Задержка речевого развития у детей: нейропсихологические особенности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 13.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Нейропсихологические механизмы речевого развития 4
1.1. Роль различных отделов головного мозга в формировании речи 4
1.2. Этапы речевого развития ребенка и их нейропсихологические корреляты 5
2. Нейропсихологические особенности детей с задержкой речевого развития 6
2.1. Нарушения функций различных мозговых структур при задержке речевого 6
2.2. Специфика когнитивных, эмоционально-волевых и моторных нарушений при задержке речевого развития 7
3. Диагностика нейропсихологических особенностей детей с задержкой речевого развития 9
3.1. Методы нейропсихологического обследования 9
3.2. Интерпретация результатов диагностики 10
4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими задержку речевого развития 12
4.1. Принципы и направления нейропсихологической коррекции 12
4.2. Методы и приемы нейропсихологической коррекции 13
Заключение 15
Список использованных источников 17
Фрагмент для ознакомления

Так, при коррекции нарушений фонематического восприятия, обусловленных поражением теменно-затылочных отделов, можно опираться на сохранные зрительно-пространственные функции.Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой речевого развития основывается на системном, поэтапном и компенсаторном подходах, направленных на преодоление специфических нарушений функций различных мозговых структур. Реализация этих принципов позволяет обеспечить комплексное воздействие на речевые и сопутствующие когнитивные, эмоционально-волевые и моторные расстройства.4.2. Методы и приемы нейропсихологической коррекцииАрсенал методов и приемов нейропсихологической коррекции, применяемых в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, отличается разнообразием и направлен на комплексное воздействие на различные звенья нарушенной психической деятельности.Одним из ведущих направлений нейропсихологической коррекции является развитие регуляторных функций, обеспечивающих программирование, контроль и произвольную организацию речевой и познавательной деятельности. Для этого используются методики, направленные на формирование навыков целеполагания, планирования, самоконтроля и саморегуляции. Например, применяются приемы пошагового выполнения заданий, составления алгоритмов действий, использования схем и опорных сигналов.Не менее важным направлением является коррекция нарушений зрительно-пространственных и кинестетических функций, лежащих в основе трудностей восприятия и воспроизведения речевых образов. Здесь широко используются упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, кинестетической чувствительности. Например, работа с конструктивными и графическими пробами, упражнения на телесную и артикуляторную моторику.Особое внимание в нейропсихологической коррекции уделяется развитию межполушарного взаимодействия. Для этого применяются методики, стимулирующие одновременную активацию левого и правого полушарий, такие как биманульные действия, упражнения на реципрокную координацию, использование зеркальных изображений.Важную роль в коррекционной работе играют и методы, направленные на активизацию подкорковых структур, обеспечивающих темпо-ритмическую организацию речи. К ним относятся упражнения на развитие чувства ритма, дыхательные и голосовые тренировки, а также методики, стимулирующие двигательную активность (ритмическая гимнастика, танцевальные движения) [3].Таким образом, нейропсихологическая коррекция детей с задержкой речевого развития предполагает использование разнообразных методов и приемов, направленных на активизацию различных звеньев нарушенной психической деятельности. Комплексное применение этих методик позволяет обеспечить эффективное преодоление речевых и сопутствующих когнитивных, эмоционально-волевых и моторных нарушений.ЗаключениеПроведенный анализ проблемы задержки речевого развития у детей с позиций нейропсихологического подхода позволяет сделать ряд обобщающих выводов.Речевая деятельность человека представляет собой сложный многокомпонентный процесс, в котором задействованы различные отделы головного мозга. Ведущая роль в организации речи принадлежит левому полушарию, где расположены основные речевые зоны – зона Брока и зона Вернике. Однако речь как высшая психическая функция не может быть сведена лишь к работе этих двух центров, в ее формировании участвуют также теменно-затылочные, лобные и подкорковые структуры.Задержка речевого развития у детей имеет сложную нейропсихологическую природу, обусловленную различными вариантами дисфункции указанных мозговых структур. Нарушения в работе лобных, теменно-затылочных и подкорковых отделов головного мозга приводят к специфическим речевым расстройствам, а также к когнитивным, эмоционально-волевым и моторным нарушениям.Комплексное нейропсихологическое обследование детей с задержкой речевого развития, включающее качественные и количественные методы, позволяет выявить ведущие и вторичные нарушения, определить их взаимосвязь и разработать адресные программы коррекционно-развивающей работы. Нейропсихологическая коррекция основывается на системном, поэтапном и компенсаторном подходах, направленных на преодоление специфических нарушений функций различных мозговых структур.Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с более глубоким изучением нейропсихологических механизмов речевых расстройств у детей, разработкой новых методов диагностики и коррекции, а также с внедрением современных технологий нейровизуализации в практику работы с данной категорией детей. Комплексный подход к пониманию природы задержки речевого развития и совершенствование методов психолого-педагогического сопровождения позволят повысить эффективность коррекционной работы и улучшить качество жизни таких детей.Список использованных источниковБалакирева Е.А., Клестова Е.О., Иконников А.А. Возможности нейротрофической терапии задержки речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(4):44‑47.Клинические рекомендации. Специфические расстройства развития речи у детей. Общественная организация «Российское общество психиатров», 2021.КузнецоваЕ. Задержка речевого развития: нейрофизиологический подход // Врач. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-neyrofiziologicheskiy-podhod (дата обращения: 13.05.2024).ЛарькинаЕ.В., ХалецкаяО.В., Дмитриева Т. Н. Клинико-нейропсихологическая характеристика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. 2013. №6 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-neyropsihologicheskaya-harakteristika-narusheniy-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.05.2024).Мертвищева К.З. Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции / К.З. Мертвищева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 342-344.Schützenberger A, Brauner K, Eysholdt U, Rosanowski F. SprachentwicklungsstörungenbeiVorschulkindern: Bewertung des Screenings mitAnamnesefragen [Speech developmental delay in preschool children: evaluation of screening with anamnesis questions]. HNO. 2010 Jan;58(1):72-4, 76.

1. Балакирева Е.А., Клестова Е.О., Иконников А.А. Возможности нейротрофической терапии задержки речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(4):44‑47.
2. Клинические рекомендации. Специфические расстройства развития речи у детей. Общественная организация «Российское общество психиатров», 2021.
3. Кузнецова Е. Задержка речевого развития: нейрофизиологический подход // Врач. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-neyrofiziologicheskiy-podhod (дата обращения: 13.05.2024).
4. Ларькина Е.В., Халецкая О.В., Дмитриева Т. Н. Клинико-нейропсихологическая характеристика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. 2013. №6 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-neyropsihologicheskaya-harakteristika-narusheniy-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.05.2024).
5. Мертвищева К.З. Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции / К.З. Мертвищева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 342-344.
6. Schützenberger A, Brauner K, Eysholdt U, Rosanowski F. Sprachentwicklungsstörungen bei Vorschulkindern: Bewertung des Screenings mit Anamnesefragen [Speech developmental delay in preschool children: evaluation of screening with anamnesis questions]. HNO. 2010 Jan;58(1):72-4, 76.