Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования навыка чтения у обучающихся начальных классов 5
1.2. Особенности формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста 8
1.3. Методы и приемы совершенствования навыка чтения у младших школьников 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1. Организация эмпирического исследования 14
2.2. Диагностика по определению уровня сформированности навыка чтения у обучающихся начальных классов 16
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1. Программа по повышению уровня сформированности навыка чтения у школьников начальных классов 26
3.2. Анализ эффективности реализации программы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41


Фрагмент для ознакомления

При формулировании игровой задачи необходимо учитывать уровень развития каждого участника игры, а также опыт ребенка и его знания.Организация игровых действий младших школьников является основной целью проведения дидактических игр, направленных на активизацию их познавательной активности, активизацию учебной деятельности. В каждой игре существуют определенные правила, позволяющие контролировать ход игры, порядок выполнения действий. В ходе игры младший школьник решает определенные задачи, используя мыслительные операции, сравнивает, анализирует, обобщает, группирует и выделяет отдельные элементы.Игры и упражнения, которые применялись на формирующем этапе эксперимента представлены в Приложении 2.Также, в рамках данного исследования были составлены методические рекомендации для педагогов по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.Учитель начальных классов в процессе организации работы по совершенствованию навыка чтения должен: 1. Оказывать ребенку эмоциональную поддержку, стимулировать его познавательную активность.2. Подбирать индивидуальные методы, стимулирующие развитие мотивации, всех познавательных процессов.3. Важно научить детей способам взаимодействия, давать им возможность работать в команде, в парах, в тройках; учить их договариваться, уступать друг другу и т.д.4. Учитель является для учеников образцом для подражания, его поведение и поступки копируются школьниками, поэтому учитель должен всегда следить за своим поведением, словами, вызывать желание у детей быть на него похожим.Работа с детьми по совершенствованию навыка чтения должна осуществляться по следующим принципам:Сознательности и активности. Этот принцип подразумевает использование в работе специалистов всевозможные методы и приемы, которые позволять развивать познавательную деятельность обучающихся, а также будут способствовать «восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельного анализа и обобщения, и последующего применения» [23, с.100].Научности, систематичности и доступности. Реализация этих принципов строится на учете всех возрастных и психологических особенностей обучающихся начальных классов. Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, составлять учебные планы, соответствующие образовательным возможностям учеников, использовать специально подобранные учебники и другие материалы. Прочности. Этот принцип подразумевает под собой постоянное закрепление уже пройденного материала. Совершенствование навыка чтения строится на закреплении изученного материала, возможности детей сохранить этот материал в памяти. Уделяется особое внимание развитию произвольной памяти, способам логического запоминания. Применяется вербализация учебного материала.Индивидуального подхода. Этот принцип является наиважнейшим при организации обучения и воспитания младших школьников. Каждый учитель должен знать особенности развития каждого ребенка, следить за его успехами и неудачами, при работе акцентировать внимание на тех проблемах, которые возникают именно у этого обучающегося, помочь ему справиться с ними, преодолеть страх перед неудачами, вселить уверенность в возможность достижения поставленных целей.Дифференцированного подхода. Этот принцип тесно связан с принципом индивидуализации обучения и предполагает выполнение заданий в группе или классе различных по уровню сложности. Эти задания также должны учитывать особенности каждого ребенка, его индивидуальный темп работы, познавательные особенности.Младший школьный возраст является крайне важным временем для любого человека. Именно в этот период закладываются основы умения учиться, именно в этом возрасте формируется учебная деятельность как основной вид деятельности. Заложенный фундамент этого умения станет основой для возможности дальнейшего обучения индивида. В течение всей жизни учение как один из видов деятельности будет постоянно сопровождать человека, поэтому от формирования всех компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте зависит успешность обучения, возможность заниматься непрерывным образованием всю жизнь, интерес к получению новых знаний, умение самостоятельно получать и анализировать полученную информацию.Таким образом, программа по совершенствованию навыка чтения у детей начальной школы включала в себя различные рекомендации для педагогов, а также разработку игр и упражнений по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.Сейчас большое значение имеет ориентация на личность каждого ребенка, его личностно-ориентированное обучение и воспитание, дифференцированный подход к каждому ребенку, основой которого является педагогика сотрудничества. Такой подход является в настоящее время наиболее востребованным, так как взаимоотношения между ребенком и взрослым сейчас строятся несколько в иной плоскости, чем даже 10 лет назад. Педагог должен быть ориентирован на личностное развитие каждого дошкольника, развитие его талантов и способностей. Здесь крайне важно личное общение педагога с ребенком, ведь именно общение является залогом успешной социализации личности.3.2. Анализ эффективности реализации программы по совершенствованию навыка чтения у младших школьниковПосле реализации программы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста необходимо проверить эффективность разработанной программы с помощью той же самой методики, которая применялась на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице 2.7.Таблица 2.7Результаты уровня сформированности навыка чтения на констатирующем и контрольном этапах экспериментаУровниКоличество человекКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий34Средний36Уровень ниже среднего75Низкий31 Для лучшей наглядности сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в виде диаграммы на рисунке 2.5. Рис. 2.6. Сравнительные результаты уровня сформированности навыка чтения младших школьников на констатирующем и контрольном этапах экспериментаРезультаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в совершенствовании навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Если на констатирующем этапе эксперимента было выявлено только 3 (19%) детей с высоким уровнем сформированности навыка чтения, то на констатирующем этапе таких детей уже было 5 (25%) человек.Также, на такое же количество человек увеличилось количество учеников со средним уровнем сформированности навыка чтения. Соответственно, количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем сформированности навыка чтения уменьшилось. Если на констатирующем этапе детей с низким уровнем было зафиксировано 3(19%) человека, то на контрольном этапе только один (6%) ребенок показал низкий уровень.Таким образом, после проведения контрольного этапа эксперимента можно с уверенностью говорить об эффективности разработанной программы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников. Особое значение следует уделить тому, что все задания по совершенствования уровня навыка чтения сопровождались применением игровых технологий, школьники активно включались в игру, не замечая, что при этом происходит их обучение правильному и сознательному чтению. Важную роль играли применение групповой и парной технологии обучения, когда дети в образовательном процессе могут развивать свои коммуникативные навыки, одновременно совершенствуя навык чтения. Все использованные технологии обучения чередовались, менялись, в зависимости от поставленных задач конкретного этапа совершенствования навыка чтения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование по теме: «Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников» позволило на теоретическом и эмпирическом уровне проанализировать проблему совершенствования навыка чтения у детей начальных классов общеобразовательной школы.В первой главе данного исследования был проведен анализ теоретической литературы по проблеме совершенствования навыка чтения, выделены особенности формирования навыка чтения, описаны основные методы и приемы совершенствования навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Вторая глава исследования включала в себя описание организации эмпирического исследования, а также качественный и количественный анализ различных показателей сформированности навыка чтения, такие как способ чтения, понимание прочитанного и др.Третья глава включала в себя упражнения и игровые занятия по повышению уровня сформированности навыка чтения у детей начальных классов, а также проведение повторной диагностики в результате которой была выявлена эффективность проведенных занятий. Также данная глава включала в себя составление методических рекомендаций для педагогов по формированию навыка чтения у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.После проведения исследования были сформулированы следующие выводы:анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что совершенствование навыка чтения у младших школьников должно осуществляться систематически и целенаправленно, требует от учителя особых знаний и умений; для совершенствования навыка чтения у младших школьников необходимо активно формировать фонематическое, зрительное, пространственное восприятие, грамматический строй речи, связную речь, внимание, мышление, память и другие когнитивные способности;использование игровой технологии в работе по совершенствованию навыка чтения у младших школьников является эффективным средством;систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию навыка чтения эффективно повышает уровень сформированности навыка чтения у младших школьников.Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные упражнения, а также методические рекомендации могут использовать в своей работе как учителя начальных классов, так и студенты профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» при прохождении практики.Следует отметить эффективность разработанной программы, которая была подтверждена при проведении контрольного этапа эксперимента.Можно выделить следующие перспективы дальнейшего исследования проблемы:- разработка и апробация новых методов совершенствования навыков чтения у младших школьников с учетом их индивидуальных особенностейиуровня развития;- исследование эффективности использования технических средств (например, компьютерных программ, аудиокниг) при совершенствовании навыка чтения;- проведение сравнительного анализа эффективности различных методов обучения чтению (традиционных, игровых, компьютерных) среди учащихся начальных классов;- исследование влияния развития навыков чтения на социальную адаптацию младших школьников, а также их способность самостоятельнофункционироватьвобществе.Таким образом, можно говорить о том, что цель данного исследования достигнута, задачи выполнены.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВПриказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.05.2024).Артеменко И.А. Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников / И. А. Артеменко, Е. А. Ветрова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 12-1(76). – С. 9-11.Ахунова А.П. Нейропсихологические упражнения на уроках как средство совершенствования навыка чтения / А. П. Ахунова, Л. Ф. Шаймарданова // Эмоциональная регуляция как фактор укрепления психологической резильентности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Елабужский институт, 25 октября 2023 года. – Елабуга: [б.и.], 2023. – С. 10-14. Виноградова Н.Ф. Освоение навыков смыслового чтения как результат обучения младших школьников (часть 1) / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 3-9. Гаврилова К.С. Совершенствование навыка чтения у младших школьников / К. С. Гаврилова, С. Г. Соколова // Инновации в образовании: теория и практика : Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 января 2022 года / Отв. редактор Т.В. Горбунова. Том Выпуск 4. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 24-33. Гаджиева А. Правильность как важное качество формирования навыков чтения / А. Гаджиева // Русский язык в полилингвальной среде : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 21 ноября 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 102-110. Гераськина А.В. Теоретические основы развития навыков осмысленного чтения у детей младшего возраста / А. В. Гераськина // Интернаука. – 2022. – № 19-3(242). – С. 53-54. Дедова Т.В. Аналитическое чтение: ключевые навыки для успешного обучения и развития / Т. В. Дедова // Актуальные исследования. – 2023. – № 28-2(158). – С. 95-97. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению.- 2-е изд., перераб. - Москва : Учпедгиз, 1953. - 144 с.Ишкильдина З.К. Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников / З. К. Ишкильдина, К. В. Громова // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сборник научных материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 03 апреля 2020 года. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2020. – С. 85-89.Комчадалова О.В. Совершенствование навыков осмысленного чтения в начальной школе / О. В. Комчадалова, Т. Ю. Амосова // Народное образование Якутии. – 2021. – № 1(118). – С. 105-108.Коткина Н.П. Психолого-педагогические особенности совершенствования навыка чтения младших школьников / Н. П. Коткина, А. А. Пулина // Наука XXI века: возможности, проблемы, перспективы : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2020 года. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2020. – С. 47-53.Кулагина Г.С. Совершенствование навыка чтения у младших школьников как основа дальнейшего успешного развития и обучения / Г. С. Кулагина // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 30 октября 2020 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2020. – С. 130-132. Ласинская Д.И. Приемы совершенствования навыка чтения у младших школьников / Д. И. Ласинская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 4(41). – С. 40-42. Мазнева Е.В. Формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы / Е. В. Мазнева // XIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 18 октября 2019 года / Редколлегия: И.М. Прищепа [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 436-438. Мерцалова О.Д. Формирование и совершенствование навыков смыслового чтения младших школьников / О. Д. Мерцалова, Е. А. Аленушкина, Н. Н. Мальцева, Н. Н. Солошенко // Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 12 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2023. – С. 177-178. Одинцова С.А. Формирование навыков чтения у обучающихся начальной школы / С. А. Одинцова, А. Ж. Кошикова // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 11-15. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. - Москва : АРКТИ, 2001. – 153с.Паршина А.И. Обследование уровня сформированности навыков чтения у учащихся второго класса посредством использования Стандартизированной методики исследования навыка чтения / А. И. Паршина // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 1-9. – С. 411-420.Печкурова Т.А. Пути совершенствования навыка чтения у младших школьников / Т. А. Печкурова, М. В. Пoлитoвa // Молодежь и кооперация - 2022 : Тезисы докладов XLVI Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной 60-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, Чебоксары, 05 апреля 2022 года. – Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания «Новое время» (Чебоксары), 2022. – С. 250-252. Пономаренко Л.Д. Формирование навыков осознанного чтения в процессе работы над рассказом / Л. Д. Пономаренко // Актуальные исследования. – 2021. – № 18(45). – С. 109-111. Реймер М.А. Совершенствование навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения / М. А. Реймер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года / Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокнёвой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 252-254. Сильченкова Л.С. Специфика формирования навыка чтения у учащихся начальной школы / Л. С. Сильченкова // Hominum. – 2023. – № 4(12). – С. 95-113.Ступенькова А.А. Совершенствование беглого, правильного и осознанного навыка чтения у младших школьников / А. А. Ступенькова // Annali d'Italia. – 2021. – № 19-2. – С. 44-47.Тарасова О.А. Формирование навыков смыслового чтения посредством технологии продуктивного чтения / О. А. Тарасова // Научное отражение. – 2021. – № 3(25). – С. 46-49. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1989. –Т.3.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.05.2024).
2. Артеменко И.А. Трудности в формировании навыка чтения у пер-воклассников / И. А. Артеменко, Е. А. Ветрова // Вестник научных конферен-ций. – 2021. – № 12-1(76). – С. 9-11.
3. Ахунова А.П. Нейропсихологические упражнения на уроках как средство совершенствования навыка чтения / А. П. Ахунова, Л. Ф. Шаймарданова // Эмоциональная регуляция как фактор укрепления психологической резильентности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Елабужский институт, 25 октября 2023 года. – Елабуга: [б.и.], 2023. – С. 10-14.
4. Виноградова Н.Ф. Освоение навыков смыслового чтения как ре-зультат обучения младших школьников (часть 1) / Н. Ф. Виноградова // На-чальное образование. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 3-9.
5. Гаврилова К.С. Совершенствование навыка чтения у младших школьников / К. С. Гаврилова, С. Г. Соколова // Инновации в образовании: теория и практика : Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 января 2022 года / Отв. редактор Т.В. Горбунова. Том Выпуск 4. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 24-33.
6. Гаджиева А. Правильность как важное качество формирования навыков чтения / А. Гаджиева // Русский язык в полилингвальной среде : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 21 ноября 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 102-110.
7. Гераськина А.В. Теоретические основы развития навыков осмыс-ленного чтения у детей младшего возраста / А. В. Гераськина // Интернаука. – 2022. – № 19-3(242). – С. 53-54.
8. Дедова Т.В. Аналитическое чтение: ключевые навыки для успешного обучения и развития / Т. В. Дедова // Актуальные исследования. – 2023. – № 28-2(158). – С. 95-97.
9. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению.- 2-е изд., перераб. - Москва : Учпедгиз, 1953. - 144 с.
10. Ишкильдина З.К. Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников / З. К. Ишкильдина, К. В. Громова // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сборник научных материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 03 апреля 2020 года. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2020. – С. 85-89.
11. Комчадалова О.В. Совершенствование навыков осмысленного чтения в начальной школе / О. В. Комчадалова, Т. Ю. Амосова // Народное образование Якутии. – 2021. – № 1(118). – С. 105-108.
12. Коткина Н.П. Психолого-педагогические особенности совершенствования навыка чтения младших школьников / Н. П. Коткина, А. А. Пулина // Наука XXI века: возможности, проблемы, перспективы : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2020 года. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2020. – С. 47-53.
13. Кулагина Г.С. Совершенствование навыка чтения у младших школьников как основа дальнейшего успешного развития и обучения / Г. С. Кулагина // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 30 октября 2020 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2020. – С. 130-132.
14. Ласинская Д.И. Приемы совершенствования навыка чтения у младших школьников / Д. И. Ласинская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 4(41). – С. 40-42.
15. Мазнева Е.В. Формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы / Е. В. Мазнева // XIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 18 октября 2019 года / Редколлегия: И.М. Прищепа [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 436-438.
16. Мерцалова О.Д. Формирование и совершенствование навыков смыслового чтения младших школьников / О. Д. Мерцалова, Е. А. Аленушкина, Н. Н. Мальцева, Н. Н. Солошенко // Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 12 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2023. – С. 177-178.
17. Одинцова С.А. Формирование навыков чтения у обучающихся начальной школы / С. А. Одинцова, А. Ж. Кошикова // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 11-15.
18. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. - Москва : АРКТИ, 2001. – 153с.
19. Паршина А.И. Обследование уровня сформированности навыков чтения у учащихся второго класса посредством использования Стандартизированной методики исследования навыка чтения / А. И. Паршина // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 1-9. – С. 411-420.
20. Печкурова Т.А. Пути совершенствования навыка чтения у младших школьников / Т. А. Печкурова, М. В. Пoлитoвa // Молодежь и кооперация - 2022 : Тезисы докладов XLVI Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной 60-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, Чебоксары, 05 апреля 2022 года. – Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания «Новое время» (Чебоксары), 2022. – С. 250-252.
21. Пономаренко Л.Д. Формирование навыков осознанного чтения в процессе работы над рассказом / Л. Д. Пономаренко // Актуальные исследования. – 2021. – № 18(45). – С. 109-111.
22. Реймер М.А. Совершенствование навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения / М. А. Реймер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года / Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокнёвой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 252-254.
23. Сильченкова Л.С. Специфика формирования навыка чтения у учащихся начальной школы / Л. С. Сильченкова // Hominum. – 2023. – № 4(12). – С. 95-113.
24. Ступенькова А.А. Совершенствование беглого, правильного и осознанного навыка чтения у младших школьников / А. А. Ступенькова // Annali d'Italia. – 2021. – № 19-2. – С. 44-47.
25. Тарасова О.А. Формирование навыков смыслового чтения посредством технологии продуктивного чтения / О. А. Тарасова // Научное отражение. – 2021. – № 3(25). – С. 46-49.
26. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1989. –Т.3.