стоит отметить Этюд к Великому утру (Ил.25) 1809 года. Летящий ангел или ребенок, парит над райским садом, у него в руке бутон розы и он сам как необычный цветок. Сад, над которым совершается полет, с четко заданными границами в то же время «ограничивает» мир в целоми мир детства в частности.ЗаключениеЦелью курсовой работы было рассмотреть специфику темы детства в живописи Ф.О. Рунге и выявить основные мотивов и использование символов. Можно сделать вывод, что используемые художником приемы при создании образов детей были взяты из живописи предыдущих эпох: возрождения и классицизма. Но Рунге исследует живопись, используя символы и сложный колорит он создает образы - наполненные смыслом и не лишенные теплоты, и душевного внимания. В данном исследовании были отмечены следующие задачи. Была проанализирована основная эстетика эпохи романтизма – на основании чего был сделан вывод, что детские образы, которые рождались у художника были воплощением новаторского внимания к личности ребенка в немецком романтизме XVIIIвека. Изучив творчество иключевые произведения Ф.О. Рунге можно отметить его исследовательский характер живописи.Он исследовал растущие формы растений в полуабстрактных силуэтах, создание, использование и определение цвета. Выявив основные художественные приемы, которые были использованы художником при создании детских образов можно подытожить. Что полотнаРунге, посвященные теме детства, исполнены своего рода наивного жизнелюбия «изначального изобретателя» - наиболее ценимого романтиками качества в художественном творчестве. Именно его они жадно искали, приобщаясь к народной поэзии, народному ремеслу, искусству примитива. У Рунге это проявляется в непреклонной уверенности, что грубоватая характерность образов, добытая непредвзятым достоверным исследованием природы, прекраснее изящной гармонии идеального, покоящейся на традиционных классических представлениях.Список использованной литературы1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Общ. ред. и вступ. ст. проф. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. 244 с. 2. Абдуллина Д. А. Растительные мотивы в детском портрете XVIII-XIX веков//Новое искусствознание, 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rastitelnye-motivy-v-otechestvennom-detskom-portrete-xviii-xix-vekov-rebenok-v-tsarstve-flory (дата обращения: 13.05.2024).3.Белова Ю. Н. От пасторали Ватто к «Идиллии» Гейнсборо // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2015. Вып. 4. С. 13–27.4.Берковский Н. Я. Романтизм в Германии, — СПб.: Азбука-классика, 2001.512 с.5.Бычков В.В. Символическая сущность искусства в романтической эстетике Фридриха Шлегеля // Художественная культура. 2021. №1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskaya-suschnost-iskusstva-v-romanticheskoy-estetike-fridriha-shlegelya (дата обращения: 13.05.2024).6.Ганина С. А. Антропология детства в искусстве: философско-эстетический анализ // Ценности и смыслы. 2011. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-detstva-v-iskusstve-filosofsko-esteticheskiy-analiz (дата обращения: 13.05.2024).7. Зернов Б. Ф.О.Рунге / Искусство, 1978, № 6, С.14-17.8.Золотарева Л. Р. Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике романтизма // МНКО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-vzaimosvyazi-v-kontekste-izucheniya-istorii-iskusstva-vzaimosvyaz-iskusstv-v-poetike-romantizma (дата обращения: 13.05.2024).9. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 93–100.10. ХодаковскийЕ.В.Немецкая живопись. 1330-1945. Альбом. – СПб.: 200411. Левочский С.С. Символ Ночи в немецком романтизме // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-nochi-v-nemetskom-romantizme (дата обращения: 13.05.2024).12.Михайлов А. В. Эстетика немецких романтиков. М.: 1987. 434 с.13. Макаренко К. В. Образ природы в живописи немецкого экспрессионизма // Вестник СПбГИК. 2016. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-prirody-v-zhivopisi-nemetskogo-ekspressionizma (дата обращения: 13.05.2024).14.Стеффенс Х.Ф. О. Рунге // Стеффенс Х. Эстетика немецких романтиков. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2014. 734 с.15. Тарасов Ю.А. Из истории романтизма: К.Д.Фридрих, Ф.О.Рунге. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2006, 238 с.16.Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга. 2001. Т. 1. 332 с.; 200317. Художники Западной Европы XV-XIX вв. Биографический словарь. Германия, Англия. – СПб.: Азбука, 200818. THEARTOFHEGEL'SAESTHETICS, университет Кельна / [текст] [Электронный ресурс] URL: https://kups.ub.uni-koeln.de/25027/1/Mo39_HegelsAesthetics_ub.pdf (дата обращения 09.05.2024)19. Bisanz R.M. German romanticism and Philipp Otto Runge; a study in nineteenth-century art theory and iconography. DeKalb: Northern Illinois UP, 1970. 155 р.20. Lehner E., Lehner J. Folklore and Symbolism of Flowers, Plants and Trees. Istanbul: Colchis Books, 1960.128 p.21. Seaton B. The Language of Flowers: A History. Charlottesville: University of Virginia Press, 2012. 234 p.22.Scholl Chr. RomantischeMalereialsneueSinnbildkunst: StudienzurBedeutungsgebungbei Philipp Otto Runge, Caspar David Friedrich und den Nazarenern. München: DeutscherKunstverlag, 2007. 462 р.ПриложениеИллюстрация №1Филипп Отто Рунге, Лили и утренняя звезда, 1808570 x 409 см. Black, white, and red chalkWallraf-Richartz Museum, Köln | GermanyИллюстрация №2Филипп Отто Рунге, Великоеутро, 1809-1810, 152 x 113 cmХолст, масло, Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №3Филипп Отто Рунге, Деталь, Великое утро, 1809-1810 г.Холст, масло, Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №4ФилиппОттоРунге, Автопортрет (ок. 1801-02), черно-белыймелом,55,3 x 43,3 см., Kunsthalle, Hamburg, GermanyИллюстрация №5Филипп Отто Рунге, Цветнаясфера, 1810, акварели, карандаш, 152 x 100, Kunsthalle, Гамбург, Германия Иллюстрация №6Филипп Отто Рунге, День (1803), ручка и карандаш, 95,1 x 63,1 см. Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №7Филипп Отто Рунге, Вечер, 1803, ручка и карандаш, 95,2 х 64 см.Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №8Филипп Отто Рунге,Ночь (1803), ручка и карандаш, 95,3 x 62,5 см.Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №9Филипп Отто Рунге,Ночь(1803), ручка и карандаш, 71,4 x 48,2 см.Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №10Филипп Отто Рунге, Мы трое, слева направо, брат художника Даниэль, жена художника Полина и автопортрет (1805), 100 x 122 см., уничтожена при пожаре 1931 г.Иллюстрация №11Филипп Отто Рунге, Утро, 1808, Холст, масло, 106 x 81 см.Kunsthalle, Гамбург, Германия Иллюстрация №12Филипп Отто Рунге, Петр на море, 1806, 116 x 157 см.Kunsthalle, Гамбург, Германия Иллюстрация №13Филипп Отто Рунге, Дети Хюльзенбека (1805-06), 131,5 х 143,5 см.Kunsthalle, Гамбург, Германия Иллюстрация №14Филипп Отто Рунге, Маленький Пертес 1805, Холст, масло, 143,5 × 95 смBauhausMuseum в Веймаре, ГерманияИллюстрация №15Филипп Отто Рунге,Родители художника, 1806, 196 x 131 см. Холст, масло, BauhausMuseum в Веймаре, ГерманияИллюстрация №16Филипп Отто Рунге,Деталь, Великое утро, 1809-1810 г.Холст, масло, Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №17Филипп Отто Рунге,Рождение человеческой души, 1806 г., 35,5 x 32,7 см., частная коллекция, ГерманияИллюстрация №18Филипп Отто Рунге,Отто Сигизмунд Рунге на складном стуле, 1805 г., 40 х 35,5 см, Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №19Портрету детей художника Отто Сигизмунда и Марии Доротеи, ок.1807, 130 х 143 см, Холст, масто, Kunsthalle, Гамбург, ГерманияИллюстрация №20Филипп Отто Рунге, Жена и сын художника, (1807), 97 х 73 см., холст, маслоБерлин. Старая Национальная галереяИллюстрация №21Филипп Отто Рунге,Вильгельмина София Хельвиг, 1807, 116 x 92 см., холст, масло, Государственный музей, БерлинИллюстрация №22Филипп Отто Рунге,1807, Спящий мальчик, 100 x 122 см., холст, маслочастная коллекция, БерлинИллюстрация №23Филипп Отто Рунге,1807, мальчик, 96x74 см., холст, маслоБерлин. Старая Национальная галереяИллюстрация №24Филипп Отто Рунге,Рисунки цветов, карандаш, бумага, 90x35 см., Берлин. Старая Национальная галереяИллюстрация №25Филипп Отто Рунге,Этюд к Великому утру,1809, мел и карандаш, 40,6 х 53,4 см.Берлин. Старая Национальная галерея
1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Общ. ред. и вступ. ст. проф. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. 244 с.
2. Абдуллина Д. А. Растительные мотивы в детском портрете XVIII-XIX веков// Новое искусствознание, 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rastitelnye-motivy-v-otechestvennom-detskom-portrete-xviii-xix-vekov-rebenok-v-tsarstve-flory (дата обращения: 13.05.2024).
3. Белова Ю. Н. От пасторали Ватто к «Идиллии» Гейнсборо // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2015. Вып. 4. С. 13–27.
4. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии, — СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
5. Бычков В.В. Символическая сущность искусства в романтической эстетике Фридриха Шлегеля // Художественная культура. 2021. №1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskaya-suschnost-iskusstva-v-romanticheskoy-estetike-fridriha-shlegelya (дата обращения: 13.05.2024).
6. Ганина С. А. Антропология детства в искусстве: философско-эстетический анализ // Ценности и смыслы. 2011. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-detstva-v-iskusstve-filosofsko-esteticheskiy-analiz (дата обращения: 13.05.2024).
7. Зернов Б. Ф. О.Рунге / Искусство, 1978, № 6, С.14-17.
8. Золотарева Л. Р. Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике романтизма // МНКО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-vzaimosvyazi-v-kontekste-izucheniya-istorii-iskusstva-vzaimosvyaz-iskusstv-v-poetike-romantizma (дата обращения: 13.05.2024).
9. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 93–100.
10. Ходаковский Е.В. Немецкая живопись. 1330-1945. Альбом. – СПб.: 2004
11. Левочский С.С. Символ Ночи в немецком романтизме // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-nochi-v-nemetskom-romantizme (дата обращения: 13.05.2024).
12. Михайлов А. В. Эстетика немецких романтиков. М.: 1987. 434 с.
13. Макаренко К. В. Образ природы в живописи немецкого экспрессионизма // Вестник СПбГИК. 2016. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-prirody-v-zhivopisi-nemetskogo-ekspressionizma (дата обращения: 13.05.2024).
14. Стеффенс Х.Ф. О. Рунге // Стеффенс Х. Эстетика немецких романтиков. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2014. 734 с.
15. Тарасов Ю.А. Из истории романтизма: К.Д.Фридрих, Ф.О.Рунге. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2006, 238 с.
16. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга. 2001. Т. 1. 332 с.; 2003
17. Художники Западной Европы XV-XIX вв. Биографический словарь. Германия, Англия. – СПб.: Азбука, 2008
18. THE ART OF HEGEL'S AESTHETICS, университет Кельна / [текст] [Электронный ресурс] URL: https://kups.ub.uni-koeln.de/25027/1/Mo39_HegelsAesthetics_ub.pdf (дата обращения 09.05.2024)
19. Bisanz R.M. German romanticism and Philipp Otto Runge; a study in nineteenth-century art theory and iconography. DeKalb: Northern Illinois UP, 1970. 155 р.
20. Lehner E., Lehner J. Folklore and Symbolism of Flowers, Plants and Trees. Istanbul: Colchis Books, 1960. 128 p.
21. Seaton B. The Language of Flowers: A History. Charlottesville: University of Virginia Press, 2012. 234 p.
22. Scholl Chr. Romantische Malerei als neue Sinnbildkunst: Studien zur Bedeutungsgebung bei Philipp Otto Runge, Caspar David Friedrich und den Nazarenern. München: Deutscher Kunstverlag, 2007. 462 р.