Формирование навыков диалогической речи в онтогенезе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 31 31 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 18.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования навыков диалогической речи у младших школьников в онтогенезе 5
1.1. Формирование диалогической речи младших школьников в онтогенезе 5
1.2. Особенности формирования навыков диалогической речи младших школьников 11
1.3. Научно-методические подходы к коррекционно-педагогической работе по формированию навыков диалогической речи у младших школьников 12
2. Практические аспекты формирования навыков диалогической речи у младших школьников 16
2.1. Методика и результаты диагностики сформированности диалогической речи младших школьников 16
2.2. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалогической речи у младших школьников 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение А «Результаты констатирующего эксперимента» 31


Фрагмент для ознакомления

Обязательно применение игровой технологии в сочетании с другими методами и приемами. При формировании диалогической речи у детей происходит обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формируется культура речи. Педагог должен создать такие условия при формировании диалогической речи младших школьников при которых они смогут в наиболее комфортных условиях реализовывать свои потребности в коммуникации.ЗаключениеВ результате изученной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования было установлено, что работа по формированию диалогической речи младших школьников требует тщательного планирования, диагностики и особого подхода к выбору материалов для работы.Были рассмотрены особенности развития речи младших школьников в онтогенезе. Все ученые отмечают, что речь что развитие речи требует особого подхода, выбора наиболее эффективных средств, так как речь, как и другие психические процессы: внимание, мышление, память и др. взаимосвязаны между собой. Развитая диалогическая, связная речь является показателем нормального развития ребенка.После проведения констатирующего этапа эмпирического исследования было установлено, что большинство детей имеют низкий, либо средний уровень сформированности диалогической речи, что говорит о необходимости проведения дополнительной работы с детьми младшего школьного возраста.При работе с младшими школьниками по формированию диалогической речи необходимо применять различные методы, средства, разнообразные формы организации образовательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к каждому занятию с детьми, так как его работа является средством для развития коммуникации, социализации младших школьников. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:- формирование диалогической речи является сложным процессом, и педагог должен подбирать наиболее эффективные средства для развития этого вида речи;- большинство школьников, имеющих нормальное развитие, имеют недостаточный уровень сформирванности диалогической речи;- формирование диалогической речи должно осуществляться с применением различных технологий, особенно игровой технологии, т.к. именно в игре младшие школьники обучаются лучше всего. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Список использованных источниковБородич, А. М. Методика развития речи детей : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с. : 4 л. ил.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 80 к.– Текст : непосредственный.Валиева, И. Р. Содержание деятельности по обогащению словарного запаса у младших школьников / И. Р. Валиева, А. Р. Нуриева – Текст : непосредственный // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 24 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 228-232.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - Москва : АСТ [и др.], 2005. - 670, [1] с. : табл.; 22 см.; ISBN 5-17-027239-1 (ООО «Изд-во АСТ») – Текст : непосредственный.Галина, Р. У. К вопросу об особенностях формирования диалогической речи младших школьников / Р. У. Галина – Текст : непосредственный // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники : Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс, Барнаул, 13–16 ноября 2018 года / Ответственный редактор: Родионов Е. Д.. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. – С. 1621-1624. Гашенина, А. Ю. К вопросу о современных представлениях проблемы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста / А. Ю. Гашенина, Е. А. Колодовская – Текст : непосредственный // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 196-200. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.; 27 см. - (Педагогический basis).; ISBN 978-5-89814-379-4 (В пер.) – Текст : непосредственный.Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности [Текст] : курс лекций : учебное пособие / В. П. Глухов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МГПУ, 2017. - 134, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-4263-0539-7. – Текст : непосредственный. Гребенщикова, Е. М. Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения / Е. М. Гребенщикова– Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 6(45). – С. 851-855.Жалнина, О. А. Развитие диалогической речи у младших школьников / О. А. Жалнина – Текст : непосредственный // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–26 мая 2022 года. – Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2022. – С. 45-49.Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / А.В. Запорожец. – Текст : электронный. – М., 1978. – С. 243 – 267. URL: https://ebooks.grsu.by/psihologia/zaporozhets-l-v-znachenie-rannikh-periodov-detstva-dlya-formirovaniya-detskoj-lichnosti.htm (дата обращения: 13.05.2024)Иванова, Т. А. Онтогенез связной речи / Т. А. Иванова, С. В. Морозова, Я. Д. Реука – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 33.Калмыкова, М. Р. Развитие умений диалогической речи у младших школьников на уроках литературного чтения / М. Р. Калмыкова – Текст : непосредственный // Психолого-педагогическое обеспечение преемственности в реализации национального проекта «Образование»: детский сад – школа - ссуз - вуз : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2022. – С. 45-47. Коноваленко, Е. А. Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников / Е. А. Коноваленко, С. А. Скрыпцова – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 51(341). – С. 375-377. Краева, А. А. Основы формирования диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения / А. А. Краева, И. Р. Щербакова – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Мининский университет. Том II. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 198-200.Кубарева, А. В. Обучение младших школьников аргументации как условие развития диалогической речи / А. В. Кубарева – Текст : непосредственный // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ, Москва, 10 апреля 2020 года. – Москва: Институт педагогики и психологии образования, 2020. – С. 336-339.Кузнецова, А. Э. Развитие диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения / А. Э. Кузнецова – Текст : непосредственный // Научные достижения в XXI веке : сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции, Анапа, 03 мая 2021 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 31-36.Леонтьев, A. A. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва :Ленанд, 2014. - 211, [2] с.; 22 см. - (Лингвистическое наследие ХХ века).; ISBN 978-5-9710-1158-3. – Текст : непосредственный.Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358-369. ISBN5-7695-0438-2 – Текст : непосредственный. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - [2. изд.]. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 335 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-211-03957-2. – Текст : непосредственный.Лялина, П. Ю. Условно-речевые упражнения как средство преодоления трудностей при обучении диалогической речи младших школьников / П. Ю. Лялина – Текст : непосредственный // Иностранный язык и межкультурная коммуникация : Материалы XVII Международной студенческой научно-практической конференции, Томск, 17–22 апреля 2023 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2023. – С. 96-103. Мягкая, О. В. Совершенствование интонационной стороны диалогической речи младших школьников как ресурс социализации личности / О. В. Мягкая – Текст : непосредственный // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности : Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов, Москва, 01 марта 2018 года / Ответственный редактор Зиновьева Татьяна Ивановна. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2018. – С. 265-268.Ногаева, С. Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов / С. Е. Ногаева – Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 1(26). – С. 115-118. Пирогова, А. В. К вопросу об особенностях формирования диалогической речи младших школьников / А. В. Пирогова, Л. Н. Модина – Текст : непосредственный // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 26 марта 2014 года / Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. – С. 385-388.Пригодская, Д. Н. Проблемы развития диалогической речи младших школьников / Д. Н. Пригодская – Текст : непосредственный // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 1(8). – С. 171-172. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 12.05.2024).Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст : непосредственный.Сенгатуллова, Л. Р. Возможности работы по развитию диалогической речи младших школьников / Л. Р. Сенгатуллова – Текст : непосредственный // Актуальные научные исследования : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 4 ч., Пенза, 05 июня 2022 года. Том Часть 4. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 149-151. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика дет. речи : Учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - Москва :Владос, 2000. - 238, [1] с.; 22 см. - (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00527-8. – Текст : непосредственный. Черткоева, Е. Г. Развитие устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения / Е. Г. Черткоева, Т. И. Валиева – Текст : непосредственный // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 января 2020 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 68-72. Щербакова, И. Р. Инсценировка художественных произведений, как средство формирования диалогической речи младших школьников / И. Р. Щербакова – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2022. – № 22-2(214). – С. 54-55. Яяева, Н. М. Роль игры в формировании навыков диалогической речи младших школьников в процессе работы над сказкой / Н. М. Яяева, О. В. Бойченко. – Текст : непосредственный // Internationalinnovationresearch : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 апреля 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 179-182.

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с. : 4 л. ил.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 80 к.– Текст : непосредственный.
2. Валиева, И. Р. Содержание деятельности по обогащению словарного запаса у младших школьников / И. Р. Валиева, А. Р. Нуриева – Текст : непосредственный // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 24 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 228-232.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - Москва : АСТ [и др.], 2005. - 670, [1] с. : табл.; 22 см.; ISBN 5-17-027239-1 (ООО «Изд-во АСТ») – Текст : непосредственный.
4. Галина, Р. У. К вопросу об особенностях формирования диалогической речи младших школьников / Р. У. Галина – Текст : непосредственный // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники : Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс, Барнаул, 13–16 ноября 2018 года / Ответственный редактор: Родионов Е. Д.. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. – С. 1621-1624.
5. Гашенина, А. Ю. К вопросу о современных представлениях проблемы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста / А. Ю. Гашенина, Е. А. Колодовская – Текст : непосредственный // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 196-200.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.; 27 см. - (Педагогический basis).; ISBN 978-5-89814-379-4 (В пер.) – Текст : непосредственный.
7. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности [Текст] : курс лекций : учебное пособие / В. П. Глухов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МГПУ, 2017. - 134, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-4263-0539-7. – Текст : непосредственный.
8. Гребенщикова, Е. М. Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения / Е. М. Гребенщикова – Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 6(45). – С. 851-855.
9. Жалнина, О. А. Развитие диалогической речи у младших школьников / О. А. Жалнина – Текст : непосредственный // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–26 мая 2022 года. – Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2022. – С. 45-49.
10. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / А.В. Запорожец. – Текст : электронный. – М., 1978. – С. 243 – 267. URL: https://ebooks.grsu.by/psihologia/zaporozhets-l-v-znachenie-rannikh-periodov-detstva-dlya-formirovaniya-detskoj-lichnosti.htm (дата обращения: 13.05.2024)
11. Иванова, Т. А. Онтогенез связной речи / Т. А. Иванова, С. В. Морозова, Я. Д. Реука – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 33.
12. Калмыкова, М. Р. Развитие умений диалогической речи у младших школьников на уроках литературного чтения / М. Р. Калмыкова – Текст : непосредственный // Психолого-педагогическое обеспечение преемственности в реализации национального проекта «Образование»: детский сад – школа - ссуз - вуз : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2022. – С. 45-47.
13. Коноваленко, Е. А. Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников / Е. А. Коноваленко, С. А. Скрыпцова – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 51(341). – С. 375-377.
14. Краева, А. А. Основы формирования диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения / А. А. Краева, И. Р. Щербакова – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Мининский университет. Том II. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 198-200.
15. Кубарева, А. В. Обучение младших школьников аргументации как условие развития диалогической речи / А. В. Кубарева – Текст : непосредственный // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ, Москва, 10 апреля 2020 года. – Москва: Институт педагогики и психологии образования, 2020. – С. 336-339.
16. Кузнецова, А. Э. Развитие диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения / А. Э. Кузнецова – Текст : непосредственный // Научные достижения в XXI веке : сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции, Анапа, 03 мая 2021 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 31-36.
17. Леонтьев, A. A. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211, [2] с.; 22 см. - (Лингвистическое наследие ХХ века).; ISBN 978-5-9710-1158-3. – Текст : непосредственный.
18. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358-369. ISBN5-7695-0438-2 – Текст : непосредственный.
19. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - [2. изд.]. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 335 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-211-03957-2. – Текст : непосредственный.
20. Лялина, П. Ю. Условно-речевые упражнения как средство преодоления трудностей при обучении диалогической речи младших школьников / П. Ю. Лялина – Текст : непосредственный // Иностранный язык и межкультурная коммуникация : Материалы XVII Международной студенческой научно-практической конференции, Томск, 17–22 апреля 2023 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2023. – С. 96-103.
21. Мягкая, О. В. Совершенствование интонационной стороны диалогической речи младших школьников как ресурс социализации личности / О. В. Мягкая – Текст : непосредственный // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности : Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов, Москва, 01 марта 2018 года / Ответственный редактор Зиновьева Татьяна Ивановна. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2018. – С. 265-268.
22. Ногаева, С. Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов / С. Е. Ногаева – Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 1(26). – С. 115-118.
23. Пирогова, А. В. К вопросу об особенностях формирования диалогической речи младших школьников / А. В. Пирогова, Л. Н. Модина – Текст : непосредственный // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 26 марта 2014 года / Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. – С. 385-388.
24. Пригодская, Д. Н. Проблемы развития диалогической речи младших школьников / Д. Н. Пригодская – Текст : непосредственный // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 1(8). – С. 171-172.
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 12.05.2024).
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст : непосредственный.
27. Сенгатуллова, Л. Р. Возможности работы по развитию диалогической речи младших школьников / Л. Р. Сенгатуллова – Текст : непосредственный // Актуальные научные исследования : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 4 ч., Пенза, 05 июня 2022 года. Том Часть 4. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 149-151.
28. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика дет. речи : Учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - Москва : Владос, 2000. - 238, [1] с.; 22 см. - (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00527-8. – Текст : непосредственный.
29. Черткоева, Е. Г. Развитие устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения / Е. Г. Черткоева, Т. И. Валиева – Текст : непосредственный // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 января 2020 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 68-72.
30. Щербакова, И. Р. Инсценировка художественных произведений, как средство формирования диалогической речи младших школьников / И. Р. Щербакова – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2022. – № 22-2(214). – С. 54-55.
31. Яяева, Н. М. Роль игры в формировании навыков диалогической речи младших школьников в процессе работы над сказкой / Н. М. Яяева, О. В. Бойченко. – Текст : непосредственный // International innovation research : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 апреля 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 179-182.