Профилактика экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних в работе социального педагога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 14.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5
1.1 Экстремизм и терроризма, его понятие и сущность 5
1.2 Причины вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую, террористическую среду 10
1.3 Работа социального педагога по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде 12
2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 18
2.1 Выявление признаков риска вовлечения несовершеннолетних экстремистскую, террористическую деятельность 18
2.2 Программа профилактики экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32

Фрагмент для ознакомления

Поддержка формирования гражданской позиции и отрицательного отношения к правонарушениям.Воспитание уважения к представителям других национальностей, своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.Развитие умения проявлять гражданскую позицию в различных ситуациях, борьба с безнравственными и незаконными поступками других людей.Основные формы деятельности в рамках реализации программы:Организация занятий и мероприятий по воспитанию культуры толерантности и профилактике экстремизма.Проведение уроков и мероприятий по изучению истории, культуры, ценностей различных народов.Участие в этнокультурных и межнациональных мероприятиях, культурных акциях, районных мероприятиях.Организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.Проведение индивидуальных бесед, теоретических занятий.Организация участия в журналах, конкурсах, викторинах, защите проектов, кружках, спортивных секциях.Тестирование для выявления склонности к правонарушениям.Проведение лекций для родителей по правовой тематике.Посещение семей «группы риска», многодетных и находящихся в социально опасном положении.План мероприятий, которые направлены на противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде представлен в Приложении Б.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно заключить, что экстремизм – это система радикальных взглядов, приверженность к крайним методам действия. Причинами интолерантности, экстремизма являются различные потрясения в обществе экономического, социального, иного характера. Интолерантность, экстремизм, терроризм – это крайне негативные явления, которые должны контролироваться государством. Для этого предусмотрен ряд методов. Одной общей причины возникновения экстремистских преступлений в молодежной среде не существует. Экстремизм, терроризм сегодня – это результат пережитых социальных потрясений, а также тех общественных событий, которые всколыхнули сознание человечества. Это выражение протеста новым поколением, выплеск накопившейся людской агрессии. Экстремизм, терроризм – это закономерное общественное явление, которое при должном подходе общества и государства можно искоренить.При изучении мнения обучающихся о интолерантности, экстремизме, терроризме в молодежной среде мы пришли к выводу, что в целом экстремизм мало распространен в данной конкретной группе опрошенных, однако процветает интолерантность. Часто она является следствием поведения самих обучающихся.Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы эффективно бороться с экстремизмом, терроризмом? На наш взгляд необходимо действовать на все составляющие экстремизма, терроризма. В первую очередь, исключительно важным компонентом борьбы с экстремизмом, терроризмом должно стать международное сотрудничество. Для этого необходимо объединение усилий всех стран мира. Вместе с тем, существует ряд стран, которые имеют специфические стандарты к определению терроризма. К таким странам, безусловно, относится США. Эта страна оказывает поддержку большому числу террористических организаций в Азии, что приводит к многочисленным конфликтам, примером одного из которых является Сирия. Это одна из самых больших проблем в мировой системе противодействия экстремизму, терроризму.Очень важна информационная политика. Важно воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к экстремизму, терроризму, понимание опасности данных явлений, неотвратимости жесткого наказания затакого рода деятельность. На третьем месте, на наш взгляд, должны быть мероприятия по противодействию финансированию экстремизма, терроризма. Финансовая выгода от экстремистской, террористической деятельности является одним из важнейших аспектов развития данного явления и ее пресечение может снизить распространение экстремизма, терроризма в мире в целом и в нашей стране в частности.Необходимо адекватное правовое обеспечение. Ответственность за экстремизм, терроризм, несоблюдение норм законов, подстрекательство к противоправным действиям экстремистского, террористического характера, например призывы к совершению террористических актов, должны наказываться самым строгим образом вплоть до пожизненного заключения.Научные разработки в области борьбы с экстремизмом, терроризмом, например, создание новых систем мониторинга, обнаружения опасных веществ, распознавания лиц, защиты различных объектов от террористических актов – также необходимый компонент борьбы с терроризмом.Во всем этом может принимать участие и социальный педагог. Прежде всего, социальный педагог должен выявлять тех молодых людей, которые подверглись влиянию экстремистских, террористических организаций. С такими обучающимися следует проводить широкомасштабную работу в сотрудничестве с педагогами, психологами, сотрудниками служб внутренних дел, родителями. Должа вестись и общепросветительская работа с обучающимися в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБаева Л.П. Толерантность: идеи, образы, персоналии: монография / Л.В. Баева. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университета», 2009. – 217 с.Беликова А.В., Комарова М.П. Социальная безопасность и ее место в системе национальной безопасности// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование, 2015. – №1(215). – С. 18-23.Беспалова В.А. Анализ причин экстремистского поведения среди молодежи / В.А. Беспалова, А.С. Акимкина, В.А. Седелкова, И.В. Красильникова, Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков, М.В. Пешикова // Молодежная среда – территория без эк4стремизма и терроризма. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 18-21Боровик В.Г. Социальный педагог в школе / В.Г. Боровик // Народное образование, 2011. – № 9. – С. 24-27.ДжинджолияР.С. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма / Р.С. Джинджолия, М.М. Хачидогова // Уголовная юстиция, 2019. – № 13. – С. 25-28.ДолгушевЕ.В. Направление работы по профилактике экстремизма и терроризма вс современной школе / Е.В. Долгушев,Н.А. Рачковская, В.Н. Ефименко // Мир науки, культуры, образования, 2021. – № 1 (86). – С. 79-81Залысин И.Ю. Терроризм в XXI веке: монография / И.Ю. Залысин. – М.: МГУПП, 2021. – 211 с. Иванов С.Н. К вопросу о причинах и условиях, способствующих формированию этнического и религиозного экстремизма в молодежной среде (на основе материалов социологического исследования) / С.Н. Иванов, И.Л. Поздеев, М.В. Тенсин Вестник Пермского института ФСИН России, 2019 .– № 1 (32). – С. 12-26.Ковров В.В. Технологии профилактики насилия и агрессивного поведения подростков в образовательной организации// Современные тенденции развития образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 282-289.Красинский В.В. Терроризм 2.0: монография / В.В. Красинский. – М.: Юрлитинфарм, 2023. – 260 с.Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма / В.В. Лизунов // Национальные приоритеты России, 2011. – № 1 (4). – С. 34-42.Основы социального государства: учеб.пособие для академического бакалавриата/ автр.-сост. Я.А. Маргулян. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 138 с.Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения. – Иркутск: ОГКУ «Центра социальных и информационных услуг для молодежи», 2016. – 105 с.Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для педагогов и специалистов по воспитательной работе / под ред. Т.А. Хагурова. – Краснодар: Парабеллум, 2015. – 128 с.Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М.М. Решетникова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 352 с.СултанбековК.Ч. Проблемы терроризма и борьбы с ним: лицо современного терроризма / К.Ч. Султанбеков, Д.Т. Кумарова // Вестник академии управления при президенте Кыргызской Республики, 2011. – №13. – С. 139-145.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9017477 (дата обращения: 15.05.2024).ФатхиевД.М. Отдельные аспекты исторического развития терроризма в России: мотивы, цели / Д.М. Фатхиев, К.Н. Доронин // Евразийский юридический журнал, 2021. – № 7 (158). – С. 328-329.Федеральный закон от 25.06.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 15.05.2024).ШуняеваВ.А. Терроризм – современное понимание проблемы: монография / В.А. Шуняева, В.И. Торговченков. – Тамбов: Державинский, 2020. – 249 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АУважаемые обучающиеся. Просим Вас принять участие в опросе!Ваш пол?МужскойЖенскийСколько Вам лет? _____ летВы знакомы с понятиями экстремизма и терроризма?ДаСкорее даСкорее нетНетКак Вы считаете, в чем состоят причины экстремизма и терроризма в России? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приходится ли Вам сталкиваться с проявления экстремизма, терроризма в повседневной жизни?ЧастоДовольно частоЕдиничные случаиНе приходитсяУкажите насколько важны для Вас представленные ниже критерии при выборе друзей. Рядом с каждым критерием поставьте оценку в баллах от 1 (совершенно не важно) до 5 (чрезвычайно важно)Раса: ______ балл(-а, -ов)Национальность: ______ балл(-а, -ов)Пол: ______ балл(-а, -ов)Уровень достатка: ______ балл(-а, -ов)Социальное положение: ______ балл(-а, -ов)Личностные качества: ______ балл(-а, -ов)Внешние данные: ______ балл(-а, -ов)Популярность в студенческой среде: ______ балл(-а, -ов)Профессия: ______ балл(-а, -ов)Возраст: ______ балл(-а, -ов)Физические недостатки: ______ балл(-а, -ов)Асоциальность (алкоголики, наркоманы, лица без определенного места жительства, преступники и др.) : ______ балл(-а, -ов)Принадлежность к какой-либо субкульутре (готы, панки и др.) : ______ балл(-а, -ов)Нетрадиционная сексуальная ориентация: ______ балл(-а, -ов)Сталкивались ли Вы с дескриминацией по национальному, половому, религиозному и др. признаку?ЧастоДовольно частоЕдиничные случаиНе приходитсяПринимали ли Вы участие в конфликтах на национальной, религиозной почве?ЧастоДовольно частоЕдиничные случаиНе принимал(а)Как Вы относитесь к действию экстремистских, террористических организаций?Однозначно осуждаюСкорее осуждаюСкорее одобряюОднозначно одобряюКакие, по Вашему мнению, следует принимать меры по предупреждению экстремизма, интолерантности, терроризма в молодежной среде (укажите, можно несколько вариантов ответа)?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!ПРИЛОЖЕНИЕ БТаблица 1План мероприятий, которые направлены на противодействие экстремизму и терроризму в молодежной средеНаименование мероприятияСрок реализацииОтветственные за реализациюПроведение инструктажа для учащихся и работников школы «Порядок действий при возникновении внештатных ситуаций».СентябрьДиректор школы, классные руководителиВыпуск информационных материалов для школьного уголка (санкции и последствия противоправных действий, в том числе и экстремистской направленности, несовершеннолетних граждан в соответствии с действующим законодательством РФ)Сентябрь, мартЗаместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководителиЛинейка на тему «Вечная память тебе, Беслан!»2 сентябряЗаместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководителиУчастие в акции «Свеча мира» и Всероссийской акции «Голубь мира»2-3 сентябряЗаместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководителиПроведение тренировочных занятий «Безопасности и защита человека в ЧС»1 раз в кварталПедагог по ОБЖМониторинг по выявлению субкультур в классном коллективеНоябрь-декабрьСоциальный педагог, классные руководителиБеседы по темам противодействия экстремизму и терроризмуДекабрь-майСоциальный педагог, классные руководителиПроведение индивидуальных бесед с учащимися, замеченными в моральном или физическом унижении личности (национализм)Декабрь-майСоциальный педагог, классные руководителиРассмотрение на родительских собраниях, вопросов связанных с противодействием экстремизмуДекабрь-майСоциальный педагог, классные руководители

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева Л.П. Толерантность: идеи, образы, персоналии: монография / Л.В. Баева. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университета», 2009. – 217 с.
2. Беликова А.В., Комарова М.П. Социальная безопасность и ее место в системе национальной безопасности// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование, 2015. – №1(215). – С. 18-23.
3. Беспалова В.А. Анализ причин экстремистского поведения среди молодежи / В.А. Беспалова, А.С. Акимкина, В.А. Седелкова, И.В. Красильникова, Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков, М.В. Пешикова // Молодежная среда – территория без эк4стремизма и терроризма. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 18-21
4. Боровик В.Г. Социальный педагог в школе / В.Г. Боровик // Народное образование, 2011. – № 9. – С. 24-27.
5. ДжинджолияР.С. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма / Р.С. Джинджолия, М.М. Хачидогова // Уголовная юстиция, 2019. – № 13. – С. 25-28.
6. ДолгушевЕ.В. Направление работы по профилактике экстремизма и терроризма вс современной школе / Е.В. Долгушев,Н.А. Рачковская, В.Н. Ефименко // Мир науки, культуры, образования, 2021. – № 1 (86). – С. 79-81
7. Залысин И.Ю. Терроризм в XXI веке: монография / И.Ю. Залысин. – М.: МГУПП, 2021. – 211 с.
8. Иванов С.Н. К вопросу о причинах и условиях, способствующих формированию этнического и религиозного экстремизма в молодежной среде (на основе материалов социологического исследования) / С.Н. Иванов, И.Л. Поздеев, М.В. Тенсин Вестник Пермского института ФСИН России, 2019 .– № 1 (32). – С. 12-26.
9. Ковров В.В. Технологии профилактики насилия и агрессивного поведения подростков в образовательной организации// Современные тенденции развития образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 282-289.
10. Красинский В.В. Терроризм 2.0: монография / В.В. Красинский. – М.: Юрлитинфарм, 2023. – 260 с.
11. Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма / В.В. Лизунов // Национальные приоритеты России, 2011. – № 1 (4). – С. 34-42.
12. Основы социального государства: учеб.пособие для академического бакалавриата/ автр.-сост. Я.А. Маргулян. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 138 с.
13. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения. – Иркутск: ОГКУ «Центра социальных и информационных услуг для молодежи», 2016. – 105 с.
14. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для педагогов и специалистов по воспитательной работе / под ред. Т.А. Хагурова. – Краснодар: Парабеллум, 2015. – 128 с.
15. Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М.М. Решетникова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 352 с.
16. СултанбековК.Ч. Проблемы терроризма и борьбы с ним: лицо современного терроризма / К.Ч. Султанбеков, Д.Т. Кумарова // Вестник академии управления при президенте Кыргызской Республики, 2011. – №13. – С. 139-145.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9017477 (дата обращения: 15.05.2024).
18. ФатхиевД.М. Отдельные аспекты исторического развития терроризма в России: мотивы, цели / Д.М. Фатхиев, К.Н. Доронин // Евразийский юридический журнал, 2021. – № 7 (158). – С. 328-329.
19. Федеральный закон от 25.06.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 15.05.2024).
20. ШуняеваВ.А. Терроризм – современное понимание проблемы: монография / В.А. Шуняева, В.И. Торговченков. – Тамбов: Державинский, 2020. – 249 с.