Нефтяной кризис 1973 года в Германии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История
  • 48 48 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 13.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
1. Введение. 4
Обоснование актуальности исследования. 4
Цели исследования 5
Структура работы. 5
2.Суэцкий инцидент как прообраз кризиса 1973 года. 6
Предпосылки кризиса: 6
Влияние на мировую экономику 7
Заключение 8
3.Нефтяной кризис 1973 года: причины и развитие событий. 9
Геополитическая обстановка в начале 1970-х годов. 10
Отношения между арабскими странами и Израилем: 11
Конфликты на Ближнем Востоке: 12
Война судного дня. 13
Непосредственные причины конфликта. 13
Заключение 15
Влияние ОПЕК. 16
Основные цели создания ОПЕК: 16
Деятельность ОПЕК в первые годы: 17
4.Основные этапы кризиса 1973 года в мировой экономике. 18
5.Краткое описание течений и последствия кризиса 1973 года в США и ряде стран Европы. 19
Общие экономические последствия. 19
Франция. 20
Великобритания 21
США 22
СССР 22
6.Социальная и политическая структура ФРГ и ГДР на момент начала кризиса. 23
Социальная структура ФРГ (Федеративной Республики Германии) 23
Экономическое развитие и социальное положение. 23
Социальное обеспечение и государственные программы. 25
Политическая стабильность и демократические институты. 26
7.Социальная структура ГДР (Германской Демократической Республики) 26
Социалистическая экономика и классовая структура. 26
Социальное обеспечение и государственный контроль. 27
Политическая система и социальный контроль 27
Взаимоотношения ФРГ и ГДР к моменту кризиса. 28
Заключение 28
8.Влияние кризиса на ФРГ и ГДР. 30
ФРГ. 30
Экономические последствия. 30
Социальные последствия. 32
Политические аспекты. 33
Заключение. 34
Сближение ФРГ и СССР. 34
Сравнение влияние кризиса на ФРГ с другими крупными европейскими экономиками. 36
ГДР 36
Экономические последствия. 36
Социальные последствия. 38
Политические аспекты. 39
Заключение. 40
Сравнительная оценка влияния рассматриваемых событий на ФРГ и ГДР. 40
9.Меры по преодолению последствий кризиса в ФРГ и ГДР. 41
ФРГ 42
ГДР 44
Сравнительная оценка подходов к преодолению кризиса 1973 года. 46
Тезисная сравнительная оценка: 47
Заключение. 48
11.Влияние нефтяного кризиса 1973 года на дальнейшее развитие Германии. 49
ФРГ 49
ГДР 50
Заключение. 51
12.Сравнительный анализ нефтяного кризиса 1973 года и современного энергетического кризиса в Германии 51
Причины и контекст кризисов. 52
Влияние на экономику 52
Социальные последствия 53
Долгосрочные перспективы. 53
Заключение 53
13.Заключение 54
Подведение итогов исследования 54
Оценка долгосрочных последствий кризиса для экономики Германии и его связь с настоящим временем. 54
14.Cписок литературы. 56

Фрагмент для ознакомления

Правительство также сосредоточилось на поддержке наиболее пострадавших отраслей промышленности и бизнеса. Значительные меры были направлены на предотвращения массовых увольнений. Так же были введены налоговые льготы и субсидии для компаний, особенно в энергоемких секторах(транспорт и химическая промышленность). Краеугольной частью долговременной стратегии стало активное развитие альтернативных источников энергии, а так же программа государственной поддержки для предприятий, которые внедряли технологии энергосбережения и переходили на использование альтернативных источников энергии. Правительство ФРГ существенно увеличило инвестиции в ядерную энергетику, были ускорены программы строительства новых атомных электростанций и расширения мощностей существующих, таких как проекты по расширению мощностей на АЭС Библис. Кроме того, были запущены инициативы по развитию солнечной и ветровой энергетики. Эти инициативы включали поддержку научных исследований и разработок, а также стимулирование частных инвестиций в данный сектор.Еще одним ключевым элементом политики правительства стало создание стратегических резервов нефти. Были сформированы значительные запасы, которые могли быть использованы в случае перебоев с поставками. Основой данных мер стал GesetzüberdieVorratshaltungvonErdölundErdölerzeugnissen (Закон о резервировании нефти и нефтепродуктов) разработанный при активном участии министра экономики и финансов Гельмута Шмидта и принятый 28 декабря 1973 года. Закон обязал нефтяные компании создавать и поддерживать запасы нефти и нефтепродуктов, эквивалентные 90-дневному импорту.На международной арене ФРГ активно участвовала в создании и работе Международного энергетического агентства (МЭА), которое было учреждено в 1974 году в ответ на кризис. Организация стала важной платформой для координации действий стран-членов в области энергетической политики, а участие ФРГ способствовало укреплению международного сотрудничества и обмену опытом в области энергетической безопасности.Дополнительно правительство ФРГ усилило дипломатические усилия по заключению долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов с различными странами, включая Советский Союз. Это позволило диверсифицировать источники поставок нефти и природного газа и обеспечить предсказуемое энергоснабжение.В сфере социальной политики правительство продолжило активное развитие системы социальной защиты. Были увеличены расходы на пособия по безработице, социальное жилье и медицинское обслуживание.Таким образом, правительство ФРГ предприняла комплексный подход к преодолению нефтяного кризиса 1973 года, включавший меры по экономии энергии, поддержку промышленности, развитие альтернативных источников энергии, создание стратегических резервов и усиление международного сотрудничества. Эти действия не только помогли смягчить немедленные последствия кризиса, но и заложили основу для долгосрочной устойчивости и энергетической безопасности страны.ГДРВ ответ на нефтяной кризис 1973 года правительство ГДР разработало и реализовало комплекс мероприятий, направленных на смягчение экономических последствий, снижение зависимости от импортной нефти и обеспечение энергетической стабильности страны. Эти мероприятия включали жесткие ограничения по использованию электроэнергии, усиление сотрудничества с Советским Союзом, а так же развитие энергетической инфраструктуры и строгий государственный контроль над экономикой.Одним из первых и наиболее значимых шагов было принятие GesetzzurSicherstellungderEnergieversorgung (Закон о безопасности энергоснабжения) в начале 1974 года. Этот закон, разработанный при участии Министерства планирования и Министерства энергетики, предусматривал введение жестких мер по экономии энергии. В соответствии с этим законом было введено нормирование потребления топлива и электроэнергии как для промышленных предприятий, так и для бытовых потребителей. Конкретно это обеспечивалось установлением квот на использование энергии для различных секторов экономики и ограничением использования автомобилей в определенные дни. Правительство ГДР также активизировало сотрудничество с Советским Союзом, который стал основным поставщиком нефти и природного газа. Были заключены долгосрочные соглашения на поставку энергоресурсов, увеличение экспорта промышленной продукции ГДР осуществлялось в обмен на поставки нефти и газа из СССР. Такой обмен способствовал поддержанию промышленного производства в ГДР и обеспечил страну необходимыми энергоресурсами в условиях глобального энергетического кризиса.Важной частью стратегии правительства стало развитие энергетической инфраструктуры, особенно угольной промышленности. В 1974 году был принят GesetzzurFörderungderBraunkohle (Закон о продвижении бурого угля), который стимулировал добычу и использование бурого угля в качестве основного источника энергии, т.к. ГДР обладала значительными запасами этого ресурса. Так же были проведены масштабные инвестиции в модернизацию существующих и строительство новых угольных электростанций, что позволило частично компенсировать дефицит нефти и повысить энергетическую независимость страны. Правительство ГДР усилило централизованный контроль над распределением ресурсов и экономикой в целом. В условиях кризиса было введено более строгое регулирование цен на энергоносители и основные товары, приняты многочисленные меры для предотвращения спекуляции, были установлены фиксированные цены на основные продукты и топливо.Дополнительно правительство внедрило меры по поддержке социальных программ и сохранению уровня жизни населения. Несмотря на экономические трудности, были увеличены расходы на социальное обеспечение, включая бесплатное медицинское обслуживание, образование и социальные пособия. Эти меры помогли смягчить социальное недовольство, которое, однако по-прежнему оставалось высоким. В 1974 году был принят GesetzzurSicherungdersozialenLeistungen (Закон о защите социальных услуг), который гарантировал продолжение финансирования социальных программ и поддержку уязвимых слоев населения.На международной арене ГДР усилила свою позицию как надежного партнера для стран Восточного блока и активно участвовала в экономических и энергетических инициативах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Участие в СЭВ способствовало укреплению экономических связей с социалистическими странами и обеспечению взаимной поддержки в условиях глобального кризиса.Таким образом, меры правительства ГДР для преодоления нефтяного кризиса 1973 года включали жесткие меры по экономии энергии, активизацию сотрудничества с Советским Союзом, развитие угольной энергетики, усиление государственного контроля над экономикой и поддержку социальных программ. Эти действия помогли смягчить последствия кризиса, повысить энергетическую независимость и поддержать социальную стабильность в стране, несмотря на значительные экономические вызовы.Сравнительная оценка подходов к преодолению кризиса 1973 года.ФРГ подошла к преодолению кризиса 1973 года с акцентом на диверсификацию источников энергии и развитие альтернативных технологий. Основными направлениями стали развитие ядерной и возобновляемой энергетики, что позволило значительно сократить зависимость от импортной нефти. Важным элементом стала политика энергосбережения, включающая внедрение строгих мер по экономии топлива и электроэнергии, таких как ограничения на использование автомобилей и снижение скорости на автомагистралях.ФРГ активно участвовала в создании Международного энергетического агентства (МЭА). Особенно важным аспектом стало заключение долгосрочных контрактов на поставку природного газа из Советского Союза.В свою очередь ГДР сосредоточилась на усилении центрального планирования и увеличении добычи собственного угля. В условиях кризиса страна активно развивала угольную энергетику, модернизировала существующие и строила новые угольные электростанции. Это позволило частично компенсировать дефицит нефти, однако привело к увеличению экологических проблем и ограничению технологического прогресса.ГДР заключила долгосрочные соглашения с СССР на поставку нефти и газа, что укрепило экономическую и политическую зависимость от Советского Союза. Усиление централизованного контроля над экономикой включало жесткое регулирование цен и распределение ресурсов, что помогло поддержать стабильность производства, но ограничило экономическую свободу и гибкость.Обе страны активно развивали социальные программы для поддержки населения в условиях кризиса и увеличивали свои расходы в этой области, однако конечные методы были ограничены экономическими укладами обеих стран.Тезисная сравнительная оценка:Энергетическая стратегия.ФРГ: Фокус на диверсификацию источников энергии, развитие ядерной и возобновляемой энергетики, международное сотрудничество.ГДР: Упор на развитие угольной энергетики, усиление зависимости от поставок из СССР, централизованное планирование.Социальная политика.ФРГ: Активное развитие социальных программ, поддержка занятости и доходов населения.ГДР: Поддержка бесплатных социальных услуг, сохранение полной занятости, централизованный контроль над распределением ресурсов.Международное сотрудничество.ФРГ: Активное участие в ЕЭС и МЭА, укрепление энергетических связей с различными странами.ГДР: Усиление сотрудничества в рамках СЭВ, увеличение зависимости и взаимозависимости с СССР.ЗаключениеФРГ и ГДР применили различные подходы к преодолению нефтяного кризиса 1973 года, отражающие их экономические системы и международные связи. ФРГ сосредоточилась на диверсификации источников энергии, международном сотрудничестве и поддержке социальных программ, что помогло укрепить энергетическую безопасность и улучшить социальную стабильность. ГДР, в свою очередь, усилила центральное планирование, развила угольную энергетику и укрепила связи с СССР, что обеспечило стабильное энергоснабжение, но ограничило экономическую гибкость и инновационный потенциал. Эти различия подчеркивают важность адаптации стратегии к специфике экономической системы и международных отношений каждой страны.11.Влияние нефтяного кризиса 1973 года на дальнейшее развитие Германии.ФРГПосле нефтяного кризиса 1973 года ФРГ предприняла значительные шаги для трансформации своей экономической и энергетической политики, чтобы снизить зависимость от импортируемой нефти и повысить устойчивость экономики к внешним шокам. ФРГ значительно увеличила инвестиции в ядерную энергетику, что привело к строительству и модернизации ряда атомных электростанций, это позволило стране значительно уменьшить долю нефти в энергетическом балансе и повысить долю ядерной энергии, обеспечив более стабильное и предсказуемое энергоснабжение.Одновременно с этим, правительство активно поддерживало развитие возобновляемых источников энергии, включая солнечную и ветровую энергетику. Были приняты программы поддержки научных исследований и разработок в области возобновляемых технологий, что способствовало росту инвестиций и ускоренному внедрению инновационных решений. В результате, к концу 1970-х и началу 1980-х годов ФРГ стала одним из лидеров в области возобновляемой энергетики, что позволило ей значительно сократить зависимость от импортных энергоносителей и улучшить экологическую ситуацию.Кризис 1973 года подтолкнул ФРГ к проведению ряда социально-экономических реформ, направленных на повышение устойчивости экономики и улучшение социального благосостояния. Были разработаны и внедрены программы поддержки наиболее уязвимых слоев населения, включая увеличение расходов на социальное обеспечение, пенсионные программы и медицинское обслуживание. Кроме того, правительство ФРГ активизировало усилия по развитию научно-технического потенциала страны. Были созданы благоприятные условия для научных исследований и инноваций, что способствовало росту инвестиций в высокотехнологичные отрасли, такие как электроника, машиностроение и химическая промышленность. Это позволило повысить конкурентоспособность немецкой экономики на международной арене и заложить основу для дальнейшего устойчивого роста. В политическом плане страна расширила свои контакты как с Западным, так и с Восточным блоком.ГДРНефтяной кризис 1973 года оказал усилил экономическую и энергетическую зависимость ГДР от Советского Союза. В условиях глобального кризиса ГДР заключила ряд долгосрочных соглашений с СССР на поставку нефти и природного газа. Эти соглашения включали увеличение экспорта промышленной продукции ГДР в обмен на поставки энергоресурсов, что позволило обеспечить стабильные поставки нефти и газа и поддержать экономику страны.Одним из ключевых направлений энергетической стратегии ГДР стало развитие угольной промышленности. Страна обладала значительными запасами бурого угля, и в условиях кризиса правительство приняло решение увеличить добычу угля и расширить использование угольной энергетики. Были проведены масштабные инвестиции в модернизацию существующих и строительство новых угольных электростанций, что позволило частично компенсировать дефицит нефти и повысить энергетическую независимость страны. В результате, к концу 1970-х годов уголь стал основным источником энергии в ГДР, что обеспечило стабильное энергоснабжение, но также привело к значительным экологическим проблемам и возникновению социальных движений, которые особенно актуальны и в настоящее время.Кроме того, было усилено централизованное планирование и управление экономикой, что позволило более эффективно распределять ограниченные ресурсы и поддерживать стабильность производства. Однако такой подход также ограничил экономическую свободу и гибкость, что в долгосрочной перспективе негативно сказалось на инновационном потенциале и конкурентоспособности экономики ГДР и в конце концов стало одним из движущих факторов объединения Германии.На международной арене ГДР усилила свою позицию как надежного партнера для стран Восточного блока и активно участвовала в экономических и энергетических инициативах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Это включало координацию энергетической политики, совместные проекты по развитию инфраструктуры и энергетических систем, а также обмен технологиями и ресурсами.Заключение.Таким образом, нефтяной кризис 1973 года стимулировал ФРГ и ГДР к проведению масштабных реформ. ФРГ сосредоточилась на диверсификации источников энергии, развитии возобновляемых технологий и усилении международного сотрудничества. ГДР, в свою очередь, усилила зависимость от СССР, развила угольную промышленность и укрепила централизованное планирование, что ограничило экономический и инновационный потенциал страны, а так же создало основу для комплекса социальных, экологических и экономических проблем. 12.Сравнительный анализ нефтяного кризиса 1973 года и современного энергетического кризиса в ГерманииПричины и контекст кризисов.Нефтяной кризис 1973 года:Основной причиной кризиса стало нефтяное эмбарго, введенное странами ОПЕК в ответ на поддержку западными странами Израиля в войне Судного дня. Это привело к резкому сокращению поставок нефти и значительному росту цен.Кризис разразился на фоне холодной войны, когда зависимость западных стран от нефти из Ближнего Востока была и без того высокой. Это создало значительные экономические и политические вызовы для многих, включая ФРГ и ГДР.Современный энергетический кризис:Современный энергетический кризис вызван геополитической напряженностью в отношениях между странами запада и Россией, которая является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей. Однако, данный кризис происходит в условиях перехода к зеленой энергетике, когда многие страны, включая Германию, стремятся снизить зависимость от ископаемых видов топлива и увеличить долю возобновляемых источников энергии действуя в ответ не столько на экономические стимулы, сколько на социальное давление.Влияние на экономикуВ обоих случаях резкое увеличение цен на нефть, вызвало значительную инфляцию и рост затрат на производство и транспорт, инфляцию, рост затрат, замедление роста ВВП и безработица. В 2022 году инфляция в Германии достигла около 8%. Уровень безработицы остается относительно стабильным, около 5-6%, благодаря мерам государственной поддержки и программам занятости. Социальные последствияВ обоих случаях пост цен и инфляция снизили покупательскую способность населения, увеличив социальное недовольство. Ответом на это, как и 50 лет назад, снова стало введение программ помощи домохозяйствам, субсидии на энергоносители и прямые выплаты для поддержки населения в условиях роста цен.Долгосрочные перспективыНефтяной кризис 1973 года:Кризис стимулировал долгосрочное развитие альтернативных источников энергии и создание стратегических запасов нефти, повысил осведомленность о необходимости энергобезопасности и стимулировал международное сотрудничество.Современный энергетический кризис:Кризис ускорил переход к возобновляемым источникам энергии и снижению зависимости от ископаемых видов топлива, усилил меры по диверсификации поставок энергоресурсов и развитию внутренней энергетической инфраструктуры, однако в целом, последствия еще только предстоит предать какой бы то ни было достоверной оценке.ЗаключениеТаким образом, нефтяной кризис 1973 года и современный энергетический кризис имеют схожие черты. В значительной степени принятые для ликвидации последствий меры являются эквивалентными и даже дублирующими, однако, современные условия включают более значимый акцент на переход к зеленой энергетике и устойчивому развитию, а также более широкое международное сотрудничество. Оба кризиса подчеркнули важность диверсификации источников энергии и повышения энергетической безопасности, стимулируя долгосрочные изменения в энергетической и экономической политике Германии, а так же приверженность страны своим социальным программам.13.ЗаключениеПодведение итогов исследованияИсследование влияния нефтяного кризиса 1973 года на ФРГ и ГДР выявило значительные различия в подходах и последствиях для обеих стран. ФРГ, обладая рыночной экономикой, сосредоточилась на диверсификации источников энергии, развитии альтернативных энергетических технологий и активном международном сотрудничестве. Основные меры включали создание стратегических запасов нефти, внедрение программ энергосбережения и увеличение инвестиций в ядерную и возобновляемую энергетику. В свою очередь, ГДР, с ее централизованной плановой экономикой, сделала акцент на увеличении добычи угля, усилении зависимости от поставок нефти и газа из СССР и строгом государственном контроле над экономикой.Исследование показало, что ФРГ смогла быстрее адаптироваться к кризису благодаря гибкости рыночной экономики и международному сотрудничеству, ГДР столкнулась с большими трудностями из-за своей зависимости от централизованного планирования и ограниченной экономической гибкости.Оценка долгосрочных последствий кризиса для экономики Германии и его связь с настоящим временем.В настоящей работе особое внимание уделено сравнительному урону, полученному ФРГ относительно других крупных европейских экономик. Поскольку ФРГ оказалась задета последствиями в меньшей степени, чем ее ближайшие соседи, например, Франция, то и предпринятые страной меры оказались соразмерными. (данное утверждение идет в разрез с выводами о воздействии кризиса на ГДР, однако, стоит сделать следующую поправку: на момент рассматриваемых событий население ФРГ составляло почти 63 млн человек и превосходило население ГДР более чем в 3 раза, что нивелирует разницу в полученном в ходе кризиса ущербе для совокупной социальной группы) И поэтому не случайно, что современный энергетический кризис ударил по Германии особенно сильно, в сравнении с прочими европейскими экономиками. Так, например, средняя цена за киловатт-час составляет 20,08 центов, в то время как в Германии 37,14 и в некоторых районах может достигать 44,4 центов за киловатт-час. Причинами этого, во-первых, является активное противодействию развитию ядерной энергетики в немецком обществе и среди многочисленных экологических организаций, что в свою очередь в значительной степени продиктовано политикой ГДР ориентированной на использовании каменного угля. Во-вторых, продолжение заложенной еще до 1973 года политики ориентирования на восточную нефть. Во Франции же АЭС по-прежнему работают и средняя цена за киловатт-час составляет около 24 центов. Таким образом, хотя кризис 1973 года оказался серьезным испытанием для Германии, он не нанес такого урона, какой получили некоторые из ее соседей. И в то же время последствия его продолжают сказываться до сих пор.14.Cписок литературы.ДэниэлЕргин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. 2011 — 960с.Европа: вчера, сегодня, завтра/Отв. ред. Шмелев Н.П. М: Экономика, 2002.Западная Европа: парадоксы регулирования/ Отв.ред. Шенаев В.Н, Кузнецов В.И. М.: Мысль, 1988.Иванов И.Д. (2006) Смутное время в энергетике Евросоюза// Современная Европа. 2006. Вып.III.Макаров И.А. Чупилкин М.С. Энергетический Пёрл-Харбор. Нефтяной кризис 1973 года.https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskiy-pyorl-harbor-neftyanoy-krizis-1973-godaПолитические сдвиги в странах Запада: Конец 70-х ‒ 80-е годы/ Отв.ред. Перегудов С. П. М.: Наука,1989.Ф. Бёш «Энергетическая дипломатия: западная германия, советский союз и нефтяные кризисы 1970-х гг. УДК 94(470):94(430.1) ББК 63.3(2)633+63.3(4Фед)63 https://zzf-potsdam.de/sites/default/files/mitarbeiter/PDFs/boesch/uiv_150_2016_boesch-russisch.pdfШенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М.: Наука, 1993Энгдаль, Фредерик Уильям «Столетие войны: Англо-американская нефтяная политика и Новый Мировой Порядок», Москва: Селадо, 2015 Audland C. Expose to UNICE's Energy Bureau, 23 June 1981, Brussels. http://aei.pitt.edu/11844/1/11844.pdf Bösch F. Layouts in the present. Global events and crisis reactions about 1979 [Umbrüche in die Gegenwart. GlobaleEreignisseundKrisenreaktionenum 1979], 2012, ZeithistorischeForschungen (9.1), p. 8–32. Danos N. Energy crisis and economic relations in the COMECON [Energiekrise und Wirtschaftsbeziehungenim RGW]. Frankfurt/Main, NewYork: CampusVerlagPubl., 1988. 173 p. David Painter - Oil and geopolitics: the oil crises of the 1970s and the Cold War, https://www.academia.edu/68902834/Oil_and_geopolitics_the_oil_crises_of_the_1970s_and_the_Cold_WarDeutinger S. “A life question for the Bavarian industry” — energy policy and regional energy supply from 1945 to 1980. [“EineLebensfragefür die bayerischeIndustrie” — Energiepolitik und regionaleEnergieversorgung 1945 bis 1980]. The development of the country from 1949 to 1973, vol. 1. München: Oldenbourg Publ., 2001, pp. 33–119. Fäßler E. Bonn and the strategical embargo against the Soviet Union and her allies in 1949–1958 [Bonn und das strategische Embargo gegen die Sowjetunion und ihreVerbündeten 1949–1958]. VierteljahresheftefürZeitgeschichte, 2006, (54). pp. 673–700. Frum David How We Got Here: The '70s.—NewYork: , 2000.Graf R. Oil and sovereignty. Petroknowledge and energy policy in the USA and Western Europe in the 1970s [Öl und Souveränität. Petroknowledge und Energiepolitik in den USA und Westeuropa in den 1970er Jahren]. München: DeGruyterOldenbourgPubl., 2014. 442 p.Helm D. The Assessment: The New Energy Paradigm/ Oxford Review of Economic Policy, Vol.21, №1, 2005.Högselius P. Red Gas. Russia and the Origins of European Energy Dependence. Basingstoke: Macmillan. 2013. 294 p. Jenkins R. The US and the European Community: a Practical Partnership, 21 January, 1980, New York. URL: http://aei.pitt.edu/12542/ Lippert W. D. The Economic Diplomacy of Ostpolitik. Origins of NATO’s Energy Dilemma. NewYork/Oxford: BerghahnBooksPubl., 2011. 260 p. More Woes On the Oil Front Time. 1979. September 19, p.70.Robert Stobaugh and Daniel Yergin, "Energy Future: Report of the Energy Project at the Harvard Business School", 346 с. Rüdiger Graf - Reacting to Anticipations: Energy Crises and Energy Policy in the 1970s. https://www.academia.edu/30959106/R%C3%BCdiger_Graf_Reacting_to_Anticipations_Energy_Crises_and_Energy_Policy_in_the_1970sRudolph K. Economic diplomacy during the cold war. The east politics of the West German largescale industry in 1945–1991 [WirtschaftsdiplomatieimKalten Krieg. Die Ostpolitik der westdeutschenGroßindustrie 1945–1991]. Frankfurt am Main: Campus Verlag Publ., 2004. 455 p.

14.Cписок литературы.
1. ДэниэлЕргин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. 2011 — 960с.
2. Европа: вчера, сегодня, завтра/Отв. ред. Шмелев Н.П. М: Экономика, 2002.
3. Западная Европа: парадоксы регулирования/ Отв.ред. Шенаев В.Н, Кузнецов В.И. М.: Мысль, 1988.
4. Иванов И.Д. (2006) Смутное время в энергетике Евросоюза// Современная Европа. 2006. Вып.III.
5. Макаров И.А. Чупилкин М.С. Энергетический Пёрл-Харбор. Нефтяной кризис 1973 года.https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskiy-pyorl-harbor-neftyanoy-krizis-1973-goda
6. Политические сдвиги в странах Запада: Конец 70-х ‒ 80-е годы/ Отв.ред. Перегудов С. П. М.: Наука,1989.
7. Ф. Бёш «Энергетическая дипломатия: западная германия, советский союз и нефтяные кризисы 1970-х гг. УДК 94(470):94(430.1) ББК 63.3(2)633+63.3(4Фед)63 https://zzf-potsdam.de/sites/default/files/mitarbeiter/PDFs/boesch/uiv_150_2016_boesch-russisch.pdf
8. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М.: Наука, 1993
9. Энгдаль, Фредерик Уильям «Столетие войны: Англо-американская нефтяная политика и Новый Мировой Порядок», Москва: Селадо, 2015
10. Audland C. Expose to UNICE's Energy Bureau, 23 June 1981, Brussels. http://aei.pitt.edu/11844/1/11844.pdf
11. Bösch F. Layouts in the present. Global events and crisis reactions about 1979 [Umbrüche in die Gegenwart. GlobaleEreignisseundKrisenreaktionenum 1979], 2012, ZeithistorischeForschungen (9.1), p. 8–32.
12. Danos N. Energy crisis and economic relations in the COMECON [Energiekrise und Wirtschaftsbeziehungenim RGW]. Frankfurt/Main, NewYork: CampusVerlagPubl., 1988. 173 p.
13. David Painter - Oil and geopolitics: the oil crises of the 1970s and the Cold War, https://www.academia.edu/68902834/Oil_and_geopolitics_the_oil_crises_of_the_1970s_and_the_Cold_War
14. Deutinger S. “A life question for the Bavarian industry” — energy policy and regional energy supply from 1945 to 1980. [“EineLebensfragefür die bayerischeIndustrie” — Energiepolitik und regionaleEnergieversorgung 1945 bis 1980]. The development of the country from 1949 to 1973, vol. 1. München: Oldenbourg Publ., 2001, pp. 33–119.
15. Fäßler E. Bonn and the strategical embargo against the Soviet Union and her allies in 1949–1958 [Bonn und das strategische Embargo gegen die Sowjetunion und ihreVerbündeten 1949–1958]. VierteljahresheftefürZeitgeschichte, 2006, (54). pp. 673–700.
16. Frum David How We Got Here: The '70s.—NewYork: , 2000.
17. Graf R. Oil and sovereignty. Petroknowledge and energy policy in the USA and Western Europe in the 1970s [Öl und Souveränität. Petroknowledge und Energiepolitik in den USA und Westeuropa in den 1970er Jahren]. München: DeGruyterOldenbourgPubl., 2014. 442 p.
18. Helm D. The Assessment: The New Energy Paradigm/ Oxford Review of Economic Policy, Vol.21, №1, 2005.
19. Högselius P. Red Gas. Russia and the Origins of European Energy Dependence. Basingstoke: Macmillan. 2013. 294 p.
20. Jenkins R. The US and the European Community: a Practical Partnership, 21 January, 1980, New York. URL: http://aei.pitt.edu/12542/
21. Lippert W. D. The Economic Diplomacy of Ostpolitik. Origins of NATO’s Energy Dilemma. NewYork/Oxford: BerghahnBooksPubl., 2011. 260 p.
22. More Woes On the Oil Front Time. 1979. September 19, p.70.
23. Robert Stobaugh and Daniel Yergin, "Energy Future: Report of the Energy Project at the Harvard Business School", 346 с.
24. Rüdiger Graf - Reacting to Anticipations: Energy Crises and Energy Policy in the 1970s. https://www.academia.edu/30959106/R%C3%BCdiger_Graf_Reacting_to_Anticipations_Energy_Crises_and_Energy_Policy_in_the_1970s
25. Rudolph K. Economic diplomacy during the cold war. The east politics of the West German largescale industry in 1945–1991 [WirtschaftsdiplomatieimKalten Krieg. Die Ostpolitik der westdeutschenGroßindustrie 1945–1991]. Frankfurt am Main: Campus Verlag Publ., 2004. 455 p.