Фрагмент для ознакомления
Арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, формирует активную жизненную позицию и повышает стрессоустойчивость.Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий совладания со стрессом у подростков2.1 Организация и методы исследованияДля изучения особенностей совладания со стрессом у подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа среди учащихся седьмого класса в количестве 14 человек. В ходе исследования мы использовали следующие диагностики61. Методика "Копинг-тест Р. Лазаруса" позволяет определить основные механизмы психологической защиты и способы справления с психологическими трудностями. Этот метод является стандартным для определения стратегий справления. Опрос был разработан Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирован в России Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк и М.С. Замышляевой в 2004 году. Авторы определяют стратегии справления как способы борьбы с трудностями, адаптации к новым ситуациям. Цель стратегий справления заключается в преодолении трудностей, уменьшении их влияния на жизнь подростка, умении противостоять им или избегать сложных ситуаций. Подросткам предлагается ответить на 50 утверждений, описывающих их поведение в ситуациях стресса или фрустрации, когда они не могут удовлетворить свои важные потребности.[15]Полученные баллы относятся к трем уровням напряжения копинг-механизмов. Низкий уровень напряжения копинг-механизмов (0-6 баллов) соответствует адаптивному варианту копинга. Средний уровень напряжения копинг-механизмов (7-12 баллов) является пограничным состоянием. Высокий уровень напряжения копинг-механизмов (13-18 баллов) указывает на выраженную дезадаптацию.Копинг-тест включает в себя следующие шкалы: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения, позитивная переоценка. Авторы рассматривают стратегию поведения "конфронтация" как неадаптивный механизм копинга, который заключается в решении проблем через поведенческую активность. Стратегия "дистанцирование" включает в себя обесценивание ситуации и уменьшение ее эмоциональной значимости с помощью приемов юмора, переключения внимания и рационализации. "Самоконтроль" позволяет преодолеть негативизм с помощью контроля над своими действиями и эмоциями. "Поиск социальной поддержки" является адаптивной стратегией, при которой человек пытается получить помощь от других. "Принятие ответственности" может привести к излишней самокритике и самобичеванию. "Бегство-избегание" включает в себя уклонение от проблемы. "Планирование решения" основано на анализе вариантов исхода ситуации. "Позитивная переоценка" позволяет воспринимать проблемы как возможности для личностного роста.2. Методика «Индекс жизненного стиля» (авторы Р. Плутчик, Х. Келлерман, Р. Конте) состоит из 97 утверждений с предполагаемым 44 ответом «да» или «нет». Опросник позволяет изучить специфичность и уровень активности механизмов психологической защиты личности. Авторы выделяют «…восемь базовых механизмов психологической защиты: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация»[22]Отрицание - это психологическая защита личности, которая позволяет подростку отрицать сильные негативные эмоции, вызывающие тревогу. Реальная информация, которая может быть травматичной, не воспринимается или не признается личностью, что приводит к конфликту внутренних мотивов. Отрицание часто связано с повышенной внушаемостью и доверчивостью.Вытеснение - это процесс, при котором неблагоприятные для личности стимулы переносятся в бессознательное состояние. Вытесненные мысли и чувства могут проявляться в форме невротической симптоматики или немотивированной тревоги. Чаще всего вытесняются черты личности, которые не считаются привлекательными, но могут стать причиной межличностных конфликтов.Регрессия - это возвращение к более простым и линейным целям, заменяя сложные. Этот механизм часто связан с импульсивностью и слабостью эмоционального контроля.Компенсация - это замена дефицитарного компонента другим, фантазирование или присвоение себе свойств. Этот механизм связан с комплексом неполноценности и может проявляться в агрессивном или девиантном поведении.Проекция - это приписывание другим неосознаваемых мыслей и чувств. Этот механизм часто используется в межличностной коммуникации, что может затруднить понимание поведения других.Замещение - это направление эмоций на другие объекты для снятия напряжения.Рационализация - это объяснение мотивов собственных действий и поведения других с помощью рациональных аргументов. В этот механизм часто включается сублимация.Гиперкомпенсация- это блокирование неприемлемых мыслей, вызывающих раздражение, тревогу или агрессию, и появление противоположных стремлений.В ходе нашего исследования мы поставили перед собой цель выявить особенности поведенческих и эмоциональных состояний у подростков, такие как отношение к различным аспектам жизни, проявления агрессии, способы реагирования на стрессовые ситуации, умение адаптироваться в новых условиях (используемые копинг-стратегии), а также типы и степень выраженности защитных механизмов.2.2 Результаты эмпирического исследованияНа первом этапе исследования мы провели диагностику защитных механизмов подростков контрольной и экспериментальной группы.Механизмы психологической защиты, такие как "замещение", "проекция" и "компенсация", более выражены у подростков контрольной группы (соответственно 67,64%, 59,86% и 48,92%). Это означает, что подростки склонны приписывать другим людям неприемлемые для них чувства и выражать свою агрессию опосредованно, направляя ее на другие объекты или людей. Наименее выражены механизмы психологической защиты, такие как "отрицание" (12,53%), "реактивные образования" (16,40%) и "интеллектуализация" (19,74%). Подростки контрольной группы не избегают проблемных ситуаций, но решают их доступными способами, не прибегая к эмоциональным реакциям.Исследование показало, что у подростков из экспериментальной группы более выражены механизмы защиты "вытеснение" (69,11%) и "регрессия" (80,05%). Высокие значения "вытеснения" указывают на аффективное поведение и отсутствие самокритичности. Этот механизм защиты является одним из самых простых. Более половины исследуемых (52,99%) также проявляют высокую степень напряженности по показателям "компенсация" и "реактивные образования". "Компенсация" - это сложный когнитивный механизм, который обычно используется осознанно. В этом случае дети стараются соответствовать ожиданиям взрослых и подчиняться указаниям учителя. Наименее выраженными и редко используемыми у подростков из экспериментальной группы являются механизмы "интеллектуализация" (11,33%), "отрицание" (22,81%) и "проекция" (21,75%). То есть, подростки склонны снимать напряжение с помощью менее конструктивных механизмов психологической защиты, которые являются ригидными, неосознаваемыми и искажают реальность.Для проверки данных используется корреляционный анализ. Взаимосвязь механизма психологической защиты в экспериментальной и контрольной группах показывает, что существует прямая корреляционная связь между показателями "регрессия" и "замещение" (r = 0,56 при р ≤ 0,01). Это означает, что чем больше неприемлемых мыслей и чувств, которые становятся неосознаваемыми, тем склоннее личность создавать обоснования для того, чтобы не признавать свои ошибки из-за боязни потери самоуважения и уважения сверстников. Подростки стремятся избежать тревоги, применяя простые методы решения ситуаций и психологически возвращаются на более ранние стадии онтогенетического развития. Они подавляют (смещают) негативные эмоции путем эмоциональной разрядки на более доступных к агрессивным проявлениям объектах (другие сверстники, младшие дети).Обнаружена прямая корреляционная связь между показателями "проекция" и "интеллектуализация" (r = 0,51 при р ≤ 0,01). Подростки стремятся переносить неприемлемые чувства на внешние объекты, отодвигая их значимость на второй план. Дети могут говорить, что "это он злой, агрессивный, а не я", часто оправдывая свои агрессивные поступки перед окружающими. Подростки могут преодолевать негативные чувства путем подавления эмоций. На неприятные события они реагируют без эмоций, сухо, с чрезмерной логикой, применяя установки. Даже при наличии доказательств, они уходят в рассуждения и приводят доводы в свою пользу.Использование неадаптивных психологических защит, таких как "регрессия" и "замещение", сильно влияет на развитие личности подростков, вызывая дестабилизацию их эмоционального состояния, постоянное нахождение в стрессовых ситуациях и повышенный уровень тревожности. Эти защитные механизмы также связаны с низкой вариативностью психологической самозащиты. Однако, интенсивность использования этих механизмов различается. В экспериментальной группе наиболее выражены и часто используются "вытеснение", "регрессия" и "отрицание". В контрольной группе подростки склонны применять механизмы "замещения", "компенсации" и "реактивных образований".В ходе исследования была проведена диагностика копинг-стратегий подростков с использованием "Копинг-теста Лазаруса". При анализе результатов исследования в контрольной группе было выявлено, что около 68% исследуемых подростков предпочитают стратегию преодоления проблем через "планирование решения", 49,85% детей придерживаются стратегии "принятия ответственности", а у 23,85% подростков наблюдается стратегия "конфронтационного копинга".По результатам исследования копинга было выявлено, что примерно 35% участников экспериментальной группы предпочитают стратегию "конфронтационного копинга", 48,15% - "бегство-избегание", а более 20% - "дистанцирование". Также у испытуемых отмечается средний уровень напряженности всех копинг-стратегий.Результаты исследования показывают высокий уровень стратегии "поиск социальной поддержки" среди подростков, что объясняется их возрастными особенностями. Общение и желание делиться проблемами с кем-то являются основными занятиями в этом возрасте. Однако поиск социальной поддержки может иметь и негативные последствия, так как это может быть отрицательная социальная группа. Высокие показатели стратегии "бегство-избегание" указывают на желание подростков избегать контакта с реальностью, не решать проблемы и не идти на контакт. Это может проявляться в закрытости, замкнутости, стремлении уединиться и нарушении социального контакта.Они предпочитают избегать проблем, не решать их и несталкиваться с неприятностями. Эта стратегия может привести котрицательным последствиям, таким как ухудшение отношений сокружающими, недостаток навыков решения проблем и низкаясамоэффективность. Вместо того, чтобы активно решать проблемы исталкиваться с неприятностями, подростки, использующие стратегию«Бегство−избегание», предпочитают уйти от них или игнорировать их.Это может привести к накоплению проблем и усугублению ситуации вдолгосрочной перспективе.Было обнаружено, что подростки из экспериментальной группы чаще прибегают к стратегиям "бегство-избегание", "дистанцирование" и "конфронтационный копинг", которые считаются неприспособленными психологическими защитами. В то же время, подростки из контрольной группы чаще выбирают стратегии поведения, такие как "планирование решения проблем", "принятие ответственности" и "конфронтационный копинг". Они более склонны находить решение в проблемных ситуациях и чаще обращаются за помощью, в отличие от подростков из экспериментальной группы.ЗаключениеДля достижения поставленной цели мы провели теоретический анализ литературы по проблеме стресса, стрессоустойчивости личности, анализу их структурно-содержательных характеристик и особенностей.Анализ литературы показал, что в настоящее время растет интерес к проблеме совладания со стрессом. Однако, несмотря на многочисленные исследования, остается много неизученного в вопросе преодоления стрессовых ситуаций человеком.Следует отметить вклад Г. Селье в изучение проблемы стресса, который определил стресс как защитную реакцию организма. Р. Лазарус также внес значительный вклад, предложив модель, рассматривающую стресс как совокупность внешних факторов и внутренних проявлений, как когнитивную модель стресса.В нашей работе стресс рассматривается как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение, возникающее при воздействии неблагоприятных факторов на человека.Также следует отметить, что в юношеском возрасте и периоде юности происходит расширение представлений о личных и социальных перспективах на будущее.Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности и подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс.Стрессовые ситуации, с которыми сталкиваются подростки, могут быть вызваны как объективными факторами (изменение ситуации с высокой динамикой), так и их субъективной оценкой, связанной с индивидуальными особенностями, отсутствием опыта или навыков решения проблем.Список используемых источников1. Алексеев, А. В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции [Текст] / А. В. Алексеев. – М. : Просвещение, 2012. – 105 с. 2. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н. Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с. 3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 2011. – 298 с. 4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6 т. – Т. 3. [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2012. – 244 с. 5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М. : Просвещение 2014. – 256 с. 6. Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни: Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114. 7. Гумель, Е. Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности подростка [Текст] / Е. Б. Гумель // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 6. – С. 17-19. 8. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса:автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2009. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Сфера, 2000. – 528 с. 10. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. – СПб. : Речь, 2002. – 80 с. 11. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. КитаевСмык. – М. : Наука, 1993. – 364 с. 12. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учеб. для вузов / Е. А. Климов. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с. 13. Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде [Текст] / М. Ю. Коврова // Психология и писхопрофилактика. – 2011. – № 4. – С. 25-28. 14. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В. Куликов //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. СПб. : [б. и.], 1995. – С. 123-132.15. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. – Л. : Медицина, 1970. – 328 с. 28. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин. – СПб. : Сенсор, 2000. – 368 с. 16. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с. 17. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2001. – 184 с. 18. Научно-практический журнал [Текст] / Глав. редактор Е. С. Романова. – М. : МГПУ, 2012. – № 5. – 139 с. 19. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. :Владос, 2003. – 688с. 20. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1996. – 351 с. 21. Реан А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 480с. 22. Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте (1979)Адаптация: НИПНИ (1999)23. Семаго, М. М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель [Текст] / М. М. Семаго / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. – М. :АПКиПРО РФ, 2010. – С. 24-37. 24. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст] / К. В. Судаков. – М. : Медицина, – 1982. – 232 с. 25. Фурманов, И. А. Социально-психологический тренинг [Текст] / И. А. Фурманов. – Минск : НИО, 1997.–. 198 с. 26. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. 27. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Г. Эриксон ;пер.с англ. А. В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344с.
1. Алексеев, А. В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции [Текст] / А. В. Алексеев. – М. : Просвещение, 2012. – 105 с.
2. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н. Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 2011. – 298 с.
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6 т. – Т. 3. [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2012. – 244 с.
5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М. : Просвещение 2014. – 256 с.
6. Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни: Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114.
7. Гумель, Е. Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности подростка [Текст] / Е. Б. Гумель // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 6. – С. 17-19.
8. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса:автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 200
9. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Сфера, 2000. – 528 с.
10. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. – СПб. : Речь, 2002. – 80 с.
11. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. КитаевСмык. – М. : Наука, 1993. – 364 с.
12. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учеб. для вузов / Е. А. Климов. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
13. Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде [Текст] / М. Ю. Коврова // Психология и писхопрофилактика. – 2011. – № 4. – С. 25-28.
14. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В. Куликов //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. СПб. : [б. и.], 1995. – С. 123-132.
15. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. – Л. : Медицина, 1970. – 328 с. 28. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин. – СПб. : Сенсор, 2000. – 368 с.
16. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.
17. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
18. Научно-практический журнал [Текст] / Глав. редактор Е. С. Романова. – М. : МГПУ, 2012. – № 5. – 139 с.
19. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Владос, 2003. – 688с.
20. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1996. – 351 с.
21. Реан А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 480с.
22. Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте (1979) Адаптация: НИПНИ (1999)
23. Семаго, М. М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель [Текст] / М. М. Семаго / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. – М. : АПКиПРО РФ, 2010. – С. 24-37.
24. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст] / К. В. Судаков. – М. : Медицина, – 1982. – 232 с.
25. Фурманов, И. А. Социально-психологический тренинг [Текст] / И. А. Фурманов. – Минск : НИО, 1997.–. 198 с.
26. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.
27. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Г. Эриксон ; пер.с англ. А. В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344с.