Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 14.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Диалектика и метафизика (догматизм) как способы осмысления человеком предельно общих принципов бытия…………………………………………..…4
2. Античная философия о связи вещей друг с другом и принципиальной возможности превращения одного в другое………………………………….…9
3. Диалектика XIX–XX веков как учение об универсальных связях бытия и развития……………………………………………………………………….….14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Фрагмент для ознакомления

)развили гегелевскую диалектику, применив её к анализу общества и истории. Они адаптировали диалектический метод для материалистической интерпретации истории, создав диалектический материализм.Маркс и Энгельс утверждали, что материальные условия жизни являются основой всех социальных, политических и идеологических процессов. Развитие общества происходит через борьбу классов и изменение материальных условий.История ими рассматривается как процесс развития, движимый противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия ведут к социальным революциям и переходу к новым этапам общественного развития.Марксистская диалектика анализирует развитие общества, экономики и политических систем, рассматривая их как динамичные и изменяющиеся структуры, где противоречия являются источником движения и прогресса.Динамичность бытия стала основным методологическим и эвристическим принципом диалектики XIX–XX веков. Этот принцип подчеркивает, что все явления в мире находятся в постоянном изменении и развитии.Диалектический метод нашел применение в философии, гдепродолжились разработки диалектического метода марксизме,неомарксизме, экзистенциализме.Диалектика применяется в естественных науках, особенно в биологии и физике, для объяснения эволюционных процессов и динамических систем.Анализ социальных, экономических и политических процессов с использованием диалектического подхода позволяет учитывать сложные взаимодействия и изменения в обществе.В.И. Ленин был политическим мыслителем и политическим деятелем, который в основе своей политической программы революции в России и построения первого в мире социалистического государства положил ключевые идеи марксизма. Владимир Ленин был одним из важнейших политических и государственных деятелей в истории России и мировой политики. В качестве лидера Российской Революции и первого председателя Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) Советской России (позднее Советского Союза), В.И. Ленин оказал значительное влияние на формирование и развитие нового политического строя Советской власти.Владимир Ленин внёс значительный вклад в развитие и адаптацию марксизма к условиям начала XX века и многие его работы широко цитируются за рубежом, но все меньше изучаются в новой России, которая стала одной из рядовых капиталистических стран.В своей книге «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин развил марксистскую теорию, утверждая, что империализм представляет собой последнюю стадию капитализма, характеризующуюся концентрацией производства и капитала, монополиями, финансовым капиталом и борьбой за раздел мира. Он выделил несколько ключевых особенностей империализма. Перечислим их тезисно. Концентрация производства и капитала, образование монополий, которые доминируют в экономике.Слияние банковского и промышленного капитала, создание финансового капитала и финансовой олигархии. Преобладание экспорта капитала над экспортом товаров.Раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами.Борьба за колонии и сферы влияния.Как отмечают его современники, Ленин, «Будучи человеком требовательным, прежде всего сам, в своей повседневной работе, был образцом подлинно коммунистического отношения к труду и к своим служебным обязанностям».Ленин разработал концепцию революционной партии нового типа – авангардного рабочего класса, которая должна вести борьбу за свержение буржуазного государства и установление диктатуры пролетариата. Эта теория легла в основу Октябрьской революции 1917 года в нашей стране.Ленин исследовал роль государства в переходный период от капитализма к социализму, утверждая, что диктатура пролетариата необходима для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и для создания условий для построения бесклассового общества.Ленин утверждал, что рабочий класс нуждается в руководящей роли партии профессиональных революционеров, чтобы успешно бороться за социализм. Партия должна быть организована по принципу демократического централизма, где решения принимаются коллективно, но обязательны для исполнения.Члены партии должны быть преданными делу профессиональными революционерами, способными вести борьбу в условиях репрессий.Партия должна активно работать с массами, просвещая и организовывая их для революционной борьбы.Ленин развил марксистскую концепцию диктатуры пролетариата, утверждая, что рабочий класс, после получения власти должен установить временное государство для подавления сопротивления буржуазии и построения социализма. По Ленину, необходим переходный период, в котором диктатура пролетариата обеспечит переход от капитализма к социализму.Государство будет являться инструментом подавления эксплуататорских классов и организации новой экономической системы.Далее кратко перечислим других представителей диалектики XXвека.Георг Лукач (1885–1971 гг.), венгерский философ и один из основателей западного марксизма, внес значительный вклад в развитие диалектического метода. В своей работе «История и классовое сознание» он подчеркивал важность диалектики в понимании исторического развития и сознания рабочего класса.Лукач развил идею о том, что пролетариат, осознавая свое место в капиталистической системе, становится носителем революционного сознания.Он акцентировал внимание на понятии тотальности, где общественные процессы и явления рассматриваются в их целостности и взаимосвязи.Антонио Грамши (1891–1937 гг.), итальянский марксист внёс вклад в диалектику в своих работах, посвященных вопросам гегемонии и культурной политики.Грамши развивал концепцию культурной гегемонии, где правящий класс доминирует не только через экономическую и политическую власть, но и через культурные и идеологические институты.Он подчеркивал важность создания союзов между различными социальными группами для успешной революционной борьбы.Философы Франкфуртской школы Теодор Адорно и Герберт Маркузе, использовали диалектический метод для критики современного капиталистического общества. Их работы акцентировали внимание на культурных и идеологических аспектах и анализировали, как рациональность и просвещение могут приводить к отчуждению и репрессиям.Теодор Адорно (1903–1969 гг.), немецкий философ и социолог, являлся представителем Франкфуртской школы, использовал диалектический метод в критической теории.Адорно развил идею негативной диалектики, акцентируя внимание на противоречиях и недостатках в системе, отказываясь от финальных синтезов и окончательных решений.В работе «Диалектика Просвещения» с Максом Хоркхаймером он анализировал как рациональность и просвещение привели к тоталитаризму и отчуждению.Герберт Маркузе (1898–1979 гг.), ещё один представитель Франкфуртской школы, использовал диалектику для критики современных капиталистических обществ.В своей знаменитой работе «Одномерный человек» Маркузе критиковал потребительское общество и роль техники в подавлении критического мышления и свободы.Он утверждал, что освобождение человека возможно через осознание и преодоление системных противоречий.Таким образом, диалектика XIX–XX веков происходившая из гегелевских и марксистских идей, стала мощным инструментом для анализа и понимания мира как динамичной и взаимосвязанной системы. Она предлагает методологический и эвристический подход к изучению бытия, подчеркивая необходимость учета движения, развития и противоречий в любых процессах.В наше время диалектический метод продолжает быть актуальным и используется для анализа социальных, культурных и политических структур и их изменений, для понимания сложных систем и их развития, изучения научных теорий и смены парадигм через диалектические процессы.ЗаключениеВ работе показано, что диалектика и метафизикаобладают значительной эвристической ценностью. Диалектика и метафизика являются двумя важнейшими фундаментальными подходами, предлагающими различные методологические и концептуальные рамки для исследования мира. Диалектика как представление о мире как процессе и движении обогащает философскую методологию, позволяя анализировать изменения и развитие. Метафизика, со своей стороны, предоставляет глубокие концептуальные основы для понимания сущности и структуры бытия. Вместе они образуют целостное философское учение, способное адекватно описывать и объяснять сложные аспекты реальности.В работе описаны основные этапыстановления диалектики, которые нашли отражение в творчестве Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и Энгельса. В Античности диалектика зародилась как метод сократовского диалога, где истина выявляется через вопросы и ответы, приводя к углублению понимания. Платон развил этот метод, используя диалектические диалоги для исследования идей и понятий.Гегель трансформировал диалектику в систематическую философскую методологию, утверждая, что развитие идей происходит через диалектический процесс: тезис, антитезис и синтез. Маркс и Энгельс адаптировали гегелевскую диалектику к материалистическому пониманию истории и общества как результат борьбы классов и противоречий между производительными силами и производственными отношениями.Аристотель заложил основы метафизики, изучая сущность вещей, причинность и природу бытия. Его работы по субстанциям и категориям стали фундаментом для дальнейших философских исследований. Р. Декарт, Г.В. Лейбниц и И. Кант, переосмыслили метафизику, акцентируя внимание на структуре познания и условиях возможности опыта. Философы XXвекаМ. Хайдеггер и М.К. Мамардашвли внесли значительный вклад в понимание бытия и отношения человека с окружающим миром.Список литературыАристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.Задорожнюк И.Е. Э.В. Ильенков. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма; диалектика идеального // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 217-220.Лебедев С.А., Акатьев И.Д. Взаимосвязь философии и науки: от метафизики к диалектике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2023. № 4 (66). С. 5-15.Миронов В.В. Метафизика не умирает (Хайдеггер и его защита метафизики) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 3. С. 84-97.Наш Ильич: Сборник воспоминаний старых большевиков Замоскворечья о встречах с В. И. Лениным. Москва: Моск. рабочий, 1960. 216 с.Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 15-25.

1. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.
2. Задорожнюк И.Е. Э.В. Ильенков. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма; диалектика идеального // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 217-220.
3. Лебедев С.А., Акатьев И.Д. Взаимосвязь философии и науки: от метафизики к диалектике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2023. № 4 (66). С. 5-15.
4. Миронов В.В. Метафизика не умирает (Хайдеггер и его защита метафизики) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 3. С. 84-97.
5. Наш Ильич: Сборник воспоминаний старых большевиков Замоскворечья о встречах с В. И. Лениным. Москва: Моск. рабочий, 1960. 216 с.
6. Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 15-25.