Использование наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 14.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
Глава 1. Теоретические особенности использования наглядных средств на уроках в начальной школе 6
1.1. Сущность наглядности как средства обучения 6
1.2. Классификация наглядных средств обучения 9
Глава 2. Практическая работа по изучению педагогического опыта работыучителя в начальной школе по использованию наглядных средств в образовательном процессе 15
2.1. Характеристика базы исследования 15
2.2.Изучение опыта работы учителя начальных классов Лозовой Натальи Юрьевны по использованию наглядных средств на уроке 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
В своей работе Н.Ю. Лозова использует большое количество наглядных материалов:1) для ознакомления с новыми материалами;2) ля закрепления знаний, умений, навыков;3) для проверки их усвоения;4)для формирования четких пространственных представлений, содержательных понятий;5) для развития логического мышления и речи.Она считает, что наглядность должна быть разнообразной и подходить под возраст детей. Конечно, использовать одно и то же в 1 и 4 классе невозможно, потому что тип мышления меняется на образный.В 2024-2025 учебном году она преподает у детей 1 «А» класса. На уроках она использует любимые игрушки детей. а уроках изучения состава чисел Наталья Юрьевна использует поп-иты следующим образом: «Нажми на поп-итестолько пузырьков, сколько получится при вычислении примера» или упражнение в парах – учитель показывает число (например, 5) задача учащихся — набрать это число на двоих разными способами. Эти игрушки она также использует на уроках русского языка: «Зажми столько пузырьков сколько в слове слогов/гласных/согласных и др.».Таким образом не только можно закрепить знания учеников на определённые темы, но и развить мелкую моторику, а главное, сделать это с интересом.Также в 1 классе Наталья Юрьевна использует популярные игрушки среди детей – Хаги-Ваги и Киси-Миси. По ее словам, они выглядят устрашающе, но детям интересно с ними играть, а именно это педагог должен использовать в своей работе.Наталья Юрьевна использует эти игрушки и как средство поддержания дисциплины – за порядком следит помощник учителя ХагиВагиевич, а КисиМисиевна сидит в самом тихом ряду. На уроках игрушки используются и как средство разделения слов или чисел на группы. «Гласные/согласные», «два или три слова в слове», «чётные/нечётные числа» и др.Наталья Юрьевна часто использует знакомую многим игрушку – перевернутого осьминога: с одной стороны, у него радостное выражение, с другой – грустное, своё настроение от урока ребёнок может показывать демонстрацией одной из сторон игрушки.Помимо игрушек Н.Ю. Лозова также использует итрадиционную наглядность. Наглядные средства обучения она подразделяет на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям Наталья Юрьевна относит предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных средств она выделяет образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или персонажей. К изобразительным наглядным она также относит наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.В начальной школе на уроках окружающего мира Н.Ю. Лозова широко использует натуральные наглядные пособия (образцы почвы, коллекции минералов с листочками, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, привезенные с экскурсий, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т. д.).По ее мнению, эти пособия, изображающие объекты природы в их естественном виде важны и необходимы на уроках окружающего мира, работа с ними увлекает школьников и помогает в их усвоении.Примерами изобразительных средстввыступают следующие наглядные средства: распечатанные на цветном принтере картинки (фрукты, овощи, ягоды, животные и т.д.) и надписи (например, названия частей текста для составления плана).Для сохранения целостности карточки она вырезает, ламинирует и крепит на доску с помощью магнитной ленты. Те, средства, которые она раздает детям для работы в группах, ламинирует, но не использует магнитную ленту.На переменах Наталья Юрьевна разрешает детям убрать наглядность самостоятельно по специальным конвертам, что не только помогает организовать перемены, но и дает детям возможность научить детей порядку в классе.Оценочные печати также оказывают ей большую помощь в работе. Они могут быть разной формы, с изображениями или без них. В 1 классе она использует печати для оценивания работы. Наталья Юрьевна заказала печати с картинками авокадо, надписями «Ты ж моя радость», «В следующий раз должно получиться» и др.В более старших классах печати могут являться стимулом для улучшения мотивации к учёбе и хорошему поведению.Таким образом, в ходе изучения опыта работы учителя начальных классов Лозовой Натальи Юрьевны по использованию наглядных средств на уроке можно сделать вывод о том, что эффективное использование наглядных материалов способствует более глубокому и понятному усвоению учебного материала у детей. Благодаря креативному подходу и разнообразию использованных наглядных средств, учитель создает интересные и увлекательные уроки, которые способствуют активному участию учащихся и повышению их мотивации к обучению. ЗаключениеВ современном образовании большое внимание уделяется использованию наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования. Наглядные средства – этоисточники учебной информации, представленной в формах для зрительного восприятия. Наглядные средства могут применяться на всех этапах педагогического процесса на уроках в начальной школе. Наглядные материалы, такие как картинки, схемы, таблицы и модели, способствуют лучшему усвоению информации и стимулируют интерес к обучению. Они облегчают понимание абстрактных понятий, способствуют развитию навыков критического мышления и самостоятельного обучения. Одной из основных задач использования наглядных средств на начальном уровне образования является формирование базовых знаний и навыков у детей. Благодаря этим средствам ученики лучше усваивают материал, запоминают его на долгий срок, осваивают ключевые понятия и образцы поведения. Наглядные пособия и материалы помогают детям лучше понять абстрактные понятия, делают учебный процесс более доступным и интересным для ребят.Кроме того, использование наглядных средств способствует развитию творческого мышления у детей. Они учатся ассоциировать материал с изображением, находить нестандартные подходы к решению задач, выполнять творческие проекты и экспериментировать с новыми идеями. Это способствует формированию у детей гибкости мышления, умения анализировать и критически мыслить, а также находить нестандартные решения.Для полного раскрытия потенциала наглядных средств, учителя должны стремиться к их интеграции во все аспекты учебного процесса, поощряя активное участие учащихся и их творческий подход к обучению. Это будет способствовать формированию у детей необходимых навыков и компетенций, которые помогут им в будущем стать успешными и ответственными членами общества.Таким образом, использование наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования имеет множество положительных сторон. Они улучшают качество обучения учеников, делают учебный процесс более интересным и запоминающимся, способствуют развитию творческого мышления и навыков работы в команде. Поэтому важно использовать наглядные средства в образовании и стремиться к их постоянному улучшению и разнообразию.Список использованной литературыАргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021. - 104 с.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2021. – 192 с.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Мир, 2020. - 176 c.Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2023. - 681 c.Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. – С. 17-26.Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т.С. Гарькавая. - М.: Дикта, 2022. - 160 c.Генике, Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2022. - 454 c.Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - Москва: Просвещение, 2021. – 312 с.Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2022. – 196 с.Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2023. - 224 c.Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2021. - 446 c.Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -2019. - № 5. – С. 23-27.Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2021. - № 10. – С. 6-12.Сайитова, К.Х. Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания / К.Х. Сайитова // Достижения науки и образования. - 2019. – С. 23 - 24.Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. - 2019. – С. 34 - 52.Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 11.05.2024).
Список использованной литературы
1. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021. - 104 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2021. – 192 с.
3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.
4. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Мир, 2020. - 176 c.
5. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2023. - 681 c.
6. Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. – С. 17-26.
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.
8. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т.С. Гарькавая. - М.: Дикта, 2022. - 160 c.
9. Генике, Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2022. - 454 c.
10. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - Москва: Просвещение, 2021. – 312 с.
11. Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2022. – 196 с.
12. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2023. - 224 c.
13. Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2021. - 446 c.
14. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -2019. - № 5. – С. 23-27.
15. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2021. - № 10. – С. 6-12.
16. Сайитова, К.Х. Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания / К.Х. Сайитова // Достижения науки и образования. - 2019. – С. 23 - 24.
17. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. - 2019. – С. 34 - 52.
18. Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 11.05.2024).