Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников средствами домашней самостоятельной работы в условиях инклюзивного образования.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников средствами домашней самостоятельной работы в условиях инклюзивного образования 5
1.1. Сущность понятия регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивном образовании 5
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях инклюзивного образования. 9
1.3. Роль домашней самостоятельной работы в формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях инклюзивного образования 13
1.4. Возможности использования домашней самостоятельной работы для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях инклюзивного образования 14
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Домашняя самостоятельная работа (ДСЗ) играет важную роль в формировании регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в условиях инклюзивного образования. Регулятивные УУД позволяют ученикам контролировать свою деятельность, ставить цели, планировать, выполнять и оценивать результаты своей работы.Возможности ДСЗ для формирования регулятивных УУД:• Планирование: Учащиеся могут самостоятельно планировать выполнение домашнего задания, распределяя время и ресурсы.• Регуляция деятельности: ДСЗ позволяет ученикам самостоятельно контролировать ход выполнения задания, вносить коррективы и исправлять ошибки.• Оценивание: Учащиеся могут оценивать результаты своей работы по домашнему заданию, отмечать успехи и трудности.• Рефлексия: ДСЗ способствует развитию рефлексивных навыков у учащихся, позволяя им анализировать свою деятельность и вносить необходимые изменения.Адаптация ДСЗ для инклюзивного образования:Чтобы сделать ДСЗ доступной для всех учащихся в условиях инклюзивного образования, необходимо учитывать их индивидуальные потребности и особенности:• Дифференцированные задания: Предлагать задания разного уровня сложности и объема, адаптированные под возможности каждого ученика.• Альтернативные форматы: Предоставлять домашнее задание в различных форматах (текстовом, аудио-, видеоформате) для удовлетворения потребностей учеников с разными стилями обучения.• Поддерживающая среда: Создавать поддерживающую среду, в которой ученики могут получать помощь и обратную связь от учителя или одноклассников при выполнении ДСЗ.Примеры адаптированных ДСЗ для формирования регулятивных УУД• Планирование: Учащиеся составляют план выполнения домашнего задания, определяя последовательность действий и временные рамки.• Регуляция деятельности: Учащиеся периодически проверяют свою работу, используя контрольные вопросы или чек-листы.• Оценивание: Учащиеся самостоятельно оценивают качество своей работы, используя критерии оценки, предоставленные учителем.• Рефлексия: Учащиеся отвечают на вопросы, связанные с их деятельностью по выполнению домашнего задания, например: "Что получилось хорошо?", "Какие трудности возникли?".Для учащихся с особыми потребностями может быть разработан гибкий график занятий с учетом их индивидуальных программ и планов обучения., которое позволяет уменьшить количество уроков в день, сократить рабочую неделю до пяти днейГибкое расписание и приспособления для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:Для учащихся с особыми потребностями может быть разработан гибкий график занятий с учетом их индивидуальных программ и планов обучения.Обучение может проводиться параллельно с медицинскими процедурами, занятиями физической культурой или коррекционными занятиями с психологом, дефектологом или логопедом.Профилактика зрительных и осаночных проблем:• Для учащихся с ослабленным зрением необходимо избегать чтения больших текстов, используя электронные аудиокниги вместо этого.• Учащиеся должны избегать сидения в согнутом положении более 15 минут.• Для учащихся с детским церебральным параличом должно быть предусмотрено место для работы стоя, чтобы они могли менять позу в течение урока.Динамические паузы и упражнения:• Регулярные динамические паузы (от 2 до 5 минут) помогают предотвратить утомление.• Упражнения должны включать дыхательную и пальчиковую гимнастику, а также упражнения для глаз.• Упражнения могут проводиться параллельно с учебной деятельностью, например, устным счетом с использованием пальцев.Разнообразие деятельности и поддержание внимания:• Темп урока должен быть разнообразным, с чередованием видов деятельности.• Новизна и интерес материалов могут улучшить внимание учащихся.• Монотонная деятельность должна быть сведена к минимуму, чтобы поддерживать увлеченность и продуктивность учеников.В среднем учащиеся могут сосредоточиться на одном виде деятельности на протяжении 10 минут, после чего происходит потеря внимания и интереса. У учащихся с задержкой психического развития данный показатель еще ниже. Этот фактор следует учитывать, используя не менее 4 видов деятельности за урок. Например, на уроке математики можно применять следующие виды деятельности: решение теста, примеров, уравнений, задач в тетради и у доски, устный счет, выполнение чертежа, чтение, слушанье, фронтальный опрос, проговаривание правил и теорем хором, опрос по цепочке и т. д. В то же время слишком частая смена деятельности так же не продуктивна, не рекомендуется на уроке использовать более 6 видов. Темп урока должен задаваться и поддерживаться учителем и исходить из возможностей класса. Нельзя задавать слишком быстрый темп. При этом дети с особыми возможностями здоровья не успевают за учителем, отстают, не усваивают материал. Для таких детей учитель должен продумывать условия предъявления учебного материала, объем и способ его выполнения. В то же время слишком медленный темп расхолаживает более сильных учащихся. Легкий материал может даваться быстро, при трудном – замедляется скорость речи учителя, многократно повторяются сложные моменты, различными вопросами проверяется уровень усвоения материала. В начале урока темп должен быть замедленным, в середине урока возрастать, к концу урока снова снижаться. Использование онлайн обучения и технологий дистанционного образования в рамках инклюзивного образования подразумевает важность учитывать моменты максимальной концентрации, заинтересованности и необходимость расслабляющих пауз. Для повышения мотивации учащихся к обучению важно создавать ситуации успеха на уроке и акцентировать внимание на положительных изменениях в развитии каждого ребенка. При анализе ошибок следует проявлять педагогическую тактичность, избегая категоричных заявлений. Важно выбирать методики обучения, которые не наносят вреда физическому, психическому и духовному здоровью детей, а способствуют его сохранению. Использование интерактивных методов обучения способствует стимулированию инициативы и творческого самовыражения учеников.Применение адаптированных дидактических средств и знаний в контексте инклюзивного образования может значительно способствовать развитию регулятивных учебных умений и навыков у младших школьников, помогая им стать более самостоятельными, организованными и ответственными учениками.ЗаключениеПосле проведения исследования о формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников через домашнюю самостоятельную работу в условиях инклюзивного образования, мы пришли к следующим выводам:Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить следующие теоретические предпосылки:Инклюзивное образование расширяет свои границы, поддерживается законодательно и международными стандартами. Зарубежный опыт показывает, что этот процесс требует времени и участия всех участников образования. Сегодня инклюзивное образование описывает процесс обучения детей с различными особенностями, включая физические, социальные, эмоциональные и языковые. Дети с особыми образовательными потребностями должны быть вовлечены в образовательный процесс, способствующий их развитию и социализации. Инклюзивное образование разрабатывает методологию, ориентированную на индивидуальные потребности всех детей.Одним из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является развитие универсальных учебных действий, способствующих формированию умения учиться, саморазвития и самосовершенствования. Личностные универсальные учебные действия играют важную роль, отражая ценностные ориентации ученика и его отношение к миру. В условиях инклюзивного образования необходимо использовать эффективные методы обучения, учитывающие потребности каждого ученика.Домашняя самостоятельная работа, учитывающая особенности развития и уровень воспитанности ребенка, является эффективным средством формирования личностных универсальных учебных действий в инклюзивном образовании. Создание специальных педагогических условий и системы воздействий также важно для развития этих действий у детей.Различные аспекты формирования универсальных учебных действий были рассмотрены в работах различных авторов. Литературный анализ показал, что хотя многое изучено, научная проблематика в этой области еще не исчерпана.Анализ результатов итоговой диагностики показал, что все компоненты формирования универсальных учебных действий (УУД) улучшились. Особенно заметен рост уровня мотивации и продуктивности совместной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждает перспективность программы и необходимость продолжения работы.Таким образом, наша гипотеза, сформулированная в соответствии с темой, подтверждается: развитие регулятивных УУД у младших школьников наиболее эффективно при выполнении домашних заданий в условиях инклюзивного образования.Список использованной литературы1. Ан С.А. Проблемы инклюзивного образования с России / Векторы развития современной науки. – Уфа.: РИО ИЦИПТ, 2014. – Ч.2. – С. 256-261. 2. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2012. -№ 2 (10). - С. 56-62. 3. Баранова Г.А., Пармухина Г.М. Применение в образовательном процессе дошкольной образовательной организации технологии, предполагающей построение образовательного процесса на личностносмысловой и эмоционально-психологической основе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5–3. 4. Батюта М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2013. — 306 c. 5. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер 2010. – 368с. 6. Васильева Н.В., Говорова А.Ю. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Вестник ГОУДПО ТО "ИПК И ППРО ТО". – 2017. - №1. – С. 77-81. 7. Ветошкина Т.Г. Психологические особенности образа мира младших школьников // Герценовские чтения. – 2016. - Т2. – С. 255-261. 8. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, Т.Э. Токаева. — Пермь.: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c. 9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 654 с 10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб: Речь, 2008. – 695 с. 11. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии Электронный ресурс// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. Режим доступа: https://eduherald.ru12. Горынина В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №50-3. – С. 259-265. 14. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. – 2012. – № 28. – С. 12 – 19. 15. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. – М.: Вита-пресс, 2012. – 289 с. 16. Зайцев Д.В. Трансформация социально-образовательной политики России //Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2003. - №4. - С. 149-158 17. ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2006. — 336 с. 18. Зимакова Л.Н. Психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ. к. псих. н. – Самара, 2015. – 27 с. 19. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / Под ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 168 с. 20. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З.Г.Нигматов, Д. З. Ахметова, Т.А. Челнокова; под ред. З. Г. Нигматова. – Казань.: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 220 с. 21. Инклюзивное образование в России. Справка [Электронный ресурс] //Трудное детство – сайт. Режим доступа: http://www.deti.rian.ru/spravki.html. 22. Иохвидов В.В., ЗикунковаВ.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности Электронный ресурс // Прикладная психология и психоанализ. - 2016. - №4. Режим доступа: http://ppip.idnk.ru23. Кляузова В.Ю. Инклюзивное образование: за и против Электронный ресурс. Режим доступа: http: // nsportal.ru /shkola/raznoe/library/2014/10 /15/statyainklyuzivnoe-obrazovanie-za-i-protiv. 24. Колокольцева М. А. Воспитание нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании Электронный ресурс. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. ДГПУ, 2012. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com.27.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). – Текст: электронный.33.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. –URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(датаобращения:14.02.2020). – Текст: электронный.
2. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2012. -№ 2 (10). - С. 56-62.
3. Баранова Г.А., Пармухина Г.М. Применение в образовательном процессе дошкольной образовательной организации технологии, предполагающей построение образовательного процесса на личностносмысловой и эмоционально-психологической основе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5–3.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2013. — 306 c. 5. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер 2010. – 368с.
6. Васильева Н.В., Говорова А.Ю. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Вестник ГОУДПО ТО "ИПК И ППРО ТО". – 2017. - №1. – С. 77-81.
7. Ветошкина Т.Г. Психологические особенности образа мира младших школьников // Герценовские чтения. – 2016. - Т2. – С. 255-261.
8. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, Т.Э. Токаева. — Пермь.: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 654 с
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб: Речь, 2008. – 695 с.
11. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии Электронный ресурс// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. Режим доступа: https://eduherald.ru
12. Горынина В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №50-3. – С. 259-265.
14. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. – 2012. – № 28. – С. 12 – 19.
15. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. – М.: Вита-пресс, 2012. – 289 с. 16. Зайцев Д.В. Трансформация социально-образовательной политики России //Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2003. - №4. - С. 149-158
17. ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2006. — 336 с.
18. Зимакова Л.Н. Психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ. к. псих. н. – Самара, 2015. – 27 с.
19. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / Под ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 168 с.
20. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З.Г.Нигматов, Д. З. Ахметова, Т.А. Челнокова; под ред. З. Г. Нигматова. – Казань.: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 220 с.
21. Инклюзивное образование в России. Справка [Электронный ресурс] //Трудное детство – сайт. Режим доступа: http://www.deti.rian.ru/spravki.html.
22. Иохвидов В.В., ЗикунковаВ.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности Электронный ресурс // Прикладная психология и психоанализ. - 2016. - №4. Режим доступа: http://ppip.idnk.ru
23. Кляузова В.Ю. Инклюзивное образование: за и против Электронный ресурс. Режим доступа: http: // nsportal.ru /shkola/raznoe/library/2014/10 /15/statyainklyuzivnoe-obrazovanie-za-i-protiv.
24. Колокольцева М. А. Воспитание нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании Электронный ресурс. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. ДГПУ, 2012. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com.
27. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). – Текст: электронный.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. –URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(датаобращения:14.02.2020). – Текст: электронный.