Типология и функции онейрических текстов в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. ОНЕЙРОПОЭТИКА. ТИПОЛОГИЯ ОНЕЙРИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ. 7
ГЛАВА 2. ОНЕЙРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ» Н.В. ГОГОЛЯ………………………………………………………
2.1. История создания цикла «Петербургские повести»………………………22
2.2 .Типы и функции снов и сновидений в «Петербургских повестях»………..
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ» В ШКОЛЕ. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Заключение 29
Список использованных источников 31
Фрагмент для ознакомления

Создание комической пары: персонажей с противоположными характерами, усиливает трагикомический пафос историй. Такими парами становятся художник-идеалист Пискарев и пошляк Пирогов; робкий, тихий Башмачкин перед смертью и воинственный, вершащий суд в несправедливом мире после смерти. Такой прием есть в произведении«Нос». С одной стороны, цирюльник Иван Яковлевич, страшный пьяница, вечно неопрятный (что подчеркнуто в портретном описании героя), небритый, с другой – коллежский асессор Ковалев, озабоченный прыщом на носу, всегда с неизменно чистым и накрахмаленным воротничком, меняющий перчатки каждый день.день. Гоголь для комического контраста описывает, как начинается утро каждого из этих персонажей. Один, проснувшись, по-видимому, с похмелья, сразу же, без утренней зарядки, садится за стол и ест лук с хлебом. Другой сначала просит зеркало, чтобы посмотреть, исчез ли прыщ у него на носу. И тут оба героя сталкиваются, по сути, с одной и той же реальностью, только для каждого она имеет свое значение: первый может быть виновен в том, что по пьяни отрезал нос клиенту и не помнит об этом, а второй не находит свой нос на привычном месте и испытывает страх, так как теперь все его действия направлены против него, надежды устроиться на приличное место и выгодно жениться могут рухнуть, потому что теперь «вместо хорошего и умеренного носа очень глупое, ровное и приглаженное место» [12]. Интересно, что в экранизации повести 1977 года (режиссер Ролан Быков) тот же актер - Р. Быков играет и цирюльника, и Ковалева, то есть режиссер играет эту комическую пару, создавая в фильме своеобразных двойников.При изучении повести необходимо акцентировать внимание на особенностях гротеска как комического приема, но урок не должен превращаться в описание литературных приемов и подтверждение их примерами в тексте [19]. Показывая отрывки из фильма Ролана Быкова, можно начать урок с проблемного вопроса: «Почему режиссер взял одного актера на две роли?» Вопрос позволит вовлечь детей в трудный для понимания текст, поскольку необходимо найти смысл нелогичной, абсурдной, по сути, описанной Гоголем ситуации. Рассуждения ребят будут связаны с поиском сравнительных характеристик героев рассказа. Действительно ли у Гоголя были двойники Ковалев и Иван Яковлевич? Обращение к портретной характеристике позволит вам увидеть антитезу. Мы предлагаем следующий вопрос: «Какую роль играет это портретное сопоставление? И есть ли что-нибудь общее между этими персонажами? Какое значение имела история с носом (Иван Яковлевич нашел чужой нос, нос «сбежал» от Ковалева) в жизни каждого из них? Учащиеся должны прийти к выводу, что это фантастическое событие лишь временно меняет жизнь героев. Казалось бы, герой образумится и бросит пить, приведет в порядок свою внешность, ведь, видимо, он хороший мастер, если Ковалев, такой педантичный на вид, доверяет ему бриться самому. А Ковалев пересмотрит свое отношение к образу жизни, потому что автор иронизирует по поводу его нарциссизма и одержимости внешностью. Даже потеря носа страшна для него только потому, что он не сможет показываться на глаза людям и не бояться, как он сможет, например, дышать. Необходимо обратить внимание на то, что, как и в поэме «Мертвые души» (ее изучали в 9 классе), ситуация развивается поэтапно, по городу также распространяются слухи, то есть постепенно все оказываются вовлеченными в это фантастическое событие. И когда, казалось бы, должно произойти что-то еще более из ряда вон выходящее, внезапно все заканчивается утром седьмого апреля, когда на лице Ковалева, как ни в чем не бывало, появляется нос. Возвращение к исходной ситуации, на которое указывает временная характеристика: все началось и закончилось утром, определяет идею изолированности человеческого существования. Указание на то, что «майор Ковалев с тех пор разгуливал как ни в чем не бывало по Невскому проспекту, в театрах и везде» [12] предполагает, что в его жизни не произошло никаких изменений. На этом этапе урока следует перейти к анализу развития сюжета с помощью вопросов: «В чем странность развития событий в рассказе? Воспринимают ли другие персонажи исчезновение носа как исключительное, фантастическое событие? Почему? Как вы думаете, история с исчезновением носа изменила жизнь героев (Ковалева и Ивана Яковлевича)? Почему?».Повесть«Шинель» также основана на гротеске, который, однако, проявляется, в отличие от «Носа», в большей степени в финале, когда Гоголь не ставит точку, а продолжает повествование после смерти героя, тем самым переводя повествование в фантастическая перспектива. Анализ стиля этого рассказа может быть основан на сравнении: «Оба рассказа «выросли» из анекдота. Похож ли рассказ «Шинель» на «Нос» по пафосу повествования? В нем больше комизма или драматизма? Почему?»В результате ответов на поставленные вопросы школьники должны видеть сходства и различия в художественной форме произведений. Необходимо обратить внимание на особенность расширения границ события, вовлечение в него большего количества персонажей. История с шинелью стала достоянием всего города: «По Петербургу вдруг поползли слухи о том, что мертвец в форме чиновника, разыскивающий какую-то украденную шинель, стал появляться по ночам у Калинкина моста и далеко отсюда...» [12]. В связи с этим необходимо задать вопрос, чтобы понять содержание этой стилистической особенности: «Как вы думаете, почему изначально незначительное событие в жизни мелкого чиновника Акакия Акакиевича разрастается до масштабов целого города? Как мы видели в предыдущем произведении, здесь тоже есть такая логика развития событий. Какое значение это может иметь для Гоголя? Это одно и то же в обоих рассказах?»Сравнение, казалось бы, схожих сюжетных схем (расширение круга тех, кто знает о событии, круга вовлеченных в него) приводит к выводу, что значение одного и того же приема в повестях разное. В «Шинели»утверждается мысль о том, что смерть Акакия Акакиевича, тем не менее, внесла изменения в жизнь значительного человека, возмездие состоялось, и все узнали об этом. А в рассказе «Нос» событие прошло бесследно, и даже многочисленные слухи, которые родились, прошли так же быстро, как и возникли. Таким образом, выявление и интерпретация таких стилистических доминант, как гротеск, нарушение причинно-следственных связей в развитии событий, расширение круга соучастников события от начала и до конца произведения, комические пары персонажей в исследовании цикла «Петербургские повести» на уроках литературы позволяют не только составить представление об авторской концепции, но и осмыслить особенности творческой эволюции писателя.Таким образом, в рамках проведённого обзора можно обобщить особенности изучения произведений Н.В. Гоголя из цикла «Петербургские повести» в соответствии с ФПР.Таблица 2Особенности изучения произведений Н.В. Гоголя из цикла «Петербургские повести»в соответствии с ФПРКлассПроизведениеТребования к изучению 5,8,10 Портрет1. Познакомить учащихся с историей создания петербургской повести «Портрет».2. Актуализировать знания учащихся о композиции и сюжете повести.3. Подвести к осмыслению главного конфликта произведения – трагедии художника Чарткова.4. Выявить способы раскрытия образов главных героев повести.5. Продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.6. Продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.7. Прививать обучающимся любовь к литературе как искусству слова, пробудить желание творить самим.8Шинель Познакомить учащихся с историей создания повести «Шинель»; закреплять умение проводить аналогии, сопоставляя произведения разных писателей, работать над умением составлять сравнительную характеристику персонажей; развивать навык самостоятельной творческой работы с текстом; воспитывать внимание и интерес к чтению. 10НосПонимание жанровой и структурной уникальности повести Н.В. Гоголя «Нос» Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы;Развитие аналитических умений и навыков учащихся при работе с художественным текстом;Формирование положительных нравственных ориентиров.ЗаключениеВ цикле произведений Н.В. Гоголя «Петербургские повести» значительное место занимает мотив сновидений. В рамках данного исследования проведена интерпретация данного мотива.В рассказе «Невский проспект» Пискарев, оказавшийся погруженным в свои мечты, находит там, в «мутном месиве» жизни, свое единственное прибежище и возможность сказать о ненормальности этого мира: «О, как она отвратительна, реальность!». Желание оторваться от реальности, погрузиться в «яркие мечты» становится для него необходимостью спрятаться от реальности, в которой «повседневное и реальное стало странным образом поражать его слух». В конце концов, сны стали его жизнью, и с этого момента его жизнь приняла странный оборот: «он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».Во сне Пискарев представлял себе совершенно другой мир, живущий по своим законам, понятным только ему. Несоответствие сна и реальности, розового тумана и низкой, презренной жизни, наполненной пустотой, подействовало на него губительно. Вот почему его жизнь превратилась в сон, потому что только в короткие мгновения забвения его что-то вдохновляло, только тогда его мысли и чувства оживали.Рассматривая произведение Гоголя «Нос» с онейрической позиции, можно отметить, что, несмотря на нереалистичный сюжет, данное произведение нельзя считать фантастическим. Так, в нём не соблюдено основное условие фантастической литературы: нет колебаний между реальностью и фантастикой. В связи с этим данное произведение правильным будет отнести к разряду чудесных. Однако ряд других особенностей указывает на то, что рассматриваемую повесть целесообразно отнести к аллегорическим произведениям. Мотив мистического сна главного героя повести Гоголя «Портрет» очень необычен. Сны молодого художника носят характер сновидения во сне. О мистицизме свидетельствует символическое троекратное повторение сна и связь с потусторонними силами, скрывающимися в образе таинственного старика с портрета.Сон Акакия Акакиевича в рассказе «Шинель» Николая Гоголя имеет важное значение в повествовании. Этот сон служит образом иллюстрации его беспомощности и становится символом его бедности и незащищенности.В целом в рамках изучения типологии и функций онейрических текстов в цикле «Петербургские повести» установлено, что мотив сна прямо или опосредованно присутствует в каждом из произведений. Функции онейрических мотивов заключаются в построения сюжета, создания психологизма, а также служат в качестве средства выразительности для описания характеристик персонажей.Список использованных источниковБаженов, Н.Н. Болезнь и смерть Гоголя / Н.Н. Баженов. – «Русская мысль», 1902, кн. 1, с. 144–145; кн. 2, С. 61. Барабаш, Ю. «Выбираю сам из моих последних писем.»: «Переписка с друзьями Гоголя: у истоков» / Ю. Барабаш //Вопросы литературы. –1990. –№11/12. –С. 132–146. Бем, А.Л. К уяснению историко-литературных понятий / А.Я. Бем. Известия ОРЯС АН. Т. 23. Кн. 1. Бем, А.Л. К уяснению понятия историко-литературного влияния: (По поводу статьи А. С. Полякова «Пушкин и Пнин») / А.Л. Бем // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-ниирус.яз. и словесности Имп. акад. наук. – Пг., 1916. – Вып. 23/24. – С. 23– 44. Бройтман, С.Н. Теория литературы: в 2 т. Т.2. Историческая поэтика: учеб.пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.Д. Тамарченко. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 368. Вайскопф, М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2- е изд., испр. И расшир. / М.Я. Вайскоп. – М., 2002 –С. 588 Вайскопф, М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М.Я. Вайскоп. М., 1993.– С. 588.Вересаев, В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинников свидетельств современников / В.В. Вересаев. М., 1990. –678 с. Вересаев, В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: С иллюстрациями на отдельных листах / В.В. Вересаев. – М.; Л.: Academia, 1933. – 529 с.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. M., 1989.– С. 406. Винницкий, И. Ю. Николай Гоголь и Угроз Световостоков. К истокам идеи «Ревизора» / И.Ю. Винницкий //Вопросы литературы. 1996. Вып. –5. –С. 167-195Гоголь, Н.В. Собр. соч. в 9 т. / сост., коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. – М.: Русская книга, 1994. Гордович, К. Д.  Смешное и страшное в произведениях фольклора и в повестях Гоголя [Электронный ресурс] // Гоголь и народная культура : материалы VII Гоголевских чтений (2007) URL: http://domgogolya.ru/science/ researches/1472/ (Дата обращения: 24.05.2024)Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда– Э. Джонс. – М., 1997. – 448 с.Калашников, С.Б. Семантика календарной даты и образ границы в повести Н.В. Гоголя «Шинель»/ С.Б. Калашников // Семантика времен года в русской словесности. Коллективная монография. Сер. «Природный мир в пространстве культуры». –М, 2021. –С. 125-140.Манн, Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. –СПб., 2007. –743 с.Музыка. Большой энциклопедический словарь – 2-е (репр.) изд. «Муз. энцикл. слов.» 1990 г. – М.: Большая рос. энцикл., 1998Пропп, В. Я. Природа комического у Гоголя. (Публикация В. И. Ереминой) / В.Я. Пропп //Рус. лит., №1. –1988. –С. 27-43. Рюпина, С. В. Мотивы власти в прозе Н.В. Гоголя. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2005. –23 сСеливанова, В.В. Изучение фантастических элементов в произведениях Н.В. Гоголя в школьном литературном образовании / В.В. Селиванова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии, массовой информации и психологии. –2018.– С. 128-129.Степанов, Н. Л. Искусство Гоголя-драматурга / Н.Л Степанов. М., 1964. –248 с.Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с французского Б. Нарумова. – М., 1997. –228 с.Фрейд, З.Недовольство культурой / Фрейд. – М., 1992–198 с..Фрейд, З. Unheimliche [Электронный ресурс]. URL: http://books.atheism.ru/files/freud_sinister.htm (Дата обращения: 19.05.2024)Юсупова, Л.Д. Изучение цикла «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя как произведения с фантастической образностью / Л.Д. Юсупова // В сборнике: XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. –С. 174-178.

1.Баженов, Н.Н. Болезнь и смерть Гоголя / Н.Н. Баженов. – «Русская мысль», 1902, кн. 1, с. 144–145; кн. 2, С. 61.
2.Барабаш, Ю. «Выбираю сам из моих последних писем.»: «Переписка с друзьями Гоголя: у истоков» / Ю. Барабаш //Вопросы литературы. –1990. – №11/12. – С. 132–146.
3.Бем, А.Л. К уяснению историко-литературных понятий / А.Я. Бем. Известия ОРЯС АН. Т. 23. Кн. 1.
4.Бем, А.Л. К уяснению понятия историко-литературного влияния: (По поводу статьи А. С. Полякова «Пушкин и Пнин») / А.Л. Бем // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус.яз. и словесности Имп. акад. наук. – Пг., 1916. – Вып. 23/24. – С. 23– 44.
5.Бройтман, С.Н. Теория литературы: в 2 т. Т.2. Историческая поэтика: учеб.пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.Д. Тамарченко. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 368.
6.Вайскопф, М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2- е изд., испр. И расшир. / М.Я. Вайскоп. – М., 2002 – С. 588
7.Вайскопф, М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М.Я. Вайскоп. М., 1993. – С. 588.
8.Вересаев, В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинников свидетельств современников / В.В. Вересаев. М., 1990. – 678 с.
9.Вересаев, В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: С иллюстрациями на отдельных листах / В.В. Вересаев. – М.; Л.: Academia, 1933. – 529 с.
10.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. M., 1989. – С. 406.
11.Винницкий, И. Ю. Николай Гоголь и Угроз Световостоков. К истокам идеи «Ревизора» / И.Ю. Винницкий //Вопросы литературы. 1996. Вып. – 5. – С. 167-195
12.Гоголь, Н.В. Собр. соч. в 9 т. / сост., коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. – М.: Русская книга, 1994.
13.Гордович, К. Д.  Смешное и страшное в произведениях фольклора и в повестях Гоголя [Электронный ресурс] // Гоголь и народная культура : материалы VII Гоголевских чтений (2007) URL: http://domgogolya.ru/science/ researches/1472/ (Дата обращения: 24.05.2024)
14.Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда – Э. Джонс. – М., 1997. – 448 с.
15.Калашников, С.Б. Семантика календарной даты и образ границы в повести Н.В. Гоголя «Шинель»/ С.Б. Калашников // Семантика времен года в русской словесности. Коллективная монография. Сер. «Природный мир в пространстве культуры». – М, 2021. – С. 125-140.
16.Манн, Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. – СПб., 2007. –743 с.
17.Музыка. Большой энциклопедический словарь – 2-е (репр.) изд. «Муз. энцикл. слов.» 1990 г. – М.: Большая рос. энцикл., 1998
18.Пропп, В. Я. Природа комического у Гоголя. (Публикация В. И. Ереминой) / В.Я. Пропп //Рус. лит., №1. – 1988. – С. 27-43.
19.Рюпина, С. В. Мотивы власти в прозе Н.В. Гоголя. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2005. – 23 с
20.Селиванова, В.В. Изучение фантастических элементов в произведениях Н.В. Гоголя в школьном литературном образовании / В.В. Селиванова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии, массовой информации и психологии. – 2018. – С. 128-129.
21.Степанов, Н. Л. Искусство Гоголя-драматурга / Н.Л Степанов. М., 1964. – 248 с.
22.Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с французского Б. Нарумова. – М., 1997. –228 с.
23.Фрейд, З. Недовольство культурой / Фрейд. – М., 1992–198 с..
24.Фрейд, З. Unheimliche [Электронный ресурс]. URL: http://books.atheism.ru/files/freud_sinister.htm (Дата обращения: 19.05.2024)
25.Юсупова, Л.Д. Изучение цикла «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя как произведения с фантастической образностью / Л.Д. Юсупова // В сборнике: XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. – С. 174-178.