Гуманистический потенциал и реальные ценности физической культуры
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Философский аспект гуманистического потенциала современного спорта 5
2. Ценности физической культуры 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20
Они представляют собой упорядоченную систему теоретических, методологических, научных и специальных знаний, которые необходимы для понимания природы и социальной жизни общества и личности.Ценности-средстваформируют основу для достижения ценностей-целей:овладение закономерностями,принципами,средствами,формами, методами,приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении и др.У человека, который является активным участником физической культуры, есть ценностные ориентации, которые определяют его как активного участника физкультурно-спортивной деятельности. Эти ценности и установки являются основой для формирования его отношения к самому себе, к своей профессиональной деятельности, к окружающей среде, в которой осуществляется деятельность по физическому развитию, а также к ее участникам.Ценности-качествахарактеризуют значение и смысл приобретения,развития, воспитания и коррекции разнообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности,которые обеспечивают ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной,эмоциональной и поведенческой сферах.Указанные группы ценностей формируют систему как содержательную базу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей:-ценности-цели устанавливают характер ценностей-знаний и ценностей-средств;-ценности-отношения характеризуются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. В основе системы ценностей лежит критерий, который определяет принятие или неприятие личностью новых и ранее сформированных ценностей. Чем более богат мир человеческих ценностей, тем успешнее и последовательнее происходит процесс отбора и приращения новых ценностей, которые затем превращаются в мотивы поведения и деятельности.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе концепции физической культуры лежат основные идеи теории культуры, а также ее понятия. Также в ее арсенале имеются специальные терминологические конструкции и определения, которые выражают её суть: цели, задачи, содержание; способы, методы и руководящие принципы. Ключевым и наиболее распространенным является термин "физическая культура". Ее можно рассматривать как вид культуры, который в общесоциальном плане представляет собой обширную область творческой деятельности, направленной на создание физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). Физическая культура в индивидуальном плане является мерой и способом всестороннего физического развития человека.Физическая культура является неотъемлемой частью культуры, которая включает в себя целостное представление о человеке, его ценностях и понимании их значения в современном мире. Она способствует развитию культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.В процессе обучения необходимо рассматривать ценности физической культуры как совокупность ценностей, которые отражают объективные и субъективные аспекты физического воспитания. Соотношение между ценностями личности и физической культурой является интеграцией более широких отношений: это отношения между людьми, которые имеют отношение к различным формам и средствам физической культуры. В этот комплекс входят аксиологический, когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,гуманность считается важным и обязательным экзистенциально-ценностным вариантом, который должен проявляться в соревновательной деятельности. Имеется возможность предположить, что гуманность является врожденным априорным коррелятом соревновательной деятельности.При рассмотрении философского аспекта гуманистической природы современного спорта, можно обнаружить важные точки для определения важности личностных качеств и способностей спортсмена, которые могут проявиться в соревновательной деятельности, что означает их использование в качестве инструмента для воздействия на общественное сознание.Гуманизм – это основа человеческого поведения. Такое понятие как гуманизация спорта тесно связано с концепцией гуманизма. И это обусловлено тем, что ее принципы также имеют отношение к ней. Первоначальные идеи гуманизма заключаются в том, что каждый человек несет ответственность за свои действия, имеет право выбирать ценности и следовать моральным нормам. Цель гуманизма - это обеспечение свободы и счастья человека, его самосовершенствование и развитие в различных направлениях.В ценностях молодежи должно быть место для спорта и физической культуры, так как всем известно о том, что они играют большую роль в формировании физического и психического здоровья молодых и взрослых людей. Так, например, спорт способствует развитию у молодых людей новых способностей и активности, а также помогает им в самовыражении.Физические возможности современного спорта очень велики. Спортивная деятельность способствует объединению людей. Для того чтобы успешно играть в командных играх, необходимо уважительное отношение друг к другу. Следует стремиться к тому, чтобы оно было гуманным.Во-вторых, ценности физической культуры – явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.Ценности являются результатом усвоения студентами социального опыта и отражают их цели, убеждения, идеалы, стремления и желания. Потребности молодого поколения удовлетворяются благодаря ценностям, которые являются выражением единства физического, психического и социального развития личности.В основе системы ценностей лежит критерий, который определяет принятие или неприятие личностью новых и ранее сформированных ценностей. Чем более богат мир человеческих ценностей, тем успешнее и последовательнее происходит процесс отбора и приращения новых ценностей, которые затем превращаются в мотивы поведения и деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБабанов, И. В. Современный спорт – проблемы и противоречия // Социологические исследования. – 2018. – № 6. – С. 116-124.Баранов, В. А. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 3- 5. Бахирева, Н. А. Актуальные проблемы физической культуры, спорта в условиях трансформации социально-экономических, правовых, политических отношений // Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в современных условиях : сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции, Курск, 15 апреля 2021 года / редакционная коллегия: С. В. Токарева (ответственный редактор); Юго-Западный государственный университет. – Курск : Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 24-29.Жирнякова, В. Е. Исторические и социальные проблемы физической культуры и спорта // Теория и практика обучения, развития, воспитания сегодня : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 14 декабря 2023 года / под общей редакцией И. И. Ивановской, М. В. Посновой. – Петрозаводск : Новая Наука, 2023. – С. 79-83.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Современный спорт, 2003. 464 с.Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Киев: Олимп, 2023. Т. I. 391 с.Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 72 с.Лебедев, С. А. Философия науки : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 296 с.Овчинников, О. А. Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 505-509.Полещук, Л. Г. Философия : учебное пособие / Л. Г. Полещук. — 2-е изд. — Томск : ТПУ, 2016. — 112 с.Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.05.2024)Столяров, В. И. Философия и социология спорта в ХХI веке / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. –46–56.Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2023Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 74
2. Баранов, В. А. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 3- 5.
3. Бахирева, Н. А. Актуальные проблемы физической культуры, спорта в условиях трансформации социально-экономических, правовых, политических отношений // Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в современных условиях : сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции, Курск, 15 апреля 2021 года / редакционная коллегия: С. В. Токарева (ответственный редактор); Юго-Западный государственный университет. – Курск : Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 24-29.
4. Жирнякова, В. Е. Исторические и социальные проблемы физической культуры и спорта // Теория и практика обучения, развития, воспитания сегодня : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 14 декабря 2023 года / под общей редакцией И. И. Ивановской, М. В. Посновой. – Петрозаводск : Новая Наука, 2023. – С. 79-83.
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Современный спорт, 2003. 464 с.
6. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Киев: Олимп, 2023. Т. I. 391 с.
7. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 72 с.
8. Лебедев, С. А. Философия науки : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 296 с.
9. Овчинников, О. А. Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 505-509.
10. Полещук, Л. Г. Философия : учебное пособие / Л. Г. Полещук. — 2-е изд. — Томск : ТПУ, 2016. — 112 с.
11. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.05.2024)
12. Столяров, В. И. Философия и социология спорта в ХХI веке / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. –46–56.
13. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2023
14. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23
15. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 74