Мурал-арт в контексте актуального публичного искусства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 63 63 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 09.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МУРАЛ-АРТ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
1.1. Особенности современного искусства 7
1.2. Понятие о мурал-арт 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУРАЛ-АРТ 28
2.1. Жанровые направления 28
2.2. Тематика 33
2.3. Обзор арт-объектов в российских городах 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 55
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 56
Фрагмент для ознакомления

Яркие цвета привлекают взгляд, абстрактные формы и элементы делают работу более интересной.В селе Миасском по адресу ул. Школьная, 2А теперь есть свой «МАНОМЕТР», именно так назвали свою работу художники. За основу работы был взят манометр Ф.Ф. Гакенталя, дореволюционного времени. Также на торцевой стенке изображены чертежи уже современных манометров, в которых, и по сей день, используется трубка Бурдона. Художники – Тёма Скамейка и Александр Ens.Игорь Курчатов изображен на мурале в Симе. Работа художника Максима TURAPS радует жителей по адресу ул. Кирова, д. 9. Автор идеи Кирилл Кондрашов выбрал героем Курчатова не случайно. Все знают, что Игорь Васильевич – основоположник использования ядерной энергии в мирных целях, но не все знают, что он родом из Сима.В Миассе появился мурал с совой. Он находится на фасаде школы №14 по адресу Пушкина, д. 53. Сова – символ мудрости и знаний, а именно мудрость присуща каждому педагогу. Автор мурала – Висмут ТляшевВИС.Самый масштабный мурал фестиваля появился в с. Кизильском по адресу ул. Комсомольская, д. 60. Он украсил стадион местной школы. При создании рисунка авторы опирались на тематику фестиваля и заложили в этой работе драйф, волю к победе и новым свершениям, которые так необходимы в процессе обучения. Художник – Женя Ганг.Агаповка стала заключительной точкой на карте фестиваля. Мурал по адресу Школьная, д. 52 создан в поддержку малых народов Урала и их культуры, поэтому героиня в национальном костюме. Сохранение традиций, внимание к истории и традиционной культуре – актуальные ценности, которые заложены в данной работе. В Челябинске появится мурал Российских студенческих отрядов (ил. 1).На фасаде здания студенческого общежития Челябинского государственного университета появится мурал, направленный на популяризацию ценности труда и рабочих профессий. Масштабное граффити будет реализовано до конца 2024 года в рамках Арт проекта «Труд крут».«Стрит-арт, как художественное выражение, имеет сильную связь с городской средой и всегда притягивает взгляды публики к той или иной проблематике. Размещение муралов, посвященных рабочим профессиям и трудовым подвигам, в публичных местах, даст возможность транслировать идеи и ценности труда напрямую в массы. Это будет способствовать созданию гордости за свою работу и уважению к различным профессиям, которые оказывают влияние на нас и на нашу жизнь», – комментирует руководитель Челябинского регионального отделения Российских студенческих отрядов Юрий Болдырев.Арт проект «Труд крут» предусматривает разработку и размещение серии муралов «Труд крут» в 10 субъектах Российской Федерации: Челябинске, Самаре, Ижевске, Барнауле, Хабаровске, Иркутске, Пятигорске, Архангельске, Севастополе и Королеве. В основу сюжетов муралов лягут трудовые достижения регионов, в которых принимали участие студенты.На данный момент проходит разработка эскизов мурала и поиска команды, которая сможет реализовать рисунок на фасадах.В 2024 году движение студенческих отрядов Российской Федерации отмечает 65-летний юбилей, а также 20-летие с момента учреждения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».Проект реализуется Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» при поддержке гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.Далее рассмотрим особенности Мурал-арт в Казани. По словам советника директора Госмузея изобразительных искусств РТ Дины Ахметовой, монументальное искусство всегда было частью внешней среды российских городов. В недавнем советском прошлом его представляли витражи и мозаичные панно. Сейчас мастеров, которые могли бы создавать такие произведения, почти не осталось. И эту традицию продолжают муралы.«В Татарстане есть интересные художники. Но пока появление качественных работ у нас происходит несколько хаотично», – поделилась мнением Ахметова.Если составить маршрут посещения муралов, то он будет своеобразным. Например, от отеля «Рамада», на котором и рядом с которым размещены портреты футболистов Роналду и Модрича, проживавших в отеле во время мундиаля-2018, можно двинуться на улицу Баумана, в самом центре которой красуется портрет Джоконды с айфоном, а оттуда – в Кировский район, к зданию завода компании «Сафьян», чтобы погрузиться в созерцание панно, посвященного проблемам загрязнения окружающей среды (ил. 2).В большинстве современных работ можно считать смысл и послание от автора, если хотя бы чуть-чуть погрузиться в историю места, где мурал размещен, или историю его героя. Но вот работы, которые были созданы во время первого фестиваля паблик-арта Like It Art 2012 года, дешифровке, пожалуй, уже не поддаются. Можно только догадываться, что символизирует человек с рогаткой, летящий верхом на деревянном доме (Абсалямова, 23) или женщина с полуобнаженной грудью и головой овцы (Космонавтов, 38).Кто решает, каким будет изображение размером с дом? Куратор фестиваля «Культурный код», руководитель Фонда поддержки и развития современного искусства Дмитрий Лёвочкин считает, что сюжет и форму мурала райтер выбирает сам, потому что если идти в сторону коммерческого заказа, работа превращается в декоративно-прикладное панно.«Мурал имеет силу только тогда, когда в нем есть нечто уличное, сквозит бунтарский дух. При этом, естественно, художник несет ответственность за свою работу», – уверен Лёвочкин.Семь муралов на бульваре «Белые цветы» отличаются друг от друга и по содержанию, и по исполнению (Ил. 3). Авторам – болгарским художникам Arsek & Erase (братья Жельо и Георгий Димитровы), американскому дуэту Pilot & Hef, испанскому художнику Sav 45 (Вячеслав Гунин), дагестанскому художнику Андрею Калугину и казанцу Рустаму Кубику (Qbic) была предоставлена полная свобода действий.Перед началом работы художники погрузились в атмосферу и историю города и территории бульвара. Вдохновившись эстетикой ворот башни Сююмбике, Димитровы создали изображения девушек, Луны и Солнца, отражающихся друг в друге. Pilot & Hef с помощью образа мальчика с баллончиком краски рассказали о том, как зарождается стремление быть художником. Вячеслав Гунин и Андрей Калугин обратились к сюжету романа Абсалямова и изобразили героиню и ее возлюбленного с корзиной белых цветов. Рустам Qbic создал картину-притчу о том, как с возрастом мы утрачиваем наивность, но приобретаем мудрость.«Разрабатывая проекты, в которых предполагается создание объектов стрит-арта, мы руководствуемся идеей продвижения современного искусства. К нам периодически обращаются с запросами на размещение граффити с различными логотипами или лозунгами, но такие предложения мы не рассматриваем», – прокомментировала главный художник Казани, начальник отдела городского дизайна Управления архитектуры и градостроительства столицы Татарстана Жанна Белицкая.Как и Дмитрий Лёвочкин, она убеждена, что в своем творчестве художник должен оставаться свободным, если это творчество не выходит за грани разумного и за рамки действующего законодательства. Цели, принципы и регламенты, касающиеся размещения муралов, в ближайшем будущем планируется закрепить в единой стратегии. Предполагается, что активное участие в работе над документом примет недавно созданный в Казани Институт развития города. Тем более что муральному коду в столице Татарстана есть где развернуться. Сейчас в базе свободных поверхностей города около 130 фасадов.«Мы пока не отдаем их, так как знаем, что на окружающих их территориях будет проводиться благоустройство. Сюжеты муралов должны создаваться в ключе местной архитектуры и общей идеи площадки. Такой подход мы использовали в случае с бульваром “Белые цветы”. Фасады вдоль него были забронированы еще в 2017 году. Если говорить о преображении уже существующей территории, то мне кажется, что в Казани оно может быть осуществлено локально. В спальных районах у нас много арок, в которые неприятно входить не только в темное, но и в светлое время суток. Было бы здорово, если бы в таких местах появились жизнеутверждающие росписи», – прокомментировала Жанна Белицкая.Кроме того, в портфолио города сегодня лежит несколько стрит-арт-проектов, дожидающихся финансирования. Так, подпорную стенку на Ноксинском спуске и фасады домов близлежащего жилого комплекса, выходящего на потенциальный будущий сквер, предлагается заполнить комиксами. Около школы «Адымнар» запланирован мурал-головоломка, посвященный идеологии и философии школы (Ил. 5).Эти росписи наверняка будут видны из окон стоящих рядом домов, и вовсе не обязательно, что они понравятся всем и каждому.Рассмотрим особенности мурал-арт в Красноярске. Следует отметить муралс портретом великого художника Василия Сурикова вместе с репродукцией его картины «Взятие снежного городка». Большой мурал появился на доме по ул. Сурикова, 53, на перекрестке с ул. Марковского (Ил. 6).В целом в Красноярске уже несколько лет подряд появляются портреты знаменитых людей на фасадах многоэтажек. Так, например, глаза жителей радуют изображения Михаила Решетнёва, Николая Тотмина, Архиепископа Луки.На правобережье Красноярска продолжается работа над галереей портретов известных сибиряков. На фасадах домов улицы Академика Павлова художники рисуют муралы, которые станут новой значимой достопримечательностью краевого центра. Проект «Галерея сибирской славы – мы красноярцы» включает создание портретов легендарных для края личностей. Таких, как инженер-конструктор, один из основоположников отечественной космонавтики Михаил Решетнёв, исследователь Всеволод Крутовский, ученый, академик Леонид Киренский, выдающийся спортсмен, тренер Дмитрий Миндиашвили и знаменитый хореограф Михаил Годенко.Организатором проекта «Галерея сибирской славы – мы красноярцы» является агентство печати и массовых коммуникаций администрации Красноярского края. Как рассказала руководитель агентства Ирина Брежнева, проект создания городских муралов при поддержке губернатора края Александра Усса стартовал в прошлом году:Суть проекта в том, чтобы размещать на фасадах домов изображения великих красноярцев. Тех, кто много сделал для региона, навсегда вошел в его историю. Как Дмитрий Миндиашвили, который родился в Грузии, но поднимал спорт, вложил все свои силы и жизнь в воспитание красноярских чемпионов. Как Леонид Киренский, ученый мирового уровня, который работал в Красноярске. Проект очень важен и нужен, ведь мы живем на улицах, которые носят имена героев, но порой даже не знаем их в лицо.Как подчеркнула Ирина Брежнева, проект будет продолжаться и в следующем году. И скоро начнется работа над созданием портрета великого художника Василия Сурикова.Добавим, Красноярск также украшают муралы таких известных красноярцев, как Дмитрий Хворостовский, Виктор Астафьев, Андрей Поздеев и Иван Ярыгин.Рассмотрим мурал-арт в Южно-Сахалинске. Так, здесь представлен мурал с героями фильма. Идея нарисовать не нова — чуть ранее, в 2016 году на северо-востоке Москвы, в Марьиной Роще, Жегловым и Шараповым была разрисована тепловая подстанция. Но то — одноэтажное, подсобное, а это — пятиэтажное жилое! Да к тому же не просто ночью, залетными райтерами, а чин чином, при скоплении народа, и с разрешения властей. Что уже называется не стрит-арт, а паблик-арт. Все творения в Южно-Сахалинске — это работы, выполненные «в рамках чего-то». Например, Жеглов и Шарапов — это сегмент проекта «Киноцитаты на улицах Южно-Сахалинска», входящий в программу II фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро Родины-2019». Всего в этом проекте шесть объектов, которые были открыты с участием людей причастных к тому или иному фильму. Они же там на стенах домов и расписались. «Шарапова» открывал Конкин, а фраза «Не впадай в отчаянье, не имей такой привычки» очень актуальна среди сахалинцев (Ил. 7).Рядышком, на проспекте Мира, 263 разместился «Белорусский вокзал», режиссера Андрея Смирнова со строкой из песни: «10-й наш десантный батальон» (Ил. 8).Мурал с гардемаринами видно с автобусной остановки, которая находится напротив офисного здания по Мира, 420, с самым первым, а посему и комом получившимся изображением из фильма «Гардамарины вперед!». Но это на мой взгляд, а открывавшему мурал Сергею Жигунову он понравилось, как видимо и «Восточной горнорудной компании», которая и дала деньги на этот проект (Ил. 9).От «Гардемаринов», т. е. от перекрестка проспекта Мира и ул. Пуркаева, за бизнес-центром «Столица размещено самое большой изображение из всех сделанных ранее: «Москва слезам не верит», которое открыла Вера Алентова и Владимир Меньшов (Ил. 10).Но самым жизнерадостным и задорным наверное получился Буратино с золотым ключиком из «Приключения Буратино». Его открыл главный герой — Дмитрий Иосифов. Буратино разместили особнячком от всех предыдущих на ул. Ленина, 312, напротив территории областной детской больницы (Ил. 11).ЗАКЛЮЧЕНИЕОбзор источников научной литературы показал, что к различным видам современного искусства относятся живопись, скульптура, рисунок, гравюра, коллаж, цифровое искусство / коллаж, фотография, видеоарт, инсталляции, лэнд-арт, искусство (публичного) вмешательства и перформанс. Также существует множество комбинаций в рамках использования данных видов.В современном мире предметом уличного искусства может стать окружающая человека среда – абсолютно любая вещь, любое городское пространство. Городское современное пространство насыщенно разными зрительными образами, которые каждый горожанин видит ежедневно. Плакаты, рекламные афиши, вывески магазинов преследуют нас повсюду: на крышах домов, на билбордах, вдоль автомобильных трасс и дорог, у промоутеров в руках, на уровне глаз и зачастую даже под ногами. Зрительные или визуальные образы рекламы формируют нашу реальность. На сегодняшний день все чаще к вышеперечисленным визуальным объектам в пространстве города добавляются относительно новые для России объекты уличного искусства – мурал-арт. Изучив сущность такого понятия, как мурал-арт, проанализировав все факторы, которые повлияли на его появление можно сделать вывод, что мурал-арт – это направление современного искусства, главной особенностью которого является тесная связь с пространством города. Реализация мурал-арта воплощается в создании крупных изображений на стенах зданий. Как продукт современного искусства «мурал-арт» имеет похожие черты с постмодерном – он не боится массовой культуры и эклектики, чуток к наболевшим темам общества и не требует подготовленного зрителя. На становление «мурал-арта», как направления искусства, повлияли разные направления и факторы. В настоящее время в России происходит существенное изменение мурал-арта: он приобретает важное социальное значение. Часто тема муралаявляется важной для общества и актуальной (например, в период распространения новой коронавирусной инфекции большое значение имели муралы на тему медицины и самоизоляции). В России есть такое направление, как «жилищно-коммунальное хозяйство-искусство». «Жилищно-коммунальное хозяйство-искусство» – это отдельный вид уличного искусства. Чтобы хоть как-то разбавить эту неприглядную городскую среду, коммунальщики украшают их макетами и другими простыми сюжетами.Помимо социально значимой составляющеймурал-арта, важное значение имеет художественная составляющая. Все больше художников понимает, что роль формы и цветовых сочетаний, идея, композиция играет решающее значение в искусстве мурал-арт. Даже сегодня наши улицы и старые здания часто украшены картинами профессиональных художников.Художники, занимающиеся искусством мурал-арта, представляют различные социальные слои общества, имеют разное образование и возраст. Поэтому так различен и стиль их работ, и различно обращение к обществу, различны темы и сюжеты. Раньше различного рода надписи были реакцией общества на социальные изменения в обществе, протесты на социальные и экономические изменения. В настоящее время искусство марал-арта – это обращение к зрителям-гражданам города, для вызова к диалогу. В ходе проведённого исследования было установлено, что искусство мурал-арт различается по жанровым особенностям: оно воплощается в настенных росписях, абстрактных муралах, керамических муралах. О классических муралах говорят, когда объект выполняется не экологичными материалами: спрей-арт, трафаретный мурал, выцарапанный мурал, стикер-арт, электростатические стикеры, мозаичный мурал-арт, мурал крестиком. Многие обращаются к неперманентным или экологичным формам мурал-арт из-за ряда причин, но в основном потому, что в таком случае полиции будет сложно предъявить художнику обвинение.В ходе данного исследования проанализированы особенности мурал-арт в ряде крупных городов России. Отмечено, что произведения отличаются эстетикой, общественной значимостью, смысловой наполненностью. Так, художники города Челябинска придавали большое значение смысловой составляющей муралов, посвящённых году педагога и наставника. В Казани сейчас развивается создание атмосферных муралов, предполагающих цветочную тематику. Здесь поощряется свобода творчества и современное искусство находит активную поддержку в лице чиновников.В Красноярске искусство мурал-арт развивается в направлении создания портретов известных людей, жизнь которых была связана с данным городом. В Южно-Сахалинске можно видеть муралы, на которых запечатлены фрагменты известных фильмов.Таким образом, в настоящее время мурал-арт в России активно развивается сейчас важно, чтобы это искусство, во-первых, способствовало демонстрации значимых общественных тенденций, во-вторых, было основано на эстетике и классических представлениях о композиции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнаньев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с. Акопян, К.З. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая. – М.: ИНФРА-М, 2004. –289 с.Алексеева, Е.Н. Основные факторы, влияющие на развитие стритарта в контексте современной культуры / Е.Н. Алексеева, Ю.А. Ершова. – М.: Альфа-М, 2018. – 256 с. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания XX века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2015. – 344 с. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. – 240 с. Басин, ЕЯ. Психология художественного творчества: Личностный подход / Е.Я. Басин. – М.: Мысль, 1985. – 64 с. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодийяр. – М.: Добросвет, 2000. – 76 с. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак. –2009. – 811 с. Бурдье, П. Социальное пространство. Поля и практики / П. Бурдье. – М.: Алетейя, 2007. – 324 с. Буровкина, Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы BurovkinaL.A. TheProblemofPreparing Future Designers / L.A. Burovkina, A.A. Prishchepa, V.V.Koreshkov // International Journal of Technology, 7 (4.38) (2018) – 103 Р. 393-395. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2011. – 320 с.Буровкина, Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы / Л.А. Буровкина, Т.В. Шматко // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: Сборник статей, Новосибирск. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. – С. 192-196.Высоцкий, С.А. Киевские граффити XI-XVII вв. / С.А. Высоцкий. – Киев.: Наукова думка, 1985. – 207 с. Голынко-Вольфсон, Д. Мурал-арт: теория и практика обживания уличной среды /Д. Голынко-Вольфсон. – М.: Альфа-М, 2005. – 80 с.Гуарамиа, М.И. Транспортный слоган и граффити в аспекте коммуникации: диссертация кандидата филологических наук / М.И. Гуарамиа. – Санкт-Петербург, 1997. – 238с. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 151 с. Иванов, С.А. Образование и искусство в формировании целостного человека / С.А. Иванов, Н.И. Киящеяко. – М.: ИНФРА-М,2000. – 365 с. Крамар, М.С. Уличное искусство выросло. Оно больше, чем граффити / М. Крамар. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 65 с. Куксо, К.А. Эстетика мурал-арта: сборник статей //ФГБОУ ВО «С.- Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна». – СПб.: СПб ГУПТД, 2018. – 96 с. Капёв, Е.А. BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет, вы скоро об этом узнаете /Е.А. Капёв, пер. с англ. Е.Кеник. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 240с. Котляр, Е.Р. Мурал-арт как вид современного искусства / Е.Р. Котляр, Е.Р. Касатова. – СПб.: СПбГУПТД, 2015. – 45 с. Киященко, Н.И. Сущность прекрасного. Красота и мозг /Н.И. Киященко. – М.: Альфа-М; ИНФАР-М, 1995. – 394 с. Ленкова, Н.И. Методика организации и проведения выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства / Н.И. Ленкова, О.В. Зелинская // Справочник методиста. – Иркутск, 2009 – 44 с. Лефевр, А.Д. Социальное пространство/ А.Д. Лефлер. – М.: АльфаМ; ИНФРА-М, 2005. – 159 с. Моисеева, М.В. Мурал-арт: искусство или вандализм / М.В. Моисеева, А.М. Абашина – СПб.: СПбГУПТД, 2018. – 10 с.Неменский, Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования / Б.М. Неменский // Искусство в школе, 2003. – №1. – С. 3-9. Партол, А.Ж. Части стен / Wall elements / А.Ж. Партол. – М.: 105 Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. – 369 с. Прищепа, А. А. Детское творчество как основа формирования художественной самобытности России / А.А. Прищепа, Л.А. Буровкина, О.Н. Майдибор // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2(38). – С. 342-360. Рубанцев, В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки / В.Д. Рубанцев. –М.: BHV, 2017. – 126 с. Самутина, Н.А. Не только Бэнкси: мурал-арт в контексте современной городской культуры / Н.А. Самутина, О.В. Запорожец, В.А. Кобыща. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. – 256 с. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте/ В. Седнев // Философская и социологическая мысль. – 1993. – № 1. – С. 15-22.Скороходова, А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие / А.С. Скороходова // Психологический журнал. – 1998. – №1. – С. 24-28Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2012. – 256с. Тюкаева, Е.И. Студенческое граффити как жанр естественной письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук. / Е.И. Тюкаева. – Барнаул, 2008. – 238с. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]: Код доступа: http://legalacts.ru. Дата обращения: 10.11.2024Хофман, В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / В. Хофман. – СПб.: Академический проект. – 2004. – 560 с Эфрочмсон, В.П. Генетикагениальности / В.П. Эфрочмсон. – М.: Алетейя, 2008. – 256с. Gastman, R. The history of American graffiti / R. Gastman, С. Neelon. – 2010. – 347 с. Ganz, N. Graffiti world: street art from 5 continents / N. Ganz – 2009. – 236 с. McCormick, C.Trespass: a history of uncommissioned urban art / C. McCormick, M. Schiller, S. Schiller. – 2010. – 458 с. Nguyen, P., Beyond the Streets: The 100 leading figures in urban art / P. Nguyen, S. Mackenzie. – 2010. – 425 с. Интернет-ресурсыЛекция о граффити №5 «Мировоззрение граффити райтеров». [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.codered.ru. Дата обращения: 107 20.02.2021. Мурал-арт как искусство действия. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://partizaning.org. Дата обращения: 19.04.2024. Мурал-арт вандализм или уличное искусство. [Электронный ресурс]: Код доступа: http: p://возрождениекультуры.рф. Дата обращения: 22.04.2024. История мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://crossarea.ru/street-art/street-art. Дата обращения: 13.03.2024.Мурал-арт: теория и практика обживания уличной среды. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225. Дата обращения: 13.03.2024. Мурал-арт, как искусствоведческая проблема. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html. Дата обращения: 28.02.2024. Стили и виды Мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://crossarea.ru/street-art/vidy-i-stili-strit-arta. Дата обращения: 28.04.2024. История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://daily.afisha.ru/brain/1012-istoriya-ulichnogo-iskusstva-v-rossii-ot-rodchenkoi-malevicha-do-radi-i-pavlenskogo. Дата обращения: 20.03.2024. Активисты российского мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://partizaning.org/?cat=5. Дата обращения: 20.03.2024.Интернет журналмурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.codered.ru. Дата обращения: 23.03.2024. Мурал-арт – мышление посредством улиц. Стрит- арт искусство или вандализм. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://concepture.club/post/stritart-myshlenie-posredstvom-ulic/street-art-enlightened-vandalism. Дата обращения: 23.03.2021. Сайт о современных художниках. Бэнкси. [Электронный ресурс]: Код доступа: URLhttp://contemporary-artists.ru/Banksy.html. Дата обращения: 15.03.2024Бэнкси.РФ. [Электронный ресурс]: Код доступа: URLhttp://www.бэнкси.рф. Дата обращения: 15.03.2024.СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙИл. 1. Макет мурала для здания студенческого общежития Челябинского государственного университета (г. Челябинск)Ил. 2. Мурал на одной из улиц г. КазаниИл. 3. Мурал на бульваре «Белые цветы» (г. Казань)Ил. 4. Мурал на бульваре «Белые цветы» (г. Казань)Ил. 5. Мурал-головоломка у школы «Адымнар» (г. Казань)Ил. 6. Мурал с портретом великого художника Василия Сурикова вместе с репродукцией его картины «Взятие снежного городка»(г. Красноярск)Ил. 7. Мурал с изображением героев фильма «Место встречи изменить нельзя» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 8. Мурал «Белорусский вокзал» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 9. Мурал с изображением из фильма «Гардамарины вперед!» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 10. Мурал с изображением героев фильма «Москва слезам не верит» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 11. Мурал с изображением героев сказки «Приключения Буратино»АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙИл. 1. Макет мурала для здания студенческого общежития Челябинского государственного университета (г. Челябинск)Ил. 2. Мурал на одной из улиц г. КазаниИл. 3. Мурал на бульваре «Белые цветы» (г. Казань)Ил. 4. Мурал на бульваре «Белые цветы» (г. Казань)Ил. 5. Мурал-головоломка у школы «Адымнар» (г. Казань)Ил. 6. Мурал с портретом великого художника Василия Сурикова вместе с репродукцией его картины «Взятие снежного городка»(г. Красноярск)Ил. 7. Мурал с изображением героев фильма «Место встречи изменить нельзя» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 8. Мурал «Белорусский вокзал» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 9. Мурал с изображением из фильма «Гардамарины вперед!» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 10. Мурал с изображением героев фильма «Москва слезам не верит» (г. Южно-Сахалинск)Ил. 11. Мурал с изображением героев сказки «Приключения Буратино»

1.Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
2.Акопян, К.З. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая. – М.: ИНФРА-М, 2004. –289 с.
3.Алексеева, Е.Н. Основные факторы, влияющие на развитие стритарта в контексте современной культуры / Е.Н. Алексеева, Ю.А. Ершова. – М.: Альфа-М, 2018. – 256 с.
4.Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания XX века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2015. – 344 с.
5.Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. – 240 с.
6.Басин, ЕЯ. Психология художественного творчества: Личностный подход / Е.Я. Басин. – М.: Мысль, 1985. – 64 с.
7.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодийяр. – М.: Добросвет, 2000. – 76 с.
8.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак. –2009. – 811 с.
9.Бурдье, П. Социальное пространство. Поля и практики / П. Бурдье. – М.: Алетейя, 2007. – 324 с.
10.Буровкина, Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы BurovkinaL.A. TheProblemof Preparing Future Designers / L.A. Burovkina, A.A. Prishchepa, V.V.Koreshkov // International Journal of Technology, 7 (4.38) (2018) – 103 Р. 393-395.
11.Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2011. – 320 с.
12.Буровкина, Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы / Л.А. Буровкина, Т.В. Шматко // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: Сборник статей, Новосибирск. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. – С. 192-196.
13.Высоцкий, С.А. Киевские граффити XI-XVII вв. / С.А. Высоцкий. – Киев.: Наукова думка, 1985. – 207 с.
14.Голынко-Вольфсон, Д. Мурал-арт: теория и практика обживания уличной среды /Д. Голынко-Вольфсон. – М.: Альфа-М, 2005. – 80 с.
15.Гуарамиа, М.И. Транспортный слоган и граффити в аспекте коммуникации: диссертация кандидата филологических наук / М.И. Гуарамиа. – Санкт-Петербург, 1997. – 238с.
16.Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 151 с.
17.Иванов, С.А. Образование и искусство в формировании целостного человека / С.А. Иванов, Н.И. Киящеяко. – М.: ИНФРА-М,2000. – 365 с.
18.Крамар, М.С. Уличное искусство выросло. Оно больше, чем граффити / М. Крамар. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 65 с.
19.Куксо, К.А. Эстетика мурал-арта: сборник статей //ФГБОУ ВО «С.- Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна». – СПб.: СПб ГУПТД, 2018. – 96 с.
20.Капёв, Е.А. BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет, вы скоро об этом узнаете /Е.А. Капёв, пер. с англ. Е.Кеник. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 240с.
21.Котляр, Е.Р. Мурал-арт как вид современного искусства / Е.Р. Котляр, Е.Р. Касатова. – СПб.: СПбГУПТД, 2015. – 45 с.
22.Киященко, Н.И. Сущность прекрасного. Красота и мозг /Н.И. Киященко. – М.: Альфа-М; ИНФАР-М, 1995. – 394 с.
23. Ленкова, Н.И. Методика организации и проведения выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства / Н.И. Ленкова, О.В. Зелинская // Справочник методиста. – Иркутск, 2009 – 44 с.
24.Лефевр, А.Д. Социальное пространство/ А.Д. Лефлер. – М.: АльфаМ; ИНФРА-М, 2005. – 159 с.
25.Моисеева, М.В. Мурал-арт: искусство или вандализм / М.В. Моисеева, А.М. Абашина – СПб.: СПбГУПТД, 2018. – 10 с.
26.Неменский, Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования / Б.М. Неменский // Искусство в школе, 2003. – №1. – С. 3-9.
27.Партол, А.Ж. Части стен / Wall elements / А.Ж. Партол. – М.: 105 Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. – 369 с.
28.Прищепа, А. А. Детское творчество как основа формирования художественной самобытности России / А.А. Прищепа, Л.А. Буровкина, О.Н. Майдибор // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2(38). – С. 342-360.
29.Рубанцев, В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки / В.Д. Рубанцев. –М.: BHV, 2017. – 126 с.
30.Самутина, Н.А. Не только Бэнкси: мурал-арт в контексте современной городской культуры / Н.А. Самутина, О.В. Запорожец, В.А. Кобыща. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
31.Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте/ В. Седнев // Философская и социологическая мысль. – 1993. – № 1. – С. 15-22.
32.Скороходова, А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие / А.С. Скороходова // Психологический журнал. – 1998. – №1. – С. 24-28
33.Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2012. – 256с.
34.Тюкаева, Е.И. Студенческое граффити как жанр естественной письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук. / Е.И. Тюкаева. – Барнаул, 2008. – 238с.
35.Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]: Код доступа: http://legalacts.ru. Дата обращения: 10.11.2024
36.Хофман, В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / В. Хофман. – СПб.: Академический проект. – 2004. – 560 с
37.Эфрочмсон, В.П. Генетикагениальности / В.П. Эфрочмсон. – М.: Алетейя, 2008. – 256с.
38.Gastman, R. The history of American graffiti / R. Gastman, С. Neelon. – 2010. – 347 с.
39. Ganz, N. Graffiti world: street art from 5 continents / N. Ganz – 2009. – 236 с.
40.McCormick, C.Trespass: a history of uncommissioned urban art / C. McCormick, M. Schiller, S. Schiller. – 2010. – 458 с.
41.Nguyen, P., Beyond the Streets: The 100 leading figures in urban art / P. Nguyen, S. Mackenzie. – 2010. – 425 с.

Интернет-ресурсы

42.Лекция о граффити №5 «Мировоззрение граффити райтеров». [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.codered.ru. Дата обращения: 107 20.02.2021.
43.Мурал-арт как искусство действия. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://partizaning.org. Дата обращения: 19.04.2024.
44.Мурал-арт вандализм или уличное искусство. [Электронный ресурс]: Код доступа: http: p://возрождениекультуры.рф. Дата обращения: 22.04.2024.
45.История мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://crossarea.ru/street-art/street-art. Дата обращения: 13.03.2024.
46.Мурал-арт: теория и практика обживания уличной среды. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225. Дата обращения: 13.03.2024.
47.Мурал-арт, как искусствоведческая проблема. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html. Дата обращения: 28.02.2024.
48.Стили и виды Мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://crossarea.ru/street-art/vidy-i-stili-strit-arta. Дата обращения: 28.04.2024.
49.История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского. [Электронный ресурс]: Код доступа: https://daily.afisha.ru/brain/1012-istoriya-ulichnogo-iskusstva-v-rossii-ot-rodchenkoi-malevicha-do-radi-i-pavlenskogo. Дата обращения: 20.03.2024.
50.Активисты российского мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://partizaning.org/?cat=5. Дата обращения: 20.03.2024.
51.Интернет журнал мурал-арта. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.codered.ru. Дата обращения: 23.03.2024.
52.Мурал-арт – мышление посредством улиц. Стрит- арт искусство или вандализм. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://concepture.club/post/stritart-myshlenie-posredstvom-ulic/street-art-enlightened-vandalism. Дата обращения: 23.03.2021.


53.Сайт о современных художниках. Бэнкси. [Электронный ресурс]: Код доступа: URLhttp://contemporary-artists.ru/Banksy.html. Дата обращения: 15.03.2024
54.Бэнкси.РФ. [Электронный ресурс]: Код доступа: URLhttp://www.бэнкси.рф. Дата обращения: 15.03.2024.