Экологическое воспитание младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников …………………………………………………………………….
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………..
1.2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников …………………………………………………………..
Глава 2. Экологическое воспитание младших школьников в условиях инклюзивного образования …………………………………………………….
2.1. Специфика инклюзивного образования и его влияние на организацию экологического воспитания ……………………………………………………
2.2. Содержание, методы и формы экологического воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования …………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у детей с ОВЗ младшего школьного возраста ……
3.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста …
3.2. Анализ и результаты исследования ……………………………………….
3.3. Методы коррекционной работы совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 3

5

5

9

12

12

16

19

19
25


27
32
34
Фрагмент для ознакомления

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражены в секторной диаграмме.Динамика сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы отражена в столбиковой диаграмме:В процессе работы в экспериментальной группе были замечены следующие изменения:дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.3.3. Методы коррекционной работы совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы с детьми.Для увеличения эффективности экологического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья было решено использовать разнообразные методы и формы работы.В процессе экологического воспитания наши ученики широко применяют такие методы, как наглядные, практические и словесные.Наглядные методы включают в себя наблюдение, рассмотрение картин, демонстрацию моделей, кинофильмов, видеофильмов и презентаций. С помощью наглядных методов дети в полной мере могут познакомиться с природой и сформировать яркие и конкретные представления о ней.Практические методы включают в себя игру, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов помогает уточнить представления детей, углубить их понимание, а также позволяет внедрить полученные знания и упражниться в их применении.Словесные методы включают рассказы педагогов и детей, чтение художественных произведений о природе и беседы. Словесные методы используются для расширения знаний о природе, их систематизации и обобщения. Они также помогают сформировать у детей положительное отношение к окружающей среде.Для достижения наилучших результатов в экологическом воспитании необходимо комбинировать различные методы. Выбор методов и их сочетание определяются возрастными возможностями детей и характером воспитательных задач. Например, дети могут узнать о жизни кроликов через наблюдение, о заботе о комнатных растениях в процессе труда, а о свойствах снега и льда – из опытов или игр. Изучение диких животных может осуществляться через чтение или рассказы педагогов.Один из основных методов экологического воспитания – наблюдение. Через наблюдение дети могут освоить различные знания, например, о свойствах и качествах предметов, изменении и развитии объектов (растений, животных) и о сезонных явлениях. Важно, чтобы дети полностью вовлекали все органы чувств в процесс наблюдения, а педагоги своими точными и ясными словами помогали закрепить полученные знания. Систематическое использование наблюдения при ознакомлении с природой помогает развивать наблюдательность и решает одну из главных задач умственного воспитания.Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми или малыми группами, так и со всей группой. В зависимости от поставленных целей, наблюдение может быть эпизодическим, длительным или итоговым.Для знакомства детей с природой мы используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал, такой как дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы и презентации. Этот материал помогает закрепить и уточнить представления детей о природных явлениях, их формирование и конкретизацию. С его помощью можно расширять знания об объектах и явлениях природы, которые невозможно наблюдать в настоящий момент или в данной местности. Например, на картине или в кинофильме можно показать диких или домашних животных других климатических зон.Часто, чтобы построить абстрактное представление об объекте или явлении природы, требуется использовать основанные на чувственном познании знания. Моделирование, как метод познания, помогает воспитателю успешно выполнить эти задачи и ознакомить детей с природой.Моделирование представляет собой деятельность, в рамках которой педагог и дети создают модели объектов и явлений. Цель моделирования заключается в том, чтобы дети освоили знания о структуре, связях и отношениях, существующих в природе. Этот метод основан на замещении реальных объектов символами, схематическими изображениями и знаками.Экологическое воспитание широко использует разнообразные игры.Дидактические игры, которые имеют определенные правила, позволяют детям расширить и уточнить свои представления о природных объектах, растениях и животных. В процессе игры дети могут манипулировать предметами природы, сравнивать их и замечать изменения в их внешних признаках. Многие игры также помогают детям обобщать и классифицировать информацию и развивают их эмоциональное отношение к природе.Настольно-печатные игры, такие как лото, домино и картинки, помогают уточнить, систематизировать и классифицировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы.Словесные игры основаны на разнообразных знаниях детей и использовании слов. Они проводятся для закрепления знаний о свойствах и характеристиках различных предметов. Примерами таких игр являются "Кто летает, бегает и прыгает?", "Что это за птица?", "Когда это бывает?", "В воде, в воздухе, на земле" и "Нужно – не нужно".Подвижные игры природоведческого характера позволяют детям имитировать повадки животных и их образ жизни. Дети повторяют действия и звуки, что помогает им углубить их знания о природе. Примерами таких игр являются "Наседка с цыплятами", "Мыши и кот" и "Волк и овцы".Экспериментальные игры позволяют детям наблюдать физические и природные явления, чтобы лучше их понять. В начальной школе можно использовать соревновательные игры и игры-путешествия.Словесные методы включают рассказы, которые требуют от воспитателя знания о природе, наблюдательность и умение анализировать явления. Выразительность речи также очень важна. Педагог должен использовать известные детям слова, но также представить им новые, чтобы обогатить их словарь. Рассказы дополняются иллюстрациями, фотографиями и слайдами, чтобы помочь детям лучше понять содержание.Использование художественной природоведческой литературы позволяет детям расширить знания о мире и развивать их способность замечать и исследовать окружающую среду.Многие книги о природе для детей были написаны выдающимися учеными-биологами. Его содержание отличается научной достоверностью, помогает малышам погрузиться в разнообразие природы. Например, Нина Михайловна Павлова, известный ученый-растениевод, в течение двадцати лет проводила фенологические наблюдения, послужившие основой для детской книги «Желтый, белый и лиловый». В то же время, Виталий Бианки, также известный ученый-биолог, во всех своих книгах для детей передает сложные явления в природе с высочайшей точностью, сочетая науку и искусство («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и другие). В каждой книге о природе присутствует идея человеческой ответственности за ее сохранение, призывая маленьких читателей беречь природу и изучать ее.Художественная литература о природе глубоко влияет на детские чувства и эмоции. Ребята переживают передвижение сюжета, живут в воображаемых ситуациях, что способствует формированию этических представлений о любви и заботе о природе. Однако для всех возрастных групп важно сочетать чтение с непосредственными наблюдениями в природе. После прочтения художественных произведений можно проведение беседы о прочитанных книгах.Беседа является эффективным методом знакомства детей с природой. Воспитатели применяют ее в различных образовательных целях:для вызова интереса к предстоящей активности (наблюдение, экскурсии);для уточнения, углубления, систематизации знаний о природе и формирования отношения к ней.В каждой беседе задача сводится к развитию речи детей. Беседы о природе можно разделить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.Установочная беседа помогает привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей активности, актуализировать предыдущий опыт. Эта беседа связывает имеющиеся знания с предстоящей экскурсией или наблюдениями.Эвристическая беседа направлена на объяснение причин разнообразных явлений природы с помощью логического рассуждения. Она основывается на знаниях детей, полученных в результате наблюдений, и помогает им глубже понимать взаимосвязи в природе, разрешать познавательные задачи самостоятельно.Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений и других деятельностей. Ее проведение осуществляется по мере накопления представлений о природе и только после того, как эти представления усвоены всеми детьми.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования курсовой работы было установлено, что экологическое воспитание младших школьников в условиях инклюзивного образования имеет особое значение. Создание инклюзивной среды позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя равными сверстникам, активно взаимодействовать с ними, что способствует их социализации и адаптации к окружающему миру.В работе были достигнуты следующие цели:Изучены теоретические основы экологического воспитания младших школьников.Рассмотрены особенности реализации экологического воспитания в условиях инклюзивного образования.Проанализированы методы и формы экологического воспитания младших школьников с использованием инклюзивных подходов.Разработана система экологического воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования, включающая в себя:Цели и задачи экологического воспитания;Принципы экологического воспитания детей с ОВЗ;Содержание экологического воспитания;Методы и формы экологического воспитания;Этапы реализации системы экологического воспитания.Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система экологического воспитания может быть использована:В практике работы учителей начальной школы;В работе педагогов дополнительного образования;В работе психологов и социальных педагогов;В работе родителей детей с ОВЗ.Внедрение разработанной системы экологического воспитания позволит:Повысить уровень экологической культуры младших школьников;Сформировать у детей бережное отношение к природе;Научить детей правилам поведения в природе;Развить у детей навыки исследовательской деятельности;Способствовать социализации и адаптации детей с ОВЗ.Таким образом, экологическое воспитание младших школьников в условиях инклюзивного образования является актуальной и значимой проблемой, решение которой позволит создать условия для полноценного развития и обучения детей с ОВЗ.В дальнейшем необходимо:Продолжить изучение особенностей экологического воспитания детей с ОВЗ;Разрабатывать новые методы и формы экологического воспитания, учитывающие индивидуальные особенности детей с ОВЗ;Изучать опыт работы зарубежных стран по вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ.Реализация данных задач позволит повысить эффективность экологического воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования и внести вклад в формирование экологически грамотного и ответственного поколения.. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‐двигательного аппарата — М:Academia, 2002 г Лужков, Л. М. Экологическое воспитание и образование младших школьников / Л. М. Лужков // Вопросы психологии. — М., 2018. — С. 41–45. Маршевая, В. В. Дидактические игры о природе в условиях начальной школы / В. В. Маршевая // Психология детей. -М., 2020. — С. 78–84. Малафеева, И. С. Знакомство учеников начальных классов с миром растений и животных / И. С. Малафеева // Педагогика. -М., 2020.- С.78–80. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2007. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − № 2. − С. 13. Ознакомление дошкольников с природой'; Веретенникова, С.А.; Изд-во: М.: Просвещение, 1980 г.; Осипова, А. А. Диагностика уровня развития знаний о природе у детей семилетнего возраста / А. А. Осипова. — Москва: Сфера, 2019. — 412 с. Петров, А. А. Экологическая культура учеников начальной школы / А. А. Петров. — Иркутск: Пресса, 2019. — 368 с. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]//Российская газета. (Федеральный выпуск № 6241. — 2013. — 25 ноября). Специальная педагогика под ред. Казаковой Н. М., М. 2001 г Учебно‐воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно‐ двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М. В. М., 1988 г. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — 246с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‐двигательного аппарата — М:Academia, 2002 г
3. Лужков, Л. М. Экологическое воспитание и образование младших школьников / Л. М. Лужков // Вопросы психологии. — М., 2018. — С. 41–45.
4. Маршевая, В. В. Дидактические игры о природе в условиях начальной школы / В. В. Маршевая // Психология детей. -М., 2020. — С. 78–84.
5. Малафеева, И. С. Знакомство учеников начальных классов с миром растений и животных / И. С. Малафеева // Педагогика. -М., 2020.- С.78–80.
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2007.
8. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − № 2. − С. 13.
9. Ознакомление дошкольников с природой'; Веретенникова, С.А.; Изд-во: М.: Просвещение, 1980 г.;
10. Осипова, А. А. Диагностика уровня развития знаний о природе у детей семилетнего возраста / А. А. Осипова. — Москва: Сфера, 2019. — 412 с.
11. Петров, А. А. Экологическая культура учеников начальной школы / А. А. Петров. — Иркутск: Пресса, 2019. — 368 с.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]//Российская газета. (Федеральный выпуск № 6241. — 2013. — 25 ноября).
13. Специальная педагогика под ред. Казаковой Н. М., М. 2001 г
14. Учебно‐воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно‐ двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М. В. М., 1988 г.
15. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — 246с.