Использование наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 25 25 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 14.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические особенности использования наглядных средств на уроках в начальной школе 6
1.1. Сущность наглядности как средства обучения 6
1.2. Классификация наглядных средств обучения 9
Глава 2. Практическая работа по изучению педагогического опыта работыучителя в начальной школе по использованию наглядных средств в образовательном процессе 15
2.1. Характеристика базы исследования 15
2.2.Изучение опыта работы учителя начальных классов Лозовой Натальи Юрьевны по использованию наглядных средств на уроке 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления

В своей работе Н.Ю. Лозова использует большое количество наглядных материалов:1) для ознакомления с новыми материалами;2) ля закрепления знаний, умений, навыков;3) для проверки их усвоения;4)для формирования четких пространственных представлений, содержательных понятий;5) для развития логического мышления и речи.Она считает, что наглядность должна быть разнообразной и подходить под возраст детей. Конечно, использовать одно и то же в 1 и 4 классе невозможно, потому что тип мышления меняется на образный.В 2024-2025 учебном году она преподает у детей 1 «А» класса. На уроках она использует любимые игрушки детей. а уроках изучения состава чисел Наталья Юрьевна использует поп-иты следующим образом: «Нажми на поп-итестолько пузырьков, сколько получится при вычислении примера» или упражнение в парах – учитель показывает число (например, 5) задача учащихся — набрать это число на двоих разными способами. Эти игрушки она также использует на уроках русского языка: «Зажми столько пузырьков сколько в слове слогов/гласных/согласных и др.».Таким образом не только можно закрепить знания учеников на определённые темы, но и развить мелкую моторику, а главное, сделать это с интересом.Также в 1 классе Наталья Юрьевна использует популярные игрушки среди детей – Хаги-Ваги и Киси-Миси. По ее словам, они выглядят устрашающе, но детям интересно с ними играть, а именно это педагог должен использовать в своей работе.Наталья Юрьевна использует эти игрушки и как средство поддержания дисциплины – за порядком следит помощник учителя ХагиВагиевич, а КисиМисиевна сидит в самом тихом ряду. На уроках игрушки используются и как средство разделения слов или чисел на группы. «Гласные/согласные», «два или три слова в слове», «чётные/нечётные числа» и др.Наталья Юрьевна часто использует знакомую многим игрушку – перевернутого осьминога: с одной стороны, у него радостное выражение, с другой – грустное, своё настроение от урока ребёнок может показывать демонстрацией одной из сторон игрушки.Помимо игрушек Н.Ю. Лозова также использует итрадиционную наглядность. Наглядные средства обучения она подразделяет на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям Наталья Юрьевна относит предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных средств она выделяет образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или персонажей. К изобразительным наглядным она также относит наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.В начальной школе на уроках окружающего мира Н.Ю. Лозова широко использует натуральные наглядные пособия (образцы почвы, коллекции минералов с листочками, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, привезенные с экскурсий, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т. д.).По ее мнению, эти пособия, изображающие объекты природы в их естественном виде важны и необходимы на уроках окружающего мира, работа с ними увлекает школьников и помогает в их усвоении.Примерами изобразительных средстввыступают следующие наглядные средства: распечатанные на цветном принтере картинки (фрукты, овощи, ягоды, животные и т.д.) и надписи (например, названия частей текста для составления плана).Для сохранения целостности карточки она вырезает, ламинирует и крепит на доску с помощью магнитной ленты. Те, средства, которые она раздает детям для работы в группах, ламинирует, но не использует магнитную ленту.На переменах Наталья Юрьевна разрешает детям убрать наглядность самостоятельно по специальным конвертам, что не только помогает организовать перемены, но и дает детям возможность научить детей порядку в классе.Оценочные печати также оказывают ей большую помощь в работе. Они могут быть разной формы, с изображениями или без них. В 1 классе она использует печати для оценивания работы. Наталья Юрьевна заказала печати с картинками авокадо, надписями «Ты ж моя радость», «В следующий раз должно получиться» и др.В более старших классах печати могут являться стимулом для улучшения мотивации к учёбе и хорошему поведению.Таким образом, в ходе изучения опыта работы учителя начальных классов Лозовой Натальи Юрьевны по использованию наглядных средств на уроке можно сделать вывод о том, что эффективное использование наглядных материалов способствует более глубокому и понятному усвоению учебного материала у детей. Благодаря креативному подходу и разнообразию использованных наглядных средств, учитель создает интересные и увлекательные уроки, которые способствуют активному участию учащихся и повышению их мотивации к обучению. ЗаключениеВ современном образовании большое внимание уделяется использованию наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования. Наглядные средства – этоисточники учебной информации, представленной в формах для зрительного восприятия. Наглядные средства могут применяться на всех этапах педагогического процесса на уроках в начальной школе.  Наглядные материалы, такие как картинки, схемы, таблицы и модели, способствуют лучшему усвоению информации и стимулируют интерес к обучению. Они облегчают понимание абстрактных понятий, способствуют развитию навыков критического мышления и самостоятельного обучения. Одной из основных задач использования наглядных средств на начальном уровне образования является формирование базовых знаний и навыков у детей. Благодаря этим средствам ученики лучше усваивают материал, запоминают его на долгий срок, осваивают ключевые понятия и образцы поведения. Наглядные пособия и материалы помогают детям лучше понять абстрактные понятия, делают учебный процесс более доступным и интересным для ребят.Кроме того, использование наглядных средств способствует развитию творческого мышления у детей. Они учатся ассоциировать материал с изображением, находить нестандартные подходы к решению задач, выполнять творческие проекты и экспериментировать с новыми идеями. Это способствует формированию у детей гибкости мышления, умения анализировать и критически мыслить, а также находить нестандартные решения.Для полного раскрытия потенциала наглядных средств, учителя должны стремиться к их интеграции во все аспекты учебного процесса, поощряя активное участие учащихся и их творческий подход к обучению. Это будет способствовать формированию у детей необходимых навыков и компетенций, которые помогут им в будущем стать успешными и ответственными членами общества.Таким образом, использование наглядных средств в образовательном процессе на начальном уровне образования имеет множество положительных сторон. Они улучшают качество обучения учеников, делают учебный процесс более интересным и запоминающимся, способствуют развитию творческого мышления и навыков работы в команде. Поэтому важно использовать наглядные средства в образовании и стремиться к их постоянному улучшению и разнообразию.Список использованной литературыАргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021. - 104 с.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2021. – 192 с.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Мир, 2020. - 176 c.Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2023. - 681 c.Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. – С. 17-26.Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т.С. Гарькавая. - М.: Дикта, 2022. - 160 c.Генике, Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2022. - 454 c.Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - Москва: Просвещение, 2021. – 312 с.Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2022. – 196 с.Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2023. - 224 c.Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2021. - 446 c.Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -2019. - № 5. – С. 23-27.Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2021. - № 10. – С. 6-12.Сайитова, К.Х. Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания / К.Х. Сайитова // Достижения науки и образования. - 2019. – С. 23 - 24.Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. - 2019. – С. 34 - 52.Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 11.05.2024).


Список использованной литературы

1. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021. - 104 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2021. – 192 с.
3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.
4. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Мир, 2020. - 176 c.
5. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2023. - 681 c.
6. Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. – С. 17-26.
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.
8. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т.С. Гарькавая. - М.: Дикта, 2022. - 160 c.
9. Генике, Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2022. - 454 c.
10. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - Москва: Просвещение, 2021. – 312 с.
11. Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2022. – 196 с.
12. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2023. - 224 c.
13. Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2021. - 446 c.
14. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -2019. - № 5. – С. 23-27.
15. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2021. - № 10. – С. 6-12.
16. Сайитова, К.Х. Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания / К.Х. Сайитова // Достижения науки и образования. - 2019. – С. 23 - 24.
17. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. - 2019. – С. 34 - 52.
18. Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 11.05.2024).