Традиционные подходы к классификации сказок М.Е Салтыкова- Щедрина
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 5
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 11
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 13
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Язык, стиль. Салтыков-Щедрин использует аллегорию, чтобывыразить свое осуждение «псевдомеценатов» и раболепных отношений.Юморииронияпомогаютавторупередатьсвоеотношениекпроисходящему.Прослеживаютсяаналогиимеждуптичьиммиромимиром людей. Салтыков-Щедрин использует сравнения: «… а глаза унего,словноточеныекамешки,глянцемнасолнцеотливают»;просторечные выражения «посмотреть не зазорно», «Спать-то да жратьвсякийумеет».Контекст. Сказка отражает социальные и политические реалиивремени,вкоторомжилавтор.Впроизведениивыраженымыслиписателя о просвещении, раболепстве, о засилии неучей и бездарностейвовласти.Анализфилософскойсказки«Кисель» [15, с.149]. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина кисельсимволизируетбезвольныйнарод,которыйнеумеет сопротивляться.Господа,наслаждаяськиселем,олицетворяютэлиту,котораяэксплуатирует и угнетает народ, не задумываясь о его потребностях, несочувствуяему.Это–аллегорическоеповествованиеотом,какнебрежноеотношениеверховобществактрудупростыхлюдейприводиткисчезновениюблагосостояния.Сюжет описывает историю, в которой господа, наслаждаяськиселем,усталиотнегоирешилиотдохнуть,уехаввдругиестраны.Онипоручили скормить кисель свинье. Однако по возвращении они решиливновьотведатькиселя,нообнаружили,чтокисельисчез.Герои: В сказке выделяются две группы персонажей - господа ипростыекрестьяне.Господапредставленыкакэгоистичныеибезответственныелюди,неценящие труд других и сосредоточенныелишьнаудовлетворениисвоихсобственныхжеланий.Простыекрестьянеизображеныкактрудолюбивыеитерпеливыелюди,чьиусилияобеспечиваютдостатокобщества.Тема:Основнойтемойсказкиявляетсякритикасоциальныхнеравенствиэксплуатациитруда.Авторподнимаетвопросонесправедливом распределении богатства и показывает, что равнодушиек труду и потребительское отношение к ресурсам ведут к разрушениюобщественногоблагополучия.Язык,стиль.Салтыков-Щедриниспользуетлегкийипростонародныйязык,чтобыдонестисвоюкритикудо читателя. Ониспользует аллегории, символы, чтобы изобразить социальные процессыи проблемы. Кисель становится символом народа, а свинья - символомненасытнойалчности,буржуазии:«сытости...незнают».Салтыков-Щедриниспользуетпросторечныевыражения,олицетворения,гротеск: «… она и по углам, и по закоулкам, и под навозом мордойвышарит и уж где-нибудь да отыщет», «на весь скотный двор чавкотнюподняла»,«ондажевозмечтал».Контекст.Сказкабыланаписанавпериод, когда крепостноеправоделалокрестьянбезвольными.Салтыков-Щедриниспользуетсимволкиселя,чтобыпредставитьподатливостьиуправляемостьпростогонарода.ОднаконеменееинтересенподходкклассификациисказокСалтыкова-Щедрина,предложенныйА.С.Бушминым.АлексейСергеевичБушминбылсоветскимлитературоведом,академикомАкадемии Наук СССР. Он специализировался на изучении творчестваМ.Е.Салтыкова-Щедрина.Бушминвыделяетследующиегруппыщедринскихсказоквзависимостиотобъектасатиры[3,c.296]:Сатиранасамодержавие,эксплуататоровтрудовогонарода:«Орел-меценат», «Богатырь». Сатира Салтыкова-Щедрины часто имеладвойноенаправление:онвысмеивалкаксамодержавие,такиполитическую пассивность народа. Если критика самодержавия былабескомпромиссной и полностью отрицательной, то в отношении народацельсатирызаключаласьвисправленииморальныхустоевиполитическомпросвещении[19,с.35].Обличение поведения и психологии обывательски настроеннойинтеллигенции:«Либерал»,«Вяленаявобла».Писательвыявлялиосуждалповедениеиубежденияинтеллигенции,большеориентированнойнаобывательскиеценности.Онподвергал критикефилософию жизни, основанную на постоянном страхе, на боязни любыхрисков,имеяввидулиберальнуюинтеллигенцию.Изображение жизни народных масс: «Повесть о том, как одинмужикдвухгенераловпрокормил»,«Медведьнавоеводстве»,«Ворон-челобитчик».Салтыков-Щедриндемонстрировалглубокоепониманиереальныхпотребностейиинтересовпростыхлюдей.Онисследоваликритиковалразличныеисторическиемифыиобразы,включая те, что сформированы народной культурой. Писатель пыталсяобъяснитьдругим,чтоисточникомбедствийдляобычныхлюдейявляетсязлоупотреблениевластьюиособенностисамодержавнойсистемыправления.Разоблачениеморалисобственников-хищниковипропагандагуманистическогоидеалаиновойнравственности:«Пропаласовесть»,«Добродетелиипороки».Салтыков-Щедринострокритиковалсовременнуюемуреальность,высмеиваябюрократическийаппарат,деятельностьгосударственныхучреждений,бездушнуюсистему.Анализсказки-сатирынасамодержавиеиэксплуататоров«Богатырь»[15,с.163].Сказка«Богатырь» развивается вокруг двухосновныхперсонажей:богатыря,которыйсимволизируетвластьибезразличиекстраданиямнарода,иИванушки,представляющегопростого человека, который осознает проблемы, но не всегда может ихизменить.Сюжет:богатырьс огромной силищей залез спать в дупло дерева.Народ ходит вокруг, не беспокоит его и надеется, что в трудные годыбогатырь проснется и защитит народ. Но даже когда враги напали настрану, богатырь не помог. Он спал сотни лет, и народ начал терятьтерпение, стал роптать. Когда Иванушка заглянул в дупло, он увидел,чтобогатырьвесьистлел.Герой. Богатырь представлен как могущественная сила, но его долгийсонсимволизируетбездействиеиравнодушиекстраданиямипроблемам народа. Иванушка, в свою очередь, хоть и не слишкомсообразителен,новидитипонимает,чтопроисходитвокруг,иосознаетнеобходимостьизменений.Тема:разоблачениебездействиявластипередпроблемаминарода,скрытый призыв к пробуждению и активному участию в измененииситуации.Язык,стиль.Образспящегобогатырясимволизируетэксплуататоров,облеченных властью и равнодушных к страданиям народа. ОбразИванушкисимволпростогочеловека.ВсказкевстречаютсятрадиционныедляСалтыкова-Щедринаолицетворения,гротески,метафоры,просторечныевыражения:«Застоналаматьзеленаядубровушка от храпов его перекатистых», «Как бы он нам звону незадал,когдапроснется!»Контекст создания сказки связан с историческими, социальными икультурнымиобстоятельствамивРоссиитогопериода.Авторвыражает свое недовольство молчаливым смирением народа передбесполезнымправителем.Анализсказок,изображающейжизньнародныхмасс«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» [15,с.5].Произведениевысмеиваетбезропотность,безвольность,обреченность трудового народа и вседозволенность и в то же времябеспомощностьвластьимущих.Сюжет.Впроизведении«Повестьотом,какодинмужикдвухгенераловпрокормил»основноедействиеразворачиваетсявокругглавногогероя,простогомужика,которыйслучайностановитсягероем-спасителем для двух генералов, оказавшихся на острове. Оннесет заботу о них, обеспечивая пищей и заботой, в то время как они,представителивысшегообщества,оказываютсябеззащитнымиибеспомощными.Герои. Основные персонажи – два генерала, символ представителейверхних слоев общества, которые привыкли к комфорту и зависят отдругих.Главныйгерой,простоймужик,являетсяпротивоположностью:онсамостоятельный,трудолюбивыйиумудренныйжизненнымопытом.Тема. В произведении явно прослеживается проблема социальногонеравенстваизависимостибогатыхотбедных.Авторпоказываетбезысходность положения, где герои-генералы, лишенные обычныхудобств, оказываются без средств к выживанию, пока ихне спасаетпростоймужик.Стиль,язык.Авториспользуетяркиеобразыиметафоры,чтобыпоказать противоречия в обществе и безропотное принятие беднымисвоегоположения,например,сцена,гдемужик,невозмущаясь,готовитпищудлягенералов.Иполучает от них награду: «выслалиему рюмку водки да пятак серебра». В произведении использованытипичныеприемысатиры,например,гротеск,подчеркивающийабсурдностьситуацииибезысходностьположениягенералов.Фантастические элементы, такие как внезапное появление на острове,добавляют комический эффект и подчеркивают тему зависимостибогатыхотбедных.Контекст: Сатирическая и ироническая основа произведенияотражает социальные и культурные обстоятельства своего времени,гдепроблемысоциальногонеравенстваиэксплуатациибедныхбылиактуальными.«Медведьнавоеводстве»[15,с.43].Сатирическийподтекстпроизведенияпроявляется через образы медведей. Автор высмеиваетнеумных,недалекихправителей,которыепредставленыТоптыгиными.Сюжет. В сказке рассказывается о правлении трех медведей,которыестановятсявоеводамивлесу.Каждыйизнихпредставляетразныеаспектывластиипоказывает,какэтойвластьюзлоупотребляют.Герои. Главными героями сказки являются медведи Топтыгины,которые находятся под началом Льва. Каждый медведь символизируетразныеаспектывластиипоказываетразныеподходыкееосуществлению.Тема–критикасистемывласти,гденазначениенадолжностьзависитнеотличныхкачеств,аоткоррумпированностисистемы.Язык,стиль.Сказкаявляетсяаллегорией,гдезверисимволизируютопределенныесоциальныеявленияиотношениявобществе.Авториспользуетметафоры,гротескипросторечныевыражения:«Ежелиисстариповелось…»,«…малонапакостишь–поднимутнасмех;многонапакостишь–нарогатинуподнимут...»Контекст. Назначение правителей, воевод по знакомству или посемейственности–обычноеявлениедлявремени,вкоторомжилСалтыков-Щедрин.ПриведенныевышеклассификациисказокМ.Е.Салтыкова-Щедринапомогаютсгруппироватьегосказкисогласноразличным параметрам: особенностям сюжетной линии, тематическойнаправленности или объектам сатиры. Однако стоит отметить, что этиклассификации не учитывают многогранность сказок. Очевидно, что воднойсказкемогутзатрагиватьсянесколькотемодновременно,как,например, в сказке «Дикий помещик», где обсуждаются вопросы власти,покорности народа и перспективы его протеста. Точно так же объектамисатиры в одной сказке могут становиться не только эксплуататоры, но иэксплуатируемые.ВЫВОДПОГЛАВЕIIТакимобразом,существуетрядклассификацийсказок,предлагающихсистематизациюпроизведенийСалтыкова-Щедрина поразличнымкритериям.Например,согласноклассификацииСкабичевского,сказкиЩедринаможноразделитьнатриосновныегруппы: сказки с общественной направленностью, имеющие элементыживотного эпоса или басни, а также религиозно-философские сказки.Эти группы организованы по принципу тематической направленности исодержания.КлассификациясказокМ.Е.Салтыкова-Щедринасогласнотрадиционной системе предполагает следующую группировку: бытовые,социально-бытовые,социально-политические,философско-бытовыеифилософскиесказки.Классификация, предложенная А.С. Бушминым, сосредоточена наобъектахсатирывсказках,такимкаксамодержавие,обывательскаяинтеллигенция,народныемассы.ЭтотподходпозволяетвыявитьразнообразныеаспектысоциальнойкритикивпроизведенияхЩедрина.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗначениетворчестваМ.Е.Салтыкова-Щедринавконтекстеразвитиялитературнойсказкиогромно,ивыводынастоящегоисследованияподчеркиваютэто.Анализтрадиционныхподходовкклассификацииегосказокпозволилвыделитьосновныегруппыиххарактеристик,аэто, в свою очередь, способствует более глубокомупониманиюихместависториилитературныхсказок.Цельработы,заключавшаясявисследованииианализетрадиционныхподходовкклассификациисказокМ.Е.Салтыкова-Щедрина,успешнодостигнута,поставленныезадачирешены.Исследованиепозволиловыявитьособенностиструктуры,содержания, идеологических и художественных аспектов его сказок, атакжевыделитьключевыекритерииклассификаций.Значимость работы заключается в том, что она способствует болееглубокомупониманиюместасказокМ.Е.Салтыкова-Щедринавлитературном контексте, а также может быть использована для развитияи пополнения новых подходов к классификации литературных сказокЩедрина,стимулироватьдальнейшуюработупорасширениюиуглублениюклассификационныхкритериевикатегорий.МатериаломисследованияпослужилисказкиМ.Е.Салтыкова-Щедрина, а также литературные, методические и научныетрудыпопроблемеисследования.СказкиМ.ЕСалтыкова-Щедринапредставляютсобойценныйисточникдляизучениясоциальных,политическихифилософскихаспектовроссийскойдействительностиXIX века. Их классификация и анализ позволяют углубить пониманиетворчествавыдающегосяписателяиеговзглядовнамириобщество.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАбашеваМ.П.,ЗыряноваА.И.Литературнаясказкависторической и методологической перспективе. // Вестник Удмуртскогоуниверситета.Серия«Историяифилология»,2019.-С.246-253Азбукин В. Н., Коновалов В. Н. Русская литература XIX века:Хрестоматия литературовед. материалов. Кн. для учителя / Под ред. П.А.Николаева.–М.:Просвещение,1984.‒399с.БушминА.С.М.Е.Салтыков-Щедрин.//Историярусскойлитературы.В4-хтомах.Том3.Л.:Наука,1980.ВундтВ.Психологиянародов//Издательство:М.:Эксмо,СПб.:TerraFantastica.2002.-С.864ГамидоваС.Х.Фольклорныетрадициииспецификалитературной сказки // Наука через призму времени. - 2018. - №5 (14). -С.105-108.КолосоваС.Н.СтилевоесвоеобразиесказокМ.Е.Салтыкова-Щедрина.//Отечественнаяфилология,ВАК,2022.-С.67-78.КулагинД.Л.Функциирусскихсказок:философско-культурологический анализ. // Манускрипт, 2017, №1. - С.133-136.ЛитвиноваВ.С.Квопросуоклассификациисовременныхсказок.[Электронныйтекст]:https://upload.pgu.ru/iblock/c9c/30.pdf(Доступ12.05.2024)МорозоваТ.В.,МакаренкоН.В.Лексическийсоставифункционал языка М.Е.Салтыкова-Щедрина в цикле «Сказки для детейизрядного возраста». // Ученые записки Новгородского государственногоуниверситета,ВАК,2017,№6(39).-С.684-688.ОльминскийМ.С.СтатьиоСалтыкове-Щедрине.–М.:Гослитиздат,1999.–210с.ПокусаевЕ.И.,ПрозоровВ.В.М.Е.Салтыков-Щедрин:Биографияписателя.–СПб.,2007.–200с.ПомеранцеваЭ.В.Мифологическиеперсонаживрусскомфольклоре.-М.:Наука,1975.-С.191.ПроппВ.Я.Морфология«волшебной»сказки.Издательство«Лабиринт»,М.,1998.-С.512.ПрокопенкоЗ.Т.Салтыков-Щедринвшкольномизучении[Текст]: учебное пособие для студентов вузов / З.Т. Прокопенко. – Б.:БелГУ,1999.–180с.Салтыков-ЩедринМ.Е.Сказки.//Ленинград„Наука"Ленинградскоеотделение,1988.-С.279.Скабичевский А.М. Г. Щедрин как современный гениальныйписатель.[Электронныйтекст]:http://surl.li/tqgdx(Доступ12.05.2024)Сороколетова,А.Д.Особенностиизображениякрепостничествав рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развитиякультурывРоссиипервойполовиныXIXвека//Молодойученый.-2020.-№48(338).-С.603-604.СухоруковВ.А.Соотношениепонятий«Фольклорная-литературная-авторскаясказка»(напримересовременныхэкологическихавторскихсказок).//ВестникМосковскогогосударственного лингвистического университета. Гуманитарные науки,2014.-19(705).-С.144-151.ФаргиеваР.Б.ПроизведенияМ.Е.Салтыкова-Щедринавтипологическомаспекте.//Вестникнауки,2021,№4(37),Т.2.-С.31-37.ШарандинА.Л.,ЛиИсинь.Народныеиавторскиесказкиваспектеязыковогосознания.//Неофилология,2020.-С.235-249.ШевченкоА.Н.ЯзыковыеприемыисредствасловесноговыражениясатирывсказкахМ.Е.Салтыкова-Щедрина.//Вестникмолодогоученого,2017,№2(6).-297-301.
1. Абашева М.П., Зырянова А.И. Литературная сказка в исторической и методологической перспективе. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2019. - С.246-253
2. Азбукин В. Н., Коновалов В. Н. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. Кн. для учителя / Под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1984. ‒ 399 с.
3. Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. // История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980.
4. Вундт В. Психология народов // Издательство: М.: Эксмо, СПб.: Terra Fantastica. 2002. - С. 864
5. Гамидова С.Х. Фольклорные традиции и специфика литературной сказки // Наука через призму времени. - 2018. - №5 (14). - С.105-108.
6. Колосова С.Н. Стилевое своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. // Отечественная филология, ВАК, 2022. - С.67-78.
7. Кулагин Д.Л. Функции русских сказок: философско-культурологический анализ. // Манускрипт, 2017, №1. - С. 133-136.
8. Литвинова В.С. К вопросу о классификации современных сказок. [Электронный текст]: https://upload.pgu.ru/iblock/c9c/30.pdf (Доступ 12.05.2024)
9. Морозова Т.В., Макаренко Н.В. Лексический состав и функционал языка М.Е.Салтыкова-Щедрина в цикле «Сказки для детей изрядного возраста». // Ученые записки Новгородского государственного университета, ВАК, 2017, №6 (39). - С. 684-688.
10. Ольминский М. С. Статьи о Салтыкове-Щедрине. – М.: Гослитиздат, 1999. – 210 с.
11. Покусаев Е. И., Прозоров В. В. М. Е. Салтыков-Щедрин: Биография писателя. – СПб., 2007. – 200 с.
12. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975. - С.191.
13. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Издательство
«Лабиринт», М., 1998. - С. 512.
14. Прокопенко З.Т. Салтыков-Щедрин в школьном изучении [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / З.Т. Прокопенко. – Б.: БелГУ, 1999. – 180 с.
15. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. // Ленинград „Наука" Ленинградское отделение, 1988. - С.279.
16. Скабичевский А.М. Г. Щедрин как современный гениальный писатель. [Электронный текст]: http://surl.li/tqgdx (Доступ 12.05.2024)
17. Сороколетова, А. Д. Особенности изображения крепостничества в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развития культуры в России первой половины XIX века // Молодой ученый. - 2020.
- № 48 (338). - С. 603-604.
18. Сухоруков В.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок). // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2014. - 19 (705). - С. 144-151.
19. Фаргиева Р.Б. Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в типологическом аспекте. // Вестник науки, 2021, №4 (37), Т.2. - С. 31-37.
20. Шарандин А.Л., Ли Исинь. Народные и авторские сказки в аспекте языкового сознания. // Неофилология, 2020. - С.235-249.
21. Шевченко А.Н. Языковые приемы и средства словесного выражения сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. // Вестник молодого ученого, 2017, №2 (6). - 297-301.