Античный и христианский образ жизни.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Античный образ жизни 5
2. Христианский образ жизни 9
3. Сравнение античного и христианского образа жизни 12
Заключение 17
Список использованных источников 19
Раскаявшийся разбойник на кресте, казалось бы, обречённый на ад, первым попадает в рай: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:42).В Античности господствовали земные, светские интересы. Взгляды и устремления были сосредоточены на земной жизни, а представления о загробной жизни выглядели мрачными и непривлекательными. Никто не рвался в царство Аида: «...по смерти человека Гермес берет за руку его душу и ведет ее под землю, к мутной «реке вздохов» (Acheron); там угрюмый Харон переправляет её на тот берег, где высятся «врата» Аида и Персефоны. Ласково встречает пришельца пес-привратник Кербер; отныне он живёт призрачной жизнью на «асфоделовом лугу», продолжая свои земные занятия, но без смысла и цели. И эта жизнь равна для всех: даже Ахилл не составляет исключения.В Христианстве происходит радикальное преобразование концепции жизни: земное существование рассматривается лишь как подготовка к вечной жизни и в своей изначальной форме высоко не ценится. Подлинная жизнь христианина начинается после воскрешения тела и его единения с бессмертной душой. Идея бессмертия души и воскресения тела наделяет жизнь христианина глубоким смыслом. Целью становится воскрешение тела и бессмертная жизнь, а средством — праведная земная жизнь.Первичные исторические модели толерантных обществ Античности (полисный и имперский) основываются на противоположных началах: 1) на свободе личности и внутреннем плюрализме; 2) на доминировании государственной идеи и внешнем плюрализме (результате военных экспансий). В Древней Греции полисная толерантность к различным мировоззрениям зиждется на десакрализации власти, демократии, социальной мобильности, доминировании рационализма, секуляризации, реализации свободы и многообразия культурных сценариев самоосуществления гражданина. Имперский тип толерантности формировался в эллинистический период и в Римской империи. Он отличается от полисной толерантности отсутствием политического плюрализма. Насильственно созданная империя предполагает многоукладность, многонациональность, мультикультурность, религиозный плюрализм и потому изначально терпима к этому многообразию. Эллинистическая цивилизация, возникшая в результате восточных завоеваний Александра Македонского, установила диктат государственной власти, но оставалась толерантной к культурным феноменам и разнообразию религиозных культов. В Древнем Риме государственная власть была терпима и безразлична к мировоззренческому и культурному плюрализму до тех пор, пока это не угрожало политической стабильности.Средневековое христианство проявляло крайнюю нетерпимость к иным религиям и мировоззрениям. «Оборотной стороной притязаний христианской религии на универсальность стала ее нетерпимость… Когда к концу классической эпохи христианство окончательно заявило о себе, языческие храмы стали систематически разрушаться, а философские академии официально закрываться».Раннее христианство формировалось под влиянием иудаизма и эллинизма. Под влиянием иудаизма через Ветхий Завет христианское мировоззрение усваивало нетерпимость к иным религиям. Эллинизация христианства привносила дух свободы и человеколюбия: Учение Иисуса Христа «… было протестом против иудейского законничества в духе эллинской свободы и человеколюбия, в духе сыновнего отношения к любимому Богу». Однако процесс эллинизации христианства сопровождался разрушением эллинизма и потерей культурных ценностей.Переход от Античности к Христианству сопровождался сменой мировоззренческого плюрализма на мировоззренческий монизм: «… плюрализму классической культуры со всем множеством ее философий и политеистической мифологии пришла на смену монолитная система: единый Бог, единая Церковь, единая Истина». В Античности моральный закон был частью мироустройства, предписанного людям и богам античного пантеона. В христианстве Бог дал человеку моральный закон в виде заповедей. В Христианстве Бог – абсолютное добро, в то время как боги Античности у Гомера и Гесиода не избегают позорных и предосудительных у людей поступков: таких как воровство, прелюбодеяние и обман.ЗаключениеВ данном реферате были рассмотрены основные черты античного и христианского образов жизни. Античная культура была связана с поклонением греческим богам, имела развитую культуру и высокое значение образования. В то же время, христианство проповедовало любовь, милосердие и равенство перед Богом, а также высокие моральные ценности. Понимание этих двух образов жизни помогает нам более глубоко понять историю и культуру прежних эпох, а также сравнить их с нашим современным представлением о жизни и ценностях.В заключении можно отметить, что Античный и христианский образ жизни являются двумя значимыми историческими эпохами, основанными на различных ценностях и уникальных системах верований.Античный образ жизни, основанный на греческой и римской культуре, превозносил идеалы свободы, красоты и мужества. Граждане античной Греции и Рима стремились к самореализации через искусство, философию, политику и спорт. Они ценили эстетическую красоту, а также логику и разум. Античный образ жизни отличался активностью и стремлением к самосовершенствованию.С другой стороны, христианский образ жизни, возникший в религиозной среде, основан на учении Иисуса Христа и его посланиях о любви, сострадании и прощении. Христианский образ жизни подразумевает моральные принципы, такие как честность, справедливость и доброта, а также активное участие в жизни общества и заботу о ближних. Христиане стремятся к высшей духовной гармонии и верят в бессмертие души.Противопоставление античного и христианского образов жизни отражает сдвиг в ценностях и нормах общества. В Античности силой нравственности считалась она сама по себе, в то время как христианство вводит индивидуальные нравственные качества и духовное преображение в центр внимания.Итак, в заключении можно сказать, что античный и христианский образы жизни отличаются друг от друга, но они оба играют важную роль в формировании истории человечества. Оба предлагают свои уникальные концепции успешной и счастливой жизни, независимо от того, какие области активности и принципы ценятся больше. В конечном счете, выбор образа жизни остается за нами, и зависит от наших ценностей, убеждений и индивидуальных предпочтений.Список использованных источниковГриненко, Г. В. Философия Древнего мира. Античная философия: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10156-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429449Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб., 2000.Гомер. Илиада. - М.: Правда, 1984.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 — 380 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/z/zelinskij_f_f/text_0020.shtmlИвин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236Круглова Н.В. Этапы становления толерантности как социокультурной нормы // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 4 (29). – С. 109-112. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429449Ромм, Т. А. История социальной педагогики: учебник для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438036Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psylib.org.ua/books/tarna01/txt04.htm
2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб., 2000.
3. Гомер. Илиада. - М.: Правда, 1984.
4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 — 380 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/z/zelinskij_f_f/text_0020.shtml
5. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236
6. Круглова Н.В. Этапы становления толерантности как социокультурной нормы // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 4 (29). – С. 109-112. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429449
7. Ромм, Т. А. История социальной педагогики: учебник для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438036
8. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psylib.org.ua/books/tarna01/txt04.htm