Химические взаимодействия и материальное единство мира
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение……………………………………………………………………...……3
Предмет химии……………………………………………………………………5
Философия химии………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Это включает в себя эффективное использование ресурсов и энергии, а также разработку технологий, способствующих снижению выбросов парниковых газов и других загрязнителей.Важным аспектом является эффективное управление химическими отходами. Это включает в себя разработку методов переработки и утилизации отходов, чтобы минимизировать их воздействие на окружающую среду.КЭМРОН (CHEMRAWN)или «ChemicalResearchAppliedtoWorldNeeds» (Химические исследования в приложении к потребностям человечества) является важной инициативой, направленной на использование химических исследований для решения глобальных проблем. КЭМРОН фокусируется на применении химии для решения таких проблем, как обеспечение чистой водой, продовольственная безопасность, энергоэффективность и медицинские потребности.Инициатива поощряет международное сотрудничество и обмен знаниями между учеными, индустрией и правительствами для достижения устойчивых решений.КЭМРОН также занимается образовательными программами, направленными на повышение осведомленности и понимания роли химии в решении мировых проблем.Этические и экологические аспекты современной химии играют важную роль в формировании будущего этой науки и индустрии. Синтетическая химия и химическая индустрия, развиваемые для решения разнообразных практических задач, должны учитывать ответственность перед обществом и окружающей средой. Инициативы, такие как КЭМРОН, подчеркивают значимость химии в решении глобальных вызовов и продвижении устойчивого развития.Химия имеет трансдисциплинарный характер и тесно связана с другими науками, каждая из которых вносит свой вклад в понимание и развитие химии. Эти междисциплинарные связи имеют свою специфику и особенности. Родство химии и математики обуславливается тем, что математика необходима для описания и анализа химических явлений. Квантовая химия использует сложные математические уравнения и модели для описания поведения электронов в атомах и молекулах. Шрёдингеровское уравнение и его решения являются примером такого взаимодействия. Статистическая механика применяет математические методы для объяснения термодинамических свойств систем на молекулярном уровне.Физика и химия тесно связаны через физическую химию, которая изучает физические основы химических систем и процессов.Биохимия является мостом между химией и биологией, исследуя химические процессы в живых организмах: Фармакология исследует взаимодействие химических веществ с биологическими системами для разработки лекарств.Трансдисциплинарный характер химии позволяет интегрировать знания и методы из различных научных дисциплин для решения сложных задач. Взаимодействие химии с математикой, физикой, биологией, экологией и материаловедением обогащает её, расширяет её возможности и делает её одним из ключевых инструментов в решении современных научных и практических проблем.Выход дисциплинарного научного дискурса за пределы традиционных рамок химии и переход к анализу мировоззренческих и аксиологических аспектов химического знания свидетельствуют о значительных изменениях в науке конца XX и начала XXI веков. Эти изменения показывают, что химия развивается как наука постнеклассического типа, интегрирующая этические, экологические и социальные аспекты в свои исследования и практики.Химия как наука постнеклассического типахарактеризуется интеграцией знаний, то естьвключением и учетом знаний из других дисциплин, таких как экология, философия и социология.Оценка этических последствий химических исследований и разработок, а также анализ ценностей, которые лежат в основе научных практик, что включает в себя ответственность ученых за влияние их работы на общество и окружающую среду.Усиление требований к прозрачности научных исследований, обмену данными и открытой публикации результатов. Это помогает повысить доверие общества к науке и способствует более широкому вовлечению различных стейкхолдеров в научный процесс.Следующей можно рассмотреть супервенциальную связь химии с геологией. Изменение в одной сфере сопровождается обязательными изменениями в другой. При всей своей специфике, геологические процессы следуют за химическими. Такая же супервенциальная связь есть у химии с биологией. Каждый этап биологического процесса описывается химической структурной формулой. Следование биологических параметров за химическими - это естественная связь. Однако, использование медицинских препаратов делает эту связь искусственной. Также искусственная связь существует между химией и техническими науками. Химическим признакам вменяются ценности технических наук. Отношения ценностного вменения имеет химия к искусствоведческим и социальным наукам, причем химические процессы и признаки можно рассматривать как носитель социальных ценностей. Также у химии существуют и метанаучные связи, например, с химической этикой. Отношение же с другими формами этики имеют опосредованно метанаучный характер, так как не взаимодействуют напрямую. Стоит отметить, что философия химии, как и другие философские науки, одновременно и решает поставленные задачи и создает новые проблемные вопросы. Философские проблемы химической этики охватывают широкий спектр вопросов, связанных с моральными и этическими аспектами химических исследований и их применений. Эти проблемы становятся все более актуальными в контексте современной науки и технологий, где химия играет ключевую роль в развитии новых материалов, лекарств и промышленных процессов. Рассмотрим основные философские проблемы химической этики.Химики, как и все ученые, несут моральную ответственность за результаты своей работы и их воздействие на общество и окружающую среду. Ученые должны гарантировать, что их разработки безопасны для использования и не наносят вреда людям и экосистемам.Необходимо честно представлять результаты исследований, избегая фальсификаций и манипуляций данными.Химическая этика должна учитывать принципы устойчивого развития, которые направлены на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и максимизацию положительного социального и экономического эффекта, что может включать разработку и использование химических процессов и продуктов, которые уменьшают или полностью устраняют использование и образование вредных веществ; применение материалов и источников энергии, которые могут быть возобновлены и не истощают природные ресурсы.Философские проблемы химической этики являются важной частью современного научного дискурса, отражая необходимость интеграции моральных и этических принципов в научные исследования и практику. Химики, осознающие свою ответственность перед обществом и окружающей средой, могут способствовать созданию более безопасного, устойчивого и справедливого мира.Химическое оружие представляет собой значительный вызов для философии химии и поднимает множество философских и этических проблем. Одним из основных вопросов является моральная оправданность создания, хранения и использования химического оружия. Многие философы и этики считают, что использование химического оружия является бесчеловечным и противоречит принципам международного гуманитарного права.В контексте химического оружия его применение может привести к достижению военной цели, но при этом причиняет серьезные страдания и разрушения, что вызывает этические дилеммы.Химическое оружие запрещено международными договорами, такими как Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО). Вопросы о соблюдении этих норм и ответственности за их нарушение являются важными философскими и правовыми проблемами. Вопрос в том, насколько справедливы и эффективны международные санкции и меры, применяемые к государствам или группам, использующим химическое оружие.Кого следует считать ответственным за применение химического оружия – отдельные лица, военные командиры, политические лидеры или целые государства? Ученые, занимающиеся исследованиями в области химии, могут нести ответственность за то, как их открытия используются. Должны ли они отказываться от работы, если подозревают, что их исследования могут быть использованы для создания химического оружия?Рассмотрение этих проблем требует междисциплинарного подхода, включающего философию, этику, право, политологию и другие области, чтобы сформулировать комплексные и эффективные стратегии предотвращения использования химического оружия и минимизации его последствий.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена специфика современного химического знания и обстоятельства возникновения нового направления в философии и методологии науки в конце XX века – философии химии. Среди проблем, стоящих перед новой исследовательской отраслью и требующих своего разрешения средствами философии является возможность редукции химии к физике, значение социальных ценностей в развитии современной химии.Конечно, философия химии как сравнительно молодая область философии науки сталкивается с множеством сложных вопросов, которые охватывают как внутренние аспекты самой химии, так и её взаимодействие с другими науками и обществом в целом. Среди нихонтологические проблемыи вопрос о том, что составляет сущность химических веществ, являются ли они чисто физическими объектами или обладают специфическими химическими свойствами, которые не могут быть полностью объяснены физикой? Как понять природу химических связей и молекулярных структур? Вопросы о том, что такое химическая связь и как она формируется, имеют глубокие философские последствия.Эпистемологические проблемы включают в себя методы, которые химики используют для исследования молекул и реакций, насколько теоретические модели и эксперименты в химии соответствуют реальности.Этические проблемы касаются фундаментальных и практических аспектов применения химии в различных сферах жизни. Химическая промышленность и исследования могут привести к созданию вредных веществ и отходов, что требует тщательного управления рисками и обеспечения безопасности работников, окружающей среды и общества в целом, особенно вопросы утилизации ядерных отходов и химического оружия.Эти проблемы требуют междисциплинарного подхода, объединяющего философию, химию, экологию, право и другие области знаний для поиска решений, которые будут как эффективными, так и этически обоснованными.Список литературыАзимов А. Краткая история химии: пер. с англ. М.: Мир, 1983. 187 с.Азизова Л.Р., Гусейнов Р.М., Гусейнова Т.Р. Межпредметные связи законов химии c законами философии и экономики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 67-72.Аторин Р.Ю., Григорьев С.Л. Г. Рейхенбах: истина как пограничный случай вероятности // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 144-145.Вершинин В. И. Периодизация истории химического анализа и аналитической химии как науки // Журнал аналитической химии. 2009. Т. 64. № 8. С. 881-889. Герасимова И.А. Философия химии: мнение эпистемолога // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 34. № 4. С. 130-150.Зоркий П. М. Роль истории и методологии химии в современной химической науке и химическом образовании // Вестник Московского ун.-та. Сер. 2. Химия. 2002. Т. 43. № 2. С. 100-101. Канке В.А. История и философия химии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сер. Учебная книга инженера-физика. Москва, 2011.Каржина Г. А. Методологические аспекты развития химических наук // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. 2007. №4. С. 210-215.Курашов В.И. История и философия химии. Учебное пособие для студентов и аспирантов естественно-научных и технологических специальностей / Москва, 2009.Лебедев С. А. Основные модели развития научного знания // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 6. С. 506-513. Лорети А. Пьер Дюгем и непрерывное развитие науки // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 21-29.Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1957. Т. 10.Пинкард Т. Логика науки логики Гегеля // Логос. 2023. Т. 33. № 2 (153). С. 7-38.Попов К.А., Веревкин А.А., Афанасьева А.Ю. "Философия биохимии" - новое необходимое направление в методологическом обеспечении биологической химии // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-4. С. 125-128.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук // под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. 639 с.Становление химии как науки. Всеобщая история химии / Под ред. Быков Г.В., Жданов Ю.А., Кедров Б.М. и др. М.: Наука, 1983. 464 с. Стёпин В. С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с. Сторожук Л. Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3. С. 87-120.Чечулин В.Л. К Философии истории химии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 4 (8). С. 38-43.Янчук Е.И. «Философия химии» – новое направление в философско-методологическом исследовании химической науки // Философия и социальные науки. 2010. № 4. С. 76-80.
1. Азимов А. Краткая история химии: пер. с англ. М.: Мир, 1983. 187 с.
2. Азизова Л.Р., Гусейнов Р.М., Гусейнова Т.Р. Межпредметные связи законов химии c законами философии и экономики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 67-72.
3. Аторин Р.Ю., Григорьев С.Л. Г. Рейхенбах: истина как пограничный случай вероятности // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 144-145.
4. Вершинин В. И. Периодизация истории химического анализа и аналитической химии как науки // Журнал аналитической химии. 2009. Т. 64. № 8. С. 881-889.
5. Герасимова И.А. Философия химии: мнение эпистемолога // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 34. № 4. С. 130-150.
6. Зоркий П. М. Роль истории и методологии химии в современной химической науке и химическом образовании // Вестник Московского ун.-та. Сер. 2. Химия. 2002. Т. 43. № 2. С. 100-101.
7. Канке В.А. История и философия химии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сер. Учебная книга инженера-физика. Москва, 2011.
8. Каржина Г. А. Методологические аспекты развития химических наук // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. 2007. №4. С. 210-215.
9. Курашов В.И. История и философия химии. Учебное пособие для студентов и аспирантов естественно-научных и технологических специальностей / Москва, 2009.
10. Лебедев С. А. Основные модели развития научного знания // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 6. С. 506-513.
11. Лорети А. Пьер Дюгем и непрерывное развитие науки // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 21-29.
12. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1957. Т. 10.
13. Пинкард Т. Логика науки логики Гегеля // Логос. 2023. Т. 33. № 2 (153). С. 7-38.
14. Попов К.А., Веревкин А.А., Афанасьева А.Ю. "Философия биохимии" - новое необходимое направление в методологическом обеспечении биологической химии // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-4. С. 125-128.
15. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук // под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. 639 с.
16. Становление химии как науки. Всеобщая история химии / Под ред. Быков Г.В., Жданов Ю.А., Кедров Б.М. и др. М.: Наука, 1983. 464 с.
17. Стёпин В. С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.
18. Сторожук Л. Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3. С. 87-120.
19. Чечулин В.Л. К Философии истории химии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 4 (8). С. 38-43.
20. Янчук Е.И. «Философия химии» – новое направление в философско-методологическом исследовании химической науки // Философия и социальные науки. 2010. № 4. С. 76-80.