Мотивы Апокалипсиса в русской поэзии XIX века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 14.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Общая характеристика апокалиптических мотивов 4
2.Репрезентация апокалиптических мотивов в творчество отдельных поэтов 19 века 8
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

И все же, Серебряный век – это своего рода итог более обширной эпохи развития классической поэзии. Поэзия той эпохи имела тягу к игре, ее отличали стилизация, стремление уйти в фантастический мир, осуществить создание уникальной художественной реальности, которая бы имела кардинальные отличия от обыденной действительности. Поэтами Серебряного века был создан поистине неповторимый облик русского модерна. Единство поэзии Серебряного века проявляется в ее тяготении к символизму, философичности. Философские поэтические концепции той эпохи объединяет попытка найти ответы на вопросы относительно места человека в мироздании, проблемы преодоления смерти, духовной реализации человека как личности. Серебряный век вошел в историю русской литературы как очень яркий и самобытный период, отмеченный глубокими духовными поисками. В искусстве Серебряного века, конечно же, на первый план выходит поэзия, наполненная символизмом, утонченным эстетизмом и индивидуальностью. Однако в то же время поэзия Серебряного века удивительно разнообразна в плане эстетических и художественных решений, течений, направлений.Необходимо также сказать о том, что поэзия Серебряного века связана с феноменом декаданса. Декаданс отличается такими чертами, как неприятие окружающего мира и действительности, ярко выраженный индивидуализм, чувство безнадежности, постоянная тоска по недостижимости идеала. Кроме того, в произведениях представителей данного направления сильно проявлено чувствование бренности бытия, эти поэты много размышляли о смерти, о ее неизбежности. Старые академические формы декаденты не принимали, соответственно, они обратились к поиску новых художественных решений. Наконец, декаданс отличается такими чертами, как утонченный эстетизм, индивидуализм, имморализм. Причина появления декаданса заключалась в кризисе общественного сознания, чувстве ненадежности, которое возникало в результате постоянных социальных потрясений. Представители декаданса занимались разработкой темы человеческого одиночества и отчужденности мира. Согласно позиции декадентов, нужно полностью отказаться от политических и гражданских тем, обратиться к мотивам смерти, небытия, пересмотреть уже сформировавшиеся духовные ценности и идеалы, все это делалось ради обретения подлинной свободы творчества. В частности, в русской поэзии рубежа XIX–XX вв. можно увидеть многих поэтов-декадентов. А именно, речь идет о С. Надсоне, К. Фофанове, М. Лохвицкой, в творчестве которой осуществляется воплощение некоторых тенденций предсимволизма. Д. Мережковский обращался к декадентству, рассматривая декаданс в качестве эпохи разочарования, эпохи, когда следует осуществить кардинальный пересмотр всех ранее существующих эстетических норм. В поэзии Ф. Сологуба также сильны настроения декаданса и трагического ощущения конца: здесь мы говорим о тяготении к смерти, воспевании смерти, возведении её в некий культ, пронизывающих поэтическое творчество Сологуба. Сологуб полагал, что человек в этом мире является трагически одиноким, что и вызывает состояние перманентного страха: «Мы – пленные звери, / Голосим, как умеем. / Глухо заперты двери, / Мы открыть их не смеем». Отдельные черты декаданса можно найти у И. Северянина (речь идет о раннем творчестве), а также у К. Бальмонта, который воспевал «мимолетности». ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены следующие вопросы:- понятие апокалиптической литературы и апокалиптических мотивов- репрезентация апокалиптических мотивов в творчестве отдельных поэтов 19 столетия. Вышесказанное позволяет сделать следующие основные выводы.Апокалиптические мотивы были свойственны многим русским поэтам 19 столетия, что во многом обусловлено непростым духовным, социальным развитием русского общества и государства в этот период. Безусловно, поэты чутко реагировали на эти катастрофы и страдания, не могли воспринимать их равнодушно.Очень ярко, как уже отмечалось ранее, апокалиптические мотивы представлены в поэтическом наследии Ф. Тютчева, Апухтина, кроме того, мотив обреченности мира и бессилия человека перед лицом рока и грядущего звучит в поэзии Лермонтова, а сугубо апокалиптические мотивы есть в поэме «Демон», проникнутой библейской символикой.Следующий значимый этап в развитии апокалиптических мотивов в русской поэзии 19 века наступает в эпоху Серебряного века. В особенности, это актуально для символизма, который тяготел к библейским темам, осмыслению смысла человеческого бытия в русле эсхатологии. Серебряный век по праву считается одним из самых ярких и выдающихся периодов в русской литературе и культуре в целом. Поэзия Серебряного века отразила многие эстетические искания русской интеллигенции, предчувствие политических и социальных катаклизмов наступающего 20 столетия. Русской поэзии Серебряного века присущи глубина, духовность, религиозный характер.В поэзии конца XIX века апокалиптические мотивы прослеживаются в творчестве В. С. Соловьёва, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, Д. С. Мережковского и другие. Эти поэты обращались к темам конца времён, Страшного суда, Антихриста и иным апокалиптическим сюжетам.Список литературыБарышникова И.Ю. Апокалипсис св. Иоанна Богослова в русской поэзии XIX-XX веков. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/apokalipsis-sv-ioanna-bogoslova-v-russkoy-poezii-xix-xx-vekov?ysclid=lw82qtr0sj351233776Кожинов В.В. Пророк в своeм отечестве: Федор Тютчев - история России, век XIX-ый. М.: Алгоритм, 2001. 411 с.Колягина Т.Ю., Ничипорук С.М. «Тютчев и Апокалипсис»: к изученности проблемы // Вестник Омского университета. 2013. № 1. С. 144-148.Леушева, С.Ю. Сфера невыразимого в лирике Ф. Тютчева и К. Бальмонта // Вестник череповецкого государственного университета. - № 4. – 2010. – С. 34 -36.Тарасов Б.Н. Тютчевскаяисториософия: Бог, человек и история, Россия, Европа, революция // Новый мир. 2005. №11. С. 12-18.Ткаченко И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца 19-начала 20 вв. – Шуя, 2007. Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.

1. Барышникова И.Ю. Апокалипсис св. Иоанна Богослова в русской поэзии XIX-XX веков. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/apokalipsis-sv-ioanna-bogoslova-v-russkoy-poezii-xix-xx-vekov?ysclid=lw82qtr0sj351233776
2. Кожинов В.В. Пророк в своeм отечестве: Федор Тютчев - история России, век XIX-ый. М.: Алгоритм, 2001. 411 с.
3. Колягина Т.Ю., Ничипорук С.М. «Тютчев и Апокалипсис»: к изученности проблемы // Вестник Омского университета. 2013. № 1. С. 144-148.
4. Леушева, С.Ю. Сфера невыразимого в лирике Ф. Тютчева и К. Бальмонта // Вестник череповецкого государственного университета. - № 4. – 2010. – С. 34 -36.
5. Тарасов Б.Н. Тютчевская историософия: Бог, человек и история, Россия, Европа, революция // Новый мир. 2005. №11. С. 12-18.
6. Ткаченко И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца 19-начала 20 вв. – Шуя, 2007.
7. Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.