Воспитание у обучающихся уважительного отношения к традициям народов России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 40 40 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 21.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ РОССИИ 8
1.1.Уважительное отношение к традициям народов России как педагогический феномен 8
1.2. Изучение традиций народов России в учебно-воспитательном процессе образовательной организации 12
1.3. Выводы по первой главе 17
В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования уважительного отношения к традициям народов России. 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ РОССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1.Организация воспитания у обучающихся уважительного отношения к традициям народов России 19
2.2. Система работы по воспитанию у обучающихся уважительного отношения к традициям народов России 21
2.3.Экспериментальная проверка особенностей воспитания у обучающихся уважительного отношения к традициям народов России 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Фрагмент для ознакомления

Позиция как метод в воспитательном ходе реализуется посредством различных фигур, в частности, применяются отрывки из разных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, легенды. Убеждению отвечает самоубеждение – способ самовоспитания, который подразумевает, что ребята сознательно, без помощи других, в поиске решения какой-либо общественной трудности формируют у себя совокупность взглядов. В основе данного развития лежат закономерные выводы, произведенные лично ребятами. В психологической сфере следует создавать вид моральных переживаний, связанных с общепризнанными мерками или отклонениями от норм и эталонов: сострадание, сочувствие, взаимодоверие, признательность, чуткость, самоуважение, эмпатию, стыдливость и др. Способом, оказывающим воздействие на эмоциональную область детей, считается самовнушение и сопряженные с ним способы аттракции. Осуществление любого способа обучения толерантности подразумевает применение совокупности способов, т.е. педагогически законных операций. Можно отметить 3 категории приёмов обучения толерантности. Первая категория приёмов объединена с системой работы школьников в команде: 1. Приём «Эстафета». Преподаватель так организует работу, чтобы взаимодействовали ученики из различных групп. 2. Приём «Взаимопомощь». Работа ребенка организуется таким способом, чтобы результат процесса находился в зависимости от помощи друг другу. 3. Приём «Акцент на лучшее». Преподаватель в беседе с ребенком стремится выделить лучшие из лучших особенности каждого. При этом его анализ должен быть беспристрастен, и основываться на определенные данные. 3. Приём «Обмен ролями». Ученики меняются ролями или функциями, которые приобрели при исполнении задачи. 4. Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др. Вторая категория приёмов связана с системой интерактивной рефлексии: 1. Приём «Ролевая маска». Ребятам предполагается вступить в роль другого лица и сыграть от его личности. 2. Приём «Прогнозирование формирования ситуации». Преподаватель предложит выразить мнение о том, как могла бы совершенствоваться эта или другая конфликтная обстановка. При этом как бы проводится отбор выхода из сформировавшейся ситуации. 3. Приём «Импровизация на независимую тему». Ученики выбирают ту проблему, в которой они наиболее сильны, и что порождает у их конкретный интерес, перемещают действия в новые требование, по-собственному разъясняют значение совершающегося. 4. Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др. Третья категория связана с применением художественной литературы, фильмов и т.д.: 1. Приём «Добрые слова». Ребятам предполагается припомнить хорошие слова, какие сообщают герои кинофильмов другим людям (при этом немаловажно, чтобы данные фразы были направлены к народам иных национальностей, бывшим врагам и т.п.). 2. Приём «Любимые книжки товарища». Ребятам предполагается додуматься, какие книги (песни, кинофильмы) предпочитают их друзья по классу. 3. Приём «Творчество на установленную тему». Ученики легко импровизируют на отмеченную преподавателем тему (имитируют, создают, разыгрывают, объясняют и т.д.). 4. Приёмы: «Сочини окончание истории», «Киностудия» и др. Педагогических приёмов – безграничное большое число. Любая обстановка порождает новейшие приёмы, любой педагог из большого количества способов применяет те, которые отвечают его персональному стилю. В связи с этим, педагог в настоящих заданиях, на классных часах обязан уделять особенный интерес патриотическому воспитанию, уставленному на развитие уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, своей культуре, своему народу и другим народам многонациональной Российской Федерации. Позитивная гражданская точка зрения должна быть составляющей миропонимания обучающегося, устанавливать его действия по отношению к стране, пробуждать веру в перспективу нашей многонациональной страны. Человек, который не любит свой родной край, не испытывает привязанности к своей земле, не понимает историю и культуру своего народа, не способен быть по-настоящему гражданином и патриотом собственной Родины. Перед классными руководителями стоит цель – присоединить обучающихся к культурам и обычаям разных национальностей, корректировать воздействие на ребенка общественно – народных условий и создавать у них чувство и сознание граждан мира. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения.2.3.Экспериментальная проверка особенностей воспитания у обучающихся уважительного отношения к традициям народов РоссииДиагностическая программа состоит из 3 индивидуальных бесед со школьниками. Цель – определить особенности сформированности у школьников уважения к другим культурам. Вопросы представлены в приложении. Уровни знаний школьниковВысокий. Школьник владеет элементарными знаниями, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют школьнику демонстрировать использование знаний о национальностях, населяющих Россию, знание народных промыслов. У ребенка чувствуется желание узнать больше о народах, нациях их традициях и культуре. Его представления носят целостный характер.Средний. Школьник отчасти владеет знаниями о культуре народов России, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с педагогом, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но не на все и иногда допускает ошибки). Это позволяет сделать вывод об избирательности школьника, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют школьнику демонстрировать знания о культуре народов России, однако особенного желания узнать что-то новое у него не наблюдается.Низкий. Школьник слабо владеет знаниями, какие-то разделы позволяют ему быть активным в общении с педагогом, но чаще всего активность инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов школьник дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность школьника и обнаруживает у него разрозненность этнокультурных представлений.По первой беседе результаты таковы.У 80 % детей отмечается высокая степень вовлеченности в беседу. Кроме того, 70 процентов детей очень четко отвечают на вопросы, демонстрируют знания в области других культур. 20 процентов имеют средний уровень включенности и знаний. И не школьники, которым беседа была неинтересна, мы не выявили.Мы получили такие результаты целевого наблюдения включенности и знаний старших школьников по второй беседе.60 % - высокий уровень вовлеченности в беседу30 % - средний уровень.10 % - низкий уровень.Наконец, по третьей беседе результаты таковы: 70 процентов – высокий уровень, 20 процентов – средний, 10 процентов – низкий.Это позволяет говорить о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию представлений о культуре других народов, уважения к культурам народов России действительно необходима школьникам и дает действительно положительные результаты. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.Воспитание уважения к другим культурам и народам у учащихся включает формирование таких качеств, как толерантность, этническая просвещённость и готовность к межэтническому пониманию и диалогу. Это возможно при особой роли школы, где складываются взгляды на мир, ценностные установки и личный опыт общения.Уважительное отношениеозначает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании уважительного отношения, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.В работе была проведена экспериментальная проверка, которая показала, что в формировании уважительного отношения к культурам народов России нужно соблюдать следующие условия:- комплексный подход- системность- регулярность воспитательной работы- проведение работы по формированию познавательного интереса к культуре народов России- использование инновационных педагогических форм и методов педагогической воспитательной работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным.Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». В настоящее время проблема формирования у детей способности терпимо относится к людям, отличающимся от них самих, становится чрезвычайно актуальной, т.к. по СМК, в беседах со взрослыми людьми все чаще слышатся нотки нетерпимости к инако-людям.Основываясь на проведенной теоретической и практической работе, можно сделать вывод, что выдвинутое нами в начале исследования предположение о том, что организационно-педагогические условия воспитания у обучающихся уважительного отношения к традициям народов России, будут эффективными. К ним можно отнести следующие:- воспитание уважительного отношения к традициям народов России у школьников является одной из основных целей образовательного процесса;- определена специфика воспитания уважительного отношения к традициям народов России у детей школьного возраста;- определены педагогические условия воспитания уважительного отношения к традициям народов России.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе /И.С. Агапова - М: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.Алюбаева, Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92906/ (дата обращения: 08.01.2024).Ануфриев, Е.А. Национальная идея и воспитание патриотизма /Е.А. Ануфриев//Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52-54.Батурина, Г.И. Народная педагогика воспитания школьников. /Г.И. Батурина - М.: Пресс, 1995. - 160 с.Вырщиков, А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников /А.Н. Вырщиков. - М.: Глобус, 2017. – 89 с. Горбова, М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / М.А. Горбова. - М.: Глобус, 2016. – 214 с. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности /О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии.- М.: Наука, 1977.- 333 с.Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.:Академия, 2011.- 590 с.Концепциядуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2019. Кузнецов, Г. И. Педагогика: учебное пособие / Г.И. Кузнецов. - СПб.: Нестор-История, 2014. – С. 176Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения /В.И. Лесняк //Педагогика и жизнь. – 2016 г. - № 5. - С. 110-114 Манькорская, Т.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании личности /Т.Н. Манькорская //Психологические особенности формирования личности - М.: Наука. - 2013. - 108 сНовейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2013.— 1280 с. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/16).Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2005- 2010 г. //Педагогика. – 2015. - № 4. – С. 26-38. Петрова, В.И. Азбука нравственного взросления [Текст] / В. И. Петрова [и др.]. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб.для студентов вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 463.Прохорова, О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи /О. Прохорова//Воспитание школьников.-2016.-№3.-С.2-7 Создание благоприятной атмосферы общения. - В центре внимания – личность /Под ред. К.И. Иванчука. - Новгород: Русь, 2012. - С.56 – 60.Солдатенков, А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников /А.Д. Солдатенков//Советская педагогика. - 2014. - № 10. - С. 46-52/50.Социальная педагогика /Под ред. М.Л. Галагузовой. – М.: Академия, 2000 - 692с.Суходолова, Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.М. Суходолова - Челябинск, 2005. - 27 с.Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения./М.А. Терентий. - Кишинев: Штиница, 2018. - 275 с.Усова, А.В. Актуальные проблемы воспитания и обучения школьников /А.В. Усова //Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 36.Харламов, И.Ф. Патриотическое воспитание школьников. / И.Ф. Харламов - М.: Просвещение. - 2012. - 199 с.Шитякова Н. П. К вопросу о закономерностях подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. / Н. П. Шитякова. – 2006. № 5-2. С. 120-127.ПРИЛОЖЕНИЕИндивидуальная беседа со школьникамиЦель беседы: выявить интерес детей к культуре разных народов.Программа беседы № 11.​ В каком городе (поселке) ты живёшь? Как он называется?2.​ Почему он (город, поселок)) так называется?3.​ Что отличает наш город (поселок) от других?4.​ Как называется наша область?5.​ Как называется наш край?6.​ Кто мы по национальности?7.​ Что отличает одну национальность от другой?8.​ Что общего между людьми (детьми) разных национальностей?9.​ Люди каких национальностей проживают в нашем крае?Программа беседы № 21.​ Традиции (то, что обычно, привычно) каких народов ты знаешь?2.​ Когда люди говорят на незнакомом тебе языке, спрашиваешь ли ты, что эти слова обозначают?3.​ Какие ты знаешь праздники народов России?4.​ Почему разные народы должны дружить между собой, жить в мире и согласии?Программа беседы № 31.​ Какие ты знаешь народные праздники? Расскажи о них.2.​ Какие народные праздники ты любишь больше всего? Почему?3.​ Какие праздники ты считаешь русскими? Праздники каких народов ты знаешь, любишь?4.​ Как ты готовишься к праздникам?5.​ Как в твоей семье готовятся к праздникам?6.​ Какие сказки, писателей других народов России ты знаешь?7.​ Сказки каких народов ты любишь? Почему?8.​ В какие игры играют разные народы? Какие ты знаешь игры? Каких народов?9.​ Каких ты знаешь героев народных сказок?10.​ Какие герои сказок с детства твои любимые?11.​ Какие обычаи ты знаешь? Обычаи каких народов? Какие обычаи тебе нравятся?

1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе /И.С. Агапова - М: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Алюбаева, Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92906/ (дата обращения: 08.01.2024).
3. Ануфриев, Е.А. Национальная идея и воспитание патриотизма /Е.А. Ануфриев//Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52-54.
4. Батурина, Г.И. Народная педагогика воспитания школьников. /Г.И. Батурина - М.: Пресс, 1995. - 160 с.
5. Вырщиков, А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников /А.Н. Вырщиков. - М.: Глобус, 2017. – 89 с.
6. Горбова, М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / М.А. Горбова. - М.: Глобус, 2016. – 214 с.
7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности /О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии.- М.: Наука, 1977.- 333 с.
8. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.:Академия, 2011.- 590 с.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2019.
10. Кузнецов, Г. И. Педагогика: учебное пособие / Г.И. Кузнецов. - СПб.: Нестор-История, 2014. – С. 176
11. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения /В.И. Лесняк //Педагогика и жизнь. – 2016 г. - № 5. - С. 110-114
12. Манькорская, Т.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании личности /Т.Н. Манькорская //Психологические особенности формирования личности - М.: Наука. - 2013. - 108 с
13. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2013.— 1280 с.
14. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/16).
15. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2005- 2010 г. //Педагогика. – 2015. - № 4. – С. 26-38.
16. Петрова, В.И. Азбука нравственного взросления [Текст] / В. И. Петрова [и др.]. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301
17. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 463.
18. Прохорова, О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи /О. Прохорова//Воспитание школьников.-2016.-№3.-С.2-7
19. Создание благоприятной атмосферы общения. - В центре внимания – личность /Под ред. К.И. Иванчука. - Новгород: Русь, 2012. - С.56 – 60.
20. Солдатенков, А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников /А.Д. Солдатенков//Советская педагогика. - 2014. - № 10. - С. 46-52/50.
21. Социальная педагогика /Под ред. М.Л. Галагузовой. – М.: Академия, 2000 - 692с.
22. Суходолова, Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.М. Суходолова - Челябинск, 2005. - 27 с.
23. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения./М.А. Терентий. - Кишинев: Штиница, 2018. - 275 с.
24. Усова, А.В. Актуальные проблемы воспитания и обучения школьников /А.В. Усова //Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 36.
25. Харламов, И.Ф. Патриотическое воспитание школьников. / И.Ф. Харламов - М.: Просвещение. - 2012. - 199 с.
26. Шитякова Н. П. К вопросу о закономерностях подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. / Н. П. Шитякова. – 2006. № 5-2. С. 120-127.