Стресс и кризисные состояния

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 53 53 страницы
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 07.09.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 6
1.1 Стресс как психологическая проблема 6
1.2 Диалектика позитивных и негативных влияний стресса на деятельность человека 13
1.3 Общая характеристика стрессоустойчивости 22
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТРЕССОМ И КРИЗИСНЫМ СОСТОЯНИЕМ 29
2.1 Методы работы со стрессом и кризисным состоянием 29
2.2 Анализ клиентского случая 32
Сессия 1 33
Сессия 2. 36
Сессия 3 39
Сессия 4. 41
Сессия 5 43
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Фрагмент для ознакомления

Изменилась в лице. Вспоминает прошлоеЯ Вам очень сочувствую. Раньше Вы были маленьким ребенком и не могли за себя постоять. Но сейчас Вы уже стали взрослой. Не нужно этого бояться. Сейчас Вы можете оказать сопротивление самостоятельно.Хм. Возможно Вы абсолютно правы.Вдумывается в сказанное и принимает услышанноеВ табл.1 наглядно представлено как получилось выйти на одну из проблем клиента и объяснить причины её появления, т.е. внутренний конфликт, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, между желанием действовать самой и принимать решения и неуверенность в себе и в оценке других людей. Оказалось, это берет начало еще из детства в отношениях с мамой. И как в себе это побороть, клиент пока не знает, но успешно идет на контакт.Было установлено, что клиентке в детстве прививали не самостоятельность, а послушание, можно даже сказать покорность. Важно было быть «хорошим ребенком». Поэтому клиентка принимала роль маленького ребенка и не могла за себя постоять. Но сейчас она уже стала взрослой. Не нужно этого бояться. Сейчас Вы можете оказать сопротивление самостоятельно.Сессия 2.Запрос: Вероника считает, что работодатель сомневается в ее квалификации. Клиент считает, что не сможет доказать, что является профессионалом высокого уровня. Неуверенность Вероники мешает ей адаптироваться к новому месту работы и произвести благоприятное впечатление на работодателя. Кроме трудностей по поиску контакта с ребенком, у Вероники существует трудность по взаимодействию с работодателем и членами его семьи, отсутствие психологической совместимости между персоналом и работодателем. Как выяснилось, Вероника получила расположение от мамы ребенка, но не нашла контакта с отцом ребенка. Соответственно, Вероника тревожится, что может потерять работу. Вероника перфекционистка, она бывший педагог, который старается выполнить свою работу на «5», и когда получает нарекания к своей работе, то расстраивается, впадает в уныние, тревогу, чувствует себя потерянной. Вероника испытывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, так как имеет внутренний локус контроля, она приписывает свои неудачи к своей личности, поведению. У нее присутствует стрессовый фактор, повышенная психоэмоциональная нагрузка, особенности окружения и семья. У нее нарушен сон, пропадает аппетит, соответственно, может ухудшится концентрация и внимательность, которая должна обязательно присутствовать у няни, которой доверили ребенка, за которым она должна следить. Во время 2 сессии Веронике было предложено обратиться к внутреннему Я – таким образом, происходит выделение фигуры их фона, сопротивление клиента – отстраненность. Психологическая защита – рационализация. Данные представлены в 3 столбике таблицы. Механизм психологической защиты рационализация.Личность избавляет себя от переживаний, вызванных неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок.Таблица 2Клиент Вероника. Протокол консультации №2:Действия психолога–консультантаДействия клиентаРефлексия (обратная связь)Вернёмся к вопросу вашей самооценки, который мы рассматривали при первой встрече. Давайте подумаем, как можно сделать Вас увереннее в себе. Вы говорите, что не можете принять какое – либо решение самостоятельно, Вам обязательно нужно посоветоваться. Это касается каких – то серьезных решений или же повседневных?Нет, повседневные я могу решить сама. А если дело касается чего – то важного, то я сначала с кем – то советуюсь, а потом, якобы, принимаю это решение сама. Иногда получается и так, и так с кем – то одним.Клиент спокоен.Далее задумчив.Советоваться с кем –то, не есть плохо. Это, во многих случаях, полезно и помогает. Просто необходимо решить для себя, подходит ли МНЕ этот совет? Правильно ли это будет для МЕНЯ, если я прислушаюсь к данному совету?Где – то в глубине я это понимаю и осознаю, но мое внутреннее «Я» всегда молчит и я просто говорю себе «не знаю», потому что так легче всего и часто впадаю в ступор.Клиент напрягся.Вероника, скорее всего, Вы просто не обращались к самой себе, поэтому не слышите свое внутреннее «Я». Можно начать с обычных вопросов, к примеру, «Что бы я хотела сегодня сделать: заняться спортом или пойти в кино?» Постепенно Вы сможете прислушиваться к самой себе и давать ответы на более сложные вопросы.Это вроде как саму себя ставить перед выбором?Воодушевление.Да. Прислушиваться к себе и поступать так, как говорит Ваше внутреннее «Я». Несомненно, ситуации бывают разные. Иногда просто необходимо советоваться с окружающими. Но о себе так же стоит заявлять и показывать себя, если Вы хотите, что бы хозяйкой Вашей жизни были именно ВЫ.Я никогда раньше об этом даже не задумывалась. В этом и заключается вопрос моей самооценки?Задумалась. Потом расслабилась.Да, в том числе. Когда у Вас хорошая самооценка и Вы сами себя любите, цените, принимаете такой, какая Вы есть, тогда легко принимать какие – либо решения самостоятельно и просто игнорировать мнение других, если оно Вам не нравится или не подходит.Значит, моя проблема в том, что я сама не знаю, чего я хочу на самом деле и не умею сама себе задавать вопросы, нужно ли мне это, что для меня важно?ВолнуетсяВ этом нет ничего страшного. Этому можно научиться. Попробуйте в обычной повседневной жизни задавать себе такого рода вопросы, обращайте внимание на то, что Вас волнует.Никогда об этом даже не задумывалась. Знать бы еще то, что меня волнует.Волнение нарастаетВ табл.2 представлено то, что клиент не умеет и не знает, как прислушаться к своему внутреннему «Я». Она никогда над этим не задумывалась и всегда находила причину своей низкой самооценки и неуверенности в себе в окружающих. Клиентке следует прислушиваться к себе и поступать так, как говорит Ваше внутреннее «Я». Несомненно, ситуации бывают разные. Иногда просто необходимо советоваться с окружающими. Но о себе так же стоит заявлять и показывать себя, если она хочет быть хозяйкой своей жизни. При адекватной самооценке и Вы сами себя любите, цените, принимаете такой, какая Вы есть, тогда легко принимать какие – либо решения самостоятельно и просто игнорировать мнение других, если оно Вам не нравится или не подходит.Сессия 3Запрос: Вероника считает, что работодатель сомневается в ее квалификации. Клиент считает, что не сможет доказать, что является профессионалом высокого уровня. Неуверенность Вероники мешает ей адаптироваться к новому месту работы и произвести благоприятное впечатление на работодателя. Кроме трудностей по поиску контакта с ребенком, у Вероники существует трудность по взаимодействию с работодателем и членами его семьи, отсутствие психологической совместимости между персоналом и работодателем. Как выяснилось, Вероника получила расположение от мамы ребенка, но не нашла контакта с отцом ребенка. Соответственно, Вероника тревожится, что может потерять работу. Вероника перфекционистка, она бывший педагог, который старается выполнить свою работу на «5», и когда получает нарекания к своей работе, то расстраивается, впадает в уныние, тревогу, чувствует себя потерянной. Вероника испытывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, так как имеет внутренний локус контроля, она приписывает свои неудачи к своей личности, поведению. У нее присутствует стрессовый фактор, повышенная психоэмоциональная нагрузка, особенности окружения и семья. У нее нарушен сон, пропадает аппетит, соответственно, может ухудшится концентрация и внимательность, которая должна обязательно присутствовать у няни, которой доверили ребенка, за которым она должна следить. Во время 3 сессии Веронике было предложено воспринимать себя как ценность, как драгоценный камень, как сокровище – таким образом, происходит выделение фигуры их фона и формирование положительного к себе отношения, сопротивление клиента – отстраненность. Психологическая защита – рационализация. Данные представлены в 3 столбике таблицы. Механизм психологической защиты рационализация.Личность избавляет себя от переживаний, вызванных неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок.Таблица 3Клиент Вероника. Протокол консультации №3:Действия психолога–консультантаДействия клиентаРефлексия (обратная связь)В прошлый раз я заметила кое –что и хотела бы Вас сейчас об этом спросить. Уютно ли Вам наедине с собой?Больше нет, чем да. Часто я вообще не могу находиться в одиночестве и берусь за телефон.Клиент заинтересована.То есть Вам трудно оставаться с самой собой, ничего не делая? Например, от прогулки Вы получаете удовольствие?Нет. Зачем мне просто гулять одной. Я могу прогуляться от работы или после работы. Не вижу смысла просто в прогулке без дела.Чувствуется напряжениеДелаете ли Вы хоть что – то, что приносит Вам удовольствие в своей жизни? Остается ли у Вас на это время?Да, конечно. Это, конечно, бывает не так уж и часто, но бывает.Хорошо. Вернемся к первому вопросу. Что бы Вы хотели приобрести или чему бы Вы хотели научиться? Принимать самостоятельно решения?Я хочу научиться опираться на себя и принимать решения сама. Хочу быть ценной. Хочу перестать бояться быть неудобной для других. Иногда в конфликтной ситуации с кем – то боюсь что – либо ответить и начинаю делать то, что совсем даже не хочу.Клиент напряжён.По вопросу ценности, попробуйте запоминать все ситуации, когда Вы принимали решения самостоятельно, даже если это будут мелочи. Это будет началом пути в самостоятельную жизнь. Что произойдет, если Вы будете для других неудобной?Потеряю тех, кому со мной неудобно. И за это я буду себя винить. Хотя, когда я что – то делаю для других вопрекисебя, никто этого не ценит. Я начинаю злиться и жалеть себя. Начинаю себя оправдывать. Как будто я маленькая девочка, которая просит внимания и сочувствия.ЗаинтересованаВ ходе сессии клиент начинает осознавать себя как ценность, для того, чтобы начать принимать решения и двигаться в самостоятельную жизнь. Консультант советует Веронике ценностное отношение к себе формировать следующим образом:попробуйте запоминать все ситуации, когда Вы принимали решения самостоятельно, даже если это будут мелочи. Это будет началом пути в самостоятельную жизнь. Сессия 4.Запрос: Вероника считает, что работодатель сомневается в ее квалификации. Клиент считает, что не сможет доказать, что является профессионалом высокого уровня. Неуверенность Вероники мешает ей адаптироваться к новому месту работы и произвести благоприятное впечатление на работодателя. Кроме трудностей по поиску контакта с ребенком, у Вероники существует трудность по взаимодействию с работодателем и членами его семьи, отсутствие психологической совместимости между персоналом и работодателем. Как выяснилось, Вероника получила расположение от мамы ребенка, но не нашла контакта с отцом ребенка. Соответственно, Вероника тревожится, что может потерять работу. Вероника перфекционистка, она бывший педагог, который старается выполнить свою работу на «5», и когда получает нарекания к своей работе, то расстраивается, впадает в уныние, тревогу, чувствует себя потерянной. Вероника испытывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, так как имеет внутренний локус контроля, она приписывает свои неудачи к своей личности, поведению. У нее присутствует стрессовый фактор, повышенная психоэмоциональная нагрузка, особенности окружения и семья. У нее нарушен сон, пропадает аппетит, соответственно, может ухудшится концентрация и внимательность, которая должна обязательно присутствовать у няни, которой доверили ребенка, за которым она должна следить. Во время 4 сессии Веронике было предложено стать мамой для самой себя – таким образом, клиенту предлагается смотреть на себя с позиции родителя. Формирование позиции Взрослого, сопротивление клиента – отстраненность. Психологическая защита – рационализация. Данные представлены в 3 столбике таблицы. Механизм психологической защиты рационализация.Личность избавляет себя от переживаний, вызванных неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок.Таблица 4Клиент Вероника. Протокол консультации №4:Действия психолога–консультантаДействия клиентаРефлексия (обратная связь)А когда Вы обращаетесь к своей маленькой девочке, она Вас слышит? Она поддерживает Вас?Да, раньше я часто к ней обращалась, а потом что – то забыла. Возможно, даже просто посчитала, что это глупо делать.Стала спокойнееЭта маленькая девочка ваша детская часть, которая обижена и хочет ласки, теплоты, поддержки и внимания от взрослого. Попробуйте стать для неё внутренней мамой. Это также путь к взрослению и самостоятельности. То есть, если я регулярно буду задавать ей вопросы, чего я хочу, почему я не ценна, буду её поддерживать, это поможет мне с моей самооценкой и я смогу давать людям возможность делать со мной то, чего я не хочу?Очень взволнованаЭто Вам позволит найти путь к самостоятельной жизни. К этому необходимо идти маленькими шагами. А это первые очень важные шаги. А для того, чтобы не позволять другим делать с Вами то, что Вам не хочется, нужно всегда внутри себя держать установку «Я не дам себя в обиду!». Чтобы эта установка внутри Вас выработалась и работала, также необходимо время.Хорошо. Мне страшно, конечно, расти. Поэтому всегда остаюсь на каком –то одном уровне. Ничего не хочется. Из – за этого мое постоянное угнетенное состояние и ощущение жертвы.Появилась грустная улыбка на лицеВ ходе сессии происходит формирование позиции Взрослого взамен позиции Ребенка. То есть клиент приобретает уверенность в себе для самостоятельной жизни. Это происходит следующим образом: к этому необходимо идти маленькими шагами. А это первые очень важные шаги. А для того, чтобы не позволять другим делать с Вами то, что Вам не хочется, нужно всегда внутри себя держать установку «Я не дам себя в обиду!». Чтобы эта установка внутри человека выработалась и работала, также необходимо время.Сессия 5Запрос: Вероника считает, что работодатель сомневается в ее квалификации. Клиент считает, что не сможет доказать, что является профессионалом высокого уровня. Неуверенность Вероники мешает ей адаптироваться к новому месту работы и произвести благоприятное впечатление на работодателя. Кроме трудностей по поиску контакта с ребенком, у Вероники существует трудность по взаимодействию с работодателем и членами его семьи, отсутствие психологической совместимости между персоналом и работодателем. Как выяснилось, Вероника получила расположение от мамы ребенка, но не нашла контакта с отцом ребенка. Соответственно, Вероника тревожится, что может потерять работу. Вероника перфекционистка, она бывший педагог, который старается выполнить свою работу на «5», и когда получает нарекания к своей работе, то расстраивается, впадает в уныние, тревогу, чувствует себя потерянной. Вероника испытывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, так как имеет внутренний локус контроля, она приписывает свои неудачи к своей личности, поведению. У нее присутствует стрессовый фактор, повышенная психоэмоциональная нагрузка, особенности окружения и семья. У нее нарушен сон, пропадает аппетит, соответственно, может ухудшится концентрация и внимательность, которая должна обязательно присутствовать у няни, которой доверили ребенка, за которым она должна следить. Во время 5 сессии Вероника рассматривает свою роль во взаимодействии как жертвы и обращается к ней – таким образом, происходит выделение фигуры из фона, сопротивление клиента – отстраненность. Психологическая защита – рационализация. Данные представлены в 3 столбике таблицы. Механизм психологической защиты рационализация.Личность избавляет себя от переживаний, вызванных неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок.Таблица 5Клиент Вероника. Протокол консультации №5:Действия психолога–консультантаДействия клиентаРефлексия (обратная связь)Конечно, быть жертвой достаточно заманчиво, нет ответственности, не надо принимать никакие решения, но всему есть своя цена. Свою жизнь можно так никогда и не прожить. Да, я понимаю, что Вы имеете ввиду. Я с Вами, скорее, согласна. Тяжело признать это.Легкая улыбкаНеобходимо знакомиться с самой собой, узнавать, исследовать, становиться крепче и увереннее. Не нужно говорить себе: «Я не знаю2. Надо говорить: «Я знаю и могу». С этими словами постепенно и приходит уверенность в себе. Необходимо быть собой и принимать себя целиком. Раньше я просто боялась говорить себе такие слова и даже не знала, как. А сейчас, у меня появилось какое – то воодушевление. Начну. Прям сейчас я и начну. Спасибо!Клиент взбодрился.Это чувство всегда должно быть с вами. Помните всегда об этом в любой ситуации. Желаю Вам решиться встать на путь самопознания!Спасибо! Я обязательно этим займусь!Улыбка.Внутренний конфликт, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, между желанием действовать самой и принимать решения и неуверенность в себе и в оценке других людей. Оказалось, это берет начало еще из детства в отношениях с мамой.Клиент не умеет и не знает, как прислушаться к своему внутреннему «Я». Она никогда над этим не задумывалась и всегда находила причину своей низкой самооценки и неуверенности в себе в окружающих.Клиенту необходимо знакомиться с самой собой, узнавать, исследовать, становиться крепче и увереннее. Не нужно говорить себе: «Я не знаю.2. Надо говорить: «Я знаю и могу». С этими словами постепенно и приходит уверенность в себе. Необходимо быть собой и принимать себя целиком.Вышеописанный пример наглядно показывает, как негативный опыт из детства оказал дальнейшее влияние на формирование внутреннего конфликта, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, во взрослой жизни. Из-за давления со стороны мамы, у клиента сформировалась заниженная самооценка, неуверенность в себе, страхи.После 5 сессии Вероника была повторно обследована с помощью шкалы Спилбергера–Ханина для выявления ситуативной и личностной тревожности. Уровень ситуативной тревожности у клиента снизился до 34 баллов и находится в диапазоне оценок умеренного уровня тревожности.ВыводыИсследования показали потенциальное негативное влияние постоянного стресса на здоровье и благополучие человека, особенно с точки зрения низкой удовлетворенности работой, физических и психических проблем и срочности.Стресс у человека часто связан с возникновением нежелательных последствий в профессиональной деятельности. В основном это связано с ошибками в профессиональной деятельности, в семейной сфере, в сфере взаимодействия. Поэтому стресс и управление стрессом важны для сохранения здоровья и благополучия человека.Поэтому эффективное управление реакцией организма на стрессовые раздражители имеет решающее значение. Управление реакцией на стресс является важной и неотъемлемой частью обеспечения психологического здоровья личности. Для данного любого взаимодействия характерно регулярное межличностное общение и постоянный контакт с другими людьми. В любой момент жизни может возникнуть стрессовая ситуация, справится с которой помогает стрессоустойчивость.Внутренний конфликт, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, между желанием действовать самой и принимать решения и неуверенность в себе и в оценке других людей. Оказалось, это берет начало еще из детства в отношениях с мамой.Клиент не умеет и не знает, как прислушаться к своему внутреннему «Я». Она никогда над этим не задумывалась и всегда находила причину своей низкой самооценки и неуверенности в себе в окружающих.Клиенту необходимо знакомиться с самой собой, узнавать, исследовать, становиться крепче и увереннее. Не нужно говорить себе: «Я не знаю.2. Надо говорить: «Я знаю и могу». С этими словами постепенно и приходит уверенность в себе. Необходимо быть собой и принимать себя целиком.Вышеописанный пример наглядно показывает, как негативный опыт из детства оказал дальнейшее влияние на формирование внутреннего конфликта, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, вовзрослой жизни. Из-за давления со стороны мамы, у клиента сформировалась заниженная самооценка, неуверенность в себе, страхи.После 5 сессии Вероника была повторно обследована с помощью шкалы Спилбергера–Ханина для выявления ситуативной и личностной тревожности. Уровень ситуативной тревожности у клиента снизился до 34 баллов и находится в диапазоне оценок умеренного уровня тревожности.Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что эффективность преодоления стресса будет обеспечена при психологическом консультировании, построенном на основе балансной модели позитивной психотерапии и комплексного подхода к данному процессу, включающего: теоретический аспект (информированность участников о специфике стресса), физический аспект (работу с телом), психологический аспект (работа с желаниями, смыслами, ресурсным мировоззрением), деятельностный аспект (осуществление действий, нормализация контактов), можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ позволил установить, чтопод копинг-поведением (стресс-преодолевающего поведения) мы понимаются средства сознательного и целенаправленного управления стрессовыми факторами, которые использует индивид для ответа на воспринимаемую им угрозу. Понятие объединяет эмоциональные, когнитивные и поведенческие стратегии, которые использует индивид для того, чтобы преодолеть стресс-угрозы современности. При рассмотрении вопроса стресс-преодолевающего поведения необходимо изучение факторов, определяющих выбор эффективного поведения личности под действием стресса. В рамках психологических исследований стресс-преодолевающего поведения рассматривается достаточно широкий спектр различных, как внешних так и внутренних факторов. В качестве внешних факторов выступают достаточные материальные возможности, наличие социальной поддержки, уровень образования, а также образ жизни. К внутренним факторам обычно относят личностные конструкты, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами и облегчают адаптацию.Особого внимания требуют изучения и поиск новых подходов по расширению знаний о внутренних особенности личности, привлекаемых в стрессогенных, кризисных ситуациях. Кроме того, к внутренним факторам стресс-преодолевающего поведения личности, по мнению многих исследователей, относятся адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус-контроль, оптимистическое мировоззрение, способность к эмпатии, свойства характера, интеллект, креативность и прочее.На сегодня существует определенный дефицит исследований, ориентированные на изучение внутренних личностных факторов преодолевающего поведения. Учитывая анализ изученных факторов, влияющих на характер копинга личности, можно сделать вывод, что значительное место в процессе преодоления стресса личностью уделяется когнитивной оценке, переработке информации и эмоциональному состоянию, выступающие непосредственными источниками стресса. Каждая стрессогенная ситуация вызывает комплекс процессов оценки, согласований, урегулирований при взаимодействии личности со стрессорами, которые продолжаются до тех пор, пока не наладится контроль за стрессом с помощью купирования или пока стресс самопроизвольно не прекратится. На оценку события как стрессогенной влияет ряд факторов, которые тесно связаны с развитием уровня рефлексии и с доминантным типом мышления человека, а следовательно, могут выступать факторами, влияющими на характер стресс-преодолевающего поведения личности.Анализ клиентского случая позволил установить, что внутренний конфликт у клиентки, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, возникает между желанием действовать самой и принимать решения и неуверенность в себе и в оценке других людей. Оказалось, это берет начало еще из детства в отношениях с мамой.Клиент не умеет и не знает, как прислушаться к своему внутреннему «Я». Она никогда над этим не задумывалась и всегда находила причину своей низкой самооценки и неуверенности в себе в окружающих.Клиенту необходимо знакомиться с самой собой, узнавать, исследовать, становиться крепче и увереннее. Не нужно говорить себе: «Я не знаю.2. Надо говорить: «Я знаю и могу». С этими словами постепенно и приходит уверенность в себе. Необходимо быть собой и принимать себя целиком.Вышеописанный пример наглядно показывает, как негативный опыт из детства оказал дальнейшее влияние на формирование внутреннего конфликта, который вызывает ситуативную тревожность, стрессовое состояние, во взрослой жизни. Из-за давления со стороны мамы, у клиента сформировалась заниженная самооценка, неуверенность в себе, страхи.После 5 сессии клиентка была повторно обследована с помощью шкалы Спилбергера-Ханина для выявления ситуативной и личностной тревожности. Уровень ситуативной тревожности у клиентки снизился до 34 баллов и находится в диапазоне оценок умеренного уровня тревожности.Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что эффективность преодоления стресса будет обеспечена при психологическом консультировании, построенном на основе балансной модели позитивной психотерапии и комплексного подхода к данному процессу, включающего: теоретический аспект (информированность участников о специфике стресса), физический аспект (работу с телом), психологический аспект (работа с желаниями, смыслами, ресурсным мировоззрением), деятельностный аспект (осуществление действий, нормализация контактов), подтвердилась.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЯ

1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине [Текст] / Г.С. Абрамова,Ю.А.Юдчиц.–М.:Наука, 2018.– С.231-244.
2. Бабич, О.И.Личностныересурсыпреодолениясиндромапрофессионального выгорания [Текст] / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2019. –172с.
3. Баробанова,М.В.Изучениепсихологическогосодержаниясиндрома«эмоциональногосгорания»[Текст]/М.В. Баробанова//ВестникМГУ.– 2018.–№1.– С.23.
4. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгоранияи мероприятия, направленные на его предупреждение [Текст] / Л.А. Башенкова,Е.В. Кухарская//Среднеепрофессиональноеобразование.–2015.–№11.–С.43-45.
5. Березовская, Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдромаэмоциональноговыгорания»[Текст]/Л.Г.Березовская,В.Ю.Слабинский,С.А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути егокоррекцииуспециалистов«помогающих»профессий(вмедицинской,психологическойипедагогическойпрактике/подред.В.В.Лукьянова,С.А.Подсадного-Курск:КГУ, 2017.– С.17-19.
6. Бойко, В.В.Синдром«эмоциональноговыгорания»впрофессиональномобщении[Текст]/В.В.Бойко.–СПб.: Питер,1999. –105 с.
7. Бойко, Р.В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других[Текст]/ Р.В.Бойко.– М.:Филинъ,2016– 256с.
8. Бочарова, Ю.Ю.Профессиональноесознаниекакфакторпрофилактикиэмоциональноговыгоранияспециалистасоциальнойсферы[Текст]/Ю.Ю. Бочарова//ВестникКрасноярскогогосударственногопедагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – Т. 1. – № 3. – С.47-52.
9. Валетов В.В., Лаптиева Л.Н. Выявление факторов профессиональной адаптации, влияющих на стрессоустойчивость медицинских работников // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса. Материалы международной научно-практической конференции. 2010. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. С. 121-123
10. Винокур,В.А.Профессиональныйстрессумедицинскихработников[Текст]/В.А.Винокур // ВестникМАПО.–2018.–№2.–С.25-30.
11. Винокур, В.А.Синдромпрофессиональноговыгоранияумедицинскихработников:психологическиехарактеристикииметодическиеаспекты диагностики [Текст] / В.А. Винокур, О.В. Рыбина // Психодиагностикаипсихокоррекция / Руководство дляврачейи психологов.–СПб.:Питер,2018. – 384с.
12. Водопьянова, Н.Е.Воспринимаемаясамоэффективностьиресурсообеспеченностькакфакторы,препятствующиепрофессиональномувыгоранию[Текст]/Н.Е. Водопьянова,А.Н. Густеёва//ВестникТверскогогосударственногоуниверситета.Серия:Педагогикаипсихология.–2017.№ 4.–С.23-30.
13. Водопьянова, Н.Е.Позитивныйподходкпротиводействиюпрофессиональному выгоранию [Текст] / Н.Е. Водопьянова, К.Н. Шестакова //Современныеисследованиясоциальных проблем.–2019.–№3(35).–С.24.
14. Водопьянова,Н.Е.Синдромвыгорания:диагностикаипрофилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.–СПб.:Питер, 2015. –336с.
15. Водопьянова, Н.Е.Современныеподходыкпревенциисиндромавыгорания [Текст] : коллективная монография / Н.Е. Водопьянова,Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгоранияуспециалистовкоммуникативныхпрофессий.–Курск: КГУ,2018.–C.234-247.
16. Гиндуллина Д.И. Причины и последствия стресса // Молодежь и наука: шаг к успеху : сб. науч. ст. 2 всерос. науч.-практ. конф. перспектив. разработок молодых ученых / Юго-Зап. гос. ун-т ; Моск. политех. ун-т .Курск, 2018. С. 344-347
17. Горшков,М.К.Прикладнаясоциология:методологияиметоды[Текст] : интерактивное учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М. :ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН,2018.– 404c.
18. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст]/ Дж. Гринберг. – СПб. :Изд-во Питер,2019. – 496с.
19. Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции[Текст]/А.И. Грузинова//СборникнаучныхтрудовSworld.–2019.–Т.23.– № 3.–С.48-53.
20. Демина, А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду вусловияхнервно-эмоциональногонапряжения[Текст]:учебноепособие/А.Д.Демина.– М.:Просвещение,2016.– 236с.
21. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон,вадаптацииН.Е.Водопьяновой) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов,Г.М.Мануйлов.– М.: Институтсоциологии РАН,2018.–362с.
22. Захаров, С. Синдром выгоранияу врачей[Электронныйресурс] /С. Захаров.–Режимдоступа:http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=8748.– :21.09.2021.
23. Изард, К. . Психология эмоций [Текст]/ К.Э. Изард. – СПб. : Питер,2020.– 464с.
24. Карачарова Ю.А. Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2009. №10. С. 310-315.
25. Киреева С.А., Гусева О.С., Дерунов А.В. Стрессоустойчивость медицинского персонала // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Изд. Наука и инновации (Саратов). 2015. Т. 5. № 12. С. 1710
26. Колдубовская, Т.Б.Особенностипроявленияпризнаковэмоционального выгорания у врачей Институт социологии РАН /Т.Б.Колдубовская//Вопросыпсихологии.–2018.–№ 2.– С.75-80.
27. Косарев,В.В.ПрофессиональнаязаболеваемостьмедицинскихработниковСамарскойобласти[Текст]/В.В.Косарев,Г.Ф.Васюкова//Гигиенаисанитария. – М.:Медицина,201.–№ 3.–С.27-38.
28. Крапивина, О.В.Эмоциональноевыгораниекакформапрофессиональнойдеформацииупенитенциарныхслужащих[Текст]:Дисс....канд.психологических наук/ О.В.Крапивина.–Тамбов,2018.–231с.
29. Ксенофонтов, А.М.Профилактикапсихологическойдезадаптациисотрудниковправоохранительныхоргановвштатныхиэкстремальныхусловиях служебной деятельности [Текст] / А.М. Ксенофонтов, И.А. Новикова,А.Г.Соловьев,М.В.Корехова.–Архангельск : СГМУ, 2019.– 35 с.
30. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы[Текст] :учебноепособиеЛ.П.Кузнецова.–Владивосток: Изд-воДВГТУ,2020.–92 с.
31. Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) :учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск :СахГУ , 2019. – 124 с.
32. Лукьянов,В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние наэффективностьлечениябольных [Текст]:автореф.дисс.докторамедицинских наук/ В.В.Лукьянов.– СПб.,2017.–23с.
33. Маркарян, А.Г.Профессиональноевыгораниекакследствиепрофессиональногостресса[Текст]/А.Г. Маркарян//УченыезапискиСПбГМУим. акад.И.П.Павлова.– 2019.– Т.XIX.– № 3.–С.32-34.
34. Масияускене, О.В. Валеология [Текст] : учеб.пособие /О.В.Масияускене. –2-еизд.,стер.– Ростовн/Д:Феникс,2011.– 251с.
35. Маслач,К.Выгорание:многомерная перспектива [Текст] /К.Маслач.– М.:ИздательствоИнститутапсихотерапии,2004.– 147с.
36. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются[Текст]/ К.Маслач//Школьный психолог.–2018.– №7 –С.16-18.
37. Муздыбаев, К.И. Психология ответственности[Текст] /К.И.Муздыбаев. –СПб.:Издательство+,2017.– 64 с.
38. Наличаева С.А. Психология стресса: учебно-методическое пособие / автор-составитель С.А. Наличаева; Филиал Мгу в г. Севастополе. – Севастополь, «Издательство», 2018. – с.
39. Ненашев Д. В.. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ненашев Дмитрий Викторович; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 159 с
40. Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источникивозникновения,диагностика,профилактика[Текст]/С.В.Овдей//Социальнаяработа.– М.:Новопринт,2020.– №6.– С.38-42.
41. Огнерубов,Н.А.Синдромэмоциональноговыгоранияуврачей-терапевтов [Текст] / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник Тамбовскогоуниверситета. Серия: Естественные и технические науки. – 2019. – №2. – С 307-318.
42. Ожегов,С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /С.И.Одегов.– М.:Мири Образование,Оникс,2018.– 736с.
43. Орел,В.Е.Исследованиефеномена«психическоговыгорания»вотечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общейиорганизационнойпсихологии. –2016.– №4.–С.70-97.
44. Орел, В.Е.Психологическоеизучениевлиянияпрофессииналичность[Текст]:Реферативныйсборникизбранныхработпогрантамвобластигуманитарныхнаук/В.Е.Орел.–Екатеринбург,2016.–С.113-115.
45. Папанова, О.А. Синдром эмоционального выгорания у социальныхработников и способы его профилактики[Текст]/ О.А. Папанова // Психологияличности.– 2015.–№3.– С.49-53.
46. Паточкина, М.В. Комелькова, О.Б. Цейликман, М.С. Лапшин. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 82 с.
47. Прохоров, А.О.Функциональныеструктурыисредствасаморегуляциипсихическихсостояний[Текст]/А.О. Прохоров//Психологическийжурнал.– 2015.–№ 2.– С.68-80.
48. Пусташнева М.Н. Оценка психологического статуса больных и синдрома эмоционального выгорания у врачей первичного звена в амбулаторных условиях // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 1. С. 298-302.
49. Ронгинская, Т.И.Синдромвыгораниявсоциальныхпрофессиях[Текст]/Т.И.Ронгинская// Психологическийжурнал.–2019.–№3.–С.85-95.
50. Самоукина,H.В.Психологияпрофессиональнойдеятельности[Текст]/ Н.В.Самоукина.– СПб.:Питер,2017.–224с.
51. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. – М : Прогресс,2018.– 254с.
52. Смирнова, И.Е.Профессиональноевыгораниеиздоровьесбережениевтрудовойдеятельности[Текст]/И.Е.Смирнова//Теоретическиеиприкладныеаспектысовременнойнауки.–2014.–№2-2.– С.52-54.
53. Трапезникова А.М., Финогенко Е.И Стрессоустойчивость как профессионально важное качество работников медицинских профессий // Молодежный вестник ИрГТУ. 2015. № 2. С. 45.
54. Филаретов, В.А.Профилактикасиндромапрофессиональноговыгорания [Текст] / В.А. Филаретов, В.А. Данилов, Н.И. Головченко // ВестникНЦБЖД.– 2019. –№ 1 (19).– С.63-66.
55. Филина, С.В.Коррекцияипрофилактикасиндромавыгорания[Текст]/С.В.Филина//Современныепроблемыисследованиясиндромавыгорания у специалистов коммуникативных профессий; Под ред.В.В. Лукьянова,Н.Е.Водопьяновой,В.Е.Орла,С.А.Подсадного,Л.Н.Юрьевой,С.А.Игумнова. –Курск:Изд-во КГУ.– 2018.– C.249-283.
56. Хазова С. А. Исследование влияния когнитивно-стилевых характеристик познавательной сферы на выбор стратегий совладания // Вестник Костром.гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-kognitivno-stilevyh-harakteristik-poznavatelnoy-sfery-na-vybor-strategiy-sovladaniya (дата обращения: 14.12.2017).
57. Хатагурова, А. Профессиональное выгорание: может ли сестра негореть на работе? [Текст] / А. Хатагурова// Сестринское дело. – 2018. – № 4-5. –С.21-25.
58. Черлюнчакевич,А.И. Программа по профилактикепрофессиональнойдеформациипедагога[Текст]/А.И.Черлюнчакевич//Психологияобучения.–2019.–№ 6. –С.125-142
59. Шмелева, Н.Б.Профессиональноевыгораниеидеятельностьсоциальногоработника[Текст]/Н.Б. Шмелева,О.А. Денисова//Отечественныйжурналсоциальнойработы. – 2019.–№ 3.– С.69-71.
60. Юрьева, Л.Н.Профилактикаикоррекциясиндромавыгоранияусотрудниковпсихиатрическихслужб[Текст]/Л.Н.Юрьева//Современныепроблемыисследованиясиндромавыгоранияуспециалистовкоммуникативных профессий / Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой,В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. – Курск : Изд-воКГУ.–2018.– C.284-299.
61. Яковлева С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учѐтом локуса-контроля // Учѐные записки ЗабГУ. Серия : Педагогика и психология. 2012. № 5. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya-starsheklassnikov-s-uchyotom-lokusa-kontrolya (дата обращения: 03.02.2018).
62. Peterson C, Seligman M. E. P. Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification. New York : Oxford University Press, 2004. 800 p.