Бюрократия и бюрократизм

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Сущность бюрократизма
2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»
3. Пути преодоления бюрократизма
4. Концепции бюрократии
4.1. Концепция Вебера
4.2. Концепция К. Маркса
4.3. Имперская («азиатская») модель
4.4. «Реалистическая» форма бюрократии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

С XIX века, со времени реформ Александра II, начали развиваться и элементы модели рациональной бюрократии. Однако в целом «имперская» модель государевой службы все же преобладала вплоть до 1917г., а в советский период она получила новый мощный импульс.
4.4. «Реалистическая» форма бюрократии
«Реалистическая» бюрократия фактически является сейчас господствующей в странах западной демократии. По сути, речь идет о постепенном дополнении и модернизации веберовокой модели.
Веберовско-вильсоновская концепция рациональной бюрократии, ее определенная ограниченность были осознаны после второй мировой войны. Во всяком случае ставшие серьезными шагами в этом направлении работы Г. Саймона, П. Блау, М. Крозье появились именно в 50-60-е годы. Однако с позиций сегодняшнего дня видно, что на том этапе произошло лишь переформулирование все той же принципиальной теоретической конструкции. Так, если Вебер исходил из ценностно-нейтрального подхода, то позицию Саймона можно назвать фактически ценностной, но лишь в том смысле, что он дополнил теорию формальной организации элементами теории организации неформальной. Иначе говоря, служащий по-прежнему рассматривался лишь как «винтик» административной системы, хотя и обладающий особыми индивидуальными свойствами. Однако свойства эти интересуют того же, например, Саймона лишь с точки зрения возможности повышения эффективности работы организации. Сама же приоритетность эффективности и рациональности как высших организационных ценностей, как и прежде, сомнению не подвергалась.
Другой, во многом действительно альтернативный подход начал формироваться лишь в 70-е годы усилиями Д. Валдо, В. Острома и других авторов, в основном американских. Они подвергли фундаментальной критике претензии доктрины, изображавшей бюрократию высшей формой решения проблем современной цивилизации.
Появились концепции «отзывчивой» администрации, полицентризма, «плоских» структур и т. д. Разумеется, и прежние веберовские концепции не могли быть отброшены. Произошел скорее некий синтез старого и нового подходов, в практическом плане во многом воплотившийся в США в административной реформе 1978г.
Подход Вебера стал фундаментальной основой теории управления в индустриальном обществе, но вместе с тем он нуждается в дополнении. Во-первых, веберовская модель дополняется теорией неформальной организации, в рамках которой субъективный фактор выступает как неотъемлемый и существенный компонент любой реальной организации. Такая модель позволяет использовать как объективные, так и субъективные элементы для достижения более высокого уровня организационной эффективности. Наиболее яркий представитель этого подхода - Г. Саймон.
Во-вторых, было подвергнуто сомнению само стремление представить модель бюрократической организации как наилучший для всех случаев механизм решения проблем современного общества. В этом плане обрели новую популярность и смысл идеи федерализма, непосредственного участия граждан в управлении, открытости административной организации, приближения ее к людям и т. п.
В нашей стране происходили, в общем, сходные процессы, только с некоторым опозданием. Вообще с какого-то момента психология в управлении перестала довольствоваться вспомогательной ролью «советника» по эффективному использованию «человеческого материала» и сделала заявку на переосмысление проблем взаимоотношений человека и организации с позиций общей теории личности. Пожалуй, наиболее ярко и талантливо поставил эти проблемы Э. Фромм. Он писал: «Люди, наконец, стали сознавать, что они - лишь винтики бюрократической машины, и не хотят больше мириться с этим отчуждением от участия в решения их собственных проблем, с бюрократическим взглядом на «управляемых» как на вещи, предметы обладания и распоряжения в руках «компетентных органов» и должностных лиц».
Заключение
Последние годы принесли надежду на переход России на демократический путь развития, в частности на реанимацию пусть слабых, преследовавшихся, почти раздавленных, но все же выживших ростков демократии и самоуправления. Одним из ключевых этапов на этом пути должна будет стать реформа нашей бюрократии, придание ей более цивилизованного характера, ограничение ее полномочий и установление над ней эффективного общественного контроля.
Конечно, в нынешнем аппарате управления немало честных работников, делающих полезное дело, но все же этот аппарат бюрократизирован, так как усвоил особый стиль управления. Черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти следующие.
1. Это явление социальное, присущее только обществу.
2. Явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. 3. Бюрократизм, в принципе, может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти.
4. Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта.
5. Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга, которое таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы, в чем и состоит суть бюрократизма, его сущность.
6. Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления, а именно - переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта власти и объекта. 7. Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. 8. Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.
9. В наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.
10. Бюрократия - это способ организации власти, а бюрократизм - совокупность качеств, свойств, признаков, характеризующих бюрократически организованную административную систему.
11. Бюрократия и демократия выступают как антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти.
Следует отметить и непрофессионализм большинства чиновников, который порождается отсутствием научной системы работы с кадрами во всех звеньях государственного организма. Отсюда вывод: страна нуждается в новом поколении профессионалов-управленцев современной формации.


Список литературы
Макаренко В. П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса.- Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1985, с.68
Оболонский, А. В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. -1993. - № 12. - С. 88 – 98
Паренти М. Демократия. - М., 1990. с.521 
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989, с. 12 - 17
Рубин Л. А. Идеология и культура древнего Китая.- М., 1970, с. 51
Смелзер Н. Социология.- М, 1994, с. 186
Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Д.А., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека.- М., 1984, с. 92.
Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1990. С. 327.
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989, с. 12–17
Паренти М. Демократия.- М., 1990. с.521
Смелзер Н. Социология.- М, 1994, с. 186
Макаренко В. П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса.- Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1985, с.68

Рубин Л. А. Идеология и культура древнего Китая.- М., 1970, с. 51
Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Д.А., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека.- М., 1984, с. 92.

Оболонский, А. В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. -1993. - № 12. - С. 88 – 98
Фромм Э. Иметь или быть.- М. 1990, с. 327.













2

Список литературы
1.Макаренко В. П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса.- Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1985, с.68
2.Оболонский, А. В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. -1993. - № 12. - С. 88 – 98
3.Паренти М. Демократия. - М., 1990. с.521
4.Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989, с. 12 - 17
5.Рубин Л. А. Идеология и культура древнего Китая.- М., 1970, с. 51
6.Смелзер Н. Социология.- М, 1994, с. 186
7.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Д.А., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека.- М., 1984, с. 92.
8.Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1990. С. 327.

Вопрос-ответ:

Что такое бюрократия и бюрократизм?

Бюрократия - это система управления, основанная на иерархической организации и формализации процедур. Бюрократизм - это негативное явление, характеризующееся излишним формализмом, бюрократической самодовольностью и ограниченностью мышления.

Как связаны понятия бюрократия и бюрократизм?

Бюрократия является системой управления, а бюрократизм - это отрицательное проявление бюрократии, характеризующееся формализмом и жестким соблюдением правил без учета конкретных ситуаций.

Как преодолеть бюрократизм?

Для преодоления бюрократизма необходимо совершенствовать систему управления, упрощать процедуры, вводить гибкие правила и учитывать конкретные ситуации. Также важно развивать творческий подход и инициативность сотрудников.

Какие концепции бюрократии существуют?

Существует несколько концепций бюрократии, включая концепцию Макса Вебера, Карла Маркса, имперскую азиатскую модель и реалистическую форму бюрократии.

Какая модель государевой службы преобладала до 1917 года?

До 1917 года преобладала имперская модель государевой службы, которая отличалась отрицательными чертами бюрократии, такими как формализм и бюрократическая самодовольность.

Чем отличается бюрократия от бюрократизма?

Бюрократия - это система организации государственного управления, основанная на жестком следовании установленным правилам и процедурам. Бюрократизм - это негативное явление, которое характеризуется излишней бюрократической властью и бюрократическим аппаратом, приводящим к медленности и неэффективности работы. Таким образом, бюрократизм - это негативное проявление бюрократии.

Какие пути преодоления бюрократизма существуют?

Существует несколько путей преодоления бюрократизма. Во-первых, необходимо провести структурные реформы, направленные на упрощение бюрократического аппарата и уменьшение его влияния. Во-вторых, важно разработать и внедрить эффективные механизмы контроля и отчетности, чтобы избежать злоупотреблений и коррупции. Кроме того, необходимо совершенствовать систему образования и профессиональной подготовки государственных служащих, чтобы повысить их квалификацию и эффективность работы. Важно также развивать прозрачность и открытость государственных органов, чтобы граждане могли контролировать их деятельность.

Какую концепцию бюрократии разрабатывал Макс Вебер?

Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии, которая представляет собой систему организации государственного управления на основе четких правил и процедур. Вебер считал, что рациональная бюрократия является наиболее эффективной формой организации, так как она позволяет достигать предсказуемого результата и обеспечивает равномерное распределение власти. Однако, Вебер также указывал на опасность бюрократизма, который может приводить к бюрократической дисфункции и мешать достижению целей организации.

Чем отличаются понятия "бюрократия" и "бюрократизм"?

Понятие "бюрократия" относится к организационной структуре государственного аппарата, в которой власть принадлежит чиновникам, а решения принимаются на основе строгих правил и процедур. Бюрократизм же является негативным проявлением бюрократии, проявляющимся в излишней формализации процессов, бюрократической рутине, отсутствии гибкости и медлительности государственного аппарата.

Как преодолеть бюрократизм?

Преодоление бюрократизма возможно через реформирование и упрощение процедур, сокращение бюрократической рутины, повышение гибкости и эффективности работы государственных структур. Важно также развивать культуру открытости, прозрачности и ответственности в государственной службе. Необходимым условием для преодоления бюрократизма является также активное участие граждан в принятии решений и контроле за деятельностью государственных органов.

Какие концепции бюрократии существуют?

Существует несколько концепций бюрократии. Одной из наиболее известных является концепция Макса Вебера, который описывал бюрократию как организацию на основе рациональности, законности и упорядоченности. К Маркс различал два типа бюрократии - бюрократию государства буржуазии и бюрократию социализма. Имперская азиатская модель описывает особенности бюрократии в древних империях, где власть сосредоточена в руках монарха и его ближайших советников. Реалистическая форма бюрократии учитывает различия и особенности развития бюрократии в разных странах и контекстах.