По какому принципу выделяются мировые религии?

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Определение религии и ее роль 4
2. Возникновение мировых религий 6
3. Христианство: основные положения и направления 8
4. Ислам: основные положения и направления 11
5. Буддизм: основные положения и направления 14
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 18
Фрагмент для ознакомления

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат — свод норм морали, права и культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Он формировался в течение двух веков и был основан на Коране и Сунне — сборнике хадисов, изречений и деяний Мухаммеда. Действия в шариате разделены на пять категорий.5. Буддизм: основные положения и направленияБуддизм — самая древняя из существующих религий. Она возникла в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь. Сейчас она распространена в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Современный буддизм можно рассматривать как религию, философию, идеологию, культурный компромисс и образ жизни. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к буддизму, что связано с поиском альтернативных путей решения философских вопросов[7].Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, сын правителя северо-восточной Индии. Согласно преданиям, обстоятельства его рождения необычны, а его внешний вид был удивителен.Отец Будды окружил сына необычайной роскошью, но в 33 года Сиддхартха втайне покинул дворец, став отшельником. Семь лет он занимался самоистязанием в лесу, пытаясь достичь душевного покоя и познать истину, но безрезультатно. Наконец, отказавшись от аскетизма, он открыл путь к спасению и стал Буддой (пробужденным). Познав причину страдания и путь избавления от него, Будда решил возвестить об этом людям.Первая проповедь Будды состоялась в «Оленьем парке» среди пяти учеников и двух оленей.После провозглашения «четырех благородных истин» Будда 40 лет обходил города и деревни Северо-Восточной Индии, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер он в возрасте 80 лет, обратившись к собравшимся с последним словом: «Теперь, о монахи, мне нечего более сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение. Стремитесь всеми силами к спасению». Согласно преданию, Будда скончался в 544 г. до н. э. Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы его жизни[5].Основные положения вероучения изложены в Типитаке (букв. «тройная корзина»). По преданию, после смерти Будды его ученики собрали и записали все основные положения его учения. Текст Типитаки складывался в течение нескольких веков и впервые был записан на Цейлоне в I в. до н.э. В более позднее время многие места текстов изменялись. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) был созван буддистский собор, на котором был выработан унифицированный текст Типитаки, вырезанный затем на мраморных плитах, которые были поставлены в миниатюрных храминах, создав своеобразную библиотеку.Основа буддийского мировоззрения – учение о четырех «возвышенных истинах»: рождение, старость, пребывание с немилым, недостижение желаний – суть страдание. Источник страданий – Тришна (жажда), которая заставляет страдать от возрождения к возрождению. Прекращение страданий – полное освобождение от этой Тришны. Путь, ведущий к прекращению всякой скорби и страдания, – это правильный взгляд, решимость, речь, поведение, направление мысли и созерцание[5].Вторая Благородная Истина: причина страдания – жажда бытия. Третья: страдание прекращается, если устранить условия, его порождающие. Четвертая: путь, указанный Буддой – восемь ступеней, или правил. Они составляют основу буддийской морали, и открыты для всех. Пятая ступень: правильный образ жизни, не причиняющий страданий другим. Шестая: правильное усилие – способность контролировать свои физиологические потребности и эмоции. Седьмая: правильное сосредоточение – осознание временности всех вещей и освобождение от привязанностей. Восьмая: правильное созерцание, включающее четыре стадии: радость, вера, безразличие, невозмутимость.Буддийские общины изначально представляли собой братства монахов и монахинь, которые добровольно отказывались от мирской жизни. Вступая в общину, они должны были отказаться от семьи и собственности, а также принять обет целомудрия и пройти обряд посвящения.Монашеская жизнь строго регламентировалась: на монахов налагалось множество запретов, определяющих их жизнь. Они не должны были участвовать в танцах и театрализованных представлениях, носить украшения и владеть золотом и серебром. Рядовые верующие почитали монахов и даже поклонялись им[2].Будда Гаутама является не единственным объектом поклонения в буддизме, где поклоняются целому сонму других богов. В то же время, Будда, попавший в нирвану, не может услышать молитвы верующих, так как он исключен из круговорота смертей и рождений.Спасение в буддизме заключается в подавлении желаний и следовании учению Будды. Ранний буддизм отличался простой обрядностью, включавшей культ Будды, поклонение святым местам, связанным с его жизнью, и ступам — культовым сооружениям. Позже добавилось почитание божеств, находящихся на пути к Будде. Обрядность усложнилась, появились молитвы, магические заклинания, жертвоприношения, мистерии.ЗаключениеТермин «мировая религия» был введён в оборот немецкими учёными в XVIII веке для обозначения религий, распространившихся среди народов различных стран и континентов. Их также называют наднациональными, или над конфессиональными религиями. К ним относятся буддизм, христианство и ислам. Мировые религии отличаются от национальных (индуизм, иудаизм, даосизм) тем, что ориентированы на проповедь своего вероучения всем людям независимо от их этнической принадлежности. Кроме того, последователи мировой религии могут составлять религиозное меньшинство в той или иной стране.Религия играет важную роль в культуре и мировоззрении людей, пронизывая все сферы жизни. Мировые религии, такие как христианство, ислам и буддизм, возникли в древности и продолжают оказывать влияние на миллионы людей по всему миру.Христианство основано на вере в Иисуса Христа и его спасительную миссию, а также на принципах терпения и всепрощения. Оно представлено тремя основными направлениями: православием, католицизмом и протестантизмом.Ислам, также известный как мусульманство или магометанство, возник в Мекке и Медине и основывается на учении пророка Мухаммеда. Ислам делится на суннизм, шиизм и другие направления.Буддизм — древнейшая мировая религия, основанная на учении Будды Шакьямуни. Он учит о пути к просветлению через осознание страданий и причин страданий, а также предлагает различные направления медитации и практики.Список использованной литературы и источниковГараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. - 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2000. - 536 с. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995. 155 с. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004. 322 с. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003. 215 с. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. - М., 1994. 322 с. И.Н. Яблоков. Основы религиоведения - М., 2004. 289 с. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. - СПб., 2001. 243 с. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Б., 2010. 344 с. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2002. 323 с

1. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. - 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.
2. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2000. - 536 с. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995. 155 с.
3. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004. 322 с. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003. 215 с.
4. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. - М., 1994. 322 с.
5. И.Н. Яблоков. Основы религиоведения - М., 2004. 289 с.
6. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. - СПб., 2001. 243 с.
7. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Б., 2010. 344 с.
8. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2002. 323 с