Политическая система РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 17.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Общая характеристика политической системы 6
1.1.Понятие и структура политической системы 6
1.2.Место и роль государства в политической системе. Взаимодействие государства с политическими партиями, иными общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества 13
Глава 2.Формирование и эволюция политической системы РФ 20
2.1.Политическая система СССР (1917-1991 гг.) и после распада СССР (1992-2000 гг.) 20
2.2. Особенности формирования политической системы современной России (2000 гг. – по настоящее время) 28
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
д.Помимо «групп интересов» к таким структурам следует отнести и разные лоббистские структуры, которые частично могут быть формализованы (различные советы при Президенте РФ, Правительстве РФ, советы при мэриях, министерствах, губернаторах), но даже в подобном случае они формируются не на представительной, а, как правило, на личной, неформальной основе с узкими корпоративными целями.Сочетание теневых и публичных, формальных и неформальных, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений – стабильное состояние любой политической среды. Уникальность российской политической системы заключается в специфическом соотношении уровней этой политической системы.С одной стороны, по своим формальным признакам политическая система РФ является аналогом самых развитых демократий Европы: в РФ гарантированы свобода деятельности политических партий, всеобщие и независимые выборы, высокий уровень свободы прессы, партийное многообразие. С другой стороны, государственные органы, общество, политические институты в своей совокупности, как и ранее, живут по нормам административной системы, авторитарного государства и распределительной экономики, предполагающих приоритет непубличных, кулуарных, антидемократических методов и механизмов управления.Противоречие между двумя уровня политической системы РФ настолько существенно, что именно оно, а не определенные кардинально отличающиеся взгляды или идеологии, являются основной причиной существующей политической борьбы, выражаясь на всех уровнях как конфликт интересов – между органами законодательной и исполнительной власти, между сторонниками демократов и левопатриотической оппозицией, сторонниками национально ориентированной экономики и «компрадорами», административными и рыночными методами управления экономикой, между «олигархами» и формирующимся гражданским обществом.Двухуровневая политическая система считается наследием «советского» периода, с той лишь разницей, что в СССР верхний этаж политической системы – это институт Советов народных депутатов, профсоюзов и общественных организаций – был не просто формальным, но абсолютно формальным компонентом политической системы; основным полем продвижения интересов групп и объектом (субъектом) давления со стороны различных группировок были тогда органы КПСС и министерства по отраслям, тогда как сейчас – главным образом структуры исполнительной власти. Процесс реформирования постсоветской политической системы России предполагает снятие, минимизацию указанного выше противоречия при помощи постепенного размывания нижнего, теневого уровня и формирования ее верхнего этажа – непосредственно партийно-профсоюзной системы и представительных институтов власти.Основные критерии и подразумеваемые направления смены баланса этих двух уровней политической системы РФ в пользу верхнего этажа весьма очевидны:- увеличение роли политических партий при организации избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, а не только на уровне центрального телевидения, но и в определенных округах избирателей – даже если выборы в парламент будут проходить исключительно по мажоритарной системе;- формирование органов исполнительной власти Федеральным Собранием РФ и законодательными органами субъектов РФ – вследствие межпартийных и межфракционных соглашений; - перенос, соответственно, конкуренции и борьбы различных «групп интересов» из сферы исполнительной власти в область публичного права: главным образом: в парламент и политические партии, т.к. основополагающим условием влияния на процесс принятия решений должны выступить не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых на выборах голосов избирателей; - рост роли общественных организаций, а также самостоятельных от ведущих «групп интересов» средств массовой информации.Наиболее важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровня политической системы РФ считается хотя бы частичный перевод деятельности «групп интересов» в правовую сферу, в нормативные стандарты и рамки парламентско-президентской политической системы. В свою очередь, одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности «групп интересов».В соответствии со статьей 1 Конституции РФРоссия считается правовым, демократичным, федеративным государством, где предусмотрена такая форма правления, как республика.Определение РФ как демократического государства раскрывается, главным образом, в норме о том, что единственным источником власти в государстве считается народ, кроме того, в норме о том, что эту власть народ осуществляет как непосредственно, так и с помощь государственных органов власти и местных органов самоуправления. Демократия РФ состоит также в том, что его граждане имеют равные права и свободы, в том числе право участвовать в управлении делами государства. В России предусмотрена выборность законодательных и исполнительных органов местного самоуправления, отдельных руководящих должностных лиц (например, Президента РФ).Особенности Российского государства как федеративного определяют форму его устройства. Федерация – это государство, которое включает в себя государственно-правовые образования, близкие по собственному статусу к самому государству. В структуре РФ имеются республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область.В России наравне с органами государственной власти федерального уровня, которые осуществляют собственные полномочия по всей территории страны, существуют органы государственной власти на уровне субъектов РФ. Они осуществляют всю полноту власти на собственной территории и в рамках предоставленной компетенции. Субъекты РФ обладают собственным законодательством; их правовой статус установлен не только в законах федерального уровня, но и в соответствующих конституциях республик, уставах областей, краев, округов, городов федерального значения. Наличие единой государственной власти федерального уровня отличают федерацию от конфедерации, не являющейся государством. Федеративное устройства РФ находит собственное отражение в структуре ее законодательного и представительного органа – Федерального Собрания, которое состоит из двух палат – Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.На данный период времени в отечественной политической науке довольно активно обсуждается вопрос о необходимости сменить конституционный строй в Российской Федерации. Основой новой Конституции РФ может быть применен проект, который был подготовлен институтом национальной стратегии.Проект подразумевает, к примеру:1создание и формулирование новой концепции РФ в качестве государства-цивилизации;2)точное отграничение функций и миссий Президента РФ в качестве носителя, воплощение верховной власти и иных институтов власти;3)формирование политической системы, которая эффективно и гибко включает в себя особую роль Президента РФ с системой правительства парламентского большинства;4)формирование полноценного территориального федерализма в качестве важнейшего структурного компонента концепции государства-цивилизации.В рамках этой конституционной модели президент обладает статусом верховной власти, с широкой компетенцией арбитра в обмен на реализацию принципа ответственного правительства. Наиболее важным условием дееспособности данной президентско-парламентской модели признается обеспечение действительной автономии бюрократии государства в отношении к системе парламентской политики (что подразумевает введение в действие принципиально новых законов о государственной службе). Вопреки довольно распространенной, в том числе и официальных кругах, риторике, российские проблемы в системе управления государством связаны не с «излишней бюрократией», а, наоборот, с недостаточным оформлением бюрократии в качестве класса либо даже сословия, которое прочно отделено от политической и экономической конкуренции. Именно внутренне объединенная и автономная бюрократия государства должна выступить залогом того, что системы парламентской демократии не парализуют систему государственного управления, а смены кабинетов не выступят препятствием для того, чтобы установить практический консенсус национальных интересов. Несомненно, действующая Конституция РФ, какой бы они ни была, не может быть признана панацеей от кризиса либо гарантией успешного развития. Однако, она является, в первую очередь, фрагментом образа будущего, столь необходимого для государственного развития; во-вторых, формулой практического компромисса для стремящихся к власти национально ориентированных элит.Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции в развитии политической системы России: – дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти; – умеренное расширение межпартийной конкуренции; – либерализация избирательных процессов и партийного строительства; – ограничение политической активности оппозиционных движений; – увеличение степени государственной власти на политическую систему; – понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту; – развитие гражданского общества, демонстрирующего качественные изменения во взаимодействии с властью.ЗаключениеПолитическая система представляет собой органическое единство государства и других компонентов общества, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющиеся вокруг целей и задач, поставленных в данном обществе, около самого главного – завоевания, удержания, а также использования власти и всех связанных с ней ценностей.Политическая система имеет динамику, перестраивается, может эволюционировать, но создается в объективном выражении, т.е. объективно образуется потребность завоевать власть, удержать ее, организовать и использовать в интересах тех или иных социальных сил, всего общества.Конкретные пути эволюции политической системы многообразны в самые разных эпохи и в разных обществах. Между тем, принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества.В соответствии со статьей 1 Конституции РФ Россия считается правовым, демократичным, федеративным государством, где предусмотрена такая форма правления, как республика.Определение РФ как демократического государства раскрывается, главным образом, в норме о том, что единственным источником власти в государстве считается народ, кроме того, в норме о том, что эту власть народ осуществляет как непосредственно, так и с помощь государственных органов власти и местных органов самоуправления. Демократия РФ состоит также в том, что его граждане имеют равные права и свободы, в том числе право участвовать в управлении делами государства. В России предусмотрена выборность законодательных и исполнительных органов местного самоуправления, отдельных руководящих должностных лиц (например, Президента РФ). Характерные черты Российского государства в качестве федеративного предопределяют форму его государственного устройства. Федерация – это государство, включающее в себя государственно-правовые формирования, близкие по своему положению к самому государству. В составе РФ имеются города федерального значения, республики, края, области, автономные округа и автономная область.Государственная власть в России подлежит осуществлению на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы государства являются самостоятельными. Подобное разделение единой государственной власти заключается, в первую очередь, в осуществлении каждой из них независимыми друг от друга структурами механизма государства. Целью подобного разделения признается обеспечение прав и свобод граждан, законности, формирование гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь власти государства ограничивается другой, разные ее ветви взаимно обуславливают друг друга, действуя в качестве механизма сдержек и противовесов, предотвращая монополию власти одним определенным институтом. Политическая система РФ сформировалась в результате реформирования советской политической системы. По этой причине на данный период времени политическая система России продолжает переживать период собственного постановления – это довольна продолжительная процедура, болезненная и противоречивая. Не все нормы конституционного права признаются реализованными в политической практике. Структура гражданского общества является аморфной, нестабильность отношений в обществе порождает у граждан безразличие к решению общественных проблем. Реформирование гражданского общества было начато сверху и осуществляется, по большей части, структурами государства. Вместе с тем, происходит непомерное увеличение численности аппарата государства, повышается его бюрократизация. Проблемы в экономической сфере решаются непоследовательно и дискретно – результатом этого стали однобокость процессов приватизации и разгосударствления, поляризация доходов социальной слоев и групп общества. По-прежнему на низком уровне остается уровень политической культуры граждан и власть имущих, межнациональные отношения продолжают дестабилизироваться. Главные направления последующего реформирования политической системы государства и общества связаны с последовательным формированием в государстве федеративного, демократического, социального и правового государства.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020Научная и учебная литература:2. Ахмедова Э.Ш., Новикова В.О., Петриева В.М. Роль государства в политической системе общества: эволюция системы СССР и современной России // Виттевские чтения. Сборник научных статей. – 2023. – С. 31-38 3.Бабенкова Э.В., Бигвава А.Б., Анкваб С.З. Понятие и структурные элементы политической системы общества // Журнал «Государство и право в XXI веке». - 2021. - № 4. - С. 37-40.4.Беденкова А.С. Трансформация политической системы и цифровые технологии современной России // Журнал «Nauka.me». - 2021. - № 3. - С. 39-44.5. Беккер В.Я. Эволюция системы политической власти в СССР // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2017. - № 22. - С. 13-19.6. Воронцов С.А., Керимов О.Ю. Генезис современной политической системы России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2020. - № 4.- С. 112-116.7. Выдрина А.А. Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России // Журнал «Аллея науки». - 2022. - Т. 1. - № 10 (73). - С. 630-635.8. Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.9.Головенкин Е.Н. Политическая система современной России: опыт построения вертикали // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2019. - № 2 (22). - С. 174-176.10. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.11. Захарова В.И. Пути совершенствования политической системы России // Государство, власть, управление и право. Сборник научных статей. - 2019. - С. 83-86.12. Ларина Е. А. Гражданское общество и политическая система: аспекты взаимодействия // Журнал «Образование и право». – 2023. – С. 21-2213.Маньковский И.А. Политическая система России как эндогенный фактор экономического развития // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2023. - Т. 20. - № 4 (130). - С. 5-7.14.Мулюков И.М., Бадретдинова С.А. Особенности современной политической системы России // Журнал «Colloquium-Journal». - 2020. - № 8-3 (60). - С. 23-25.15. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.16. Руденко Ж.А. Конституционализм и политическая система современной России // Журнал «Аллея науки». -2019. - Т. 1. - № 5 (32). - С. 844-848.17. Селезнева А.Г. Оценка современной политической системы России и принципы ее развития // Студенческое сообщество и современная наука. Сборник научных статей. Под редакцией Д.В. Щукина. - 2019. - С. 607-612.18. Тараканов А.Ю. К вопросу о понятии политической системы // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 157-160.19. Тахирова Т.Т. Понятие политической системы // Журнал «Студенческий форум». -2021. - № 41-4 (177). - С. 65-66.20. Чернявский А. Г., Конституционное право России : учебник / А. Г. Чернявский, Н. А. Синяева. — Москва: Русайнс, 2022. — 416 с.21. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.22. Шульженко Ю.Л. К вопросу о понятии «политическая система» // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. - Серия 2: Юридические науки. - 2022. - № 3 (34). - С. 24-30.23. Щепетков, А. В. Соотношение политических систем России и зарубежных стран / А. В. Щепетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 364-366.24.Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.
Научная и учебная литература:
2. Ахмедова Э.Ш., Новикова В.О., Петриева В.М. Роль государства в политической системе общества: эволюция системы СССР и современной России // Виттевские чтения. Сборник научных статей. – 2023. – С. 31-38
3. Бабенкова Э.В., Бигвава А.Б., Анкваб С.З. Понятие и структурные элементы политической системы общества // Журнал «Государство и право в XXI веке». - 2021. - № 4. - С. 37-40.
4. Беденкова А.С. Трансформация политической системы и цифровые технологии современной России // Журнал «Nauka.me». - 2021. - № 3. - С. 39-44.
5. Беккер В.Я. Эволюция системы политической власти в СССР // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2017. - № 22. - С. 13-19.
6. Воронцов С.А., Керимов О.Ю. Генезис современной политической системы России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2020. - № 4.- С. 112-116.
7. Выдрина А.А. Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России // Журнал «Аллея науки». - 2022. - Т. 1. - № 10 (73). - С. 630-635.
8. Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.
9. Головенкин Е.Н. Политическая система современной России: опыт построения вертикали // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2019. - № 2 (22). - С. 174-176.
10. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.
11. Захарова В.И. Пути совершенствования политической системы России // Государство, власть, управление и право. Сборник научных статей. - 2019. - С. 83-86.
12. Ларина Е. А. Гражданское общество и политическая система: аспекты взаимодействия // Журнал «Образование и право». – 2023. – С. 21-22
13. Маньковский И.А. Политическая система России как эндогенный фактор экономического развития // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2023. - Т. 20. - № 4 (130). - С. 5-7.
14. Мулюков И.М., Бадретдинова С.А. Особенности современной политической системы России // Журнал «Colloquium-Journal». - 2020. - № 8-3 (60). - С. 23-25.
15. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
16. Руденко Ж.А. Конституционализм и политическая система современной России // Журнал «Аллея науки». -2019. - Т. 1. - № 5 (32). - С. 844-848.
17. Селезнева А.Г. Оценка современной политической системы России и принципы ее развития // Студенческое сообщество и современная наука. Сборник научных статей. Под редакцией Д.В. Щукина. - 2019. - С. 607-612.
18. Тараканов А.Ю. К вопросу о понятии политической системы // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 157-160.
19. Тахирова Т.Т. Понятие политической системы // Журнал «Студенческий форум». -2021. - № 41-4 (177). - С. 65-66.
20. Чернявский А. Г., Конституционное право России : учебник / А. Г. Чернявский, Н. А. Синяева. — Москва: Русайнс, 2022. — 416 с.
21. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.
22. Шульженко Ю.Л. К вопросу о понятии «политическая система» // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. - Серия 2: Юридические науки. - 2022. - № 3 (34). - С. 24-30.
23. Щепетков, А. В. Соотношение политических систем России и зарубежных стран / А. В. Щепетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 364-366.
24. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.