Тема молодости в творчестве И.С.Тургенева
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 13.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ МОЛОДОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 6
Тема молодости в литературных произведениях 6
1.2. Особенности литературного творчества И.С. Тургенева 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕМЫ МОЛОДОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 32
2.1. Тема молодости в повести «Ася» 32
2.2. Тема молодости в пьесе «Месяц в деревне» 45
2.3. Тема молодости в романе «Отцы и дети» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Интерес для исследования представляет и тема молодостиво взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. При этом важное место в данном аспекте занимает любовный треугольник. Их в произведении три: Ислаев – Наталья Петровна – Ракитин; Наталья Петровна – Беляев – Верочка; Ракитин – Наталья Петровна – Беляев. Принципиально важно, что в центре каждого любовного треугольника стоит Наталья Петровна, так как именно на нее падает психологическая нагрузка, именно ее душа подвергается испытанию любовью. Ислаев любит жену, ею пленен друг дома Ракитин. Сама Наталья Петровна страстно влюблена в Беляева, на которого с тайной надеждой и робкой влюбленностью смотрит Верочка. Беляев не безразличен дворовой девушки Кате, который делает предложение слуга Матвей. Верочка нравится немолодому помещику Большинцову. Даже немец-гувернер Шааф симпатизирует Кате. Делает предложение компаньонке Лизавете Богдановне доктор Шпигельский. Проблема противопоставления молодости и зрелости отражена в следующих дуэтах: Ислаев – Наталья Петровна, Ракитин – Беляев, Ислаев – Ракитин, Наталья Петровна – Ракитин, Наталья Петровна – Верочка, Беляев – Наталья Петровна. Знаково, что эти дуэты названы в научно-критической литературе «психологическими» (Г. П. Бердников, В. В. Основин), так как между членами каждого из них происходят своеобразные психологические акты, основанные на возрастных особенностях. Так, Наталья Петровна противостоит по своим душевным качествам своему мужу. Она молода в сравнении с ним, жаждет искренних чувств, стремится к внутренней свободе, он же довольствуется внешними приличиями, недаром его не шокирует известие о любовном чувстве своей жены. Ислаев сразу же находит выход из сложившейся ситуации, руководствуясь классической народной формулой – «с глаз долой – из сердца вон».Альянс Натальи Петровны и Ракитина, где аспекты молодости раскрываются уже в образе Ракитина, похож на поединок мнимый, игру в поддавки. Не случайно героиня осознает, что они похожи на мышь и кошку, «и мышь своим положением довольна». До появления Беляева в имении Ислаевых этот союз был стабилен, положение, которое занимал каждый из участников, устраивало обоих. Появление студента разрушило эту пару, а с ней и размеренное течение жизни господского дома.Противостояние молодости и зрелости в образах Натальи Петровны и Верочки наиболее трагично. В ходе данного поединка проигравшими оказываются обе стороны. Совсем молоденькая Верочка, подобно вещи, продана пожилому Большинцову, а Ислаева не смогла сохранить себя в страсти.Поединок Натальи Петровны и Беляева представляет собой извечное диалектическое единство «естественного» и «социального». Беляев – дитя природы. Героиня – «душных комнат» барского дома. Их духовный союз невозможен, так как в их отношениях изначально заложено извечное противостояние естественного и социального, и если бы эти начала пришли к единению, это привело бы к вселенской гармонии, которая не достижима на Земле.В финале драматург выводит на сцену три супружеские пары: Верочка и Большинцов, Шпигельский и Лизавета Богдановна, Катя и Матвей. Союз Верочки и Большинцова - проекция в социальную действительность: Верочка, согласившись выйти замуж за Большинцова, из свободного, «природного» человека превращается в светскую женщину, зависящую от условностей и законов общества.Союз Шпигельского и Лизаветы Богдановны противопоставлен искренности и молодости: это союз зрелых людей, он основан на практицизме и меркантильном расчете. Эта модель отношений как бы зеркальное отражение союза Веры и Большинцова, в ее основе торг, товарно-денежные отношения. Вера – «вещь», товар, а Большинцов - покупатель. Принципиальная же разница между этими союзами в том, что Шпигельский и Лизавета Богдановна добровольно вступают в него, руководствуясь народной формулой «стерпится – слюбится».Союз Кати и Матвея также драматичен. Герои не вовлечены в социальные отношения, но они испытывают гнет условностей. Так, Кати нравится Беляев, но она даже не допускает мысли о союзе с ним, так как они находятся на разных ступенях социальной лестницы. Тургенев доводит до читателей мысль о том, что настоящее счастье не возможно.Знаков тот факт, что Тургенев называет свою пьесу «Месяц в деревне», то есть драматург подчеркивает значимость пространства – деревня и времени – месяц. В пьесу деревня входит как ее существенная смысловая часть. В своей пьесе Тургенев как бы восстанавливает насильственно разорванные связи между человеком и природой. Жизнь природы продолжается в тургеневских героях – в одних (Катя, Матвей, Беляев) органично, в других - (Наталья Петровна, Верочка) драматично, в третьих - (Ракитин, Ислаев) опосредованно.2.3. Тема молодости в романе «Отцы и дети»В романе «отцы и дети» противопоставление молодости и зрелости является принципиальным, что отражено уже в самом его названии. Это во многом используется в школьном курсе литературы, является очень важным для формирования умений анализировать литературные произведения.Одной из основных линий романа является взаимодействие представителей двух поколений. При изучении текста «Отцов и детей» нельзя обойти стороной обсуждение смысла названия, которое стало обозначением одной из «вечных» проблем человечества [12]. Авторы образовательных программ зачастую предлагают начинать обсуждение «Отцов и детей» именно с этого вопроса. В начале предлагается сопоставить чувства Николая Петровича и Аркадия. Нередко обращают внимание на то, как на взаимодействие отца и сына влияет присутствие третьего лица – Базарова, который в глазах Аркадия на момент начала повествования обладает бóльшим авторитетом, чем родной отец. Далее предлагается проанализировать эпизод встречи Базарова и Павла Петровича – двух героев, которые будут наиболее ярко представлять антагонизм «отцов» и «детей». Обсуждаются характеры героев, исходя из их портретных характеристик. Иногда вскользь говорят о реформе 1861 года и состоянии имения Кирсановых в предреформенное время. Описанный вариант построения первого урока по изучаемому произведению проверен временем. Однако мы хотели бы несколько изменить ракурс рассмотрения проблемы, положенной в основание темы урока. Предлагаемое название третьего урока в тематическом планировании – «Диалог поколений в романе “Отцы и дети”». Представляется, что не было бы ошибкой в начале изучения текста произведения предложить ученикам историко-литературную справку. Важность творческой истории произведения при его анализе и интерпретации была неоднократно доказана литературоведами. Ещё в первой половине ХХ века выдающийся литературовед Н.К. Пиксанов указывал, что «мы обычно довольствуемся изучением крупных произведений в их окончательной, кристаллизовавшейся форме. Между тем понимание результатов процесса без изучения самого процесса для историка заранее опорочено» [25, с. 16]. Исследователи зачастую имеют дело лишь с окончательным текстом в тех случаях, когда творческая история создания произведения недостаточно изучена. Однако это не относится к роману «Отцы и дети», особенности генезиса которого в известной степени изложил сам автор в ответе на критические разборы. В статье «По поводу “Отцов и детей”» (1868–1869) И.С. Тургенев поведал, как появился Базаров, чтó послужило импульсом для создания такого персонажа, как был встречен роман и почему автор остался недоволен тем, как его текст восприняли и поняли. Представляется важным познакомить учащихся с этой статьей после введения в исторический контекст. Учитель выступает в роли эксперта, который устанавливает диалог с эпохой. В частности, необходимо познакомить учеников, во-первых, с двумя противоборствующими направлениями мысли того времени: либералы и демократы. Истоки этой дихотомии обнаруживаются на рубеже XVII–XVIII вв., когда Петром I проводилась европеизация российского общества. Уже к началу XIX века сформировались западники и славянофилы. Каждая из этих групп имела свое представление о пути, по которому следует двигаться России. А уже к середине XIX века политический раскол общества совпал с серьезным поколенческим разрывом: прогрессивные «дети» часто примыкали к демократам, в то время как «отцы», напротив, занимали консервативные охранительные позиции. Тургенев неслучайно в начале романа указывает год, когда происходят сюжетные события – 1859, то есть за два года до Манифеста 1861 года об отмене крепостного права. Роман «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году и явился художественной попыткой осмыслить факторы, которые привели к кардинальному изменению взаимоотношений двух сословий Российской империи. Сложность ситуации состояла в том, что «отцы»- либералы понимали, что реформа неизбежна, но не спешили ее ускорять, а «дети»-демократы, пока только наращивавшие свое влияние в обществе, торопили события, но ни те, ни другие не представляли достаточно ясно, чтó следует делать после отмены крепостного права. Дискуссии, шедшие не одно десятилетие, показали, что общество так и не достигло консенсуса. В этом можно усмотреть источник афоризма Базарова: «Сперва нужно место расчистить» [39, с. 49]. Между прочим, следует упомянуть, что и сам Тургенев в молодости принимал участие в коллективном обсуждении проблемы крепостного права. Так, известна его статья «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине». «Разбирая неудобства нашего хозяйства, я с намерением не упомянул крепостного состояния наших хлебопашцев. Их так называемое рабство было предметом многих довольно пустозвонных разглагольствований, показывающих часто совершенное неведение истинных потребностей России. Мы желаем законности и твердости в отношении помещиков к крестьянам; законность исключает прихоть владельца, а потому и то, что называют рабством», – пишет молодой орловский помещик [37, с. 427]. В то же время позиция Тургенева была далеко не столь однозначна. Он желал упразднения фактически рабского статуса крестьянина, что как бы ставит его в положение симпатизирующего демократам. Но в земельном вопросе И.С. Тургенев оставался убежденным либералом-консерватором, так как твердо стоял на том, что земля должна остаться в руках помещика, а крестьянин в праве арендовать ее. Такая позиция, разумеется, не устраивала крестьян, которых автор «Отцов и детей» тщетно пытался увещевать и которым он желал бы привить, выражаясь современным термином, экономическую грамотность. Крах надежд, возлагавшихся Тургеневым на Россию, отразится впоследствии в романе «Дым» (1867), который уже однозначно ознаменует публичное тургеневское признание в «неискоренимом западничестве» [40, с. 88]. Осветить суть диалога поколений в романе «Отцы и дети» невозможно без хотя бы поверхностного обращения к философской составляющей конфликта. Для этого можно обратить внимание учащихся на яркую реплику Павла Петровича Кирсанова, которую тот произносит в пятой главе: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Разъяснение этого высказывания предлагают авторы комментариев к роману А.И. Батюто, Е.И. Кийко, А.П. Могилянский и другие: «Подразумевается русская дворянская интеллигенция 1840-х годов, увлекавшаяся философией Гегеля. Главным средоточием изучения в России гегелевской философии был кружок Н.В. Станкевича» [4]. Обратим внимание, что дихотомия по политическим взглядам в романе «Отцы и дети» соответствует бинарной оппозиции по философским предпочтениям. В этом, следует полагать, нашли отражение результаты образования самого И.С. Тургенева, постигавшего гегелевскую диалектику в Германии. Заграничный философский кружок Станкевича, упомянутый историком литературы А.И. Батюто, стал в 1838 году в известном смысле школой жизни для будущего писателя. Участников связывала крепкая дружба, возникшая на фоне увлечения философией, и, как с едкой иронией показал Тургенев в рассказе «Гамлет Щигровского уезда» и в романе «Рудин», слепое благоговение перед организатором кружка. В изучаемом романе «отцы»-гегельянцы, воспитанные в русле идеализма, не могут принять материалистическое мировоззрение поколения «детей». Не исключено, что Павел Петрович употребляет словцо «гегелисты» для рифмы со словом «нигилисты», но выражение достаточно ярко маркирует завязывающийся конфликт. Наконец, учитывая, что обсуждению критических высказываний о романе «Отцы и дети» отводится отдельный урок, всё же имеет смысл кратко сказать о том, как литературные обозреватели приняли роман. Целесообразно задать вопрос ученикам, прочитавшим первые главы романа, вызвав их тем самым к диалогу: «Можно ли сказать, что Тургенев симпатизирует одному из поколений?» Этот вопрос затрагивает не столько интерпретационную, сколько теоретическую сферу, поскольку для произведений реализма (тем более, романов диалогического типа) нехарактерно авторское выражение симпатии. Об этом следует напомнить десятиклассникам. Далее можно рассказать о первой критике, с которой столкнулся И.С. Тургенев. По его воспоминаниям, она была не профессиональная, а читательская: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! жгут Петербург!» [40, с. 87]. Фигура главного героя романа – Базарова – была изображена Тургеневым столь неоднозначно, что публика не могла понять, на чьей стороне автор. Это отразилось и на последовавшей литературно-критической разноголосице. Продемократический журнал «Современник» увидел в образе Базарова памфлет на недавно скончавшегося Добролюбова, а критик «Русского слова», напротив, увидел достоверное изображение нигилиста. Позже Тургенев признавался, что для него была важна «почва действительности» (то есть реализм), на которой призывал стоять В. Белинский, являвшийся профессиональным авторитетом для всех критиков, отозвавшихся об «Отцах и детях». Сложность оценки такого литературного героя, как Базаров, изначально была заложена самим автором: он не хотел создавать ни «пафмлет», ни «апологию» нигилизма. Он создавал своего героя, основываясь не на одном характере Добролюбова, которого хотели узнать в Базарове в «Современнике». Тургенев пытался создать реалистичный образ, в котором был бы достигнут баланс типизации и индивидуализации. Однозначная оценка Базарова так же невозможна, как невозможно однозначно сказать о реальном человеке, хорош тот или дурен. То же касается и Павла Петровича, и прочих основных персонажей романа «Отцы и дети». Тургеневская ирония обнаруживается лишь в отношении второстепенных лиц вроде Ситникова или Кукшиной. Итак, следует показать, что диалогические отношения пронизывают три уровня проблематики романа: семейную (поколение «отцов» и поколение «детей»), политическую (либералы и демократы), философскую (идеалисты и материалисты, условные гегельянцы и нигилисты). Наиболее последовательно диалог поколений, охватывающий другие сферы деятельности, изображен в линии взаимоотношений Базарова и Павла Петровича. Тургенев формирует «лагери», которые складываются вокруг этих героев-идеологов. В первой половине романа на стороне Базарова Аркадий, который дерзко заявляет старшему поколению: «Мы ломаем, потому 35 что мы сила» [39, с. 51]; вместе с ним Ситников и Кукшина. Павел Петрович имеет влияние только на своего брата Николая, но к «лагерю отцов» можно также отнести второстепенных персонажей: нового губернатора Матвея Колязина, считавшегося в уезде «прогрессистом и деспотом» [39, с. 57], и отца Ситникова (Ситников-старший, как известно, придерживался довольно патриархальных взглядов по вопросам службы и женитьбы).Аспекты противопоставления и сопоставления фигур Базарова и Павла Петровича станут более очевидны для учащихся после предлагаемой историко-культурной и историко-литературной справки. Не имея представления о главных особенностях изображаемого времени, невозможно установить плодотворный диалог с текстом романа «Отцы и дети». В следующих таблицах представлены основные аспекты противопоставления тематических групп молодости и зрелости в романе «Отцы и дети».Таблица 1. сопоставление взглядов «отцов» и «детей» на уровне семейной и хозяйственной проблематикиКритерий сопоставления«Отцы»«Дети»Отношения между родственникамиНиколай Петрович ждет сына несколько дней подряд, но не находит того отклика у сына, какого он ожидал при встречеАркадий искренне рад увидеться с дядей, но перед Базаровым ему хочется скрыть свои чувства и показать безразличие в подражание другуВопрос неравного бракаНиколай Петрович тяготится двусмысленным положением отношений с Фенечкой, из-за чего конфузится перед сыномВопрос статуса сводного брата для Аркадия остается сложным. Базаров трунит над ним, говоря: «Видно, лишний наследничек нам не по нутру?» Аркадий считает, что отец должен узаконить отношения с Фенечкой. Базаров в ответ выказывает скептическое отношение к бракуВопросы управления хозяйствомКрестьяне не платят оброка в этом году, по словам Николая ПетровичаБазаров замечает, что работники ленятся, строения приходят в негодность, а хозяин ничего не может сделатьТаблица 2. сопоставление взглядов «отцов» и «детей» на уровне политической проблематикиКритерий сопоставления«Отцы»«Дети»ЛиберализмПавел Петрович выезжал из Марьина только на выборы, где «помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками»Базаров замечает про Павла Петровича: «Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции» [39, с. 34Неприятие общественных стандартовПавел Петрович говорит: «Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генераладъютантом» [39, с. 46]. Герой также не считает нужным выказать чрезмерное уважение новоиспеченному губернаторуКогда речь заходит об одном из помещиков, Базаров отзывается о том: «Дрянь, аристократишко». За эти слова Павел Петрович журит Базарова и отмечает, что аристократия дала свободу Англии и поддерживает ееТаблица 3. сопоставления взглядов «отцов» и «детей» на уровне философской проблематикикритерий«отцы»«дети»ЛитератураНиколай Петрович предпочитает художественную литературу, например, сочинения ПушкинаАркадий и Базаров решают дать Николаю Петровичу для ознакомления книгу материалиста Бюхнера «Stoffund Kraft»принципы«Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», – говорит Павел Петрович и добавляет позже [39, с. 48]«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы», – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» [39, с. 48]Нигилизм«Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить» [39, с. 49]. Для Павла Петровича несостоятельность материализма очевиднаАркадий заявляет, что нигилисты не признают авторитетов. Отрицание и разрушение прежних устоев — вот в чём нигилисты видят свое предназначение. Строить — дело следующих поколенийОтношение ко взглядам оппонента Слова Павла Петровича о Базарове: «Это всё ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел» [39, с. 45] «Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство», – произносит Базаров, намекая на дядю Аркадия [39, с. 29]Тургенев не изолирует выделенные аспекты, послужившие критериями для составления таблиц. Напротив, в романе «Отцы и дети» семейный уклад дворян, их хозяйственные умения связаны с политическими и философскими представлениями героев. К примеру, Павел Петрович ввиду своих чересчур идеалистических взглядов, отрывавших его от реальности, не устроил свою жизнь, а живет в имении брата, изредка давая ему денег на поправление дел. В то же время материалист Базаров, чей ум заточен на объективную оценку действительности и поиск наиболее рациональных решений, не может понять, почему Николай Петрович играет на виолончели, в то время как его крестьяне «смотрят отъявленными ленивцами» и управляющий не справляется с обязанностями, отчего хозяйство приходит в упадок. Основной вопрос, ответ на который станет основой для вывода к проделанной работе, звучит следующим образом: «Насколько успешен диалог между поколениями в романе “Отцы и дети” и может ли быть достигнуто согласие между идеологическими оппонентами?» В аудитории учащиеся делятся своими соображениями, предлагают личный взгляд на поставленную проблему. Таким образом, полилогическое обсуждение с обращением к тексту романа позволяет объединить материал трех групп и тем самым подытожить аудиторную работу. На дом же учащимся предлагается завершить таблицу. Предполагаемый ответ на поставленный вопрос содержится в конце Х главы в рассказе Николая Петровича о споре с матерью. Герой, с которым себя и свое поколение соотносил И.С. Тургенев (если верить его письмам), говорит, что «пилюля горька – а проглотить ее нужно» [39, с. 53]. Разумеется, учащиеся вовсе не обязаны дать именно такой ответ, ссылаясь на слова Николая Петровича, так как основной вопрос, поставленный перед учениками, не имеет однозначного ответа, каждый человек в силу своего опыта может ответить на него по-своему. В этом состоит особая аксиологическая ценность применения диалоговых технологий. Однако во время инструктажа целесообразно обратить внимание обучающихся, что в ответе желательно ориентироваться на текст произведения. Оценивание работы может осуществляться в порядке сдачи тетрадей со всеми выполненными домашними заданиями после завершения монографической темы. Проблему нигилизма и «псевдонигилизма» предлагается раскрыть на следующем уроке. В связи с этим второй частью домашнего задания может стать задание составить высказывание на тему «В чем разница между Базаровым и его последователями?» на основании XII–XIV глав. Также можно привлечь другие главы романа, чтобы отразить переменчивую позицию Аркадия в отношении нигилизма. Ученики, дочитавшие роман, могут представить образы Кукшиной и Ситникова в перспективе с учетом эпилога, в котором эти образы получают относительную завершенность.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля российской действительности восприятие молодости имеет не только позитивные, но и негативные коннотации, т. е молодость воспринимается как неопытность и беззащитность. Фразеологические единицы русского языка, репрезентирующие концепт в ассоциативных связях «молодой», разделены на две крупные семантические группы: «молодой» как «недавно родившийся», «недолго проживший», и «молодой» как «неопытный». Первая семантическая группа состоит из 47 фразеологических единиц. Семантическая группа «молодой» в значении «неопытный» объединяет 24 фразеологические единицы. У россиян отличаются представления о молодости среди разных возрастных категорий: для молодежи молодость – это активность, возможность и саморазвитие, а для возрастной аудитории время упущенных возможностей.В произведениях И.С. Тургенева тема молодости является одной из ключевых. При этом она неизбежно перекликается и с другими тематическими направлениями. Так, в повести «Ася» молодость непосредственно связана с любовью. Автор очень подробно описывает то, как зарождаются чувства в молодости. Также здесь отмечается взаимосвязь молодости и искренности. Помимо этого, автор отражает и гендерные аспекты молодости: Влюбленность, которую испытывает г-н Н. Н., проявляется на когнитивном уровне, в его наблюдательности, он подробно рассматривает каждую деталь внешности Аси, рассуждает над ее особенностями, он чувствует «сладостные томления», однако точно не может определить причину этих томлений и внезапного чувства счастья. В то время как влюбленность Аси проявляется внешне, в активном действии, интенсивность которого вызвана зарождением чувства.В произведении «месяц в деревне» начинают появляться аспекты взаимосвязи молодости и зрелости, что отражается на характеристиках персонажей. Так, Наталья Петровна молода в сравнении с Ислаевым, жаждет искренних чувств, стремится к внутренней свободе, он же довольствуется внешними приличиями, недаром его не шокирует известие о любовном чувстве своей жены. Ислаев сразу же находит выход из сложившейся ситуации, руководствуясь классической народной формулой – «с глаз долой – из сердца вон».Противостояние молодости и зрелости наиболее полно раскрывается в романе «Отцы и дети». При этом тема любви не является основополагающей в данном произведении и взаимосвязь с молодостью отражается прежде всего в других аспектах. Тургенев неслучайно в начале романа указывает год, когда происходят сюжетные события – 1859, то есть за два года до Манифеста 1861 года об отмене крепостного права. Роман «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году и явился художественной попыткой осмыслить факторы, которые привели к кардинальному изменению взаимоотношений двух сословий Российской империи. Сложность ситуации состояла в том, что «отцы»- либералы понимали, что реформа неизбежна, но не спешили ее ускорять, а «дети»-демократы, пока только наращивавшие свое влияние в обществе, торопили события, но ни те, ни другие не представляли достаточно ясно, чтó следует делать после отмены крепостного права. Дискуссии, шедшие не одно десятилетие, показали, что общество так и не достигло консенсуса. Противоречия молодости и зрелости пронизывают три уровня проблематики романа: семейную (поколение «отцов» и поколение «детей»), политическую (либералы и демократы), философскую (идеалисты и материалисты, условные гегельянцы и нигилисты). Наиболее последовательно диалог поколений, охватывающий другие сферы деятельности, изображен в линии взаимоотношений Базарова и Павла Петровича. Тургенев формирует «лагери», которые складываются вокруг этих героев-идеологов. В первой половине романа на стороне Базарова Аркадий, который дерзко заявляет старшему поколению: «Мы ломаем, потомучто мы сила»; вместе с ним Ситников и Кукшина. Павел Петрович имеет влияние только на своего брата Николая, но к «лагерю отцов» можно также отнести второстепенных персонажей: нового губернатора Матвея Колязина, считавшегося в уезде «прогрессистом и деспотом», и отца Ситникова (Ситников-старший, как известно, придерживался довольно патриархальных взглядов по вопросам службы и женитьбы).СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАнтонович, М.А. Литературно-критические статьи. Вступит. статья и коммент. Г.Е. Тамарченко. – М.–Л., Гослитиздат, 1961. – 515 с.Банникова, О.В. Литературная гостиная: опыт проведения урока по анализу «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева / О.В. Банникова // Филологический класс. – 2003. – № 10. – С. 64–66.Барт, Р. S/Z / Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. С. 18–19. Батюто, А.И. Комментарии: И.С. Тургенев. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1981. Т. 7. С. 416–469. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Советский писатель, 1963. – 363 с. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. – 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с. Белова, С.В., Краснокутская, О.А., Хазыкова, Т.С. Диалогическая компетентность будущих педагогов с позиции междисциплинарного знания [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-kompetentnost-buduschihpedagogov-s-pozitsii-mezhdistsiplinarnogo-znaniya (дата обращения: 18.04.2024). Беляева, И.А Творчество И.С. Тургенева: фаустовские контексты. – СПб.: Нестор-История, 2018. – 248 с.Беляева, И.А. Тема «старческого» у Тургенева и Шопенгауэра: к вопросу о «Стихотворениях в прозе». – 2006. – № 13. – С. 27–31 Беляева, И.А. Творчество И.С. Тургенева. Учебное пособие / И.А. Беляева. – М.: Жизнь и мысль, 2002. – 144 с. Бугрова, Е.И. Межкультурный диалог в образовательном процессе вуза / Е.И. Бугрова, Б.А. Шевченко // Актуальные экономические и социальногуманитарные проблемы современности: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Рязань, 19–21 ноября 2018 года / Под ред. С.В. Фроловой, Л.А. Виликотской. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2018. – С. 100–106. Вигдорова, Е.И. Иван Тургенев. Часть 1/3. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность [Электронный ресурс] / Е.И. Виноградова. – Режим доступа: https://arzamas.academy/special/ruslit/episodes/ (дата обращения: 24.04.2023). Герцен, А.И. Еще раз Базаров // Русская критика. – Лениздат, 1973. – 781 с. С. 282–297. Городилова, Г.Г., Нечаева, А.И., Марков, В.Т., Романова, Н.Н., Филиппов А.В. Современный русский литературный язык. – М.: Дрофа, – 2010. – 560 с. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс: пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2021. – 480 с. – (В помощь молодому учителю). Зимулина, Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся / Г.Д. Зимулина // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 12–16.Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М.: Интрада, 2001. – 384 с. Капитанова, Л.А. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л.А. Капитанова. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с. — (Писатель в школе).Коханова, В.А. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохановой. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 249 с.Лотман, Л.М. И. С. Тургенев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 3. Расцвет реализма: История русской литературы. — 1982. — С. 120–159. Недзвецкий, В.А. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.А. Недзвецкий, П.Г. Пустовойт, Е.Ю. Полтавец. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 112 с. Никулина, Т.Г. Понятие «Речетворческая деятельность» в современной научно-методической литературе // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-rechetvorcheskaya-deyatelnostv-sovremennoy-nauchno-metodicheskoy-literature (дата обращения: 18.04.2024). Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. Петухов, А.Д. Диалоговые технологии при изучении литературы о Великой отечественной войне на уроках литературы в 11 классе / А.Д. Петухов // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – № 7(23). Режим доступа: https://mgpu-media.ru/issues/issue-23/methods/dialog-technologies.html (Дата обращения: 04.03.2024) Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горя от ума» / Подгот. текста и коммент. А.Л. Гришунина. – М.: Наука, 1971. – 400 с. Писарев, Д.И. Базаров // Русская критика. – Лениздат, 1973. – 781 с. С. 549–603. Программа литературного образования 10–11 классы / Под редакцией Маранцмана В.Г., Маканцман Е.К., Бабуриной М.А., Дорофеевой М.Г., Колковой Н.А., Коноваловой Л.И. и др. – М.: «Просвещение», 2005. – 176 с. Рабочая программа учебного предмета «Литература» (базовый уровень) для 10б класса [Электронный ресурс] / сост. Белошицкая О.А. – Воскресенск, 2018. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn-- 60 p1ai/library/programma_po_literature_10_klass_fgos_2018_174802.html (дата обращения: 03.03.2024). Рабочая программа. Литература. 10–11 классы / Под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – М.: Русское слово, 2014. – 30 с. Руднева, М.О. Диалог // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 2: Гаврилюк – Зюльфигар Ширвани. – 1964. – Стб. 669–670. Рыхторова, В.М. Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка: идеи, приёмы, методы / В. М. Рыхторова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 7-2(47). – С. 83–84. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и как применять на уроке? [Электронный ресурс] // Методика преподавания. – 2018. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6861_technologia_dialogovogo_vzaimodeystvia (19.02.2024). Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. ˗ М.: НИИ школьных технологий, 2006. ˗ Т. 1. – 556 с. Сенько, Ю.В., Фроловская, М.Н. Педагогика понимания. М.: Дрофа, 2007 – 192 с. Серова, Т.С., Белова, Д.С. Диалог и диалогичность научных текстов в условиях письменного вербального общения [Электронный ресурс] // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №2 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-i-dialogichnost-nauchnyhtekstov-v-usloviyah-pismennogo-verbalnogo-obscheniya (дата обращения: 18.01.2024). Страхов, Н.Н. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» // Критика 60-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. – М.: ООО «Издательство “Астрель”»: Издательство «АСТ», 2003 (Библиотека русской критики). – 444 с. С. 65–109. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Письма. Т. 4 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1987. – 768 с. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 11 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1983. – 527 с. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 7 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1981. – 559 с. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 1 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1978. – 574 с. Тургенев, И.С. Стихотворения в прозе / Иван Сергеевич Тургенев; [вступит. статья Л. Озерова]. – М.: Дет. лит., 2017. – 120 с. Тюпа, В. И. Стихотворение в прозе: проблема жанровой идентичности / В. И. Тюпа // Новый филологический вестник. – 2007. – № 2(5). – С. 49–57. Филатов, А.В. Аксиологический подход в трудах В.Е. Хализева: ценностные ориентации в литературе и науке о ней [Электронный ресурс] // Новый филологический вестник. 2018. №2 (45). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-trudah-v-e-halizevatsennostnye-orientatsii-v-literature-i-nauke-o-ney (дата обращения: 04.04.2024). Цыганенко, Г. П. Этимологический словарь Русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovorod.ru/etymcyganenko/index.html (дата обращения 03.03.2024)Чалмаев, В.А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 1986. – 308 с.
2. Банникова, О.В. Литературная гостиная: опыт проведения урока по анализу «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева / О.В. Банникова // Филологический класс. – 2003. – № 10. – С. 64–66.
3. Барт, Р. S/Z / Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. С. 18–19.
4. Батюто, А.И. Комментарии: И.С. Тургенев. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1981. Т. 7. С. 416–469.
5. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Советский писатель, 1963. – 363 с.
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. – 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
7. Белова, С.В., Краснокутская, О.А., Хазыкова, Т.С. Диалогическая компетентность будущих педагогов с позиции междисциплинарного знания [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-kompetentnost-buduschihpedagogov-s-pozitsii-mezhdistsiplinarnogo-znaniya (дата обращения: 18.04.2024).
8. Беляева, И.А Творчество И.С. Тургенева: фаустовские контексты. – СПб.: Нестор-История, 2018. – 248 с.
9. Беляева, И.А. Тема «старческого» у Тургенева и Шопенгауэра: к вопросу о «Стихотворениях в прозе». – 2006. – № 13. – С. 27–31
10. Беляева, И.А. Творчество И.С. Тургенева. Учебное пособие / И.А. Беляева. – М.: Жизнь и мысль, 2002. – 144 с.
11. Бугрова, Е.И. Межкультурный диалог в образовательном процессе вуза / Е.И. Бугрова, Б.А. Шевченко // Актуальные экономические и социальногуманитарные проблемы современности: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Рязань, 19–21 ноября 2018 года / Под ред. С.В. Фроловой, Л.А. Виликотской. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2018. – С. 100–106.
12. Вигдорова, Е.И. Иван Тургенев. Часть 1/3. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность [Электронный ресурс] / Е.И. Виноградова. – Режим доступа: https://arzamas.academy/special/ruslit/episodes/ (дата обращения: 24.04.2023).
13. Герцен, А.И. Еще раз Базаров // Русская критика. – Лениздат, 1973. – 781 с. С. 282–297.
14. Городилова, Г.Г., Нечаева, А.И., Марков, В.Т., Романова, Н.Н., Филиппов А.В. Современный русский литературный язык. – М.: Дрофа, – 2010. – 560 с.
15. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс: пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2021. – 480 с. – (В помощь молодому учителю).
16. Зимулина, Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся / Г.Д. Зимулина // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 12–16.
17. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М.: Интрада, 2001. – 384 с.
18. Капитанова, Л.А. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л.А. Капитанова. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с. — (Писатель в школе).
19. Коханова, В.А. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохановой. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 249 с.
20. Лотман, Л.М. И. С. Тургенев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 3. Расцвет реализма: История русской литературы. — 1982. — С. 120–159.
21. Недзвецкий, В.А. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.А. Недзвецкий, П.Г. Пустовойт, Е.Ю. Полтавец. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 112 с.
22. Никулина, Т.Г. Понятие «Речетворческая деятельность» в современной научно-методической литературе // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-rechetvorcheskaya-deyatelnostv-sovremennoy-nauchno-metodicheskoy-literature (дата обращения: 18.04.2024).
23. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
24. Петухов, А.Д. Диалоговые технологии при изучении литературы о Великой отечественной войне на уроках литературы в 11 классе / А.Д. Петухов // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – № 7(23). Режим доступа: https://mgpu-media.ru/issues/issue-23/methods/dialog-technologies.html (Дата обращения: 04.03.2024)
25. Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горя от ума» / Подгот. текста и коммент. А.Л. Гришунина. – М.: Наука, 1971. – 400 с.
26. Писарев, Д.И. Базаров // Русская критика. – Лениздат, 1973. – 781 с. С. 549–603.
27. Программа литературного образования 10–11 классы / Под редакцией Маранцмана В.Г., Маканцман Е.К., Бабуриной М.А., Дорофеевой М.Г., Колковой Н.А., Коноваловой Л.И. и др. – М.: «Просвещение», 2005. – 176 с.
28. Рабочая программа учебного предмета «Литература» (базовый уровень) для 10б класса [Электронный ресурс] / сост. Белошицкая О.А. – Воскресенск, 2018. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn-- 60 p1ai/library/programma_po_literature_10_klass_fgos_2018_174802.html (дата обращения: 03.03.2024).
29. Рабочая программа. Литература. 10–11 классы / Под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – М.: Русское слово, 2014. – 30 с.
30. Руднева, М.О. Диалог // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 2: Гаврилюк – Зюльфигар Ширвани. – 1964. – Стб. 669–670.
31. Рыхторова, В.М. Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка: идеи, приёмы, методы / В. М. Рыхторова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 7-2(47). – С. 83–84.
32. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и как применять на уроке? [Электронный ресурс] // Методика преподавания. – 2018. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6861_technologia_dialogovogo_vzaimodeystvia (19.02.2024).
33. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. ˗ М.: НИИ школьных технологий, 2006. ˗ Т. 1. – 556 с.
34. Сенько, Ю.В., Фроловская, М.Н. Педагогика понимания. М.: Дрофа, 2007 – 192 с.
35. Серова, Т.С., Белова, Д.С. Диалог и диалогичность научных текстов в условиях письменного вербального общения [Электронный ресурс] // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №2 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-i-dialogichnost-nauchnyhtekstov-v-usloviyah-pismennogo-verbalnogo-obscheniya (дата обращения: 18.01.2024).
36. Страхов, Н.Н. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» // Критика 60-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. – М.: ООО «Издательство “Астрель”»: Издательство «АСТ», 2003 (Библиотека русской критики). – 444 с. С. 65–109.
37. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Письма. Т. 4 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1987. – 768 с.
38. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 11 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1983. – 527 с.
39. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 7 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1981. – 559 с.
40. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 1 / Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Наука, 1978. – 574 с.
41. Тургенев, И.С. Стихотворения в прозе / Иван Сергеевич Тургенев; [вступит. статья Л. Озерова]. – М.: Дет. лит., 2017. – 120 с.
42. Тюпа, В. И. Стихотворение в прозе: проблема жанровой идентичности / В. И. Тюпа // Новый филологический вестник. – 2007. – № 2(5). – С. 49–57.
43. Филатов, А.В. Аксиологический подход в трудах В.Е. Хализева: ценностные ориентации в литературе и науке о ней [Электронный ресурс] // Новый филологический вестник. 2018. №2 (45). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-trudah-v-e-halizevatsennostnye-orientatsii-v-literature-i-nauke-o-ney (дата обращения: 04.04.2024).
44. Цыганенко, Г. П. Этимологический словарь Русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovorod.ru/etymcyganenko/index.html (дата обращения 03.03.2024)
45. Чалмаев, В.А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 1986. – 308 с.