Применение методов дифференциации обучения для развития индивидуальных математических способностей учащихся

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 67 67 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 24.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода в процессе обучения математике 6
1.1. Сущность понятия «дифференциация» 6
1.2. Реализация уровневой дифференциации в контексте развития индивидуальных математических способностей учащихся 18
1.3 Возможность разноуровневых заданий для реализации дифференцированного подхода 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Практическая реализация уровневой дифференциации на уроках математики в 5 классе 36
2.1 Составление и использование разноуровневых заданий как средство развития индивидуальных математических способностей учащихся 36
2.2. Комплекс разноуровневых заданий, направленных на реализацию уровневой дифференциации в процессе обучения математике 46
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список использованных источников 63
Фрагмент для ознакомления

Например, для одних учеников комфортнее сдавать письменные работы, в то время как другим больше подходит устная форма проверки знаний. Также можно использовать портфолио, проекты и другие формы оценки, чтобы каждый ученик мог продемонстрировать свои знания и умения в математике.В целом, дифференцированный подход в процессе обучения математике способствует более эффективному усвоению материала и развитию учебных навыков у каждого ученика. Он позволяет учителю индивидуально работать с каждым ребенком и адаптировать обучение под его потребности.В рамках практической части работы мы выделили две основные группы компонентов, входящих в структуру математических способностей: быстроту усвоения материала и активность мышления.От скорости усвоения учебного материала и активности мышления зависит уровень усвоенных знаний. Исходя из этого было выделено 3 уровня сформированности общеучебных знаний, умений и навыков у учащихся: уровень А – репродуктивный уровень, уровень В – ассоциативно-оценочный уровень, уровень С – креативный уровень. После определение уровней начинается поэтапное дифференцирование:Ι этап. Учет знаний учащихся на уроке.ΙΙ этап. Организация базового повторения.III этап. Проверка усвоения пройденного материала.IV этап. Изучение нового материала.V этап. Закрепление и формирование умений. Дифференцирование можно осуществить через подбор различных заданий.VI этап. Контроль знаний (проведение проверочных работ).Затем, нами был разработан комплекс разноуровневых заданий по разным темам в рамках программы 5 класса. База исследования - МБОУ «Школа-гимназия № 6» г. Сочи. Задания представлены в двух разделах. Первый раздел посвящен отработке различных тем в рамках программы математики 5 класса, которые можно использовать как во время урока, так и для проведения самостоятельных работ. Второй раздел посвящен решению задач по различным темам.Мы полагаем, что разработанные задания отвечают индивидуальным интересам учеников, входящих в каждую группу.Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута.Доклад окончен, спасибо за внимание!

1.Акишева А.К. Дифференцированный подход к обучению в начальных классах / А.К. Акишева, А.Н. Абзелова // Наука и реальность. 2021. № 1 (5). С. 137-141.
2.Аубaкиров Т.У. Дифференцированный подход в обучении математике / Т.У. Аубaкиров, Г.Р. Арымбековa // Theoretical & Applied Science. 2022. № 10 (114). С. 582-586.
3.Афанасьев Д.Б. Индивидуально - дифференцированный подход в обучении школьников на уроках математики, по средствам разноуровневого обучения /Д.Б. Афанасьев, А.Ф. Басырова // В сборнике: «Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ». Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 14-16.
4.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
5.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: «Педагогика», 1989. – 560 с.
6.Галузинский В.М. Педагогика: теория и история / В.М. Галузинский, М.Б. Евтух / – К.: Высшая школа, 1995. – 228 с.
7.Григорькина Е.Ю. Особенности применения в обучении дифференцированного подхода / Е.Ю. Григорькина // В сборнике: Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания. сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 2022. С. 48-50.
8.Диденко О.П. Задачи как средство уровневой дифференциации процесса обучения доказательству в школьном курсе алгебры: : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Москва, 2003. - 182 с.
9.Дорофеев Г. В. Оценка качества подготовки выпускников средней-полной школы по математике / Г.В. Дорофеев, Г. М. Кузнецова, К. А. Краснянская и др. - М.: Дрофа, 2020. - 78 с.
10.Жидков А.А. Понятие дифференцированного подхода в обучении / А.А. Жидкова, К.С. Гордеев // Трибуна ученого. 2021. № 11. С. 388-391.
11.Забранский В. Я. Дифференцированное обучение математике учащихся 5-6 классов основной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Киев, 1990. 174 с.
Зелеску Г.В. Дифференцированный подход в обучении и оценивании младших школьников / Г.В. Зелеску // Педагогическая наука и практика. 2022. № 2 (36). С. 86-88.
12.Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. - 144с.
13.Колесникова О.В. Дифференцированный подход в обучении математическому анализу / О.В. Колесникова // В сборнике: Современные проблемы обучения математике в школе и вузе. Материалы Международной научно-методической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 33-38.
14.Колягин Ю.М. Как мы понимаем профильное обучение математике в средней школе / Ю. М. Колягин //Математика 1993—№21-22- с. 1.
15.Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2012. - 180 с.
16.Кузнецова О.В. Дифференцированный подход в личностно - ориентированном обучении на уроке математики / О.В. Кузнецова // В сборнике: Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 196-199.
17.Малиновский, В. В. Устные упражнения как средство дифференциации в обучении математике / В.В. Малиновский // Наука – образованию, производству, экономике, 2010. – 554 с.
18.Маматова М.А. Особенности формирования учебной мотивации младших школьников посредством дифференцированного подхода в обучении / М.А. Маматова, С.А. Нуржанова // Вопросы педагогики. 2022. № 2-1. С. 190-197.
19.Машарипова Ш.Р. Дифференцированный подход к обучению в школе / Ш.Р. Машарипова // В сборнике: Траектория успеха: стратегии и тактики развития одаренности детей и молодежи. Сборник научных статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции,. Нижний Новгород, 2023. С. 84-88.
20.Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Санницкий. - М.: Просвещение, 2010. - 368 с.
21.Неведрова В.В. Дифференцированный подход в обучении / В.В. Неведрова // Вестник научных конференций. 2021. № 9-2 (73). С. 76-77.
22.Руденко И.Ф. Дифференцированный подход в процессе обучения математике / И.Ф. Руденко // Вестник научных конференций. 2021. № 5-2 (69). С. 97-98.
23.Савинская Н.В. Дифференцированный подход - метод обучения не новый, но эффективный / Н.В. Савинская // Библиотечное дело. 2019. № 8 (338). С. 2-3.
24.Сикорский И.П. Теория и методика дифференцированного обучения / И.П. Сикорский. - Львов, 2000. - 420 с.
25.Спиридонова М.Е. Проектно-дифференцированный подход к обучению иностранного языка в условиях дистанционного обучения / М.Е. Спиридонова // Образование и право. 2022. № 10. С. 433-437.
26.Степура Д.А. Организация дифференцированного подхода в процессе обучения математике / Д.А. Степура // Дневник науки. 2020. № 12 (48). С. 11.
27.Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э Унт. - М.: Педагогика, 2017. - 191 с.
28.Фомичева Н.Б. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении на уроках математики / Н.Б. Фомичева // Туныктышо. Учитель. 2019. № 3-4. С. 61-64.
29.Чередов И.М. Формы учебной работы и проблемно-поисковые методы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности / И.М. Чередов // Формы обучения как условия развития активности и самостоятельности личности учащихся: материалы науч.-практ. конф. – Омск, Изд-во ОмГПУ, - 2000. - С. 3-9.
30.Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации / Н.М. Шахмаев. -М., 1989. -66 с.
31.Шмидт А.И. Реализация дифференцированного подхода при обучении младших школьников математике / А.И. Шмидт // Начальное образование. 2019. Т. 7. № 6. С. 26-31.
32.Щетинина Н.Е. Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода при обучении математике / Н.Е. Щетинина // Вопросы педагогики. 2020. № 8-1. С. 130-133.