Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников 6
1.2. Внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству с точки зрения эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 10
ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Характеристика программы внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству у детей младшего школьного возраста 17
2.2. Анализ эффективности программы внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству у детей младшего школьного возраста 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Выбор подходящего цвета:1 балл – ребенок не смог приступить к выбору цветового решения;2 балла – цвета выбраны не подходящие;3 балла – выбраны отчасти подходящие цвета;4 балла – цвета выбраны верно с участием педагога;5 баллов – цвета выбраны верно без участия педагога.Выбор подходящей формы деталей:1 балл – ребенок не приступил к изготовлению деталей;2 балла – форма деталей выбрана некорректно;3 балла – форма деталей выбрана частично верно;4 балла – форма деталей выбрана полностью с участием педагога:5 баллов – форма деталей выбрана верно самостоятельно.Выбор подходящего размера деталей, пропорций между ними:1 балл – ребенок не приступил к изготовлению деталей;2 балла – размер деталей, пропорции между ними выбраны некорректно;3 балла – размер деталей, пропорции между ними выбраны частично верно;4 балла – размер деталей, пропорции между ними выбраны верно с участием педагога:5 баллов – размер деталей, пропорции между ними выбраны верно самостоятельно.Окончательная сборка изделия:1 балл – ребенок не приступил к изготовлению изделия;2 балла – изделие собрано некорректно;3 балла – изделие собрано частично верно;4 балла – изделие собрано верно с участием педагога:5 баллов – изделие собрано верно самостоятельно.Используя эти критерии, были сравнены показатели в начале курса ДПИ (тестирование проводилось педагогом) и на момент проведения наблюдения. Результаты на момент начала курса ДПИ представлены в таблице 1 и на рисунке 2.Таблица 1 – Результаты на момент начала курса ДПИ№№КритерийСреднееАнализ изделияЦвет изделияФорма деталейРазмер деталей, пропорцииСборка изделия1322232,312232232,183233222,404222232,005222222,006332322,677323222,408232332,409333222,6710233322,6711323232,40Среднее2,452,552,452,272,45Рисунок 2 – Результаты на момент начала курса ДПИТаблица 2 – Результаты на момент наблюдения№№КритерийСреднееАнализ изделияЦвет изделияФорма деталейРазмер деталей, пропорцииСборка изделия1555444,552554444,443544554,444554554,715455544,716455444,447555444,718554554,719554544,7110445554,4411555454,71Среднее4,734,824,554,554,45Рисунок 2 – Результаты на момент начала курса ДПИКак следует из приведенных данных, средний показатель по критерию анализ изделия составил 4,73 баллов, цвет изделия – 4,82 баллов, форма деталей – 4,55 баллов, размер деталей, пропорции – 4,55 баллов, сборка изделия – 4,45 баллов.Динамика показателей представлена в таблице 3.Таблица 3 – Динамика показателейДоПослеДинамика, №Анализ изделия2,454,73+92,59Цвет изделия2,554,82+89,29Форма деталей2,454,55+85,19Размер деталей, пропорции2,274,55+100,0Сборка изделия2,454,45+81,48Таким образом, к моменту проведения 6 занятия дети демонстрируют более адекватные навыки анализа изделия, его цвета, формы деталей, их размера и пропорции, сборки изделия. Это говорит о важности ДПИ в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблеме эстетического развития уделяется много внимания, посвящено большое число исследований. Все специалисты сходятся во мнении, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. При этом говорится о том, что эстетическое отношение к окружающему у детей формируется в процессе жизни, связано с процессами психического развития при определяющем значении воспитания. У специалистов нет сомнений в том, что на общее психическое развитие ребенка большое влияние имеет восприятие прекрасного в жизни, искусстве.В рамках проведенного исследования мы изучили особенности эстетическое воспитания детей младшего школьного возраста средствами ДПИ.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Под эстетическим развитием можно понимать целенаправленный процесс формирования творческой личности, которая способна воспринимать прекрасное с одной стороны и результат освоения человеком эстетического и художественного опыта с другой стороны. Задачами эстетического развития детей является развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.Внеурочная деятельность по ДПИ имеет большое значение в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста, поскольку формирует у них эстетический вкус, знакомит ребенка с разными направлениями искусства в близких народных формах.На фактическом примере было показано, что занятия по ДПИ оказывают влияние на уровень эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Прежде всего, они вырабатывают у ребенка умения и навыки анализа произведения искусства, анализа его цветового решения, композиции. Эти навыки важны для копирования изделия, но, одновременно, определяют эстетическое развитие ребенка. Проанализированная программа ДПИ показала свою эффективность.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые актыПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/.Научная и учебная литератураКолесов В.И. Теоретические основы педагогики в XXI веке: учебник по дисциплине «Педагогика» / В.И. Колесов, А.Н. Смолонская. – 4-е изд. – СПб.: ООО НПО ПБ АС, 2021. – 386 с.Хуторской, А.В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.Периодические изданияБабаева М.Р. Сущность, методы, средства эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения / М.Р. Бабаева // Тенденции развития науки и образования, 2023. – № 96-1. – С. 36-39.Белова А.В. Особенности эстетического воспитания младших школьников / А.В. Белова, Ф.С. Газизова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организаций. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 220-225.Бельтюгова У.А. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством изобразительного искусства / У.А. Бельтюгова, Ю.А. Василаки // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей, 2021. – С. 107-111.Буянова, И.Б. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования / И.Б. Буянова, Л.Г. Паршина, И.О. Зобова // Гуманитарные науки и образование, 2022. – Т. 13. – № 2 (50). – С. 25-31.Гончарова, Н.А. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований / Н.А. Гончарова, Г.В. Креатинина // Наука и образование, 2022. – № 1. – С. 2-7.Григорьева Д.Р. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству родного края / Д.Р. Григорьева // Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых, 2022. – С. 144-147.Мамедова Л.В. Деятельность классного руководителя по организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Л.В. Мамедова, А.С. Дулесова // Управление образованием: теория и практика, 2022. – № 6 (52). – С. 95-102.Мерцалова О.Д. Внеурочная деятельность в начальной школе как результат образовательной деятельности вне урока / О.Д. Мерцалова, Е.А. Молчанова, Н.А. Овсянникова // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции, 2021. – С. 104-106.Михайлова, А.С. К вопросу о педагогических условиях эстетического воспитания младших школьников / А.С. Михайлова // ModernSciene, 2019. – № 8-2. – С. 241-244.Морозова О.Г. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста / О.Г. Морозова // Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 20-23.Москвина А.С. Педагогические методы и средства воспитания эстетических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Москвина, К.В. Шкуропий // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы, 2021. – № 1 (14). – С. 40-44.Мухина Т.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе / Т.В. Мухина, Е.А. Обухова // Новейшие достижения в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 29-31Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учебное пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с.Прокопенко Н.Б. Эстетическое воспитание молодежи / Н.В. Прокопенко // Теория и практика современной науки, 2021. – № 6 (72). – С. 265-268.Пьяных Я.А. Реализация целей эстетического воспитания на занятиях по истории / Я.А. Пьяных, Т.А. Орнацкая // Тенденции развития науки и образования, 2023. – № 94-1. – С. 148-150.Саввинова И.В. Эстетическое воспитание одаренных детей посредством декоративно-прикладного искусства / И.В. Саввинова // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2022. – С. 81-86.Саидова С.М. Эстетическое воспитание студентов на уроках русского языка / С.М. Саидова // Экономика и социум, 2020. – № 10 (77). – С. 700-702.Самойлова, Д.С. Проектная форма в эстетическом воспитании молодежи / Д.С. Самойленко, А.В. Кисиленко // Цифровая наука, 2020. – № 6. – С. 140-147.Скородед, Ю.И. Региональный компонент в художественно-эстетическим воспитании младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Ю.И. Скородед // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 416-42Ткаченко Ю.С. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере кружка по хореографии / Ю.С. Ткаченко // Современное дошкольное и начальной образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2, 2020. – С. 263-266Шаймарданова А.Р. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроке и во внеурочной деятельности / А.Р. Шаймарданова, Л.К. Хамидуллина // Современная школа России. Вопросы модернизации, 2022. – № 3-1 (40). – С. 180-182.Юнусова Э.А.Г. Особенности эстетического воспитания младших школьников / Э.А.Г. Юнусова // Среднее профессиональное образование, 2020. – № 9 (301). – С. 54-56.
Нормативные правовые акты
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/.
Научная и учебная литература
2. Колесов В.И. Теоретические основы педагогики в XXI веке: учебник по дисциплине «Педагогика» / В.И. Колесов, А.Н. Смолонская. – 4-е изд. – СПб.: ООО НПО ПБ АС, 2021. – 386 с.
3. Хуторской, А.В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
Периодические издания
4. Бабаева М.Р. Сущность, методы, средства эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения / М.Р. Бабаева // Тенденции развития науки и образования, 2023. – № 96-1. – С. 36-39.
5. Белова А.В. Особенности эстетического воспитания младших школьников / А.В. Белова, Ф.С. Газизова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организаций. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 220-225.
6. Бельтюгова У.А. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством изобразительного искусства / У.А. Бельтюгова, Ю.А. Василаки // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей, 2021. – С. 107-111.
7. Буянова, И.Б. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования / И.Б. Буянова, Л.Г. Паршина, И.О. Зобова // Гуманитарные науки и образование, 2022. – Т. 13. – № 2 (50). – С. 25-31.
8. Гончарова, Н.А. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований / Н.А. Гончарова, Г.В. Креатинина // Наука и образование, 2022. – № 1. – С. 2-7.
9. Григорьева Д.Р. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству родного края / Д.Р. Григорьева // Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых, 2022. – С. 144-147.
10. Мамедова Л.В. Деятельность классного руководителя по организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Л.В. Мамедова, А.С. Дулесова // Управление образованием: теория и практика, 2022. – № 6 (52). – С. 95-102.
11. Мерцалова О.Д. Внеурочная деятельность в начальной школе как результат образовательной деятельности вне урока / О.Д. Мерцалова, Е.А. Молчанова, Н.А. Овсянникова // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции, 2021. – С. 104-106.
12. Михайлова, А.С. К вопросу о педагогических условиях эстетического воспитания младших школьников / А.С. Михайлова // Modern Sciene, 2019. – № 8-2. – С. 241-244.
13. Морозова О.Г. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста / О.Г. Морозова // Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 20-23.
14. Москвина А.С. Педагогические методы и средства воспитания эстетических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Москвина, К.В. Шкуропий // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы, 2021. – № 1 (14). – С. 40-44.
15. Мухина Т.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе / Т.В. Мухина, Е.А. Обухова // Новейшие достижения в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 29-31
16. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учебное пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с.
17. Прокопенко Н.Б. Эстетическое воспитание молодежи / Н.В. Прокопенко // Теория и практика современной науки, 2021. – № 6 (72). – С. 265-268.
18. Пьяных Я.А. Реализация целей эстетического воспитания на занятиях по истории / Я.А. Пьяных, Т.А. Орнацкая // Тенденции развития науки и образования, 2023. – № 94-1. – С. 148-150.
19. Саввинова И.В. Эстетическое воспитание одаренных детей посредством декоративно-прикладного искусства / И.В. Саввинова // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2022. – С. 81-86.
20. Саидова С.М. Эстетическое воспитание студентов на уроках русского языка / С.М. Саидова // Экономика и социум, 2020. – № 10 (77). – С. 700-702.
21. Самойлова, Д.С. Проектная форма в эстетическом воспитании молодежи / Д.С. Самойленко, А.В. Кисиленко // Цифровая наука, 2020. – № 6. – С. 140-147.
22. Скородед, Ю.И. Региональный компонент в художественно-эстетическим воспитании младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Ю.И. Скородед // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 416-42
23. Ткаченко Ю.С. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере кружка по хореографии / Ю.С. Ткаченко // Современное дошкольное и начальной образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2, 2020. – С. 263-266
24. Шаймарданова А.Р. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроке и во внеурочной деятельности / А.Р. Шаймарданова, Л.К. Хамидуллина // Современная школа России. Вопросы модернизации, 2022. – № 3-1 (40). – С. 180-182.
25. Юнусова Э.А.Г. Особенности эстетического воспитания младших школьников / Э.А.Г. Юнусова // Среднее профессиональное образование, 2020. – № 9 (301). – С. 54-56.