Мода в Турции как социокультурный феномен

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Мода как социокультурный феномен: семиотика костюма. 6
Определение и структура моды 6
Социокультурные функции моды 9
Закономерности развития моды 13
Модный костюм, как способ отражения действительности 14
Глава 2 16
Турецкая мода как пример социокультурной системы 16
История турецкой моды. 16
Социально-культурное влияние: мода как способ коммуникации 18
Экономическое влияние: мода как сектор экономики, международное сотрудничество, влияние на мировые тенденции 24
Выводы 31
Список источников: 32
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, взаимное влияние моды и экономики огромно. Турецкая государственная поддержка, политика опоры на малый бизнес и развитие отечественного производства делает турецкую fashion-индустрию одним из самых успешных секторов экономики страны.Затрагивая все сферы жизни, мода Турции продолжает стремиться к мировым тенденциям. Так приверженность европейского потребителя к экологичности заставляет турецких дизайнеров обращаться к теме разумного потребления и экологичного производства.Одним из примеров экологичной моды в Турции является использование органических и натуральных материалов в производстве одежды. Многие местные бренды предпочитают использовать хлопок, лен, шелк и другие экологически чистые ткани, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Некоторые компании также предлагают коллекции из переработанных материалов, таких как переработанный полиэстер или вторичный хлопок. Так известный бренд Ecoist поддерживает политику экологичности, выпуская товары из натуральных материалов (хлопок, шерсть, лён), избегая синтетических материалов (ME (металлическое волокно), NY (нейлон), PA (нейлонполиамид), PE (полиэтилен), PES (полиэстер), PM (металлизированный полиэстер) и т.д.). Кроме того, в Турции все большую популярность завоевывает мода на винтажные и ретро вещи. Многие люди предпочитают покупать бывшие в употреблении предметы одежды, таким образом продлевая их жизнь и уменьшая количество отходов. Однако подобное производство и стиль не всегда доступны и привлекательны для обычноготурецкого обывателя, и основная турецкая мода для среднего класса все так же основывается на европейских стандартах и недорогих материалов. Особый толчок к продвижению модных брендов играет в Турции, как не странно, массовый кинематограф. Популярность турецких сериалов в как в пределах страны, так и зарубежом огромна, поэтому турецкие модницы часто следуют именно любимым героиням в выборе одежды. Самый яркий пример недорогого массового бренда Nocturne, чья популярность возросла при выходе сериала «Постучись в мою дверь». А другой не менее известный сериал «Запретная любовь» наоборот стал внедрять модные новинки в костюмы героев для большей лояльности аудитории. Учитывая, что недавно Турция стала второй страной в мире по экспорту телесериалов после США, а выручка телекомпаний за международные проекты с каждым годом возрастает в три раза, влияние турецкой моды на мировое сообщество возрастает так же, как и на экспортную экономику страны.В настоящее время этнические мотивы и фольклорная тематика не распространены как в повседневном стиле турок, так и на красных дорожках турецких дизайнеров. Народная мода не соблюдается даже в обрядовых праздниках, уступая место классическому европейскому стилю, дополненному лишь национальными деталями. Так пышное свадебное платье нередко дополняется мусульманским платком (как символом веры, а не принадлежности к нации), завязанным особым образом. Практически не употребляется народный костюм в чистом виде: шальвары, белые рубашки и жилеты, (последние обычно шьются из того же материала и того же цвета, что и шальвары), длинный узорчатый пояс с бахромой, жакет с длинными рукавами, платье-рубаха. Народный костюм отличается большим количеством контрастных цветов, порой даже «вычурностью», тогда как современные модели турецкой моды предпочитают бежевые, коричневые, серые тона, однотонные образцы одежды, неяркость и гармоничность, цветовой баланс. Тем не менее исследователи З.И. Кукушкина, М.И. Волчкова, И.Е. Арьянова упоминают несколько авторских коллекций турецких и европейских дизайнеров, вдохновленных народным костюмом. В качестве заимствования народных элементов приводят в пример коллекцию арабского дизайнера Рифата Озбека 1994/95, где он предложил романтическую интерпретацию городского турецкого костюма – накидки, бюстье, шарфы, шаровары. Мотивы турецкого костюма используют и мировые бренды, например, британский дизайнер Джон Галльяно в коллекции осень/зима 1999-2000 гг. представил для дома «Диор» смешение нескольких традиций одновременно. Коллекция с объемными пальто с крупным орнаментом построена на многослойности, смешении материалов контрастных цветов, фактур, свойств. «В современном моделировании одежды большое распространение получило смешивание разных национальных традиций. Смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает совершенно новый образ, часто не связанный с конкретным и определенно узнаваемым творческим источником. Такое наслоение множества традиций позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционной европейской и от этнической». В качестве примера подобного смешения авторы приводят в коллекциях «Hermes», «DriesVanNoten» и др., видя в них элементы народного турецкого костюма.Элитарный сектор турецкой модной индустрии представляют такие дизайнеры как Рифат Озбек, Эсе и АишеЭдже, Виталий Вакко и т.д. Виталий Вакко, основатель компании Vakko, считается одним из первых основателей турецких мировых брендов. Бренд берет свое начало от шляпного магазина, появившегося в 1934 году. После закона о запрете фесок, головные уборы для мужчин стали заменяться европейскими шляпами. Вакко поспособствовал распространению европейского стиля, а кроме того ввел шляпки в моду турецких дам. Сейчас люксовый бренд Vakkoценится во всем мире, а в родной Турции является популярным среди элитных слоев населения. Его младшего современника Рифата Озбека называют «европейским турком», поскольку будущий классик турецкой моды много учился делу дизайнера в Лондоне и Милане. Начиная как преобразователь этнического и винтажногостиля, Озбек стал автором авангардных экспериментов, что послужило его долгосрочному сотрудничеству с крупной итальянской компанией Pollini. Эсе и АишаЭджи, создательницы бренда DiceKayek, активно сотрудничают с европейским и американским миром моды. Сестра живут между родным Стамбулом и Парижем, что отражается в их костюмах: яркость, многослойность, использование покроя халатного типа, объемность платьев из восточной культуры переплетается с изяществом, легкостью, минимальностью украшений современной европейской моды. Бренд DiceKayek популярен среди знаменитостей США и Европы: его модели использовали на красных дорожках актрисы Моника Беллуччи, Зендая и Аня Тейлор-Джой. Подобный интерес подчеркивает современную популярность турецкой моды на мировом рынке. Какие бы ни были разнообразные стили авторского дизайна, в турецких моделях одежды можно выделить общие черты, такие как однотонность и небольшое количество цветов, многослойность, длинные (миди или макси) женские юбки, предпочтение натуральных материалов. Религиозная составляющая турецкой моды ярче всего представлена в сельской местности на примере женского костюма. В городском пространстве религиозность чаще всего проявляется через ношение женского хиджаба. Арабская исследовательница ЭлифКалакчи утверждает, что хиджаб – нечто большее, чем просто платок, предмет обихода. Это семиотическая репрезентация набора идей о границах и выборе таких вещей как свобода, поведение, контроль над эмоциями и т.д. Фадва Эль Гинди предполагает, что ношение хиджаба это «священное уединение, неприкосновенность и ритмичное переплетение мирской и священной жизни». Надевая платок, девушка не только отделяет себя от мира, но и берет на себя выполнение религиозных обязательств в пространстве светского мира. Современная попытка объединить религиозную традицию и культурное наследие подвергается активной критике. Антрополог Саба Махмуд пишет, что исламские формы поведения, включая ношение хиджаба, все чаще приобретают статус обычая, культурной традиции, используемой для демонстрации культурно-религиозной идентичности человека. Это становится культурной подменой изначального функционала религиозных правил одежды, что переводит статус хиджаба из предмета культа в предмет моды. Современная турецкая мода, полностью перешедшая в область светского социокультурного феномена, проводит именно такой способ использования религиозной одежды. Даже распространенная в сельской местности демонстрация скромности в одежде, такая как закрытые колени и плечи, покрытые платком волосы женщин, не являются строгим обязательством и характеризуют культурную идентичность и уважение к традициям народа. Таким образом современная турецкая мода является самостоятельным успешным сектором экономики страны. Ее историческое развитие обусловлено не столько планомерной эволюцией народного костюма, сколько резкими поворотами и изменениями своего первоначального облика. В современной Турции существует несколько видов мод: элитарная (в коей народные мотив представлены ярче всего), массовая (больше ориентирующаяся на европейский стиль), религиозная (представлена в разных видах – от полностью религиозной одежды до способа повязки женского платка). Существующий плюрализм и свобода выбора одежды способствует активному развитию и мировому признанию турецких дизайнеров и модельеров. Турецкая мода гармонично встраивается в мировую, задавая собственные тенденции. ВыводыМода является не только неотъемлемой частью жизни любого человека, но и необходимым представителем любого общества. Мода, как феномен социокультурной системы, несет в себе собственные функции. Она зарождается по велению социума, определяется историческим развитием, меняется с каждым новым витком человеческой истории. Однако мода как социокультурной феномен сама является определяющим фактором движения политики и экономики, культурно-исторического развития и формирования мировоззрения общества. Ярким примером социокультурного феномена моды является эта сфера в турецком обществе. Историческое развитие турецкой моды было обусловлено резкими настроениями. С помощью моды правители навязывали свою политику (примером служат реформа Аттатюрка) или выстраивали социальную иерархию с подданными. История знает примеры международной популярности турецкой моды, зависящий как от международной политики, так и от сугубо культурных факторов. Интересно в изучении современное состояние моды в Турции, оказывающей колоссальное влияние как сферы жизни внутри страны, так и за рубежом. Мода Турции сегодня переживает свой подъем, оказывая влияние на мировую и внутреннюю экономику, интерес к турецкой культуре. Напротив, влияние в первую очередь европейских тенденций делает турецкую моду частью современного экологичного общества дизайнеров, модельеров и производителей одежды.Список источников:Ecoist [Электронный ресурс] / Официальный сайт бренда Ecoist – URL: https://ecoist.world/collections/sustainable-clothing?page=2(дата обращения 11.05.2024).Ensamble [Electronic resource] / collection fall/winter 1994–95 by RifatOzbek. – URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/80498 (date of application 11.05.2024).Guindi F. E. Veil: Modesty, Privacy and Resistamce / GuindiF. E. – Oxford: Oxford International Publisher, 1999. – 117 p.John Galliano Fall/Winter 1999/2000 RTW Show Carmen Kass [Electronic resource] / Fashion TV. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KZNrDfg3lhs (date of application 11.05.2024).Kavakci E. Religious beings in fashionable bodies: the online identity construction of hijabi social media personalities / E. Kavakci, C. Kraeplin // Media, Culture & Society. – 2016. - №6 (39). – С. 1-19.Kalakci M. Headscarf Politics in Turkey: A Postcolonial Reading / M. Kalakci. – New York: Palgrave Macmillan, 2014. – 219 p.Kinross P. Ataturk. The Rebirth of a Nation / P. Kinross. – London: Phoenix, 2012. – 560 p.ГофманА. Б. Модаилюди: новаятеориямодыимодногоповедения - М.: Наука, 1994. - 160 с.Nocturne [Электронный ресурс] / Официальный сайт бренда Nocturne – URL: https://nocturne.us/ (дата обращения 11.05.2024).Ozlem K. Supple of main and auxiliare materials of Turkish fashion designers in the pandemic process / K. Ozlem // International Baku Scientific Research Congress; OdlarYurdu University. – Baku, 2022. – 505-514 p.Spencer H. The principles of sociology / H. Spencer/ - New York: D. Appleton and company, 1996. – 440 p. Turquality [Электронный ресурс] / Официальный сайт поддержки брендинга турецкого бизнеса. – URL: https://turquality.com.tr/tr/ (дата обращения 13.05.2024). Wortley M. The Turkish embassy letters / M. Wortley. – London: Virago, 1994. – 236 p.Алексеенко Н.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде / Н.В. Алексеенко // Вестник института стратегических исследований – 2012. – №3. – С. 116-124.Бутромеев В. П. Подлинные рассказы из жизни Ходжи Насреддина / В.П. Бутромеев. – М.: Омла Медиа Групп, 2019. – 448 с.Демина Т.А. Индустрия моды как самостоятельный сектор экономики / Т.А. Демина, А.В. Климов, А.Н. Мерзлякова // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. - № 9. – 2014. - С. 13-21.Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. — М.: Юристъ, 1996. – 143 с. История Османского государства, общества и цивилизации. Т. 1 / под ред. Э. Исханглу; Центр исследования исламской истории, искусства и культуры (IRCICA), пер. В.Б. Феоновой, под ред. М.С. Мейера. – М.: Восточная литература, 2006. – 367 с.Капкан, М. В. Культура повседневности: учебное пособие / М. В. Капкан; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — 110 с.Кукушкина З.И. Турецкий костюм как источник модных тенденций в современной молодежной одежде / З.И. Кукушкина, М.И. Волчкова, И.Е. Арьянова // Вестник АмГУ. – 2009. – Вып. № 46. – С. 150-156.Мухутдинова А. И. Мода как социальное явление [Электронный ресурс] / А. И. Мухутдинова // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург, 2015. — С. 395-401.Невесты Турции [Электронный ресурс]. – URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/nevesty-turcii.html (дата обращения 12.05.2024).Пагоцкая Е.В. Отражение турецкого стиля в европейском искусстве XVIII-XIX вв. / Е.В. Пагоцкая // Молодые исследователи – современной науке: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2023. – С. 221-225.Терминологический словарь одежды [Электронный ресурс]. – URL: http://modnaya.ru/articles/dictionary/fashion-encyclopedia/fc/slovar-215.htm#zag-1326 (дата обращения 12.05.2024). Шапиро Б. Шахерезада из Бельвю или французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия / Б. Шапиро // История: факты и символы: рецензируемый научно-теоретический и прикладной журнал. – 2023. - № 2 (35). – С. 63-72.Шматко Н. А. Генетический структурализм Пьера Бурдьё // Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. История теоретической социологии. В 4-х т. — Спб.: РХГИ, 2000. — 568 с. Приложение 1.Ч. Джервас«Портрет леди Мэри Монтегю в турецком платье», после 1716Ш.-А. ванЛоо «Портрет мадам Помпадур в образе султанши или Султанша, пьющая кофе» (1747)Приложение 2.Современный свадебный наряд турчанки. Платок повязан чуть выступающим над лбом – национальная турецкая традиция ношения платков. Источник: Невесты Турции [Электронный ресурс]. – URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/nevesty-turcii.html (дата обращения 12.05.2024).

Список источников:
1. Ecoist [Электронный ресурс] / Официальный сайт бренда Ecoist – URL: https://ecoist.world/collections/sustainable-clothing?page=2(дата обращения 11.05.2024).
2. Ensamble [Electronic resource] / collection fall/winter 1994–95 by RifatOzbek. – URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/80498 (date of application 11.05.2024).
3. Guindi F. E. Veil: Modesty, Privacy and Resistamce / GuindiF. E. – Oxford: Oxford International Publisher, 1999. – 117 p.
4. John Galliano Fall/Winter 1999/2000 RTW Show Carmen Kass [Electronic resource] / Fashion TV. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KZNrDfg3lhs (date of application 11.05.2024).
5. Kavakci E. Religious beings in fashionable bodies: the online identity construction of hijabi social media personalities / E. Kavakci, C. Kraeplin // Media, Culture & Society. – 2016. - №6 (39). – С. 1-19.
6. Kalakci M. Headscarf Politics in Turkey: A Postcolonial Reading / M. Kalakci. – New York: Palgrave Macmillan, 2014. – 219 p.
7. Kinross P. Ataturk. The Rebirth of a Nation / P. Kinross. – London: Phoenix, 2012. – 560 p.ГофманА. Б. Модаилюди: новаятеориямодыимодногоповедения - М.: Наука, 1994. - 160 с.
8. Nocturne [Электронный ресурс] / Официальный сайт бренда Nocturne – URL: https://nocturne.us/ (дата обращения 11.05.2024).
9. Ozlem K. Supple of main and auxiliare materials of Turkish fashion designers in the pandemic process / K. Ozlem // International Baku Scientific Research Congress; OdlarYurdu University. – Baku, 2022. – 505-514 p.
10. Spencer H. The principles of sociology / H. Spencer/ - New York: D. Appleton and company, 1996. – 440 p.
11. Turquality [Электронный ресурс] / Официальный сайт поддержки брендинга турецкого бизнеса. – URL: https://turquality.com.tr/tr/ (дата обращения 13.05.2024).
12. Wortley M. The Turkish embassy letters / M. Wortley. – London: Virago, 1994. – 236 p.
13. Алексеенко Н.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде / Н.В. Алексеенко // Вестник института стратегических исследований – 2012. – №3. – С. 116-124.
14. Бутромеев В. П. Подлинные рассказы из жизни Ходжи Насреддина / В.П. Бутромеев. – М.: Омла Медиа Групп, 2019. – 448 с.
15. Демина Т.А. Индустрия моды как самостоятельный сектор экономики / Т.А. Демина, А.В. Климов, А.Н. Мерзлякова // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. - № 9. – 2014. - С. 13-21.
16. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. — М.: Юристъ, 1996. – 143 с.
17. История Османского государства, общества и цивилизации. Т. 1 / под ред. Э. Исханглу; Центр исследования исламской истории, искусства и культуры (IRCICA), пер. В.Б. Феоновой, под ред. М.С. Мейера. – М.: Восточная литература, 2006. – 367 с.
18. Капкан, М. В. Культура повседневности: учебное пособие / М. В. Капкан; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — 110 с.
19. Кукушкина З.И. Турецкий костюм как источник модных тенденций в современной молодежной одежде / З.И. Кукушкина, М.И. Волчкова, И.Е. Арьянова // Вестник АмГУ. – 2009. – Вып. № 46. – С. 150-156.
20. Мухутдинова А. И. Мода как социальное явление [Электронный ресурс] / А. И. Мухутдинова // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург, 2015. — С. 395-401.
21. Невесты Турции [Электронный ресурс]. – URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/nevesty-turcii.html (дата обращения 12.05.2024).
22. Пагоцкая Е.В. Отражение турецкого стиля в европейском искусстве XVIII-XIX вв. / Е.В. Пагоцкая // Молодые исследователи – современной науке: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2023. – С. 221-225.
23. Терминологический словарь одежды [Электронный ресурс]. – URL: http://modnaya.ru/articles/dictionary/fashion-encyclopedia/fc/slovar-215.htm#zag-1326 (дата обращения 12.05.2024).
24. Шапиро Б. Шахерезада из Бельвю или французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия / Б. Шапиро // История: факты и символы: рецензируемый научно-теоретический и прикладной журнал. – 2023. - № 2 (35). – С. 63-72.
25. Шматко Н. А. Генетический структурализм Пьера Бурдьё // Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. История теоретической социологии. В 4-х т. — Спб.: РХГИ, 2000. — 568 с.